ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды деятельности, направленные на ограничение конкуренции 3 страница— высокий уровень продуктовой концентрации; — слабая диверсификация производства многих предприятий; — близкий по организации производства технологический цикл, сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; — нерентабельная структура основных фондов, высокая издержкоемкость производства, наличие избытка производственных мощностей; — низкая наукоемкость производственного и технологического цикла; — исторически сформированная система размещения производства в рамках плановой экономики, предусматривающая региональный и продуктовый раздел рынка по группам потребителей. Анализ структуры нарушений (статья 11 закона «О защите конкуренции») в 2008 г. показал, что самым распространенным видом является установление (поддержание) цен (тарифов) и скидок. За последние годы доля этих нарушений увеличилась почти в 2 раза и составила 42 % всех нарушений (рис. 12). На второе место вышли нарушения конкурирующих хозяйствующих субъектов, способствующих ограничению конкуренции: их доля составила около 15 %. В основном эти соглашения создавались в области маркетинговых технологий и инструментов продвижения, методик расчета цен и скидок, а также включали совместную распределительную деятельность и другие методы паблик рилэйшн. По сравнению с 2005 г. на одном и том же уровне находились нарушения, связанные с установлением барьеров входа на рынок (около 13 %), но сократились нарушения по факту координации предпринимательской деятельности почти в 4 раза, увеличилось количество нарушений по факту навязывания условий договора почти в 2 раза (см. рис. 12).
1 — установление (поддержание) цен 6 — навязывание невыгодных ус- (тарифов), скидок ловий договора 2 — необоснованное установление раз- 7 — раздел товарного рынка личных цен (тарифов) на один товар — координация экономической дея- 8 — иные соглашения ХС, приво- тельности хоз. субъектов дящие к ограничению конкуренции 3 — создание препятствий доступу на 9 — прочие нарушения рынок, выходу с рынка 4 — необоснованный отказ от заключения договоров________________________ Рис. 12. Структура возбужденных дел по видам соглашений и согласованных действий по системе ФАС РФ в 2008 г. Координацию предпринимательской деятельности могут осуществлять объединения коммерческих организаций в форме ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств, являющихся некоммерческими организациями. Такие некоммерческие организации создаются с целью координации предпринимательской деятельности участников, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 11 закона «О защите конкуренции» эта координация не должна иметь результатом ограничение конкуренции или возможность такого ограничения. Важной новацией в законе «О защите конкуренции» стало включение процедуры нотификаций соглашений. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с настоящим законом, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства (статья 35 закона). Анализ практики и статистических данных показывает, что возникновение картельных сговоров в основном имеет место в отраслях, для которых характерна высокая степень концентрации капитала и производственного потенциала. До 2006 г. они затрагивали сферы естественных монополий (энергетика, транспорт, связь). Основные проблемы лежат в плоскости ценообразования (поддержание необоснованных цен, введение скидок и т. п.). При этом согласованные действия фиксируются не только в обособленных отраслях, но и на межотраслевом уровне, в рамках полного технологического цикла производства той или иной продукции. Антимонопольные органы рассматривают много заявлений по ценовым сговорам на рынке нефтепродуктов. Однако при существующем объеме полномочий доказательство наличия согласованных действий представляется еще сложным. Для российской деловой практики на рынке ТЭК характерно проведение групповых акций против аутсайдеров. Крупные вертикально интегрированные компании стараются взять под свое управление максимальное количество предприятий розничной торговли в данной сфере в целях обеспечения контроля ценовой ситуации и используют для этого схемы франчайзинг и иные формы. В России можно выделить несколько отраслей, в которых существуют объективно сложившиеся условия картельного сговора: — оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; — агропромышленный комплекс и розничная торговля; — банковская сфера и страховые услуги; — фармацевтическая промышленность и рынок аптечных услуг; — промышленность строительных материалов, алмазная отрасль; — металлургическая промышленность; — химическая промышленность; — локальные рынки ЖКХ; — автомобильные и авиационные перевозки. Существенный рост количества дел в 2006 г. и 2008 г., рассмотренных по признакам нарушения статьи 11 закона «О защите конкуренции», связан с кризисными явлениями на региональных рынках нефтепродуктов и с выявлением среди действующих на этих рынках согласованных действий и сговоров прежде всего по вопросу согласованного ценообразования на оптовых и розничных рынках. В 2007 г. количество нарушений было зафиксировано на низком уровне (всего 4 дела), что явилось результатом переговоров правительства и крупнейших игроков рынка о корректном ценообразовании в течение 2007 г. Однако уже в 2008 г. за 6 месяцев было