ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
Публицистический стиль является одним из самых открытых в системе функциональных стилей русского языка. Он открыт для элементов функционально-делового и научного стилей, в нем находят применение разговорные способы выражения и используются художественные средства. Но главной особенностью данного стиля является «чередование экспрессии и стандарта» (В.Г. Костомаров), обусловленное функцией воздействия на адресата и функцией сообщения. В зависимости от преобладания либо экспрессии, либо стандарта в текстах массовой информации и можно выделить информационный и публицистический под-стили (рис. 1).
Информационный и публицистический подстили
|
| Цель высказывания
| Тип речи
| Жанровая структура
| Тип автора
| Оценочность
| Модальномь
|
|
|
|
|
|
| Информативность
| Преобладание стандарта
| Информационные жанры
| Социальный человек
| Скрытая оценочность
| Объективная
|
|
|
|
|
|
| Воздействовать
| Преобладание
| Публицистически, аналитические, сатирические и т. п.
| Частное лицо
| Открытая оценочность
| субъектная
| | | | | | | |
Рис. 1
Каждый из подстилей имеет собственную жанровую структуру. Традиционно жанры делятся на информационные, аналитические, сатирические, художественно-публицистические, рекламные. В основу деления текстов СМИ на определенные жанры могут быть положены различные принципы: интенция (описать, проинформировать, разрекламировать, высмеять и т.п.), композиционные формы / регистры речи, образ автора (человек социальный / человек частный), модальность (объективная / субъективная), оценочность (скрытая / открытая) и т.п. [Солганик, 2001
В нашем случае жанровая структура определяется соотнесенностью с информационным и публицистическим подстилями. Информационному подстилю соответствуют информационные жанры (хроникальная заметка, информационная заметка, корреспонденция, репортаж, интервью). К публицистическому подстилю можно отнести аналитические жанры (аналитическая статья, рецензия, комментарий, обзор), сатирические жанры (фельетон, памфлет, сатирическая реплика), художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, полемическая статья, заметка), рекламные жанры (наиболее открытая система, так как использует элементы всех жанров).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|