ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды деятельности, направленные на ограничение конкуренции 1 страницаПлан 4.1. Монополистическая деятельность и экономико-правовая характеристика категории «доминирующее положение». 4.2. Виды злоупотреблений доминирующим положением в России. 4.3. Виды горизонтальных и вертикальных соглашений. 4.4. Практика контроля и антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений в России. 4.1. Монополистическая деятельность и экономико-правовая характеристика категории «доминирующее положение» Рассмотрим формы монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции в виде злоупотреблений доминирующим положением и согласованными действиями хозяйствующими субъектами, проанализируем структуру правонарушений и выделим основанные тенденции, сложившееся в этой сфере нарушения антимонопольного законодательства. Понятие монополистической деятельности, являющееся базовым при определении характера нарушений антимонопольного законодательства в России, за последние 10 лет существенно эволюционировало. До 2002 г. в содержательную сущность этой категории включались действия хозяйствующих субъектов (ХС) и органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В настоящее время действия органов власти различных уровней исключены из понятийной характеристики монополистической деятельности, и в круг объектов, попадающих под эту норму права (статья 4 закона «О защите конкуренции...»), включены только хозяйствующие субъекты (рис. 8). Данное изменение вполне закономерно с экономической точки зрения, так как основная цель любой монополистической деятельности — извлечение монопольной прибыли путем использования рыночной власти. Соответственно представительство в данной норме в качестве объекта нарушений органов власти было несколько некорректно. Поэтому, согласно пункту 10 статьи 4 закона «О защите конкуренции», под «монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством» [1].
При определении доминирующего положения на рынке законодательство о конкуренции различных государств оперирует чаще всего двумя критериями: монополистической деятельностью и структурой рынка. Важно заметить, что в практике ЕС выработаны количественные и качественные показатели, единообразно применяемые юристами и экономистами во многих странах Европы, что позволяет унифицировать действующее законодательство и приблизиться к единым подходам и нормам, отражающим политику конкуренции [1, 4]. «Доминирующее положение — ситуация, при которой предприятие обладает экономической властью, позволяющей предотвращать эффективную конкуренцию и действовать, не принимая во внимание своих конкурентов, покупателей и продавцов. Одновременно рыночное доминирование — это положение, при котором предприятие в силу рыночной доли, владея техническими знаниями, доступом к сырьевым и финансовым ресурсам, имеет возможность устанавливать цены или контролировать производство или распределение значительной части продукции на релевантном рынке» [1]. В законе «О защите конкуренции» содержательно-нормативной трактовке категории «доминирующее положение» посвящена статья 5. В сравнении с предыдущим законом существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В частности, снижен размер доли хозяйствующего субъекта на рынке с 65 до 50 %, начиная с которого компания должна доказать антимонопольному органу, что она не занимает на рынке доминирующего положения. Хозяйствующие субъекты, доля которых на товарном рынке превышает 50 %, признаются доминирующими, если они не докажут, что не обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. К таким условиям можно отнести: установление единой цены товара, выработку общих для всех участников рынка условий поставки, разработку единой методики и формулы скидок с цены, установление приоритетных зон географического обслуживания и дифференциацию цен для различных групп потребителей товара и др. В соответствии с действующим законом: «Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц): — возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке; — и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов; — и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок» [1]. Важно отметить, что за хозяйствующим субъектом закрепляются права представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим. При этом методика анализа рынка и положения на нем хозяйствующего субъекта должна соответствовать инструкциям, а полученные результаты должны быть экономически и юридически аргументированы. Установленный в законе порог в размере 50 % доли рынка как признак доминирования соответствует практике большинства стран-членов ЕС. Законодательство отдельных стран-членов ЕС предусматривает и меньшие пороговые значения. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %. Данная норма осталась неизменна и повторяет положение предыдущего закона. Особенностью нового закона является включение в практику законоприменения категории коллективного доминирования. Важно, что констатация коллективного доминирования возможна только при совокупном исполнении или существовании нескольких (пяти) условий. Доказательство или опровержение коллективного доминирования потребует использования системного алгоритма, многоступенчатого и тщательного экономического анализа. В статье 5 части 3 закона «О защите конкуренции» формулировка имеет следующий вид: «доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия: 1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов составляет менее чем восемь процентов); 2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; 3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц» [1]. Установление нижнего порога доминирования в размере 8 % предоставляет антимонопольному органу возможность проанализировать и выявить монопольные тенденции на товарных рынках, характеризующихся олигополистической структурой, т. е. доминированием ограниченного количества крупнейших компаний, которое сопряжено с ограничением конкуренции и ущемлением интересов иных лиц. Любые решения антимонопольного органа о злоупотреблении доминирующим положением на оли- гополистических рынках, а также соответствующие решения о применении санкций за такое правонарушение хозяйствующие субъекты вправе оспаривать в суде. Расширение перечня рыночных ситуаций, которые могут характеризоваться как доминирование одного или нескольких хозяйствующих субъектов, предоставляет антимонопольному органу возможность в условиях судебного состязания: — доказать необоснованное повышение цен; — дискриминационное^ условий договоров; — навязывание невыгодных условий договоров, не относящихся к предмету договора; — влиять в одностороннем порядке на общие условия обращения товара в отношении компаний, обладающих рыночной властью. В целях совершенствования практики применения антимонопольного законодательства закон безальтернативно, не требуя специального доказательства, устанавливает, что «доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии». Данная законодательная норма закрепляет сложившуюся судебную практику по делам о нарушении антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий и является обобщением практики применения антимонопольного законодательства за период с 1992 г., что полностью соответствует экономической природе субъекта естественной монополии. В заключение параграфа отметим, что федеральными законами в особых условиях могут устанавливаться случаи признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35 %. На наш взгляд, данная ситуация возможна для тех рынков, функционирование которых сопряжено с национальной безопасностью страны (социально значимые, стратегические, рынки отдельных видов природных ресурсов). Особым случаем доминирования является ситуация двусторонней монополии, нередко принимающей формы противостояния на рынках монопольного продавца и монопольного (моно- псонического) покупателя. Подобные отношения существуют между предприятиями, тесно связанными между собой внутриотраслевой кооперацией или в условиях рынка естественных и временных монополий. Исход двусторонней монополии в значительной степени зависит от сравнительной способности ее субъектов вести торг. Можно утверждать, что действительные цены и объем рынка при двусторонней монополии будут находиться в промежутке между двумя крайними ситуациями: когда монополист максимизирует прибыль и когда монопсонист максимизирует собственную функцию на основе представлений о конкурентной структуре рынка [2]. 4.2. Виды злоупотреблений доминирующим положением в России В статье 10 закона «О защите конкуренции» изложены правовая природа и перечень форм злоупотреблений доминирующим положением. Согласно этой статье: «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц» [1]. Статистический анализ деятельности антимонопольных органов за весь период показывает, что злоупотребление доминирующим положением хозяйствующих субъектов превалирует в структуре выявленных нарушений антимонопольного законодательства. В 2007 г. и 2008 г. на их долю приходилось более 55 % рассмотренных ФАС России и его территориальными управлениями заявлений (5 290 и 2 931 соответственно). Это подтверждает тот факт, что ожидания ХС относительно наведения порядка на монополизированных товарных рынках в течение всего анализируемого периода остаются высокими. Процент возбужденных дел не превысил четверти всех рассматриваемых дел. Однако их количество увеличилось в 2007 г. За период с 1999 г. количество рассмотренных фактов нарушений (заявления и возбужденные дела по инициативе АМО) увеличилось почти в 2,5 раза, а доля возбужденных дел в общем количестве признанных нарушениями — на 18 процентных пункта. По 614 делам были выданы предписания, из которых 409 исполнено. Количество предписаний по данному виду злоупотреблений несколько снизилось, хотя и остается стабильно высоким — на уровне 27-34 %). В 2007 г. принято 676 решений о признании нарушения по результатам рассмотрения дел в отчетном периоде, а по 242 делам за отчетный период проходили процедуры обжалования в судах различной инстанции, что и повлияло на снижение исполнительской дисциплины. Рассмотрим основные виды злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением, которые ограничивают конкуренцию или ущемляют интересы других лиц в соответствии со статьей 10 закона «О защите конкуренции» (рис. 9) [1]. По направлениям воздействия злоупотребления доминирующим положением можно объединить в две основные группы нарушений: — злоупотребления по отношению к контрагентам по договору — поставщикам и потребителям; — злоупотребления по отношению к субъектам, действующим на рынке, — реальным и потенциальным конкурентам. Навязывание контрагенту невыгодных условий договора является наиболее характерным нарушением предприятий, занимающих доминирующее положение: например, в 2007 г. на их долю приходилось около 27 % всех злоупотреблений, или 355 дел. За последние годы наметилось некоторое снижение доли этих видов злоупотреблений в отраслях энергетики, транспорта, ЖКХ. Под навязыванием контрагенту условий договора понимается отказ субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, заключить договор без выполнения невыгодных для контрагента условий. Под дискриминирующими условиями, включаемыми в договор, понимаются такие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими субъектами.
Наиболее распространенным видом злоупотреблений является ценовая дискриминация: эксклюзивные скидки для отдельных групп потребителей, установление различных бонусов и вознаграждений особым потребителям и др. Нередки злоупотребления в виде принудительного ассортимента, продажи в нагрузку, условий поставки. Например, обязательное страхование имущества, являющегося предметом договора, у определенного страховщика, поставка оборудования только вместе с услугами по проведению его пусконаладочных работ, продажа компьютеров только вместе с программным обеспечением и расходными материалами, ограничения на осуществление каких-либо действий, неоплачиваемая реклама и пр. Необоснованные требования могут выражаться не только во включении таких условий в текст данного договора, но и в понуждении заключения отдельного договора с такими требованиями. Второе место по факту злоупотреблений занимает необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности безубыточного производства или поставки соответствующего товара как реакция монополиста на нежелание субъектов рынка заключить договор на невыгодных для него условиях. На долю этих дел приходится около 17,6 %. Они занимают также второе место по количеству выданных предписаний. В последнее время подавляющее большинство данного вида нарушений касается действий субъектов естественных монополий. Практически в каждом регионе рассматриваются дела, связанные с отказом энергопоставляющей организации заключить договоры электроснабжения с хозяйствующими субъектами, требуя у них оплаты электроэнергии, использованной предыдущими арендаторами помещений. Классическими нарушениями являются отказы в портах заключать договоры на обслуживание пассажирских судов независимых субъектов рынка. Третьим наиболее распространенным нарушением является несоблюдение установленного нормативными актами порядка ценообразования. За 2007 г. было возбуждено 172 дела, что составило почти 13 % всех нарушений в сфере злоупотреблений доминирующим положением. Основная часть нарушений за последние годы связана с отсутствием согласованных тарифов на регулируемые виды услуг с региональными энергетическими комиссиями, с администрациями субъектов РФ или муниципальных образований. Например, злоупотребления, допущенные хозяйствующими субъектами — естественными монополистами (водо-, газо-, тепло-, энергоснабжение, отдельные виды транспорта и связи, услуги портов и аэропортов)[2]. В 2007 г. значительно увеличилось количество возбуждаемых дел (170 дел) и выданных предписаний по факту необоснованного сокращения или прекращения производства товаров (предоставление услуг). Наиболее часто данное нарушение фиксируется в деятельности субъектов естественных монополий. Некоторое снижение в возбужденных делах (50 дел) наблюдалось по фактам препятствия доступа на рынок (почти в 2 раза). Количество нарушений по созданию дискриминационных условий доступа на рынок сократилось и составило 51 факт, а изъятие товара из обращения уменьшилось на 5 фактов. Количество выданных предписаний по фактам установления монопольно высоких (низких) цен увеличилось практически в 2 раза. В целом по данному пункту наблюдался достаточно высокий процент в заявлениях (около 7-8 %) на протяжении всего периода мониторинга (2008 г.) (рис. 10). Для сохранения доминирующего положения на рынке и укрепления рыночной власти монополисты