рассмотрено 14 заявлений по фактам нарушений. Например, Ставропольское УФАС России установило факт ценового сговора между 5 нефтяными компаниями[8]. В ходе рассмотрения дела антимонопольное управление выявило, что компании осуществляли в мае — июле согласованную, скоординированную ценовую политику по повышению и поддержанию розничных цен на дизельное топливо на более высоком уровне по сравнению с Аи-95 в Ставропольском крае. Половина всех нарушений в 2007 г. была связана с соглашениями на рынке страхования и банковских услуг (в первую очередь на рынке потребительского кредитования). В нарушениях существенное место занимают соглашения между банками и страховыми компаниями по страхованию вкладов и кредитов и предоставление льготных условий банковского обслуживания и страховых платежей. Например, осенью 2007 г. Астраханское УФАС России возбудило 3 дела в отношении банка и 3 страховых компаний по признакам нарушения статьи 11 закона «О защите конкуренции». Основанием для возбуждения дел послужило заключение банком и страховыми организациями соглашений о сотрудничестве, которые определяют условия и порядок осуществления взаимодействия страховой организации и банка при страховании страховой организацией имущества физических и юридических лиц, заложенного этими лицами в обеспечение своих обязательств либо обязательств третьих лиц перед банком. В соответствии с указанными соглашениями страховщики были обязаны предоставлять скидки при страховании имущества, заложенного в обеспечение обязательств перед банком, к действующим тарифам страховой премии в определенном размере. стороны всех участников рынка продовольственных товаров — поставщиков сырья, производителей, оптового звена, торговых сетей — антимонопольными органами возбуждено более 80 дел о нарушении положений закона «О защите конкуренции». Основную часть нарушений составляют ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров (80 %). В сентябре 2007 г. Красноярское управление УФАС России признало 4 хозяйствующих субъектов (далее — дистрибьюторы) нарушившими статью 11 закона «О защите конкуренции» и предписало устранить допущенные нарушения. В результате анализа указанных материалов антимонопольное управление установило, что представленные дистрибьюторские соглашения направлены исключительно на продвижение продукции ООО «ЮниМилк». Таким образом, этими соглашениями было закреплено, что дистрибьюторы не имеют права продавать продукцию общества вне определенной соглашением территории. Кроме того, ООО «ЮниМилк» соглашениями обязывало дистрибьюторов согласовывать с ним цены, по которым продукция будет реализована остальным операторам рынка. Данные действия позволяли ООО «ЮниМилк» поддерживать цены на свою продукцию нерыночными методами, ограничивая при этом ценовую конкуренцию между субъектами рынка молочной продукции. Нарушение выразилось в заключении компаниями сговора, направленного на ограничение конкуренции на рынке молочной продукции Красноярска, Железногорска и Сосновоборска. В результате рассмотрения дел Красноярское УФАС России предписало привести заключенные дистрибьюторские соглашения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства. Дело о ценовом сговоре 3 крупнейших переработчиков молока в Красноярском крае было возбуждено в связи с одновременным снижением ими закупочной цены на молоко с 14 до 7,5 руб. за 1 л. Если вина компаний будет доказана, им грозит штраф в сумме до 15 % от оборота. Сами переработчики заявили, что никакого ценового сговора между ними не было, а снижение закупочных цен — сезонное явление[9]. Выводы 1. Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. 2. Доминирующе положение не преследуется антимонопольным законодательством, но является той пограничной чертой, после которой начинается наблюдение за процессами концентрации и поведением на рынке субъектов, имеющих экономическую и рыночную власть. 3. Анализ применения регулирующих норм антимонопольного законодательства, направленных на предупреждение, выявление и пресечение злоупотреблений доминирующим положением на рынке хозяйствующих субъектов, которые своими действиями ограничивают конкуренцию или ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов, показывает еще недостаточную эффективность проведения антимонопольной политики. 4. Антимонопольная политика, запрещающая сговор, может стимулировать эффективность фирм и их экономический рост. С помощью конкурентных рынков можно улучшить показатели работы отечественных фирм на международном рынке, повысить занятость населения и заложить фундамент для повышения уровня его жизни. 5. Горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию, не приводят к интеграции хозяйственных операций, созданию нового товара или метода распределения или к какой- либо иной совместной деятельности, стимулирующей конкуренцию. Подобные соглашения часто характеризуются как «неприкрытое» ограничение торговли, картельное соглашение или сговор и включают фиксирование цен, подачу мошеннических заявок и распределение территории или клиентов, а также бойкот или отказ от деловых контактов. 6. Наиболее распространенной формой вертикальных соглашений являются отношения между предприятиями, находящимися на разных уровнях производства или реализации товара. К ограничивающим конкуренцию вертикальным соглашениям относятся: соглашения о поддержании цен при перепродаже, эксклюзивные соглашения о распределении, дилинговые соглашения, соглашения о связанной продаже и навязывание объема закупок. 7. Выявление и пресечение соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, в течение всего периода действия антимонопольного законодательства в России остаются ограниченными и незначительными в связи со сложностью их выявления и доказывания. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите формы монополистической деятельности. 2. Определите понятие «доминирующее положение». 3. Перечислите виды злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (европейская нормативная база). 4. Охарактеризуйте виды злоупотреблений, изложенных в законе «О защите конкуренции». Приведите примеры. 5. Охарактеризуйте горизонтальные соглашения, объясните их отличие от вертикальных. Приведите примеры. 6. Объясните особенности вертикальных соглашений. Насколько велика их возможность в проявлении антиконкурентных действий? Библиографический список Основная литература 1. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 29 янв. 2010 г.) // СЗ РФ.— 2006.— № 31 (1 ч.).— Ст. 3434. 2. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Князева.— 4-е изд., испр.— М.: Оме- га-Л, 2009.— С. 213-302. 3. Конкурентное право Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой.— М.: Логос, 1999.— С. 124-320. 4. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Цыганова.— М.: Логос, 1999.— С. 210-308. 5. Электронный портал Федеральной антимонопольной службы fas. gov. ru [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www. fas. gov. ru/competition Дополнительная литература 6. Государственный университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www. hse. ru 7. Гречишкина, И. В. Экономический анализ применения антимонопольного законодательства / И. В. Гречишкина, А. Е. Шастит- ко.— М.: Экон. фак. МГУ: ТЕИС, 2003.— 96 с. 8. Тотъев, К. Ю. Конкуренция и монополии: Правовые аспекты регулирования: учеб. пособие / К. Ю. Тотьев.— М.: Юристъ, 2002.— 261 с. 9. Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва) [Электронный ресурс].— Режим доступа: http:// www. beafnd. org 10. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва) [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www. forecast. ru 5. Характеристика нарушений в виде недобросовестной конкуренции. Правоприменительная практика План 5.1. Формы недобросовестной конкуренции как объект ограничительной деловой практики. 5.2. Недобросовестная реклама как инструмент недобросовестной конкуренции. Практика антимонопольного контроля. 5.1. Формы недобросовестной конкуренции как объект ограничительной деловой практики В статье 4 закона «О защите конкуренции» категория «недобросовестная конкуренция» обозначает «любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести или могут нанести вред их деловой репутации» [1]. В данной общей норме дается определение недобросовестной конкуренции с использованием таких терминов, как «обычаи делового оборота», «справедливость», «разумность», «добропорядочность». Поскольку значение указанных терминов достаточно расплывчато, то и определение недобросовестной конкуренции как действий, противоречащих «обычаям делового оборота», «разумности» и т. д., не устанавливает четких общепризнанных норм поведения. Эти нормы в конкуренции есть не что иное, как отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. С целью нивелирования терминологических проблем при квалификации действий хозяйствующего субъекта как акта недобросовестной конкуренции необходимы три условия: — во-первых, действия субъекта должны противоречить требованиям действующего законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота; — во-вторых, действия должны иметь негативные последствия для компаний конкурентов в виде причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации; — в-третьих, должна присутствовать направленность на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. При этом доказывать стремление к приобретению данных преимуществ не обязательно. Отсутствие доказательств хотя бы одного из этих условий не позволяет квалифицировать действия субъекта как недобросовестную конкуренцию. В отличие от других объектов регулирования закон «О защите конкуренции» характеризует категорию недобросовестной конкуренции следующим образом: — она является актом противоправным и аморальным; — связана с нанесением ущерба конкретному субъекту; — участником отношений не может быть орган власти; — бездействие не может быть квалифицировано как недобросовестная конкуренция, а только как активное поведение субъекта на рынке. В закон «О защите конкуренции» (пункт 2 статьи 14) внесены положения, связанные с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Важным положением, включенным в действующий закон, является акцент законодателя в отношении нераспространения норм данного закона на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции; либо если приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции [1]. Перечень действий, квалифицируемых как формы недобросовестной конкуренции, определен статьей 14 закона «О защите конкуренции», запрещающей ведение конкурентной борьбы нечестными и незаконными методами[10]. Каждая из законодательно закрепленных форм недобросовестной конкуренции носит обобщенный, комплексный характер (рис. 13).
В 2007 г. в системе антимонопольных органов было рассмотрено 841 заявление по признакам нарушений антимонопольного законодательства в части, запрещающей недобросовестную конкуренцию. При этом количество возбужденных дел составило 245, а по результатам рассмотрения дел выдано 179 предписаний. Статистический анализ нарушений в сфере недобросовестной конкуренции показывает их постоянный и динамичный рост, что подтверждает складывающуюся на рынках ситуацию обострения и ужесточения конкурентной борьбы. Количество рассмотренных заявлений с 2003 по 2008 г. увеличилось в 3 раза, что повлияло на удельный рост заявлений по данному виду нарушений во всех нарушениях до 9,36 % (табл. 4).
Анализ правоприменительной практики показывает, что основная доля фактов недобросовестной конкуренции в 2008 г. была связана с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. При этом V3 возбужденных дел касалась незаконного использования товарного знака либо применения обозначений, сходных до степени смешения (рис. 14). Второе место по фактам нарушений приходилось на распространение ложных сведений (20 %). Введение потребителей в заблуждение составило около 18 % всех дел, что в 3,5 раза меньше, чем в 1999 г. (54 % от общего количества дел).
1 — введение потребителей в заблуж- 4 — прочие нарушения дение 2 — некорректное сравнение 5 — незаконное использование то варного знака 3 — приобретение исключительных 6 — распространение ложных сведе- прав на средства индивидуализации ний Рис. 14. Структура дел, связанных с недобросовестной конкуренцией по системе ФАС России в 2008 г. До 9 % сократилось количество нарушений, связанных с фактами приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юридического лица или продукции. Основное перераспределение среди нарушений за последние 3 года наблюдалось между запретом на незаконное использование средств индивидуализации и иными формами недобросовестной конкуренции [3]. Анализ структуры дел, связанных с нарушением принципов добросовестной конкуренции, показывает, что за последние 5 лет произошли значительные изменения в характере выявленных нарушений и, как следствие, структурные сдвиги в общем количестве рассмотренных дел. Сильнейший фактор влияния — переключение в мировой экономической и маркетинговой практике направлений стратегической борьбы компаний за свои конкурентные преимущества с товарных стратегий на брендовые. Так, основная доля выявленных фактов недобросовестной конкуренции была связана с нарушением исключительных прав. Это, в свою очередь, привело к увеличению количества дел, возбужденных по фактам таких нарушений. Интеллектуальная собственность обеспечивает конкурентные преимущества и дифференциацию продукции, является важным объектом экономической политики, направленным на поощрение инвестиций, расширение ассортимента и повышение качества продукции. Товарные знаки, выполняя функцию установления происхождения товара, обеспечивают ответственность производителя перед потребителем за качество продукции. Товарные знаки помогают удержать потребителя, что является не менее эффективным конкурентным преимуществом, чем привлечение новых потребителей. Исследования показывают, что предотвращение ухода только 5 % потребителей способно увеличить прибыль в банковской системе на 85 %, в сфере страхового бизнеса — на 50 %, в автосервисе — на 30 %. Товарный знак может быть определяющим фактором для успешного выхода на рынок. Поэтому наиболее часто недобросовестная конкуренция выражается в незаконном использовании товарных знаков [3]. Следует иметь в виду, что приведенный в статье 14 закона перечень форм недобросовестной конкуренции не является исчерпывающим: правоприменительная практика дает возможность расширить его с учетом подробного рассмотрения конкретных действий, подпадающих под понятие недобросовестной конкуренции (статья 4 закона «О защите конкуренции» и статья 10-bis Парижской конвенции) и приводящих к негативным последствиям на товарных рынках в виде ограничения конкуренции и ущемления интересов потребителей. В закон «О защите конкуренции» внесены положения, связанные с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Важным положением данного закона также является акцент законодателя в отношении нераспространения норм на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции; либо если приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Решение антимонопольного органа, касающееся нарушения положений в части индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, направляется в федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков для решения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. В конкурентной борьбе многих компаний большую роль играет сильный бренд, представляющий не только средство индивидуализации, но и целый комплекс бренд-стратегий или технологий, связанных с его продвижением. В борьбе за потребителя побеждает тот бренд, который концентрирует в себе возможность функциональных, эмоциональных и потребительских выгод. Следовательно, бренд, имеющий прочные позиции в восприятии потребителей, создает для компании условия наращивания рыночной доли и конкурентные преимущества. В этих условиях распространенными фактами недобросовестной конкуренции и получения преимуществ являются сокращение затрат, связанных с продвижением на рынок нового товара, его позиционирование, реклама под известным «раскрученным» брендом. Использование компаниями при продвижении своей продукции результатов чужой интеллектуальной деятельности, в данном случае основных идейных и типологических характеристик известных брендов, с одной стороны, снижает экономический барьер вхождения на рынок, а с другой — приводит к смешению в восприятии потребителей товаров конкурирующих компаний, стимулируя в условиях отсутствия потребительской идентификации с продукций известных компаний, спрос на предлагаемую продукцию. В 2007 г. управление УФАС по Тверской области направило в адрес ООО «Восточный» предписание об устранении нарушения статьи 14 закон «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция). ООО «Восточный», осуществляя розничную продажу нефтепродуктов, использует на стеле при автозаправочной станции обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком «ТНК», правообладателем которого является ОАО «Тюменская нефтяная компания». При этом ООО «Восточный» не реализует нефтепродукты ОАО «Тюменская нефтяная компания» и не связан обязательствами с правообладателем. Указанный факт подтверждается использованием сходной композиции (сочетание букв на фоне прямоугольника), сине-белой цветовой гаммы, характерной графической манерой выполнения сочетания букв. Использование товарного знака, сходного до степени смешения с товарным знаком «ТНК», создает для правообладателя угрозу ущемления репутаци- онных интересов, поскольку правообладатель предъявляет к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность под товарным знаком «ТНК» дополнительные требования, такие как высокий уровень подготовки персонала, наличие на автозаправочных станциях нефтепродуктов для бесперебойного круглосуточного функционирования станции, высокое качество реализуемого топлива, чего не может требовать от хозяйствующих субъектов, не связанных с ним соответствующими обязательствами. Тверское УФАС России предписало ООО «Восточный» демонтировать стелу либо исключить иным способом использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком «ТНК», правообладателем которого является ОАО «Тюменская нефтяная компания». Правоприменительная практика показывает, что недобросовестная конкуренция крайне редко причиняет реальный ущерб в виде утраты или повреждения имущества. В большинстве случаев ее отрицательные последствия заключаются в упущенной выгоде и расходах, необходимых для восстановления нарушенного права и имиджа. В последнее время компании, которым нанесен ущерб в виде незаконного использования средств индивидуализации, все чаще обращаются с исками в суды, что связано с их желанием не только прекратить нарушение, но и получить в результате рассмотренного дела возмещение морального вреда и упущенной выгоды. В 2004 г. компания «Сибирский берег», являющаяся производителем сухариков «Кириешки» и владельцем данного товарного знака (оцененного в 33-35 млн руб.), смогла в судебном порядке взыскать 1 000 000 руб. с Кемеровского хлебокомбината за использование названия «Кириюшки», которое было признано сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком «Кириешки». Отраслевая структура нарушений показывает, что подавляющее большинство из них приходится на сферу торговли, общественного питания и сферы услуг. В 2007 г. и 2008 г. количество нарушений в этой области превышало 200 случаев, что составило почти четверть всех нарушений. Это вполне согласуется с методами реализации недобросовестной конкуренции, использующими в качестве основного инструментария технологии недобросовестной рекламы и брендинга продукции. Второе место по нарушениям приходится на сферу страхования и особенно в области ОСАГО (165 всех нарушений), третье место (около 5 %) занимают факты недобросовестной конкуренции на рынке реализации (особенно розничной) нефтепродуктов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|