Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.




Развит личности завис от развит кол-ва,его уровня развит,стр-ры сложившихся в нем деловых и межличност отношен.Развит личности и кол-ва-взаимообусловл процессы.Богатство связей предопредел духовн богатство личности,богатство связей и общения выраж-ет общественную,коллективную силу чела. Соприсутствие ребенка в соц. пространстве осуществляется через присутствие ребенка в группе. Общие развивающие влияния группы на ребенка: 1. группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействует общему развитию интеллекта ребенка; 2 группа -богатейшее поле эмоциональной направленности, следовательно, ребенок черпает эмоциональный опыт и сам обогащается, разворачивая палитру эмоциональных откликов; 3. в группе осуществляется взаимодействии, ребенок обретает поведенческий опыт; 4. в группе ребенок обнаруживает свою несходность с другими людьми, следовательно, познает себя через сопоставление с другими людьми; 5. группа предоставляет ребенку возможность выразить себя, следовательно, преимущества коллектива: будучи микросредой, для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое щадящее вхождение в социум, обретение соц.опыта жизни.

Коллектив - это взаимодействующая общность, объединяющая соц-ценностные отношения. Ценность задает данной группе благоприятный психологический климат.

В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь.Педагог, работая в группе детей, должен позаботится о развитие внутригрупповых отношений, и содействовать рождению коллектива как наиболее благоприятного пространства.

Коллектив (от лат собирательный)-наиб характерная для сист соц-обществен отношений группа высок уровня развит,где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совмест деят-ти.

Коллектив( Макаренко )- такая группа детей,кот объединяют общие,имеющие общественно ценный смысл цели и совместн деят-ть,организуемая для их достижения.Научн разработка проблем кол-ва началась в 60е годы 20в.(Крупская,Макаренко,Сухомлинский-пед;Платонов,Петровский,Кузьмин,Туманский-псих).

Сухомлинский: пр-пы,кот должны быть положены в основу формир школьн кол-ва:организацион ед-во шк кол-ва,руководящ роль шк кол,руковдящ роль педагога,постоянное умножен духовных богатств,гармония интересов,потребностей и желаний,создание и заботлив сохранен традиций,интеллектуальн,ЭСТЕТИЧЕСК БОГАТ-ВО ВЗАИМООТНОШЕН м/у шк кол-вом и др кол-ми нашего общества,эмоцион-ое богатство кол-ной жизни и др.

Воспитат функц кол-ва:1 организационная-детск кол-в станов-ся субъектом управления своей общественно полезной деят-ю 2 воспитательная-дет кол-в станов-ся носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений 3 стимулирования-кол способств формирован нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел,регулирует поведение своих членов,их взаимоотношения.

Роль дет кол-ва:1 кол открыв возмож-ть накопления опыта кол-ного поведения =>форми-ние ценных качеств:гражданственность,гуманизм,инициативность,ответств,соц справедливость. 2 только в кол формир такие личностн хар-ки:самооценка,уровень притязаний,самоуважен,принят/непринят себя как личн 3 формиров интеллектуально-нравствен ориентац личности,ее гражданск позиц 4 в организации трудов деят-ти детей 5 возможность для реализац физич и худож потенциала личности 6 благоприятн возможн для формиров социально ценной личности и проявления ее индивид-ти.Только на основе кол-ва могут быть развиты наиб полно особ-ти чел-кой личности.

В основе сплочен детск кол-ва: труд,общение,познание и др.,особ роль в совместн деят-ти.

Признаки кол-ва: общественно-ценные цели;совместн деят-ть по их достижениям;отношения взаимной ответственности между членами кол-ва; организац органов самоуправлен; «кол-в явл частью сов общества,связ-ный со всеми др кол-ми».

Класс руководит- учит,организующ учеб-воспитат раб в поручен ему классе.Институт кл рук-ва сложился давно,практич вместе с возникнов учеб заведен.В Рос до 1917г эти педагоги назыв клас наставниками,клас дамами,их права и обяз опред-сь Уставом учебн заведен.Должность Кл рук-ля в шк была введ в 1934г.

Типы кл рук-ва:1. учит-предметник,одновр вып-щий f Кл рук 2 кл рук,выполняющ только воспитат f=кл воспитат 3 в некот уч завед кл наставник,кл куратор,тьютор-попечитель. защитник, покровитель, опекун.Гл в деят-ти кл рук-содейств саморазвит личности,реализации ее творч потенциала,обеспечен активной соц защиты реб,создан необход услов для активизации усилий детей по решен собствен проблем.

Уровни ф-ций кл рук(ШакуровР.Х.):1ур- педагогич и соц-гуманитарные ф-ции,относящ-ся к гр целевых(создан услов для соц развития учащ-ся,ориентир на помощь реб в решен его личностн проблем и подготовк к самост жизни. Содержан деят-ти Кл рук: воспитан учащ,соц защита реб от неблагоприят воздейств окр ср(комплекс псих-пед мер,обеспеч-щих оптимальное соц развитие ребенка и формирован его индивид-ти),интеграция усилий всех педагогов для достижен поставлен воспитат задач) 2ур- соц-психологич,относящ к организаторск гр(поддержка положит детск инициативы;оказан помощи в самоорганизац разнообра деят-ти:познават,трудовой,эстетическ.свободного общения).Важн на этом уровне функц сплочен кол-ва. 3ур -управленческие функц:диагностическая(исследован и анализ личности и индивид-ти реб;отслеживан изменен в воспит-ти учащ);целеполагания(совместная с учащ выработка целей воспитат деят-ти);планирования(тесн сотруднич Кл рук с кол-вом класса);контроль и коррекция(осн цель-обеспечен постоян развит воспитат сист). Кл рук систематич информир учителей о динамике развит реб,его трудностях и достижен,об изменен ситуац в семье, стремится привлечь учителей к обсужден путей преодаления этих трудн;регулир отношен учителей и родит реб;привлек учит-предметников к планир и организац внеучеб раб в классе,к подготовке и проведен собран с родит: изуч стиль.осн методы,приемы раб своих коллег с учащ,выявл успехи,проблемы,достижения,эффективн способы раб учит со шк-ми и родителями.

Функции классного руководства: 1. когнитивно - диагностическая. Необходимо всесторонне изучить все особенности развития и поведения учащихся и определить уровни их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе классной работы и осуществления индивидуальному подходу к обучению и воспитанию. 2. организационно - стимулирующая. Обусловлена тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Главное здесь - умение классного руководителя организовать классную работу так, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием форм. 3. объединено - сплачивающая. Действующим фактором воспитания является сплоченность учащихся, здоровый психический микроклимат класса, товарищеское общение. 4. координирующая. Т. к. в классе работает несколько учителей -предметников, возникает необходимость в согласовании и педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся. Координирующая их деятельность и осуществление единого подхода к детям.5. личностно -развивающая, Направлена на развитие личностных качеств учащихся. Обязанности классного руководителя: - всестороннее изучение учащихся,- разъяснение и внедрение правил поведения учащимся, - пед.проведение ученических собраний в классе, - вовлечение в кружковую деятельность, и др.

Этапы развития детского коллектива по Макаренко:

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных