Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование самостоятельного проекта «Москва – третий Рим». Царская власть, данная Богом




Особое внимание следует уделить моменту формирования царской власти на Руси. Для начала восстановим, каким было отношение на Руси к власти великого князя до брака с Софьей Палеолог. Великому князю власть была дана родом. И название «великий» было синонимом «старейший» (что подтверждает родовую природу власти князя). Великий князь был первым из равных, природа его власти не отличалась от природы власти других князей. Для формирования собственного – русского, российского – проекта Софья Палеолог, Иван III, а затем Иван IV выделяют одну из инстанций власти на ту ступень, на которой ни одна другая власть не сможет сравниться с ней. Как это делается?

С появлением Софьи Палеолог в Москве великокняжеский двор стал отличаться особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Все это должно было свидетельствовать об иной трансценденции существования московской великокняжеской, царской, власти.

Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин «венчания на царство». С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 г. впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

Итак, византийская пышность и символизм были связаны со специфическим пониманием империи и императорской власти. Символизм должен был показать недоступность императорской власти. Еще раз отметим, что до брака с Софьей великокняжеская власть на Руси была доступной, и именно поэтому велись постоянные междоусобицы. Процедура «венчание на царство» – это обряд выделения князя из числа других князей и придание ему статуса, недоступного другим князьям в принципе. Венчание Ивана III с Софьей Палеголог в этом плане было одним из пунктов оформления недоступности великокняжеской (в последствии царской) власти.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных