ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды деятельности, направленные на ограничение конкуренции 2 страницаЖилищно-коммунальное хозяйство Серьезные опасения вызывают темпы реформирования жилищно-коммунального хозяйства и установление основ отношений между потребителями и производителями услуг так называемых «локальных» монополий (водоснабжение, канализация и др.). В последние годы доля нарушений в этой сфере составляет 13 %. Среди нарушений антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ, квалифицируемых по статье 10 закона «О защите конкуренции», достаточно распространено нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами: это и завышение норм и нормативов, и установление экономически необоснованных тарифов, и практика двойного счета. Нарушение происходит в основном за счет следующих составляющих: отсутствие необходимых затрат на капитальный ремонт; включение в тариф сумм предполагаемых неплатежей предприятий и организаций; включение в тарифы потерь в инженерных сетях; завышение объемов потребления теплоэнергетических и водных ресурсов предприятиями ЖКХ; использование в качестве базы расчетов фактических данных, а не норм и нормативов, как того требует методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги в сфере ЖКХ. Анализ общеэкономической ситуации показывает, что в ряде случаев злоупотребление доминирующим положением связано с объективной нехваткой основных и оборотных средств инфраструктурных предприятий сферы естественных монополий в электроэнергетике, ЖКХ и транспорте. Данная ситуация иногда обусловлена некорректной тарифной политикой, которая не учитывает старение основных фондов указанных рыночных субъектов и способствует развитию внутриотраслевого перекрестного субсидирования и региональным перекосам в ценообразовании. Представляется, что в ближайшей перспективе с развитием рыночной конкуренции и происходящими интеграционным процессами в экономике вопросы злоупотреблений доминирующим положением по отношению к конкурентам будут приобретать все большее значение. Так, финансово-промышленные группы, крупные холдинговые компании, в том числе многоотраслевые, имеют возможность применять такие методы конкурентной борьбы, как перекрестное субсидирование за счет высокой прибыльности операций на отдельных сегментах рынка, дотирование менее эффективных операций на других сегментах рынка и вытеснение тем самым конкурентов. 4.3. Виды горизонтальных и вертикальных соглашений Горизонтальные и вертикальные соглашения, наряду с традиционными монополиями, могут быть самым крупным источником антиконкурентного поведения в рыночной экономике. Такие соглашения снижают положительный эффект рыночной экономики, поскольку устраняют независимость принятия решений компаниями для эффективного распределения ресурсов, стимулирования эффективности производства и создания новой продукции. Антимонопольная политика строится на основе предположения о том, что общество может утратить порождаемые конкуренцией преимущества, если разрешит конкурентам действовать согласованно и объединять свою рыночную мощь. Соглашения стары как мир, и еще Адам Смит в труде «Богатство наций» отмечал, что когда люди занимаются одним ремеслом, они редко встречаются даже для веселья и развлечений, но когда они все же встречаются, их беседа завершается заговором против публики или какими-то ухищрениями, чтобы поднять цены. Соглашения между конкурентами, которые ограничивают возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, принимают характер горизонтальных соглашений. Термин охватывает широкий круг моделей поведения: от создания совместных предприятий, единой технологии размещения рекламы, проведения совместных маркетинговых исследований, деятельности отраслевых ассоциаций до фиксирования цен и выставления мошеннических заявок [2]. Не все соглашения между конкурентами ограничивают конкуренцию. Многие виды совместной деятельности положительно сказываются на состоянии конкуренции: они могут стимулировать факторы эффективности, снижать риск, создавать новые виды продукции или методы ее распределения (дистрибуции), повышать качество информационных потоков и, следовательно, конкурентный характер функционирования рынка. Конкуренты могут совместно инвестировать средства в строительство нового предприятия, коммуникационные сети или объекты совместной инфраструктуры, которые ни один из них не смог бы построить самостоятельно, осуществлять исследования и разработки, дорогостоящие для одной компании; совместно закупать сырье и материалы и, следовательно, снижать издержки; создавать сеть поставщиков, чтобы предложить новый продукт или снижать совокупные затраты по логистике; организовывать отраслевую ассоциацию для сбора статистических данных и оперативной информации. Однако горизонтальные соглашения между конкурентами могут устранять конкуренцию, сокращая объемы выпуска продукции и поднимая цены. В каких-то аспектах горизонтальные соглашения стимулируют конкуренцию, одновременно в целом ограничивая ее. Антимонопольные органы различают соглашения, стимулирующие конкуренцию, и антиконкурентные соглашения. Так, горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию, не приводят к интеграции хозяйственных операций, созданию нового товара или метода распределения или к какой- либо иной совместной деятельности, стимулирующей конкуренцию. Они часто характеризуются как «неприкрытое» ограничение торговли, картельное поведение или сговор и основываются на фиксировании цен, подаче мошеннических заявок и распределении территории или клиентов, а также на бойкоте или отказе от деловых контактов. Вред, наносимый такими соглашениями, не компенсируется никакими проистекающими из них благами экономического или общественного характера. В большинстве стран картельные соглашения являются серьезными нарушениями конкурентных норм, а в ряде стран они преследуются как преступление [2, 4, 5]. Рассмотрим подробнее такие виды горизонтальных соглашений, как карательное соглашение, бойкот и совместный отказ от ведения дел. Картельные соглашения Существует много видов картелей, но все они снижают выпуск продукции и повышают цены, устраняя конкуренцию между сторонами по соглашению о создании картеля. Чаще всего продавцы или покупатели заключают между собой следующие виды картельных соглашений: соглашения о фиксировании цен, соглашения о подаче мошеннических заявок на торгах, соглашения о распределении клиентов, соглашения о распределении территории и соглашения о сокращении объема выпуска продукции. Полностью устранить конкуренцию картели не способны. Конкуренты могут договориться лишь об устранении конкуренции за определенных клиентов или в определенных районах страны. Иногда члены картеля могут договориться о цене, но не прекращать конкуренции за оказание какой-то услуги или в области качества. Монопольные прибыли могут целиком или частично нивелироваться этими ограниченными формами конкуренции. И все же свой вред наносят и ограниченные картели — без них и цены были бы ниже, и объем выпуска продукции выше. В картелях могут быть и иные изъяны: так, некоторые члены картеля могут мошенничать, продавая товары ниже согласованной цены или за пределами отведенной им территории. Картелю иногда приходится потратить немало усилий, чтобы держать своих членов в согласованной команде или бороться с нарушениями картельных договоренностей. Ценовая конкуренция и нарушение картельных правил могут снизить ущерб от картеля, но не устраняют его полностью. Побудительным мотивом для вхождения в картель — это неспособность членов компании решать сложные задачи функционирования на рынке. Во многих странах, особенно там, где ранее существовала экономика централизованного планирования, компании могут рассматривать сговор как средство наведения порядка на рынке, обеспечение благополучия своей отрасли. Однако в настоящее время деятельность конкурентных сил почти повсеместно признается в качестве лучшего средства распределения ресурсов в экономике и максимального увеличения общественного благосостояния [2]. Проанализируем виды картельных соглашений и формы их реализации. Фиксирование цен используется для обозначения самых разнообразных действий, предпринимаемых конкурентами с целью прямого воздействия на цены. Простейшей формой фиксирования цен является соглашение о цене или ценах, взимаемых с некоторых или со всех покупателей. Если покупатели не имеют альтернативы предлагаемому картелем товару и не могут сократить его потребление, то повышение цены может быть весьма существенным. Подача мошеннических заявок представляет определенную тактику поведения при конкурсах или торгах. Один или несколько участников торгов соглашаются не подавать заявки, или участники договариваются, что один из них запросит наименьшую цену, а остальные подадут заявки по цене выше намеченной или искусственно завышенной по сравнению с ценой будущего победителя. Процесс торгов должен проводиться таким образом, чтобы обеспечить справедливость и самые низкие из возможных цен, а подача мошеннических заявок подрывает этот конкурентный процесс. Распределение заказчиков и территорий. Фирмы могут контролировать цены, договариваясь о распределении между собой клиентов или рынков и таким образом устранять конкуренцию. Соглашения о разделе рынков могут оказать более существенное воздействие на конкуренцию, нежели фиксирование цен. Когда на рынке остается лишь один игрок, с ним никто не может конкурировать по ценам, услугам, качеству и инновации. Соглашения о распределении рынков устраняют необходимость отслеживать методы ценообразования у компаний, являющихся сторонами такого соглашения, равно как и необходимость в согласовании цен между производителями с разным уровнем себестоимости. Нередко фирмы, участвующие в картельных соглашениях, пытаются оправдать картели, защищать свою деятельность, называя ее эффективной и полезной. Эти аргументы подвергают сомнению ценность конкуренции как таковой в конкретных отраслях или в конкретных обстоятельствах, являясь ничтожными по своей сути. Бойкот и совместный отказ от ведения дел Совместным отказом от ведения дел или бойкотом является горизонтальное соглашение между конкурентами, направленное на отказ ведения дел с другими конкурентами, поставщиками или клиентами. Такие соглашения могут заключаться в рамках картельной деятельности или быть частью некартельного договора, связанного с совместным предприятием или договором о сотрудничестве, которые потенциально конкурентно благоприятны. Совместный отказ вести дела с клиентами, если те не согласятся на ценовые или иные условия, установленные участвующими в этом отказе фирмами, — это форма давления, позволяющая настоять на определенных условиях. Подобное поведение расценивается как незаконное в юрисдикциях, где проводится различие между принципом «per se» и анализом на основе правила разумного подхода, и не может повысить эффективность. Если же конкуренты объединяются, чтобы оказать давление на поставщиков или клиентов с целью заставить их прекратить дела с другим конкурентом, то они также ведут себя как картели. В целом для бойкотов, которые следует рассматривать как антиконкурентные, характерны попытки поставить конкурентов в экономически невыгодное положение, нанести ущерб их репутации либо вообще лишить их возможности вести деятельность. Бойкот закрывает доступ к нужному ресурсу (товару, предприятию или H&P), особенно если бойкотирующая фирма обладает доминирующим положением на рынке. К тому же такая линия поведения не обеспечивает никаких факторов эффективности. Вероятность антиконкурентных последствий очевидна, а вот возможности стимулирования конкуренции ограничены. Однако в одних случаях совместный отказ от ведения дел может стимулировать повышение эффективности, сделав рынки более конкурентными, в других — повышает экономическую эффективность или отвечает общим экономическим интересам группы, не пытаясь снизить прибыль какой-то одной группы, а в отдельных случаях решаются общественные и моральные задачи, которые в целом не связаны с хозяйственными и экономическими интересами группы [2]. Примером договора, потенциально стимулирующего конкуренцию, является совместное соглашение о закупках, заключенное группой мелких конкурентов. С помощью такого соглашения группа может воспользоваться экономией масштаба при закупках и складировании и, следовательно, может эффективно конкурировать с более крупными соперниками. Такая закупочная организация может ограничить членство, чтобы другие конкуренты не обеспечили себе тоже снижение издержек, которое досталось и членам группы [2]. Кроме перечисленных соглашений выделим отраслевые ассоциации и лоббирование и экспортные картели. Отраслевые ассоциации и лоббирование Отраслевые ассоциации поддерживают связи с правительством от лица членов ассоциации через лоббирование и активное представительство при участии в законотворческом процессе. Так, отраслевые ассоциации могут убедить правительство пойти на антиконкурентные действия: провести через решение правительства или законодательные органы власти льготы или преференции, позволяющие достигнуть монопольной власти, легализации картелей, ограничения импорта; выделение квот; разграничение рынка; установление картельных цен или ограничений по выходу на рынок. Нередко ассоциации ставят перед собой задачи информационного обмена, снабжения членов ассоциации агрегированной информацией о рынке и экономических тенденциях. Вместе с тем ассоциации нередко решают более широкий круг задач: социальные программы, спонсоринг, обучение и подготовку кадров. Экспортные картели Экспортные картели занимаются лишь экспортными сделками и являются законными во многих странах. Они могут выводить подобное