ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды деятельности, направленные на ограничение конкуренции 5 страницаВ настоящее время из-под контроля экономической концентрации выведено большинство предприятий и организаций, которые имеют незначительные доли на товарных и финансовых рынках и не способны оказать заметного влияния на состояние конкуренции. Устранение излишних административных барьеров осуществляется: — за счет уменьшения перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа; — увеличения количества критериев (пороговых значений характеристик хозяйствующих субъектов), на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие предварительному разрешительному контролю; — передачи с уровня федерального антимонопольного органа на уровень Правительства РФ полномочия издавать подзаконные акты, регулирующие порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений о сделках и действиях, подлежащих государственному контролю экономической концентрации. Из практики контроля антимонопольными органами исключено предварительное согласование каждого приобретения голосующих акций (долей) за пределами установленного двадцатипроцентного порога. Изменен контроль при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций путем согласования норм закона о конкуренции с законами о хозяйственных обществах, а также посредством исключения из сферы антимонопольного контроля случаев приобретения незначительных пакетов акций (долей), не приводящих к перераспределению влияния между участниками хозяйственного общества. Контроль над приобретением акций осуществляется лишь в случае, когда приобретение может вести к горизонтальному или вертикальному ограничению конкуренции. В процедурном плане контроля экономической концентрации введена двухступенчатая схема рассмотрения заявлений как для предварительных согласований, так и для уведомлений для селекции на первом этапе сделок, не оказывающих существенного влияния на конкуренцию. В целях ускорения получения заключения антимонопольных органов по сделке в законе установлены нормы о том, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно проводить анализ рынка, оценивать положительный эффект от сделки и в необходимых случаях предоставлять антимонопольным органам предложения по модификации сделки (структурные и поведенческие меры) с доказательством того, что предлагаемые меры, однажды примененные, способны восстановить условия конкуренции, нарушенные в результате совершения сделки либо иных действий. При этом антимонопольные органы оценивают предлагаемые участниками сделки меры на предмет, смогут ли они восстановить условия эффективной конкуренции. В случае положительного вывода данные обязательства включаются в положительное решение антимонопольного органа в качестве требований, определяющих условия совершения сделки. Введено законодательное закрепление обязанности хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе и о реальных выгодоприобретателях (бенефициариях), и об участвующих в сделках оффшорных компаниях. Предварительный контроль осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств хозяйствующих субъектов (ХС) о даче согласия иа ее совершение. Важнейшим аспектом предварительного анализа является выявление истинных владельцев акций, реальных собственников активов. С этой целью в законе «О защите конкуренции» в рамках статьи 9 дается достаточно подробное толкование категории «группа лиц». Исходя из 14 содержательных положений с помощью идентификации можно выделить группу субъектов, относящихся к категории «группа лиц». Основные положения статей 27-30 закона «О защите конкуренции» в систематизированном виде представлены в табл. 7-10. Закон «О защите конкуренции» детализирует регулирование процедур, связанных с необходимостью для хозяйствующего субъекта получать предварительное разрешение антимонопольного органа на совершение отдельных видов сделок и действий. Важной новацией закона является включение в статьи 31-34 исчерпывающего перечня документов и сведений, которые обязан предоставлять хозяйствующий субъект в антимонопольный орган для получения разрешения на отдельные виды сделок и действий. Законодатель достаточно подробно расписал процедуру принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдачи антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление. В статье 34 закона обозначены последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, подлежащих государственному контролю. Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство на совершение действий, ведущих к ограничению конкуренции, при условии выполнения заявителем требований, направленных на обеспечение конкуренции. Однако в первую очередь хозяйствующий субъект должен выполнить основные процедурные требования по оформлению и представлению ходатайств или уведомлений.
* Здесь и далее относится и к группе лиц.
** Здесь и далее относится к акции (доли), праву и (или) имуществу (АПИ) коммерческих организаций.
Регистрирующие органы могут осуществлять государственную регистрацию коммерческих организаций только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Исходя из этого государственная регистрация коммерческих организаций, созданных или реорганизованных без предварительного согласия антимонопольных органов, может быть признана недействительной. Наряду с предварительным контролем осуществляется и последующий контроль. Он заключается в рассмотрении уведомлений об уже совершенных сделках, проведенной реорганизации. При осуществлении государственного контроля за сделками, действиями юридических или физических лиц, приводящих к экономической концентрации на товарных рынках в РФ, действия и решения АМО будут иметь наибольший эффект, если предварительно будет проведен комплексный экономический анализ. Основным предметом анализа являются рыночные доли ХС, образованных в результате слияния (присоединения). Размер рыночной доли — это одно из проявлений доминирующей рыночной силы, а не абсолютное свидетельство такой доминанты. Значимость рыночной доли рассматривается в контексте уровня конкуренции — как фактической, так и потенциальной — на данном рынке, в рамках которого образованный ХС будет взаимодействовать. Анализ процесса экономической концентрации при согласовании соответствующих сделок или действий включает следующие этапы: — идентификацию объектов концентрации; — определение и описание продуктовых и географических границ товарного рынка, на котором функционируют объекты концентрации; — выявление возможных неблагоприятных последствий для конкуренции в результате заявленной сделки (действия); — определение барьеров для входа на соответствующий товарный рынок хозяйствующих субъектов; — определение эффекта предполагаемой концентрации[12]. Состояние экономики России характеризуется усилением процессов экономической концентрации. При сравнении положительного эффекта от экономической концентрации и ее негативных последствий для конкуренции оценивают следующие положения: 1. Способствует ли экономическая концентрация производству и распространению товаров либо техническому или экономическому прогрессу? 2. Благоприятствует ли экономический эффект от концентрации всему обществу или всего лишь создает преимущества для хозяйствующих субъектов-участников концентрации, нанося ущерб другим конкурентам? 3. Является ли экономическая концентрация необходимой и безальтернативной? 4. Необходима ли данная концентрация для выхода на мировые рынки и позволяет ли она достичь конкурентоспособности российской экономики? 6.3. Анализ процессов концентрации в экономике России и практика антимонопольного контроля Состояние экономики России характеризуется усилением процессов экономической концентрации, обусловленным действием объективных причин: продолжением формирования крупных финансово-промышленных конгломератов, упорядочением инвестиционных портфелей банков, продажей крупных пакетов акций в процессе приватизации и др. Активизация процессов перераспределения собственности и изменение в 1998 г. законодательной базы контроля экономической концентрации повлияли на увеличение ходатайств и уведомлений, направляемых для согласования в АМО. Косвенную оценку процессов концентрации можно рассмотреть на основе динамики и структуры ходатайств и уведомлений. В 2001-2003 гг. было рассмотрено более 60 тыс. документов, в том числе только в 2002 г. около 25 тыс. документов. Количество ходатайств, рассмотренных антимонопольным органом, составило в 2003 г. — 13 725 ед., в 2004 г. — 13 387 ед. С введением в 2007 г. новых пороговых значений количество ходатайств и уведомлений сократилось по сравнению с предыдущим годом более чем в 2 раза[13]. Доля ходатайств и уведомлений с иностранным капиталом увеличилась до 15,5 и 6,5 % соответственно (табл. 11). Таблица 11
Однако нагрузка на антимонопольный орган остается достаточно высокой, а количество отказов в течение почти 10 лет не превышает 0,5-10,0 %. Снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты автоматически повлияет на сокращение нагрузки на антимонопольный орган, что позволит ему сосредоточиться на реализации своих основных функций: контролировать состояние конкуренции на товарных рынках и в предупредительном порядке реагировать на ее возможное ограничение. В связи с этим в закон «О защите конкуренции» внесены изменения, направленные на значительное увеличение пороговых значений критериев контроля экономической концентрации, начиная с которых о сделках и иных действиях необходимо уведомить антимонопольный орган либо до их совершения, либо после. Стоимость активов для хозяйствующих субъектов увеличена до 3 млрд руб., введены новые критерии контроля