создают препятствия доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам. В 2007 г. в РФ было рассмотрено более 200 заявлений. Доля данной группы нарушений составила 3,76 % от общего количества ежегодных нарушений. Под препятствием (барьерами) для доступа на рынок понимаются правовые, организационные, экономические, технологические и финансовые факторы и обстоятельства, мешающие вступлению новых хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок и ограничивающие их возможности на равных условиях конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами. Примерами создания препятствий являются эксклюзивные соглашения, меры в сфере охраны интеллектуальной собственности, установление контроля над поставщиками (потребителями) реальных или потенциальных конкурентов, применение различных систем скидок, ограничения на продажу или послепродажное обслуживание, распространение ложных сведений о своей деятельности или деятельности конкурентов и др.
1 — создание дискриминационных 6 — установление монопольно низких условий доступа цен 2 — навязывание невыгодных условий 7 — установление монопольно высо- договора ких цен 3 — необоснованное установление раз- 8 — создание препятствий доступа на личных цен (тарифов) на один товар рынок 4 — необоснованное сокращение или 9 — необоснованный отказ от заклю- прекращение производства товаров чения договора 5 — нарушение порядка ценообразо- 10 — прочие нарушения, в том числе вания изъятие товаров из обращения Рис. 10. Структура выданных предписаний по фактам злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке по системе ФАС РФ в 2008 г. Исходя из анализа нарушений, совершаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, можно выделить три направления нарушений: — ограничение подачи либо угроза ограничения подачи ресурсов по действующим договорам, что используется как способ понуждения погашения собственных долгов за потребленные ресурсы; — отказ от заключения договоров, ограничение подачи либо угроза ограничения подачи ресурсов по действующим договорам, что используется как способ понуждения погашения долгов за ресурсы, потребленные прежними владельцами собственности; — ограничение подачи либо угроза ограничения подачи одного вида ресурсов по действующему договору как способ понуждения погашения задолженности за потребление другого вида ресурсов по другому действующему договору. ФАС России 13 августа 2008 г. признала группу компаний «Ме- чел» нарушившей статью 10 закона «О защите конкуренции» в части создания дискриминационных условий для отдельных потребителей продукции; экономически и технологически необоснованного отказа от заключения договора на поставку продукции; установления, поддержания монопольно высокой цены товара. Красноярское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) признало ЗАО «Сибирь Авиа Сервис» нарушившим статью 10 закона «О защите конкуренции». Компания злоупотребила доминирующим положением на рынке поставки авиационного керосина. ЗАО «Сибирь Авиа Сервис», доминируя в географических границах аэропорта «Красноярск» на товарном рынке поставок авиационного топлива, вынудило ОАО «КрасЭйр» заключить договор на поставку авиационного топлива и оказание услуг топ- ливно-заправочного комплекса на невыгодных для него условиях. В договоре указывалось, что «Сибирь Авиа Сервис» имеет право по своему усмотрению увеличивать стоимость топлива и услуг по топливозаправке при нарушении контрагентом условий расчетов по договору. В случае неисполнения ОАО «КрасЭйр» условий договора ЗАО «Сибирь Авиа Сервис» оставляет за собой право не производить заправку его воздушных судов. Анализ отраслевой структуры нарушений в форме злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках по системе антимонопольных органов за 1999-2008 гг. показал, что доля нарушений сократилась в сфере связи (на 8,33 %), нефтедобычи и переработки (на 1,48 %). Подавляющая часть злоупотреблений доминирующим положением (около 80 %) в 1999-2008 г. была допущена субъектами сферы естественных монополий (электро- и теплоэнергетика, железнодорожный транспорт, связь). Так, количество нарушений в сфере электро- и теплоэнергетики увеличилось в 4 раза за весь период наблюдения. Второе место среди нарушителей занимала сфера газоснабжения (рост составил с 8,0 до 11,3 %), третье место — жилищно-коммунальная сфера (13,3 %). Особое место среди нарушителей занимают субъекты естественных монополий и иные доминирующие на рынке компании, действия которых направлены или имеют своим результатом дискриминацию одного контрагента по сравнению с другими. Можно выделить несколько видов нарушений, характеризующихся как дискриминация. Первым видом нарушений, наиболее тяжелых по экономическим последствиям, является создание субъектом, занимающим доминирующее положение, дискриминирующих условий доступа заинтересованных лиц к своим производственным мощностям, инфраструктурным сетям. Вторым видом нарушений является предоставление контрагентам услуг, выполнение работ доминирующими на рынке субъектами на неравных условиях. Исходя из анализа отметим наиболее характерные черты перечисленных злоупотреблений в различных отраслях экономики. Электроэнергетика Эта сфера отличается самым высоким уровнем нарушений антимонопольного законодательства. Так, с 2005 по 2007 г. количество рассмотренных заявлений, выявленных нарушений и возбужденных дел составило в совокупности около половины всех нарушений. Нарушения антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики в основном касаются деятельности электросетевых компаний, осуществляющих естественно-монопольный вид деятельности, и связаны с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется в этой сфере. Кроме того, большое количество нарушений связано с препятствием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка. Для снижения доли этих нарушений необходимо использовать различные инструменты с целью исключения ценовых колебаний, связанных с наличием системных ограничений, вследствие которых на рынке в некоторые периоды времени могут возникнуть условия для манипулирования ценами. Так, для целей предотвращения значительных всплесков свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность) на рынке можно применять, например, такие жесткие меры, как разделение компаний. А в случае неоднократного злоупотребления доминирующим или исключительным положением, в том числе при осуществлении манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, антимонопольным органом могут быть применены меры по принудительному разделению таких хозяйствующих субъектов. В связи с созданием федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), в том числе на базе крупных тепловых станций, появились предпосылки для развития конкурентных отношений в сфере генерации электроэнергии. Вместе с тем добиться права выхода на ФОРЭМ удалось весьма ограниченному количеству крупных потребителей. Также обращало на себя внимание противодействие РАО «ЕЭС России», владельца магистральных линий электропередач, выходу на рынок экспорта электроэнергии предприятий, не входящих в группу лиц РАО «ЕЭС России». Нефтяной сектор Высокий уровень экономической концентрации и наличие вертикальной интеграции обусловливают основные барьеры для входа и осуществления рентабельной деятельности на рынках нефтепродуктов. Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются: — ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработке нефти; — ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; — наличие у вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) большого административного ресурса; — высокие первоначальные затраты. Деятельность «малых» и «средних» нефтегазодобывающих организаций способствует освоению месторождений с небольшими запасами или с трудно извлекаемыми ресурсами. Однако возникают проблемы недискриминационного доступа этих предприятий как к внутрипромысловым нефтепроводам, принадлежащим крупным нефтедобывающим предприятиям, так и к магистральным трубопроводам. «Малые» нефтедобывающие предприятия практически лишены доступа к нефтеперерабатывающим заводам, входящим в состав крупных нефтяных компаний. Во второй половине 2007 г. и начале 2008 г. отмечалась ситуация, когда в отдельных регионах вертикально-интегрированные компании, доминируя в оптовом и розничном сегменте рынка нефтепродуктов, при неизменном уровне собственных розничных цен повышают оптовые цены для независимых операторов АЗС до уровня, превышающего уровень розничных цен, что приводит к нерентабельной деятельности независимых АЗС. Электрическая связь Анализ нарушений в этой сфере позволяет сделать вывод о том, что имеют место случаи, когда «альтернативные» (новые) операторы связи работают в дискриминационных условиях по сравнению с операторами, являющимися дочерними, зависимыми или «дружественными» по отношению к «традиционным» (старым) операторам связи. Однако, несмотря на то что за последние годы абсолютное количество заявлений увеличилось в 1,5 раза, доля в общей структуре нарушений имеет устойчивую тенденцию к понижению. В сфере связи высококонцентрированными являются следующие инфраструктурные рынки: — рынки доступа к инфраструктуре связи (доступ к зданиям, сооружениям связи, в том числе к линейно-кабельным сооружениям электросвязи, к сети почтовой связи общего пользования); — рынки доступа к сети электросвязи общего пользования на местном, зоновом, междугородном и международном уровне. Развитие конкуренции на других рынках услуг связи обеспечивается развитием конкуренции на вышеупомянутых рынках доступа к сетям и инфраструктуре. При этом следует учитывать, что сети электросвязи взаимоувязаны и отдельно, без подключения к сетям связи общего пользования, они эффективно развиваться не могут. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|