ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Составление и заполнение таблицы по материалу учебника Змановской Е.В. - Девиантология (психология отклоняющегося поведения).«Социально – психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности».
Анализ и обсуждение результатов работы. Работа в микрогруппах по обсуждению педагогических ситуаций.
Ситуация 1 В классе — "новый русский": мальчик, ленивый и безответственный ученик. Несколько лег он проучился в частой школе, а в IX классе родители перевели его к государственную школу, чтобы получше подготовить к поступлению в вуз. После окончания IX класса в его аттестате одни лишь тройки, да и те натянуты. Увидев свой аттестат, мальчик спрашивает учительницу: "А почему у меня все тройки? Я думал, будут пятерки». Что ответить? а) «Это тебе не частая школа — здесь нужно трудиться»; б) «Ну чтоже, если дальше ты будешь иначе относиться к учебе, вместо троек будут пятерки»; в) «Твою шутку я оцепила, нопятерки нужно заработать»; г) «Саша, твои тройки — и те завышены»; д) «О чем ты? Скажи спасибо, что двоек нет».
Ситуация 2 Идет устный экзамен. Те, кто подготовился к нему плохо, как правило, ссылаются на болезнь — собственную или кого-то из членов семьи. Видя перед собой очередного "недомогающего", учительница, опережая его объяснения, спрашивает: "Ну, кому вчера "скорую" вызывали: маме, папе или бабушке?" "Нет, кошке моей", — не моргнув глазом, отвечает лодырь. Что делать? а)Надо быть человеком: проявить участие, расспросить о болезни животного — на оценку это все равно не повлияет; б) с улыбкой упрекнуть: «Ты столько сидел, готовился, неужели ничего лучше не мог придумать?»; в)комментарии здесь излишни, а вот оценка должна быть соответствующей; г) бесстрастно резюмировать: «Ну, что же, если все дело в кошке, то подождем, пока она поправится. А экзамен сдашь осенью?»; д) сухо заметить: «Пока ты сам к экзамену не подготовишься, никакая кошка тебе не поможет». Ситуация 3 В школе — дискотека. Ребята веселятся, танцуют. Вдруг учительница замечает одиноко стоящую в коридоре расстроенную девочку. Оказалось, что, желая принарядиться, девочка, несмотря на свою полноту, надела короткую юбку. Пришла, а над ней все смеются: «Вырядилась, тумба!» Что делать? а)Вернуть девочку в танцевальный зал и постараться сделать ей рекламу, например: «Посмотрите-ка на Таню, да ее неузнать!»: б)вернуть девочку в танцевальный зал и попросить ее подружек окружить ее вниманием: в) посоветовать девочке не обращать внимания на насмешки: г) посоветовать девочке не только не обращать внимания на насмешки, а вести себя демонстративно — плясать и веселиться на зависть обидчикам: д) посоветовать девочке пойти домой и переодеться, чтобы ребята перестали ее осмеивать; е) лучший совет в этой ситуации — уйти домой, а в следующий раз быть осмотрительнее в выборе одежды. Ситуация 4 Выйдя из школы, учительница видит во дворе группу старшеклассников, которые громко, в похабных выражениях обсуждают девушек-одноклассниц. Учительница хочет пресечь похабщину, но как? а) Подойти, многозначительно оглядеть стоящих, как бы запоминая каждого, и твердой походкой удалиться; б) подойти и попросить ребят говорить тише, чтобы не пугать детей и прохожих: в) решительно подойти, прервать разговор и потребовать, чтобы юноши разошлись по домам; г) потребовать закончить разговор и пообещать продолжить его завтра — в кабинете директора; д) вмешаться в разговор и заставить юношей посмотреть на одноклассниц другими глазами, подчеркнув достоинства девушек: е) вмешиваться не надо, но обязательно сообщить девушкам, что о них думают одноклассники. Ситуация 5 Девочка-подросток написала классному руководителю письменную жалобу на донимающего ее одноклассника. Учительница с ходу взялась за обидчика. Однако, имя девочки, написавшей жалобу, остается тайной. А в классе — переполох, ищут «доносчицу». В конце концов, подозрения сошлись на девочке, не имеющей никакого отношения к жалобе. Что делать? а) Решительно снять подозрения с посторонней девочки, но и автора жалобы ни в коем случае не раскрывать; б) Раскрыть имя девочки, написавшей жалобу, но обеспечить ей в классе надежную защиту; в) Обнародовать жалобу, назвав все имена, и до конца во всем разобраться; г) Собрать экстренное родительское собрание вместе с учащимися и разобраться в ситуации; д) Поговорить с родителями девочки, написавшей жалобу, и посоветовать им перевести дочь в другую школу. Ситуация 6 К директору школы пришла делегация жильцов близлежащего дома с жалобой на старшеклассников. Ребята обосновались в их подъезде, где проводят все вечера. Все бы ничего, но юноши шумят, курят, иногда выпивают, все стены изрисованы... Терпению жильцов пришел конец — они требуют принять срочные меры. Что делать? а) Спокойно объяснить возбужденным людям, что они обратились не по адресу: в этой ситуации помочь может только милиция; б) Посоветовать жильцам, поставить надежный замок на входную дверь, чтобы отвадить непрошеных гостей; в) Созвать общее собрание учащихся старших классов и серьезно поговорить с ребятами о жалобе жильцов соседнего дома; г) Прибегнуть к помощи родительского комитета, направив их по указанному адресу; д) Не откладывая, в тот же вечер наведаться в близлежащий дом и на месте разобраться со своими подопечными. Ситуация 7 К учительнице начальных классов пришла возмущенная мама. Ее дочь-первоклассница принесла из школы несколько матерных выражений, услышанных от соседа по парте. Мама требует оградить дочку от нецензурщины. Что делать? а) Успокоить маму, объяснив ей, что мат так прочно вошел в нашу повседневную жизнь, что от него не убережешься; б) Посоветовать маме не акцентировать внимание дочки на "новых" выражениях — так они скорее забудутся; в) Серьезно поговорить с соседом девочки по парте, а заодно — и с его родителями и вообще взять этого мальчика "на заметку"; г) Посадить девочку за другую парту и обязательно — с девочкой: д) Посоветовать маме забрать девочку из школы и перевести на домашнее обучение. Ситуация 8 Девочка жалуется учительнице на выходки соседа по парте: он то дернет девочку за косу, то спрячет ручку, то отнимет портфель. Присмотревшись, учительница понимает, что девочка очень нравится забияке и его выходки — выражение неравнодушия, а не злонамеренности. Что делать? а) Поговорить с девочкой наедине и объяснить ей мотивы поведения мальчика; б) Поговорить с мальчиком наедине и объяснить ему, сколь опасно такое поведение с точки зрения обнаружения его истинных чувств; в) Поговорить с родителями детей и убедить их держать ситуацию под контролем; г) Ни с кем ни о чем не говорить и вообще вмешиваться: все образуется само собой; д) Посоветовать девочке дать обидчику достойный отпор: на каждую его выходку отвечать аналогичной; е) Пересадить девочку к другому мальчику: пусть хулиган "покусает локти". Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|