Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психолингвистическая модель речевого воздействия




Цель речевого воздействия — это определенная организация деятельности людей (аудитории или от­дельного реципиента). Воздействуя на аудиторию или реципиента, мы стремимся выделить факторы, влияю­щие на эту деятельность, и избирательно воздейство­вать на них. Но при таком понимании психологическое воздействие не есть пассивное подчинение чужой воле: оно предполагает борьбу и сознательную оценку зна­чимости мотивов, более или менее осознанный выбор из ряда возможностей. Речевое воздействие служит для облегчения осознания ситуации, подсказывает реци­пиенту известные основания для выбора, осуществля­ет сдвиг в его системе ценностей, убеждений и соци­альных установок. Оно осуществляет изменения в де­ятельности через изменения в личности.

Для этой цели можно воспользоваться одним из трех способов. Но прежде чем рассмотреть их введем два важных понятия.

Поле значений реципиента или аудитории — это структура усвоенного человеком общественного опыта, та объективная «сетка», через которую он воспринима­ет мир, расчленяет и субъективно интерпретирует его.

Смысловое поле реципиента или аудитории — это соотнесенность системы значений с выраженными в них мотивами, включенность значений в систему лич­ности и деятельности реципиента. Как выразился из­вестный психолог А.Н. Леонтьев, смысл — это «для меня-значение».

Итак, первый способ воздействия — ввести в поле значений реципиента новые значения, сообщить ему такие новые знания о действительности, на основе которых он изменит свое поведение или по свое отношение к этой действительности. Это воздействие через

информирование. Здесь мы сообщаем реципиенту о новых для него событиях (скажем, о террористиче­ском акте 11 сентября 2001 г.).

Второй способ воздействия: изменить поле значе­ний реципиента, не вводя в него новых элементов, т. е. изменить понимание реципиентом событий и их взаи­мосвязи. Это тоже информирование, но на другом уров­не, когда событие уже известно, но благодаря воздей­ствию оно интерпретируется реципиентом по-другому. Например, когда сообщается о том, кто именно ответ­ствен за гибель людей во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке, сам факт этой гибели уже известен, из­вестно и о существовании Бен Ладена и его организа­ции; новой является только их связь друг с другом.

Третий способ воздействия: не сообщая вообще никакой новой информации об элементах поля значе­ний (о событиях) или об их взаимосвязи, изменить отношение реципиента к этим элементам или событи­ям. Это воздействие через убеждение. Не сообщая реципиенту ничего, чего бы он уже не знал, но то, что он знает, представляем для него в новом свете. Напри­мер, связать известную ему информацию с мотивом, иерархически (в структуре его личности) более высо­ким или, напротив, более «низким», бытовым, скажем, если убедим его, что переход на зональную систему оплаты поездок на московском метро будет финансово выгоден лично для него [А.Н.Леонтьев, 1968].

Успех воздействия через убеждение связан с мо­делированием смыслового поля реципиента (аудито­рии). Коммуникатор должен представить себе смысло­вое поле реципиента в момент воздействия и после него, представлять себе характер и направление тех изменений в смысловом поле реципиента, которых он должен добиться в результате воздействия.

Речевое воздействие в психологическом (психолинг­вистическом) плане в том и состоит, что на основе двой­ного моделирования смыслового поля реципиента (на­личного и желаемого его состояния) и на основе своего представления о соотношении смыслового поля и си­стемы значений (поля значений) коммуникатор кодиру­ет желаемые изменения в смысловом поле реципиента в виде языкового (речевого) сообщения. Реципиент же, воспринимая это сообщение, декодирует его и «извле­кает» из него скрытую за внешним планом (планом значений) глубинную информацию, значимую для его личности и деятельности.

Это значит, что коммуникатор должен уметь не только объективно выразить в словах и конструкциях

 

 

то или иное содержание, но и сделать это единственно целесообразным оптимальным способом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных