Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды деятельности, направленные на ограничение конкуренции 9 страница




Поправки внесены и в Уголовный кодекс Российской Фе­дерации. Они предусматривают уголовную ответственность за особо опасные нарушения антимонопольного законодатель­ства. Новой редакцией предложено изменить формулировки статьи 178 УК РФ, в которой прописана ответственность за недо­пущение, ограничение или устранение конкуренции. В эту ста­тью внесены критерии повторности: три правонарушения в те­чение 3 лет фиксируют факт рецидива, после которого наступает уголовная ответственность. Кроме того, введена уголовная ответ­ственность за картель без каких-либо рецидивов.

Выводы

1. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства комиссия АМО рассматривает в трехмесячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела по признакам на­рушения антимонопольного законодательства. В отдельных случаях указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на 6 месяцев с момента истечения установленного срока.

2. За нарушения антимонопольного законодательства долж­ностные лица органов власти, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут граждан­ско-правовую, административную либо уголовную ответствен­ность. Антимонопольный орган рассматривает дела об админи­стративных правонарушениях, предусмотренных статьями 14,31; 14,32; 14,33; 19,5; 19,7; 19,8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

3. В соответствии с федеральным законом от 9 апреля 2007 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федера­ции об административных правонарушениях» предусмотрено ужесточение штрафных санкций за нарушение антимонополь­ного законодательства. В результате содержательно изменились отдельные статьи и ставки штрафных санкций, появился новый вид ответственности — оборотные штрафы на юридических лиц, которые определены в размере от суммы выручки, полу­ченной при реализации товаров, работ, услуг.

4. Решение (предписание) антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

5. Дисквалификация может быть применена к лицам, зани­мающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъ­екта РФ, воинские должности, должности правоохранительной службы, должности муниципальной службы, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяй­ственные функции в органе юридического лица; к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринима­тельскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные этапы, порядок и сроки рассмот­рения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

2. Перечислите размеры штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства.

3. Опишите порядок принятия, обжалования и исполнения решений и предписаний антимонопольного органа.

4. Перечислите основные изменения в рамках администра­тивной и уголовной ответственности, связанные с введением поправок.

5. Выделите особый характер ответственности государст­венных служащих за нарушение конкурентного законодательст­ва и поясните ответственность в виде дисквалификации.

Библиографический список Основная литература

1. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 29 янв. 2010 г.) // СЗ РФ.— 2006.— № 31 (1 ч.).— Ст. 3434.

2. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. по­собие для студентов вузов / И. В. Князева.— 4-е изд., испр.— М.: Омега-Л, 2009.— С. 307-342.

3. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Цыганова.— М.: Логос, 1999.— С. 210-308.

4. Электронный портал Федеральной антимонопольной службы fas. gov. ru [Электронный ресурс].— Режим доступа:

http://www. fas. gov. ru/competition

Дополнительная литература

5. Кодекс Российской Федерации об административных правона­рушениях: федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 196-ФЗ // СЗ РФ.— 2002.— № 1 (ч. 1).— Ст. 1.

6. Конкурентное право Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой.— М.: Логос, 1999.— 432 с.

7. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 9 апр. 2007 г. № 45-ФЗ // Рос. газ.— 2007.— 12 апр.

8. Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства // КонсультантПлюс.

Заключение

Российское конкурентное законодательство в 2006-2009 тт. подверглось существенной модернизации. Так, был реализован ряд законодательных инициатив, направленных на повышение эффек­тивности регулирования конкурентных отношений. В том числе вступил в силу и реализовывается федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Трансформация экономической системы предъявляет особые требования к выпускникам. Исходя из этих требований пособие позволит не только расширить область теоретических знаний, но и получить конкретные инструменты для работы.

Надеемся, что при изучении данной дисциплины и учебного пособия студенты получили общие представления и знания о пра­вах и возможностях органов власти и управления в принятии ре­шений, влияющих на функционирование конкурентной среды, ко­торые они смогут использовать в практической деятельности:

— основные положения закона «О защите конкуренции», «О рекламе» и «О естественных монополиях»;

— задачи антимонопольных органов;

— виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках и методы ее пресечения;

— виды государственного контроля за процессами горизон­тальных слияний и соглашений на товарных рынках;

— формы недобросовестной рекламы и конкуренции;

— акты и действия органов исполнительной власти субъек­тов РФ и местного самоуправления, направленные на ограниче­ние конкуренции;

— законодательные требования по проведению конкурсных мероприятий в рамках государственных и муниципальных заку­пок, обеспечивающих конкурентные условия;

— основания для рассмотрения дел о нарушениях антимо­нопольного законодательства и порядок подачи заявлений при осуществлении государственной помощи;


— порядок представления антимонопольным органам хода­тайств и уведомлений в соответствии с требованиями закона «О защите конкуренции»;

— формы ответственности за нарушение антимонопольно­го законодательства;

— экономическую сущность естественных монополий и ме­тоды государственного регулирования.


Словарь терминов

А

Антиконкурентные действия — методы ведения бизнеса или акты и действия органов власти, направленные на ограни­чение, устранение или ущемление конкуренции.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополисти­ческих действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции, а также пропаганда и рас­пространение знаний, способствующих созданию равных усло­вий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических или физических лиц.

Б

Барьеры к входу (выходу) на рынок — обстоятельства, пре­пятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъек­тов войти на рынок.

В

Взаимозаменяемые товары — группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель дей­ствительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).

Вертикальные ограничения — ситуации, при которых фирма, действующая иа одной стадии технологической цепочки (продавец-производитель), налагает на поведение другой фирмы (покупатель) целый комплекс ограничительных положений и лишает их свободы выбора.

Вертикальные слияния — объединение, приобретение всех или части активов другой компании, находящейся в систе­ме единой технологической цепочки. Прогрессивная интеграция (downstream or forward) — приобретение компанией потребите­ля, по направлению к конечной продукции, оптовым или роз­ничным операциями и регрессивная интеграция (upstream or backward) — приобретение поставщика сырья, полуфабрикатов, комплектующих.

Вертикальные соглашения — отношения между предпри­ятиями, имущественно независимыми между собой, находящи­мися на разных уровнях производства или реализации товара.

Г

Географические границы товарного рынка — определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматривае­мый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Горизонтальные слияния — объединение, приобретение всех или части активов другой компании, осуществляющей про­изводство тех же самых или аналогичных товаров и функциони­рующей на одном и том же региональном рынке.

Горизонтальные соглашения — соглашения между конку­рирующими субъектами, направленные на ограничение торгов­ли. К таким соглашениям относят: фиксирование цен, подачу мошеннических заявок и распределение территории или клиен­тов, а также бойкот или отказ от деловых контактов.

Группа лиц — группа юридических и (или) физических лиц, которые имеют возможность прямого или косвенного вла­дения или распоряжения частью собственности в уставном ка­питале (акциями, паями, долями).

д

Дискриминационное поведение — действия, когда предпри­ятие-поставщик, имеющее доминирующее положение, вводит различные невыгодные условия для покупателей, находящихся в одинаковом организационном, технологическом статусе.

Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъ­ектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимоза­меняемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать ре­шающее влияние на общие условия обращения товара на соот­ветствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В России не может быть при­знано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, до­ля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Должностное лицо — лицо по назначению или в соответ­ствии с выборами занимающее в государственных или общест­венных учреждениях, организациях, на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Е

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естествен­ной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на то­вары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.


Злоупотребление доминирующим положением — анти­конкурентные методы ведения хозяйствования доминирующей фирмой с целью поддержания или укрепления положения на рынке.

К

Картель — монополистическое соглашение группы иму­щественно независимых между собой предприятий, действую­щих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раз­дел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод.

Качественные показатели структуры товарного рынка — представляют условия входа на рынок и открытость его для межрегиональной и международной торговли.

Количественные показатели структуры товарного рын­ка — число хозяйствующий субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке, показатели рыночной концентрации.

Коллективное доминирование — тактика параллельного поведения, направленная на ограничение конкуренции, которую осуществляют несколько хозяйствующих субъектов, имущест­венно или организационно не связанных между собой и зани­мающих доминирующее положение.

Конгломератное слияние — объединение фирм, функцио­нирующих на различных рынках, не приводящее к горизонталь­ным поглощениям или вертикальным взаимосвязям.

Конкурентная политика — политика защиты конкуренции, предполагающая широкий комплекс юридических, экономиче­ских, пропагандистских и разъяснительных мер по недопущению антиконкурентных действий и информированию субъектов рын­ка о своих правах и обязанностях перед обществом и рынком.

Конкуренция — процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. Состяза­тельность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Концентрация — захват малым числом крупных фирм или предприятий большей доли экономического пространства на конкретном товарном рынке, касающейся объема продаж на нем, основного капитала и фондов, рабочей силы.

Концентрация собственности — демонстрирует степень аффилированное™ лиц, владеющих акциями (доля в уставном капитале) той или иной компании, степенью экономической за­висимости хозяйствующих субъектов.

М

Многоотраслевой концерн — монополистическое объеди­нение предприятий различных отраслей, находящихся под еди­ным финансовым контролем. Объединение предприятий осуще­ствляется не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупней­шими компаниями.

Монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ог­раничение или устранение конкуренции.

Монополистическая конкуренция — состояние рынка, на котором присутствуют одна - две крупные компании, обладаю­щие доминирующим положением, и огромное количество мел­ких субъектов, дисциплинирующих поведение крупных. Про­дукция на данном рынке широко дифференцирована и не пол­ностью взаимозаменяема.

Монополистический рынок — это абсолютное преоблада­ние в экономике единоличного производителя или продавца то­вара, не имеющего близких заменителей.

Монопольно-высокая цена — цена товара, которая уста­навливается занимающим доминирующее положение на товар­ном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсиро­вать необоснованные затраты и (или) получает либо может по­лучить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции.

Монопольно-низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим до­минирующее положение на товарном рынке в качестве покупа­теля, в целях получения дополнительной прибыли и (или) ком­пенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена то­вара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытес­нения конкурентов с рынка.

