ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гражданское воспитание. Формирование толерантного поведения.Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить ему. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающего равенство и сотрудничество всех народов. В патриотизме заложена идея любви и уважения к своей стране, к соотечественникам, в интернационализме – уважение к другим народам и странам, солидарности с ними. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственной символике РФ и других стран. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют учебные предметы гуманитарного и естественного циклов. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребёнком, укрепляет и развивает чувство любви к родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, традиций и обычаев народов стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей. Необходимой составной частью патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках истории, литературы, внеклассной воспитательной деятельности. Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Цели гражданского воспитания: образовательная – раскрыть школьникам политические ценности общества, научить вести диалог и дискуссию, ораторскому искусству, четко и ясно излагать свои мысли, умению отстаивать свои убеждения; воспитательная – формирование чувств патриотизма и интернационализма, морально-политических качеств (порядочность, сознательная дисциплинированность, ответственность ит.д.); развивающая – способность политического мышления, самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку и т.д. Гражданское воспитание направленно на формирование готовности подрастающей личности к нравственному социально-ответственному поведению в обществе, к защите своих прав и свобод, к участию в решении социально значимых проблем. Цели гражданского воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учётом возрастных возможностей и особенностей детей. Уроки, классные часы, другие формы гражданского воспитания детей требуют от классного руководителя, учителя разносторонней и тщательной подготовки. Прямое обращение к сознанию детей в целях гражданского воспитания не будет давать сбоев, когда школьники параллельно вовлекаются в общественно полезный труд и общественную деятельность по самоуправлению, участию в общественных делах. Нередко формальное, принудительное политическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимся обыденным сознанием молодёжи, которое формируется в семье и под влиянием средств массовой информации. Критерии гражданской зрелости: гражданская сознательность, воспитанность и активность. Становл-е гражданственности опред-ся субъектив-ми усилиями педагогов, родителей, общ-ных организаций и объектив-ми усл-ми функционир-я об-ва-особ-тями гос устройства, уровнем правовой, политич и нравствен-й культуры об-ва. Разработкой вопросов г.восп-я занимались: Платон, Аристотель, Руссо, Кершенштейнер. В рос-й педагогике цели и задачи г.восп-я нашли отраж-е в трудах Радищева, Белинского, Чернышевского, Ушинского, Герцена, Сухомлинского («Восп-е гражданина»). Содержание г.восп-я в школе и семье составл-ет работа учителей, воспит-лей и родит-лей по патриотич-му восп-ю, по формир-ю культуры межнац-го общения, правовой культуры, восп-ю в духе мира и ненасилия. Патриот-любитель отечества.
Система патриотического воспитания советского образца. Взаимодействие семьи, школы, общественных организаций, советских вооружённых сил. Сущность военно-патриотического воспитания заключалась в организованном непрерывном процессе педагогического воздействия на учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, норм поведения. Применялись методы убеждения с помощью разъяснения, доказательства, опровержения, информации, практического показа (пример). А также метод-упражнение, т.е. систематические тренеровки (полоса препятствий и т.д.). Методы поощрения и наказания, а также принуждения. Считалось, что наказание должно быть чётко обосновано в нравственно отношении. Большое внимание уделялось личности воспитателя как примера для подражания, физическому развитию и закаливанию, патриотическим играм, созданию музеев, праздникам по памятным датам. Плюсы и минусы советской системы патриотического воспитания. Минусы: жёсткая идеология мрксизма-лененизма, недостаточный учёт интересов детей при их вовлечении в общественную деятельность, формализм и шаблонность. Плюсы: системный и комплексный подход к организации воспитательно-патриотической работы, наличие чёткой идеологической программы, наличие богатых традиций и большого внимания при подготовки воспитателей. Современная педагогическая наука рассматривает патриотическое воспитание как составную часть сложного многостороннего процесса формирования личности подрастающего поколения. Образование должно способствовать развитию и защите национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Затруднила развитие патриотического воспитания в нашей стране перестройка в 80-х годах (изменения в экономике и политике), которая вызвала неопределённость и размытость воспитательного процесса, отрыв процесса воспитания от обучения, нарушение преемственности системы «семья-детский сад-школа-вуз», усиление негативного воздействия СМИ. В сложных условиях развития общества школа остаётся основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс (недостаточное финансирование, недостаточность материально-технических средств). На протяжении 90-х годов систематической работой по патриотическому воспитанию вообще не занимались. Особенности системы патриотического воспитания на современном этапе: развитие способности к самостоятельному определению своей гражданской позиции, достижение личного блага в труде с благом для общественного развития страны, приобретает охранно-защитительную функцию в условиях напряжённости гражданского мира, воспитание любви к родине отражает истинную привязанность к ней. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». Её реализация способствовала сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны. Цель – развитие системы патриотического воспитания граждан РФ. Программные мероприятия: создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания, совершенствование деятельности институтов государственной власти в области патриотического воспитания, совершенствование процесса патриотического воспитания, государственное воздействие на пропаганду патриотического воспитания в СМИ, координация деятельности различных организаций по патриотическому воспитанию. Правительственная комиссия, головные исполнители (министерство образования, министерство культуры и министерство обороны России), федеральные органы исполнительной власти. Если в стране обостряются межэтнические или межконфессиональные разногласия, то становится необходимо проводить уроки толерантности, осуществлять программы толерантности. Обращение к проблеме толерантности непосред-но связано с событиями послед-х 10-летий (обострились межэтнические, межконфессиональные разногласия, активизация междунар-го терроризма). Т-ть явл-ся ср-вом достиж-я гуманного сосущ-ния в мире. «толеранс»-с греч. терпимость. В 1995 году ООН приняла «Декларация принципов терпимости» - основополаг-щий междунар-й документ, в кот не только провозглаш-ся принципы чел-кого единения в совр-ном и буд-щем мире, но и указаны пути их реализации. Т-ть означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыраж-я и проявления чел-кой индивид-ти. Т-ти способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Т-ть – это не только морал-й долг, но и политич и правовая необход-ть; это то, что делает возможным достиж-е мира; это признание универсальных прав и свобод чел-ка. Наиболее эффектив-е ср-во предупреждения нетерпимости – воспитание. В новое время толерантность в педагогическом контексте предполагала воспитание веротерпимости, рассуждения о границах права на свободу вероисповедания (на католиков и атеистов толерантность не распространялась). Постепенно понятие толерантности вышло за рамки религиозной интерпретации. В эпоху просвещения всё оставалось по прежнему, т.к. главной причиной социальных конфликтов считалась вера. В дальнейшем толерантность стала восприниматься как решение проблемы о правах личности и о границах свободы верования и действия. Современная социально-политическая ситуация в мире свидетельствует о потребности формирования новых мировоззренческих приоритетов. В числе задач, которые ставятся перед образованием,- воспитание толерантной личности, готовой к терпимому отношению и взаимопониманию между этносами, соц. группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурой. Актуальность темы толерантности заключается в том, что реальный авторитарный характер педагогики в нашей стране всё более приходит в противоречие с демократическими соц. отношениями. Толерантное мировоззрение необходимо при гуманизации современного образования (достоинство, самоценность человека и других культур).Наиболее эффективная практика в деле воспитания толерантности сложилась в процессе преподавания правоведческих дисциплин, т.к. юридические документы чётко определяют пределы цивилизационного общения, пределы толерантности. Но зачастую в такой ситуации остаются без внимания толерантность в повседневном общении, бытовая практика. Иногда толерантность приравнивают к взаимоуважению и к любви к ближнему – это заблуждение. Экологизация современного образования предполагает толерантность – уважение к разнообразным формам жизни, ценности жизни как таковой.Путь к формированию толерантности – освоение словесных формул вежливости, допущение собственной неправоты, готовность к компромиссу. Важно формировать толерантность педагогов, воспитателей. У современного образования есть ряд заказчиков: государство, университет, родители. Толерантность необходима государству, а родители и частные организации желают пробивного, конкурентоспособного человека. Отношения толерантности – субъект-субъектные. Существует ложная толерантность, которая возникает в связи с принуждением, давлением сверху. Она исчезает, когда прекращается принуждение. Школа может последовательно осуществлять педагогику толерантности только в том случае, ели она действительно становится элементом гражданского общества, в котором нормы и ценности не навязываются государством, а выбираются самими гражданами. Главным результатом педагогики толерантности должно стать изменение к лучшему климата в школах и семьях, развитие взаимопонимания, прекращение насилия. Основная проблема состоит в том, что нужно объяснить детям сложные вещи доступным языком. Чтобы школьник понял, что такое толерантность, она должна стать его жизненным принципом.Отказ от книг в пользу телевидения, Интернета ведёт к варворскому интеллекту, образу жизни, т.к. прекрашае развиваться абстрактное мышление.В обучении толеран-ти нельзя начинать с понятия. Необходимо начать с разбора живых примеров, ситуаций наблюдаемых в школе, в обществе, примеры из истории, литературы, семейных конфликтов, конфликтов поколений, межнациональных столкновений.Толерантность – понимание того, что худой мир лучше доброй ссоры. Толер-ть кончается там, где нарушаются права других людей (Дж. Локк). В-е в духе т-ти начин-ся с обуч-я людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществл-е этих прав и укрепить стремл-е кзащите прав др. В-е т-ти д.б. направлено на противодействие влиянию, вызывающему чув-во страха и отчуждения по отнош-ю к другим; оно д. способствовать формир-ю у молодежи навыков независимого мышл-я, критич-го осмысления и выработки суждений, основанных на морал-х ценностях. Категория терпимости прошла длит-й путь становл-я, постоянно обогащая свое содерж-е: в новое время т-ть предполагала восп-е веротерпимости, рассуждения о границах права на свободу вероисповедания. Постепенно понятие т-ти вышло за рамки религиозной интерпретации. В эпоху просвещения всё оставалось по-прежнему, т.к. главной причиной соц конфликтов считалась вера. В дальнейшем т-ть стала восприниматься как реш-е проблемы о правах лич-ти и о границах свободы верования и действия. В соврем-й трактовке т-ть рассмат-ся как позиция чел-ка, уважающего др чел-ка; это признание равенства, равноценности и равнозначности людей; признание многомерности и разнообразия чел-кой культуры. Соврем-я соц-но-политич-я ситуация в мире свидетельствует о потреб-ти формир-я новых мировоззренческих приоритетов. В числе задач, кот ставятся перед образованием - восп-е толерантной лич-ти, готовой к терпимому отнош-ю и взаимопониманию между этносами, соц. группами, во имя позитивного взаимод-вия с людьми иной культуры. Актуальность темы т-ти заключ-ся в том, что реальный авторитарный характер педагогики в нашей стране всё более приходит в противоречие с демократическими соц. отнош-ями. Толерантное мировоззрение необходимо при гуманизации соврем-го образования. Иногда т-ть приравнивают к взаимоуважению, к любви к ближнему – это заблуждение. Экологизация современного образ-я предполагает т-ть – уважение к разнообразным формам жизни, ценности жизни как таковой.
Эстетическое воспитание. Задачи, содержание, методы и формы эстетического воспитания младшего школьника. Эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности. Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие – исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Целенаправленное формирование эстетических восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а так же музыкального слуха, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства. Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства порождают эстетические переживания, которые способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний. Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиции художественно-эстетического идеала. На этой основе развивается способность эстетического суждения – доказательной, аргументированной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также с активной творческой деятельностью. Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты. Любовь к родине не возможна без понимания и чувствования её красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без чувства прекрасного. Искусство как форма общественного эстетического сознания является ярким источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. Важнейшая функция искусства – осуществление художественно-эстетического просвещения подрастающих и взрослых поколений, обогащение опыта жизненных отношений детей, средство их самовыражения и самоутверждения, способствует разностороннему развитию детей, снимает у них напряжение от учёбы, труда, спорта. Сущность, цель и задачи эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Оно осуществляется посредством художественного воспитания – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Цель эстетического воспитания – формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видать, чувствовать, понимать и творить красоту. Принципы системы эстетического воспитания: 1. всеобщность эстетического воспитания и художественного образования (в повседневной жизни дети сталкиваются с красотой и безобразным, с трагическим и комическим); 2. комплексный подход ко всему делу воспитания (тесные межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством и т.д.); 3. единство художественного и общего психического развития детей (художественно-эстетическая деятельность развивает память, мышление, воображение, речь детей и т.д.); 4. художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей (это становится содержанием духовной жизни детей, средством их самовыражения); 5. эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость (для детей важны эстетичный вид помещения, внешний вид партнёра по общению и т.д.); 6. учёт возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Учебные и внеучебные формы и средства эстетического воспитания. Система художественно-эстетического воспитания реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и практики. Они расширяют кругозор школьников, обогащают эрудицию, способствуют развитию мыслительных процессов, предоставляют возможность эстетического наслаждения, нравственного воспитания, духовно обогащают ребёнка. Для того, чтобы учащиеся могли более полнее удовлетворить свои индивидуальные запросы, интересы и потребности, расширить и углубить своё художественное образование, в школе предусмотрены факультативные занятия, кружки, студии. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора детьми занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности, регулирование восприятия средств массовой информации, организация свободного времени. Художественная самодеятельность является средством самовыражения и самоутверждения детей, средством развития эмоциональной сферы ребёнка, доставляет наслаждение. Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание, являются дома и дворцы школьников, музыкальные и художественные школы. Они осуществляют духовное обогащение школьников, формируют у них культурные потребности, развивают творческую активность. Органами народного образования организуются недели детской книги, театра, кино, музыки, выставки детского рисунка, фестивали детской художественной самодеятельности. Критерии эстетической воспитанности. Эстетическая воспитанность не мыслима без развитого художественного вкуса. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и мире. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств при встрече с прекрасным, чувств отвращения при встрече с безобразным и т.д. Признаком эстетической воспитанности также является способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологические критерии измеряют способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, уровень его сформированности, степень развития художественного вкуса. Это проявляется в выборе детьми занятий для удовлетворения своих потребностей, в оценке явлений искусства и жизни. Возможно выявить уровень развития художественно-образного мышления, творческого воображения. Социальные критерии требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность проявляется во всём поведении ребёнка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|