Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочный компоненты обучения.




Современная технология педагогического труда обязательно должна опи­раться на эмоциональный отклик учащихся, на их волевые усилия. Термин эмоциональность (от лат. emorere и фр. emotion) значит возбуждать, волно­вать. Следовательно, эмоциональность обучения означает такой характер ор­ганизации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности. Как же придавать обучению эмоциональный характер и стимулировать волевые усилия учащихся в овладении изучаемым материалом?

Большое значение здесь имеет прежде всего умелое формирование по­требностей и мотивов учения, которые возбуждают стремление к овладению знаниями, делают обучение привлекательным для учащихся.

Эмоциональность обучения и стимулирование волевых усилий учащихся в овладении знаниями обеспечиваются также специальными дидактическими методами и приемами. К ним относятся: демонстрация учебно-наглядных по­собий, использование технических средств обучения, высокая содержатель­ность изложения нового материала учителем, привлечение ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций и т.д.

На регулирование учебного процесса влияет характер (содержание) изу­чаемого материала. Так, по-разному организуется учебная деятельность по истории, где преобладает словесное изложение знаний, и по химии, где не­редко не обойтись без лабораторных занятий, хотя и в том и в другом случае дидактическая цель может быть одна - овладение новым материалом.

Не меньшее значение имеет и учет особенностей самой познавательной деятельности. Обычно новый материал излагает сам учитель, побуждая уча­щихся к его восприятию и осмыслению. Однако известно, что весьма важно приучать учащихся к самостоятельной работе по осмыслению и приобрете­нию новых знаний.

Регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся связано с учетом их индивидуальных умственных особенностей и способностей.

Большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении играет осу­ществление контроля за качеством овладения изучаемым материалом и по­буждение школьников к самоконтролю. Необходимо добиваться, чтобы кон­троль был регулярным и осуществлялся по каждой изучаемой теме.

В процессе обучения важное значение имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результатов учения. Регу­лярная оценка знаний позволяет не только отмечать успехи школьников, но и выявлять недостатки в их учебной работе.

 

28. 0 перационно-деятельностный компонент обучения, система учебно­познавательных действий учащихся по овладению изучаемым материа­лом.

Для организации учебно-познавательной деятельности существенное зна­чение имеет следующее: хотя овладение изучаемым материалом и происхо­дит под руководством учителя, оно представляет собой своеобразный про­цесс самостоятельного "открытия" учеником уже имеющихся в науке знаний.

Чтобы учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо осуще­ствить полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упраж­нение в применении усвоенной теории на практике и затем повторение с це­лью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков.

Как же происходит процесс усвоения изучаемого материала на каждой из названных стадий?

/. Усвоение теоретического материала. Оно начинается с восприятия изучаемого материала. Сущность данного познавательного действия состоит в том. Что учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изу­чаемых предметов и явлений.

Ощущение - это простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним агентом (раздражителем) органам чувств, а восприятие - это есть то, что у меня получается в мозге, когда его раздражение оказывается связанным с другими раздражителями и со следами прежних.

Следовательно, восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений.

Осмысление как познавательное действие есть мысленное постижение причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, рас­крытие (уяснение) сущности последних и формирование на этой основе раз­личных теоретических обобщений (правил, выводов, закономерностей и т.д.).

Результатом осмысления является понимание изучаемого материала и об­разование понятий.

Понятие обычно определяется как форма научного знания (мысли), в ко­торой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обоб­щений.

Следующее познавательное действие - запоминание изучаемого материа­ла.

Запоминание изучаемого материала должно базироваться на глубоком и всестороннем понимании усваиваемых знаний и способствовать умственно­му развитию учащихся.

Обычно запоминание осуществляется путем повторения - воспроизведения изучаемого материала.

Лучшим средством запоминания изучаемого материала является его ак­тивное воспроизведение: пересказ вслух или про себя, устные ответы на во­просы учебника, составление плана прочитанного, устное или письменное составление тезисов.

2. Организация упражнений по применению знаний на практике и выра­ботке соответствующих умений и навыков. Большая важность этой стадии обусловливается не только тем, что знания нужны человеку для жизненной практики и духовного развития, но и тем, что формирование практических умений и навыков способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, развитию сообразительности и творческих способностей. Суще­ственное значение для организации упражнений имеют два положения.

1. Тренировочные упражнения только тогда дают эффект и выполняются осмысленно, когда учащиеся хорошо овладели теорией. Если же знания ос­мыслены и усвоены недостаточно, тогда учащиеся не будут осознавать спо­собов их применения на практике.

2. Процесс применения усвоенных знаний на практике имеет свои трудно­сти. Это связано с тем, что общее проявляется в большом многообразии кон­кретного.

Вот это многообразие конкретного, в котором проявляется общее, а также наличие субъективного момента при применении теоретических знаний на практике и вносит в этот процесс определенные затруднения. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, вывод или закон, учащийся должен решать сам (субъективный момент), подходят ли они для решения новых задач или объяснения новых, ранее не встречавшихся явлений.

2. Систематизация и обобщение изучаемого материала с целью углубления, упрочения и совершенствования знаний, практических умений и навыков.

Как бы хорошо ни был усвоен изучаемый материал на занятиях, это усвоение (запоминание) носит концентрированный характер, при котором, как уже отмечалось, знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание и перевести знания в долговременную память, необходимо осуществить рассредоточенное запоминание, что также требует организации повторения изучаемого материала.

Таким образом, обращаясь к повторению изученного материала, учащиеся глубже и полнее его осмысливают, усваивают его внутреннюю логику и приводят в систему с ранее полученными знаниями.

Только осуществление обучающимися полного цикла учебно - познавательных действий обеспечивает глубокое и прочное овладение программным материалом, их умственное развитие, формирование научного мировоззрения, нравственной и эстетической культуры.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных