ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Деятельность СМИ в системе процессов общенияМассовая коммуникация — это один из видов общения. Общение же есть «не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества — ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» [А.А.Леонтьев, 1999. С. 21]. Массовая коммуникация и является основным видом общения, наиболее тесно связанным с функционированием и развитием общества. Это основной механизм его саморегуляции. Можно выделять виды общения по различным параметрам. По параметру ориентированности (предмета или содержания общения) можно выделить три таких вида. В предметно ориентированном общении предметом (содержанием) является взаимодействие людей в процессе совместной деятельности. В личностно ориентированном общении предметом или содержанием являются личностные, психологические взаимоотношения людей — то, что в обиходе и называется выяснением отношений. Наконец, в социально ориентированном общении, примером которого и является массовая коммуникация, предметом или содержанием является социальное взаимодействие внутри определенного коллектива или изменение системы социальных отношений в данном коллективе, его социальной или социально-психологической структуры, содержания общественного сознания или непосредственной социальной активности членов данного общества. В этом случае одна часть общества воздействует на другую с целью оптимизировать деятельность общества в целом, в частности с целью увеличить его социально-психологическую сплоченность, его внутреннюю стабилизацию, повысить уровень сознательности или уровень информированности. Субъектом такого социального взаимодействия является общество в целом (или социальная группа), а субъектом обеспечивающего это взаимодействие социально ориентированного общения — человек или
группа, которому (которой) общество доверяет в конкретной ситуации выступать от своего лица: телекомментатор, автор газетной рубрики или отдельной газетной статьи, тележурналист, и т. п. Итак, общение при помощи СМИ по первому параметру (ориентированность) является типичным социально ориентированным видом общения. Второй параметр классификации видов общения — это его психологическая динамика, т. е. соотношение реального состояния реципиента и желаемого состояния, на достижение которого и направлено общение. Здесь дать характеристику интересующему нас виду общения достаточно трудно, так как психологические функции СМИ исследованы недостаточно. Третий параметр — семиотическая специализация общения. Она зависит от того, какой именно вид СМИ мы рассматриваем. Так, в прессе и радио это собственно языковое или речевое общение, в ТВ задействованы, кроме того, другие знаковые и образные средства. Четвертый параметр — степень опосредованности, т. е. количество ступеней опосредования процесса общения при условии содержательного тождества общения. Такие ступени могут выполнять разные функции — редактирующую, контролирующую, техническую, распространительную; однако на всех ступенях сообщение сохраняет свое содержательное тождество. Общение при помощи СМИ всегда является опосредованным в очень большой мере, хотя качественный характер такого опосредования может быть различным. В социально ориентированном общении, включая массовую коммуникацию, конструктивная функция может в определенных случаях подменяться деструктивной. Например, в ситуации, так называемой психологической войны целью общения является дестабилизация общества, его внутренняя разобщенность, дезинформация, нарушение оптимального функционирования. В общении при помощи СМИ (радио, телевидения) параметры общения варьируются довольно широко. Так, что касается психологической динамики общения, мы ориентируемся на различные психологические характеристики аудитории. Это определенный уровень знаний; мотивация вступления в общение; уровень и направленность интереса и внимания и т. п. Общаясь с аудиторией посредством радио и ТВ, мы, с одной стороны, опираемся на эти характеристики, с другой — стремимся в той или иной мере изменить их. Что именно мы стремимся изменить и действительно изменяем, зависит от типа передачи и от конкретной передачи.
Психологическое воздействие на аудиторию радио и ТВ может осуществляться в сфере знаний (информирование, обучение), в сфере навыков или умений в той или иной деятельности (обучение), в сфере собственно деятельности в ее реальном осуществлении (внушение, убеждение; речь идет о сообщении непосредственно значимой информации типа прогноза погоды на завтра), в сфере мотивов и потребностей, установок, ценностных ориентации (убеждение) и т. п. Здесь особенно важно подчеркнуть, что общение по радио и ТВ, как и практически любое другое общение, не является однонаправленным ни с точки зрения структуры коммуникативной сети, ни с точки зрения самого процесса общения. Действительно, в радио и ТВ имеется обратная связь, по крайней мере, двоякого рода. Во-первых, это специальные интерактивные каналы, такие, как письма, звонки на телестудию, вопросы-ответы в прямом эфире и пр. Обратная связь подобного рода изменяет и совершенствует организацию общения, но не влияет непосредственно на сам процесс общения, если не считать некоторой возможной коррекции в стиле общения. Гораздо более значим второй вид обратной связи. Это представление коммуникатора о возможной и ожидаемой реакции реципиента. Выступая перед телекамерой, я не вижу своей аудитории; но, зная, на кого я рассчитываю выступление, и, имея достаточный опыт непосредственного общения с такой аудиторией, могу с достаточной степенью уверенности предсказать, какое воздействие окажет мое выступление и какова может быть реакция слушателя (зрителя). При этом, имея своего рода внутреннюю мерку, я могу контролировать процесс общения. Думается, именно этот вид обратной связи, который можно назвать скрытой обратной связью, является основным для радио и телевидения. И для психологической динамики общения он особенно интересен: мы не только изменяем психику реципиента в нужном нам направлении, но и сами гибко приспосабливаем свою психику к задаче и условиям общения. Говоря об обратной связи и моделировании аудитории общения при помощи СМИ, необходимо упомянуть и о процессе так называемой самоподачи. Эта передача коммуникатором информации о самом себе, которая способствует созданию у аудитории такой модели коммуникатора (имиджа), которую он считает оптимальной для достижения целей общения [А.А. Леонтьев, 1990]. В практическом социально ориентированном общении эта самоподача всегда имеет место. Например, интерес
но проследить механизм самоподачи в телевизионных выступлениях М. Леонтьева — в газетных материалах М. Соколова и А. Архангельского. Процессы массовой коммуникации по своей природе многофункциональны. Наряду с социально ориентированным общением, ради которого, строго говоря, только и существуют средства массовой информации, массовая коммуникация предполагает и реализацию не непосредственно социальных функций. Так, телевидение наряду с информированием и прямым социальным воздействием в той или иной форме реализует и потребность аудитории в релаксации, в игровой деятельности и т. п. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|