экономической концентрации — оборотные показатели (объем суммарной выручки 6 млрд руб.) в совокупности с показателями рыночной концентрации. При этом критерии устанавливаются для каждого участника сделки, чтобы исключить рассмотрение сделок, где один из участников — мелкая компания. По видам экономической концентрации наибольший удельный вес в общем числе рассмотренных ходатайств и уведомлений составляют обращения по приобретению юридическими и физическими лицами акций (долей) ХС; на втором месте — приобретение основных средств, на третьем — создание юридических лиц. Наметилось некоторое снижение количества дел по контролю за созданием, слиянием, присоединением, ликвидацией ХС и одновременному расширению масштабов контроля за приобретением акций, что связано, видимо, с активизацией перераспределения акций на вторичном рынке. Инвесторы, обладающие достаточным капиталом для покупки акций приватизированных предприятий, стали концентрировать собственность в своих руках, сосредоточивать контрольные пакеты акций. Одной из основных тенденций изменения уровня концентрации, по мнению сотрудников ряда управлений, является активность ХС по созданию дочерних предприятий с последующим переводом на их баланс собственных активов. Отраслевое распределение ходатайств и уведомлений, поступивших в территориальные управления в 2003-2007 гг. показало, что наиболее привлекательными для инвесторов являются предприятия торговли (около четверть всех заявлений), финансово-кредитной сферы (15 %), пищевой промышленности (20 %) и сельского хозяйства (13 %). Увеличилось количество рассмотренных ходатайств и уведомлений по транспорту и связи (до 10 %), черной и цветной металлургии (12 %), лесной и деревообрабатывающей промышленности (5 %). Основной объем инвестиций приходится на сферы деятельности с минимальным риском — на торговлю, финансовые операции, пищевую промышленность, добывающую промышленность, металлургию и телекоммуникации. Однако в таких важнейших отраслях, как транспорт, машиностроение, угольная промышленность, инвестиционная активность неравномерна и недостаточна. Анализ ходатайств и уведомлений по содержанию обращений показывает, что наибольшая доля (57,5 %) приходится на заявления от юридических лиц о вхождении в органы управления двух и более ХС. Второе место занимают обращения о приобретении пакетов акций (21,6 %), затем о создании юридического лица (14,9 %) (рис. 15).
Исследования поступающих обращений в территориальные антимонопольные органы показали усложнение структуры имущественных отношений между хозяйствующими субъектами. Это происходит вследствие создания новых предприятий, переплетения директоратов, приобретения акций, основных производственных средств и др. Государственный контроль экономической концентрации в этих условиях является одним из важнейших условий нормального функционирования рыночной экономики. Данные по системе ФАС России позволяют определить следующие основные черты, присущие процедуре согласований ходатайств и уведомлений, а также процессам экономической концентрации: 1. Продолжается практика удовлетворения ходатайств с выставлением требований поведенческого характера. Контроль выполнения поведенческих условий является важнейшей мерой, направленной на недопущение незаконной экономической концентрации. 2. Темп прироста поданных ходатайств и уведомлений ежегодно составляет около 30-40 %, что представляет собой косвенную характеристику процессов экономической концентрации на отраслевых рынках. 3. Обращения по приобретению акций ХС преобладают среди остальных в связи с перераспределением прав собственности и стремлением инвесторов сосредоточить в своих руках контрольные пакеты акций. Значительный вес в структуре обращений имеют также заявления о создании юридических лиц и приобретении основных средств ХС. 4. Наметилась тенденция к увеличению случаев приобретения прав, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности ХС, не основанных на участии в капитале этого субъекта (вхождение в органы управления двух или нескольких ХС). 5. Активизировались процедуры приобретения имущественного контроля над местными производителями со стороны предприятий, работающих на рынках аналогичной продукции в других регионах. 6. В отраслевой структуре ходатайств наибольшую долю занимают наиболее инвестиционно привлекательные отрасли нефтяной, угольной, пищевой промышленности, торговли, строительства. 7. Закономерной тенденцией является уменьшение количества дел по контролю за созданием, слиянием, ликвидацией ХС и одновременное расширение масштабов контроля за приобретением акций статьи 18. Причиной увеличения потока согласований на покупку крупных пакетов акций является активное перераспределение акций на вторичном рынке. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|