поведение из-под действия норм антимонопольного права. Логика этого исключения состоит в том, что экспортные картели наносят вред лишь зарубежным потребителям, которые не интересуют национальные органы власти. Однако даже там, где такие картели существуют законно, их деятельность может оказать воздействие и на внутренний рынок. Например, участники картеля в ходе согласования экспортных цен или условий продажи могут обмениваться информацией о внутренних ценах или объеме выпуска продукции, что позволит им заключить оформленное или неоформленное соглашение, затрагивающее внутренний рынок. Хотя экспортные картели могут существовать в стране-экспортере, в странах-импортерах они могут преследоваться. Их положение зависит от норм экстерриториальности конкурентного права этих стран. В любом случае расширение сотрудничества между антимонопольными ведомствами и давление с целью гармонизации антимонопольной политики во всем мире могут привести к тому, что экспортные картели перестанут быть исключением из правил. Одним из направлений деятельности компаний, позволяющих повысить эффективность их функционирования на рынке, является вертикальное межфирменное взаимодействие, которое может осуществляться в виде вертикальной интеграции или вертикальных соглашений (вертикальных договорных ограничений). Наиболее распространенной формой вертикальных соглашений являются отношения между предприятиями, находящимися на разных уровнях производства или реализации товара. Эти соглашения могут быть оформленными или неоформленными. Фирмы могут по своему выбору заключать детальные письменные контракты или полагаться на устные договоренности или устоявшуюся практику, о которой известно участникам. Независимо от формы вертикального договора в ходе экономического анализа соглашения в первую очередь необходимо рассматривать фирмы-участники технологической цепочки как единую вертикальную структуру. Решения вертикальной структуры, которые принимаются на уровнях upstream или downstream или совместно на обоих уровнях, определяют производственные издержки, характер и качество продаваемого товара или услуги, цену, по которой продается товар или услуга, объем продаж и географию рынков или клиентов. Кроме того, эти решения определяют совокупную прибыль, получаемую коллективно фирмами-участниками картеля при условии соблюдения внешних ограничений. Приведем следующие примеры ограничивающих вертикальных соглашений: — Соглашения о поддержании цен при перепродаже, в соответствии с которыми розничная цена фиксируется производителем или навязываются верхний и нижний пределы цены. — Эксклюзивные соглашения о распределении, в соответствии с которыми распределительные организации (дистрибьюторы) получают эксклюзивное право работы в данной местности или с определенными видами клиентов, или с определенными товарами. — Эксклюзивные дилинговые соглашения, в соответствии с которыми фирмам downstream запрещается вести дела с производителями-конкурентами или дистрибьюторами-конкурентами. — Соглашения о связанной продаже, в соответствии с которыми торгово-посреднические фирмы обязаны закупать навязанный ассортимент товаров, чтобы выкупить выбранный товар. Крайним примером этого вида соглашения является «навязывание полного ассортимента». — Навязывание объема закупок, в соответствии с которым от торгово-посреднических фирм требуется закупать определенный минимальный объем какого-либо товара [4]. Этот перечень отнюдь не является исчерпывающим. Соглашения между фирмами, находящимися на различных этапах технологической цепочки или воспроизводственного цикла, могут быть очень сложными и включать большое количество взаимных гарантий и обязательств. Кроме того, если существуют высокая рыночная концентрация, следует тщательно рассмотреть воздействие соглашения на конкуренцию; необходимо определить, наблюдается ли значительный рост эффективности, вытекающий из соглашения, который перевешивает вред от ограничения конкуренции [4, 5]. 