Монопсония — рынок, на котором действует единственный покупатель. Олигопсония — рынок, на котором действуют не­скольких покупателей.

Н

Недискриминационный доступ на рынок — правила дос­тупа на рынок естественных монополий, не допускающие навя­зывание невыгодных условий доступа контрагентам.

Недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятель­ности действия хозяйствующих субъектов, которые противоре­чат положениям действующего законодательства, обычаям де­лового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их дело­вой репутации.

Негативный (отрицательный) эффект — результат, полу­чаемый от действий (бездействий) хозяйствующих субъектов или структурных изменений рынка, направленный на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и, как следствие, на снижение благосостояния потребителей и общества в целом.

о

Олигополия — рынок, который характеризуется значитель­ными барьерами для выхода на него и небольшим числом уча­ствующим на нем фирм, причем каждая сохраняет состояние независимости в установлении цен и объема производства.

П

Подача мошеннических заявок — тактика поведения при конкурсах или торгах.

Предписание антимонопольного органа — решение анти­монопольного органа, вынесенное хозяйствующим субъектам или органам власти, совершившим нарушение, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.

Приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяй­ственных обществ — покупка, а также получение иной воз­можности осуществления самостоятельно или через представи­телей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса на осно­вании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или на основании иных сделок.

Продуктовые границы рынка — группа взаимозаменяемо­сти товаров, в основе оценки которой лежит мнение покупате­лей (как физических, так и юридических лиц).

Позитивный (положительный) эффект — результат, по­лучаемый при осуществлении тех или иных действий хозяйст­вующих субъектов или структурных изменениях рынка, способ­ствующий развитию конкуренции и, как следствие, росту благо­состояния потребителей и качественным изменениям общества в целом.

Р

Распределение заказчиков и территорий — соглашение ме­жду независимым компаниями о распределении между собой кли­ентов или рынков и таким образом устраняющее конкуренцию.

Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке оп­ределенного товара долю более 35 %, — информационная база данных о крупнейших субъектах определенного товарного рынка.

Релевантный рынок — рынок в пределах соответствующих товарных и географических границ, в которых для конкретного субъекта рыночных отношений складываются отношения кон­куренции и монополии.

Рыночная (экономическая) концентрация — сосредото­чение экономически значимых признаков или характеристик в собственности незначительного количества хозяйствующих субъектов (единиц или носителей информации).

Рыночная власть — способность фирм (или групп фирм) повысить цену и поддержать ее на уровне, превышающем уро­вень, обусловленный конкуренцией.

С

Слияние — объединение двух или более фирм в одну, при­водящее к возникновению новой фирмы. Существуют три вида слияний: горизонтальное слияние (например, конкурирующих фирм), вертикальное (например, фирм, производящих и про­дающих продукцию на разных этапах производства) и конгло­мератов (например, фирм, занятых в различных отраслях).

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором присутствует большое количество покупателей и продавцов. При этом ни одни из них, действуя в одиночку, не в состоянии повлиять на рыночные цены.

Согласованные действия — это действия (бездействия) хо­зяйствующих субъектов, намеренно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, в резуль­тате которых наступает (может наступить) ограничение конку­ренции на соответствующем товарном рынке.

Соглашение — сделка между хозяйствующими субъектами, достигнутая в любой форме и любыми способами, о координа­ции тех или иных аспектов предпринимательской деятельности, в результате которой наступает (может наступить) ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Структура соответствующего рынка — численность и рас­пределение продавцов (покупателей), соотношение их долей на рынке.

Т

Товар — продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возмож­ности покупателя приобрести товар на соответствующей терри­тории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Трест — монополистическое объединение ряда предпри­ятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, вклю­чающее производство, сбыт, финансы, управление.

У

Уровень концентрации — отражает число фирм и сравни­тельное неравенство их размеров. Применяется при описании ры­ночной структуры в качестве одного из показателей, характери­зующего рыночную власть. Основные индикаторы: Коэффициент концентрации (CR) и Индекс Герфиндаля — Гиршмана (IHH).

Уведомление — комплект документов, направляемых хо­зяйствующим субъектом в антимонопольные органы, для осу­ществления уведомительной процедуры сделок, предполагаю­щих процессы концентрации.

Э

Эластичность спроса — эластичность цены товара, кото­рая измеряет реакцию спроса и потребления на товар при раз­ных ценах.

Ф

Федеральная антимонопольная служба — уполномочен­ный федеральный орган исполнительной власти, осуществляю­щий функции по принятию нормативных правовых актов, кон­тролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере кон­куренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных моно­полий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установления за­конодательством полномочий антимонопольного органа).

Фиксирование цен — используется для обозначения разно­образных действий, предпринимаемых конкурентами с целью прямого воздействия на цены.

X

Хозяйствующие субъекты (ХС) — индивидуальные пред­приниматели, коммерческие организации, а также некоммерче­ские организации, осуществляющие деятельность, которая при­носит им доход.

Ходатайство — комплект документов, направляемых хо­зяйствующим субъектом в антимонопольные органы, для про­ведения предварительной процедуры согласования сделок, предполагающих процессы концентрации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных