ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проектный характер России. Внешние проекты
В данном очерке мы постараемся на историческом примере известных событий XV века показать, что Россия – это «проектный», или миссионерский, мир1). Проектный характер России проистекает из ее мировых схем. Первоначально проекты России всегда навязывались какими-либо внешними силами. Проект Руси как преемницы Византии, которому мы посвятим данный очерк, не был исключением. Многочисленные историки фиксируют, что формула «Москва – третий Рим» появилась в Послании псковского старца Филофея великому князю Василию (III) Ивановичу в начале XVI века. Но существуют разные подтверждения тому факту, что идея объявить Москву формальной преемницей Константинополя возникла гораздо раньше и первоначально принадлежала папе римскому Павлу II, который после захвата Константинополя (в 1453 году) турками увидел в браке Ивана III и Софьи Палеолог (византийской принцессы) возможность для объединения Восточной и Западной христианских церквей за счет переноса в Москву центра Восточной христианской империи. При проведении переговоров о браке с Софьей Палеолог папа римский желал склонить Ивана III принять Флорентийскую унию восточной и западной церквей под главенством Рима – таковым было условие, исполнение которого давало Москве право стать признанной преемницей Константинополя, а впоследствии и всех византийских земель. Таким был замысел католической Церкви. Но история распорядилась иначе – Москва не стала новым центром Византийской империи, а брак Софьи Палеолог с Иваном III послужил импульсом к формированию новой миссии и нового проекта в самой Руси, в результате которого она стала Русской империей. Формирование ситуации «внешнего управления» в XV веке
Формирование ситуации «внешнего управления» в XV веке началось с попыток папской католической власти склонить православную Церковь (Византию, а следом за ней и Русские княжества) к принятию унии Церквей во время Флорентийского Собора 1438 года. Византийская империя в тот момент вела войну с турками и находилась в тяжелом положении. Папская власть использовала слабость Византии, предложив ей объединение усилий в борьбе с турками и собирание после принятия унии Крестового похода против турок. Московский митрополит, принимавший участие в Флорентийском соборе 1439 года, вернувшись с унией в Москву, был изгнан великим князем Василием II и всем русским духовенством. Попытка склонить Москву к принятию Флорентийской унии закончилась неудачей для католического Рима, ситуация усложнилась и тем, что в 1448 году русская церковь провозгласила автокефалию и произошло избрание нового митрополита московского без участия Византии и Рима. Но идея объединения церквей нашла новую возможность для реализации, связанную с ослаблением Византии в войне с турками и после захвата турками Константинополя. Папа римский решил использовать брак великого князя московского со своей воспитанницей Зоей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога, погибшего во время осады Константинополя турками. Надо сказать, что Зое (Софье) Палеолог удалось остаться православной, несмотря на все усилия папы римского. Большую роль в этом сыграло окружение Софьи, одним из представителей которого был грек Юрий Траханиот – доверенное лицо семьи Палеолог. Парадоксально, но Софья Палеолог, попавшая в католическую Италию в юном возрасте, воспитанница папского католического двора, оставалась ревностной православной. Переговоры о браке Ивана III и Софьи Палеолог длились три года.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|