4.4. Практика контроля и антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений в России Выявление и пресечение соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, в течение всего периода действия антимонопольного законодательства в России остаются ограниченными и незначительными в связи с либеральными действующими административными и конкурентными нормами, сложностью их распознавания, выявления и доказывания. Проблематичность идентификации заключаемых соглашений обусловлена их краткосрочностью и латентным характером, юридической и экономической несогласованностью содержательной трактовки основных категорий, формирующих данное понятийное поле. В законе «О защите конкуренции» разработан перечень экономических признаков согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции и извлечение монопольной сверхприбыли, доказательства которых достаточно для установления факта подобных действий на рынке. Предусмотрены базовые параметры и критерии, при которых поведение хозяйствующих субъектов на рынке будет квалифицироваться как соглашения и/или согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции [2]. Согласно статье 4 закона «О защите конкуренции» соглашение хозяйствующих субъектов, ограничивающее конкуренцию (далее — соглашение), — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям. В статье 8 закона «О защите конкуренции» впервые введена в юридический оборот категория «согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке». Отметим, что искомое действие может квалифицироваться таковым только тогда, когда оно удовлетворяет совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; 2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами могут быть изменения: — регулируемых тарифов; — цен на сырье, используемое для производства товара; — цен на товар на мировых товарных рынках; — спроса на товар в течение не менее чем одного года; — спроса в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год. Данный список не является закрытым, а перечень обстоятельств, влияющих на поведение неограниченного круга субъектов, может быть более широким (форс-мажорные обстоятельства, специальные решения правительства или законодательных органов власти). Согласно статье 11 закона «О защите конкуренции» запрет накладывается на следующие три вида соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию: 1) соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести к определенным экономическим или структурным изменениям рынка, антиконкурентным поведенческим действиям субъектов, установлению противодействий со стороны других субъектов и пр.; 2) иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением вертикальных соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12) или иные согласованные действия, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Вертикальные соглашения допускаются в письменной форме (за исключением вертикальных соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии или если доля каждого из субъектов на любом товарном рынке не превышает 20 % (статья 12); 3) координация физическими лицами, коммерческими и некоммерческими организациями экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к ограничению конкуренции. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 закона «О защите конкуренции». Соглашения между конкурентами, ограничивающие возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, являются горизонтальными соглашениями в виде антиконкурентного картеля. Перечисленные соглашения и согласованные действия запрещены и признаются недействительными ввиду их однозначно негативного воздействия на конкуренцию и отсутствия каких-либо компенсирующих вероятных выгод для других участников рынка (особенно для потребителей). Такие соглашения и согласованные действия не могут предполагать своим результатом положительный эффект, поскольку они заключаются с целью снижения конкуренции, устранения или ограничения состязательности между конкурирующими хозяйствующими субъектами с последующим получением необоснованной прибыли за счет потребителя (рис. 11). Соглашения и согласованные действия конкурирующих хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, которые не относятся к прямо запрещенным, в исключительных случаях могут быть признаны допустимыми, если не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и согласованных действий, а также если их результатом является или может быть: 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок (статья 13 закона «О защите конкуренции»). Соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут заключаться хозяйствующими субъектами в письменной и устной формах. Соглашение, которое совершено в устной форме, считается совершенным, если из поведения лица явствует его воля заключить соглашение, что подтверждается совокупностью доказательств, указывающих на признаки того или иного вида соглашений или согласованных действий.
