ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды деятельности, направленные на ограничение конкуренции 8 страницаПри наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства руководитель антимонопольного органа издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению конкретного дела. Копия такого приказа в течение 3 дней со дня его издания направляется заявителю и ответчику по делу. Общее количество членов комиссии не может быть менее трех человек. Комиссия рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимает по ним решения от имени АМО. Председатель комиссии в срок, не превышающий 15 дней со дня издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создания комиссии, выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения сторонам по делу заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их доверенным представителям под расписку. В ходе подготовки рассмотрения дела комиссия АМО вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления, отбирать объяснения от сторон по делу по фактам, послужившим поводом для рассмотрения дела, в том числе у их руководителей (должностных лиц), привлекать к участию в деле иных лиц по усмотрению АМО. Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов, которые для дачи заключения могут ознакомиться с материалами дела. Комиссия рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства в течение 3 месяцев с момента вынесения определения о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В отдельных случаях указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на 6 месяцев с момента истечения установленного срока. Председатель комиссии ведет рассмотрение дела на заседании таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, устранение и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, соблюдение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока): — в связи с мотивированным ходатайством стороны по делу об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя на заседание по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами; — необходимостью получить дополнительные доказательства; — необходимостью привлечения к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, обязательно; — в иных случаях, когда разрешение дела невозможно в данном заседании. При отложении дела течение срока рассмотрения дела не прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала. Рассмотрение дела может быть приостановлено: — в случаях нахождения на рассмотрении в АМО, суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения; — необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации. Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление. Об отложении, приостановлении или возобновлении рассмотрения дела выносится определение, подписываемое председателем и членами комиссии, копия которого в трехдневный срок направляется сторонам по делу, а также иным заинтересованным лицам. На заседании комиссии заслушиваются стороны по делу, а также лица, участвующие в деле по решению АМО. Стороны по делу, а также лица, участвующие в деле: — вправе знакомиться с материалами дела со дня вынесения определения о возбуждении дела, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну; — представлять доказательства; — участвовать в исследовании доказательств; — задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, в том числе экспертам и специалистам; — заявлять ходатайства; — давать устные и письменные объяснения комиссии. В отсутствие сторон по делу (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела. По результатам рассмотрения дела по существу комиссия принимает решение, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым пришла комиссия в результате рассмотрения дела. Комиссия принимает решение простым большинством голосов открытым голосованием в отсутствии лиц, участвующих в деле. Председатель и члены комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. При голосовании председатель комиссии подает свой голос последним. При равенстве количества голосов, отданных «за» и «против» решения, голос председателя комиссии является определяющим. Принятое решение объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом в заседании может быть оглашена только его резолютивная часть. Решение подписывают председатель и члены комиссии. Если член комиссии не согласен с решением, он подписывает его, изложив письменно особое мнение, которое приобщается к делу. Решение вступает в силу с момента его оглашения. В случае выявления в процессе рассмотрения дела признаков преступления со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, комиссия принимает решение о направлении материалов дела в соответствующие правоохранительные органы. Производство по делу может быть прекращено до вынесения решения по существу: — в случаях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий; — ликвидации юридического лица или смерти физического лица — единственного ответчика по делу; — неподтверждения фактов нарушения антимонопольного законодательства; — наличия вступившего в законную силу судебного акта по спору о том же предмете, который составляет предмет рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определение о прекращении производства по делу подписывают председатель и члены комиссии, участвующие в деле, и направляют сторонам по делу и иным заинтересованным лицам, участвующим в деле. Мотивированное решение комиссия направляет или вручает под расписку сторонам по делу в пятидневный срок со дня его вынесения. На основании решения комиссия выносит предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое в установленном порядке направляется или вручается лицу, совершившему это нарушение. Предписание, в котором должны содержаться разумные сроки и конкретные действия по прекращению нарушений и (или) последствий нарушения антимонопольного законодательства, подписывают председатель и члены комиссии. 8.2. Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок. Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ. Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания, либо несвоевременное исполнение предписания. Контроль за исполнением предписания возлагается председателем комиссии на одного из членов комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания комиссии. По мотивированному ходатайству лица, получившего предписание и направившего его в АМО не позднее 10 дней до истечения срока исполнения предписания, комиссия может принять решение о продлении этого срока, но не более чем на 6 месяцев. Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти[14] (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленный в нем срок. За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица органов власти, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность. Антимонопольный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14,31; 14,32; 14,33; 19,5; 19,7; 19,8 Кодекса РФ об административных правонарушениях [6, 7]. Рассмотрим несколько примечаний при реализации норм КоАП РФ. 1. В целях настоящей главы выручкой от реализации товаров (работ, услуг) банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг считается доход от реализации, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ. 2. Лицо, добровольно заявившее в федеральный АМО и в его ТО о заключении им ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с АМЗ РФ соглашения или своем участии в ограничивающих конкуренцию согласованных действиях, отказавшееся от участия в таком соглашении или согласованных действиях, представившее информацию, необходимую для установления факта такого соглашения или согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей. Штрафные санкции при нарушении антимонопольного законодательства, изложенные в КоАП РФ, можно представить в систематизированном виде (табл. 13).
8.3. Порядок исполнения и обжалования решений (предписаний) антимонопольного органа В случае неисполнения предписания об отмене или изменении акта, принятого с нарушением антимонопольного законодательства, о восстановлении положения, существовавшего до его нарушения, антимонопольный орган в соответствии с пунктом 6 статьи 23 закона «О защите конкуренции» вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично [1]: — противоречащих антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций; — договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству; — требований об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом; — требований о ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций. Ненормативные акты, издаваемые антимонопольными органами в отношении предприятий и организаций и физических лиц, касаются ограничений гражданских прав этих лиц. Поэтому действующим законодательством предусмотрен судебный способ защиты нарушенного права. В соответствии со статьей 52 закона «О защите конкуренции» органы власти (их должностные лица), коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением: — о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) антимонопольного органа; — об отмене или изменении решений о наложении административного взыскания или штрафа. Подача заявления не во всех случаях приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа на время его рассмотрения в суде (арбитражном суде) до вступления решения суда (арбитражного суда) в законную силу.
Решения и предписания, обязательные для исполнения, классифицируются в зависимости от возможности приостановления их исполнения после подачи заявлений в суд (рис. 19). Решения и предписания антимонопольного органа i Не приостанавливаются I О недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства Об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства О восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства Об изменении или ограничении использования фирменного наименования О выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий О совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции О принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций Об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок О заключении договоров с хозяйствующими субъектами О перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства
Рис. 19. Классификация решений и предписаний антимонопольного органа после подачи заявлений в суд Решение (предписание) антимонопольного органа может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется. 8.4. Новации, связанные с изменениями в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях Со вступлением в силу закона от 26 октября 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» продолжается активная законотворческая деятельность ФАС России по внесению поправок в КоАП РФ об административных правонарушениях и статью 178 Уголовного кодекса РФ. Данные изменения позволят обеспечить не только комплексную, но и действенную реализацию новых положений, включенных в закон «О защите конкуренции». В настоящее время с целью повышения значимости норм конкурентного права в реализации экономической политики и формировании конкурентных условий ведения бизнеса осуществляется системная работа по внесению уточнений, дополнений и изменений, а также ужесточению отдельных норм КоАП РФ. При подготовке изменений учитывались принципы построения системы санкций европейского законодательства: прямое действие санкций (санкции применяются не за невыполненное предписание о прекращении нарушений, а непосредственно за совершенное нарушение), а также превентивный характер устанавливаемых санкций (размер штрафных санкций должен существенно превышать выгоды, получаемые нарушителем в результате совершенных им антиконкурентных действий). Изменения выступили в силу в едином пакете с дополнениями и изменениями к закону «О защите конкуренции». Представим основные дополнения и изменения [1, 2]: 1. В связи с предложением введения в закон категории «рыночная власть и злоупотребление рыночной властью» предлагается дополнить главу 14 КОАП РФ статьей следующего содержания: «Злоупотребление хозяйствующим субъектом рыночной властью, недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей» (14.31.1 «Злоупотребление рыночной властью»). 2. Введение ответственности за координацию экономической деятельности на рынке, а также ужесточение в комплексе антикоррупционных программ в РФ обусловливают внесение в статью 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» следующих дополнений и изменений: «Пункт 2. Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение. Пункт 3. Исполнение, участие, а равно заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом, Центральным банком Российской Федерации соглашения или осуществление названными лицами согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет». Существенных изменений должны коснуться положения, связанные с идентификацией и статусом лиц, добровольно заявивших в антимонопольный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действиях. Освобождение данных лиц от административной ответственности за административное правонарушение, предполагающее участие в соглашениях или согласованных действиях, может быть только при наличии в совокупности следующих условий: — лицо не должно быть инициатором (одним из инициаторов) соглашения, согласованных действий; — на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагает представленными документами и сведениями о совершенном правонарушении; — сведения и документы являлись достаточными для установления факта правонарушения; — лицо содействует антимонопольному органу в расследовании совершенного правонарушения. 3. Предусматривается ужесточение наказания в связи с фактами недобросовестной конкуренции, независимо от того, какие инструменты использовал субъект рынка для осуществления действий, направленных на устранение конкуренции или ущемление интересов третьих лиц, причинив убытки или нанеся вред их деловой репутации. Увеличение размера административного штрафа на юридических лиц в размере до одного миллиона рублей предполагает усиление превентивных мер воздействия размер штрафных санкций должен существенно превышать выгоды, получаемые нарушителем в результате совершенных им антиконкурентных действий. 4. Формирование оптового и розничных рынков электрической энергии в соответствии с действующим федеральным законом от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ «Об электроэнергетике» и федеральным законом № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», а также аккумулированная и обобщенная практика нарушений актуализировали принятие следующих дополнительных статей КоАП РФ. Предлагается в статью 9.15 «Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» внести изменение следующего содержания: «Нарушение требований стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей». В статью 9.16 «Манипулирование ценами на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности)» включить следующие виды административной ответственности: «Манипулирование ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей». 5. Предусмотрен комплексный пакет процедурных дополнений и изменений, касающихся оформления протокола об административном правонарушении, процедуре освидетельствования лица, совершившего административное нарушение, возможности обжалования решения и постановления об административном правонарушении. 6. Нарушения с неизменяемым постоянством органами исполнительной власти и местного самоуправления конкурентного законодательства на протяжении всего периода его реализации предопределили ужесточение ответственности должностных лиц за данные нарушения. Предлагается включение в КоАП РФ статьи «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправлении» и изложение ее в следующей редакции: «Действия (бездействия) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а равно к ограничению свободы перемещения товаров, свободы экономической деятельности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет». 7. Впервые за нарушение антимонопольного законодательства предусматривается административная ответственность в форме дисквалификации должностных лиц за правонарушение в виде действий, ограничивающих конкуренцию на определенном товарном рынке. Данное ужесточение находится в русле антикоррупционного законодательства и программы антикоррупционных мер, принятых Правительством РФ в сентябре 2008 г. В связи с этим в статье 3.11 «Дисквалификация» даются подробное описание и правовая характеристика этой категории, а также комплекс ограничений, который обращается на лицо, совершившее административное нарушение: 1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы, должности муниципальной службы, а также руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. 2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. 3. Дисквалификация может быть применена к лицам, занимающим должности государственной гражданской службы, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|