Соглашения признаются антимонопольными органами недействительными и запрещаются либо признаются правомерными независимо от формы, в которой эти соглашения были достигнуты. В письменной форме обычно бывают зафиксированы соглашения между неконкурирующими хозяйствующими субъектами (за исключением антиконкурентных соглашений на торгах), а также соглашения между конкурирующими хозяйствующими субъектами, которые не являются прямо запрещенными, т. е. в тех случаях, когда необходимо определение обязанностей и ответственности сторон и гарантии их исполнения. В России антимонопольный орган не имеет прав и возможности вести самостоятельную оперативно-розыскную деятельность, поэтому в отсутствии официально подписанных документов в суде достаточно сложно доказать антиконкурентные цели соглашений. Анализ исследований показал общую положительную тенденцию в отношении возбуждения дел по фактам выявленных картелей. Так, в 2002 г. было возбуждено 46 дел по фактам соглашений, из них выдано предписаний по 19 соглашениям, 73 % из которых исполнены; в 2005 г. возбуждено 64 дела, по 42 делам выданы предписания, а по 27 — исполнены. До 2006 г. увеличение количества рассмотренных фактов было равномерно-вялое и не превышало среднегодового прироста за 7 лет на 10-15 %. В 2006-2008 гг. наблюдалась активная динамика роста: двукратная — в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом; почти трехкратная — в 2007-2008 гг. Основная доля дел по фактам соглашений и согласованных действия возбуждалась антимонопольным органом по собственной инициативе в результате проведенных проверок, и лишь незначительная часть возбуждалась после рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов. Основным причинами более активной раскрываемости картельных сговоров являются существенные изменения в действующем законодательстве, разработка стратегического плана в области противодействия картелям, а также принятие более жестких норм административного наказания. Так, федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были введены оборотные штрафы («на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение») и программа смягчения наказания («лицо,... предоставившее имеющиеся у него сведения (информацию) в целях установления факта такого соглашения или таких согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение»). Таким образом, только в 2007 г. ФАС России получила соответствующий мировым стандартам инструментарий борьбы с картелями (оборотные штрафы и программа смягчений), что незамедлительно сказалось на увеличении количества возбужденных дел и выданных предписаний более чем в 3,5 раза. При этом несколько снизилась их доля в подтвержденных нарушениях (88,2 %), а доля исполненных предписаний осталась на прежнем, достаточно низком, уровне. В первую очередь это связано с тем, что большая часть предписаний по фактам соглашений и согласованных действий обжалуется компаниями в судах. В 2007 г. треть предписаний обжаловалась (28), из них в 2008 г. по 9 делам решения АМО были признаны недействительными. Дела, по которым все-таки выдаются предписания, как правило, имеют долгую судебную перспективу, иногда сроком более 2 лет, что делает работу антимонопольных органов в этой части малоэффективной. Сложно обстоят дела и с формированием доказательной базы, которая может быть принята в судебных инстанциях с высокой долей вероятности. Незначительная статистика дел по пресечению антиконкурентных соглашений связана как с объективными трудностями их выявления и доказательства, так и с несовершенством нормативно-методической базы контроля. В связи с этим в практике деятельности МАП России выявление и пресечение антиконкурентных соглашений в отличие от других видов нарушений было ничтожно: с 1998 по 2005 г. удельный вес данного вида нарушений в общем количестве возбужденных дел не превышал 1,0 %. Однако создание в ФАС России управления по борьбе с картелями, подписание соглашения с МВД о совместной оперативно-следственной деятельности в области предотвращения и выявления картелей, формирование непримиримой позиции со стороны территориальных антимонопольных органов, выработка общей стратегии борьбы с картелями повлияли на существенное увеличение (в 3 раза) данной группы нарушений во всех совокупных заявлениях, подаваемых в АМО. В настоящее время в МВД России создан отдел, занимающийся проверками и сбором вещественных доказательств по антимонопольным делам, но его возможностей в масштабах страны недостаточно. Необходимо создание целого департамента, расследующего такие дела. Его работа должна быть укреплена соответствующими полномочиями и материальными ресурсами. На большинстве товарных рынков России наблюдаются ситуации, которые способствуют вступлению фирм в антиконкурентное соглашение: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|