ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современные концепции и технологии воспитания: Концепция педагогической поддержки ребенка (О.С.Газман), концепция Н.Е.Щурковой.Концепция была разработана Олегом Семеновичем Газманом членом - корреспондентом Российской Академии образования Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал оперативную по-, мощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных: . - с их физическим и психическим здоровьем; ( - социальным положением; , - успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; j - с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; - - с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)., О.С Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель f как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармонич-г. ной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной. цели. «Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу» А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. О.С.Газман предлагал разрабатывать и осуществлять 5 целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей. Приоритетные направления базовой культуры личности. • культура жизненного самоопределения; • культура семейных отношений; • экономическая культура и культура труда; • политическая, демократическая и правовая культура: • экологическая культура; ‘ • художественная культура; ' • физическая культура ' Воспитание есть помощь школьнику в его саморазвитии. ' Механизм воспитания складывается из 5 этапов: * 1 Диагностический этап - фиксация факта, сигнала проблемности, диагно- * ста ка предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, совме- | стная оценка проблемы (проговаривание ее со школьником) с точки зрения L значимости ее для ребенка. 2. Поисковый этап - организация совместно с ребенком поиска причин воз- | никновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием, «глазами ребенка»). 3. Договорный этап - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме. 4Деятельностный этап - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику). 5. Рефлексивный этап - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач. предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. Основные положения концепции заключаются в 11 правилах педагогической деятельности: 1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; 2. Самореализация учителя - в творческой самореализации ребенка; 3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; 4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами; 5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; 6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - диалог культур; 7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; 8. Доверяя - не проверяй; 9. Признавай право на ошибку и не суди за нее; 10. Умей признать свою ошибку; 11 Защищая ребенка - учи его защищаться. Критерии результативности воспитательного процесса: • готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации; • развитость индивидуальных способностей ученика; • нравственная направленность личности; • физическое и психическое здоровье школьника; • сформированное ™ базовой культуры учащегося; • защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщно-сти. В рамках данной концепции важнейшее условие воспитания - позитивное отношение к личности ребенка, признание его индивидуальности и уважение его достоинства. Основные концептуальные положения изложены Надеждой ЕгоровнойЩурковой в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника». Образ жизни (по Н.Е Щурковой) - это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами стремлением к истине, добру и красоте. Образ жизни - это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов (событий, ситуаций, явлений) и способного обобщить этот ряд, создать некую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни. Воспитание - это целенаправленное, организованное профессионалом- педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, это развитие способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека т.е. жизнь, построенную на Истине, Добре и Красоте В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого: • Человек - разумное существо, обладающее интеллектуальными способностями (homosapiens); • Человек - существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homomoralis); • Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить то, чего не создала природа (homocreatus - человек творческий, homofaber - человек созидающий). Н.Е.Щуркова подробно описала пошаговый (2-11 классы) Механизм формировании образа жизни, достойной Человека. Содержание воспитате льного процесса; 1 Философическое воспитание - воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни», чтобы ребенок был способен к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдавал себе отчет в том, какую жизнь предпочитает. 2. Диалогическое воспитание - это стиль жизни, организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. 3. Этическое воспитание - педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда ученик принимается учителем «равным себе» (не по опыту жиз- ни. уровню образования и т.п., а потому, что ученик - Человек и с ним воз- можно ценностно-смысловое единство). Принципы педагогической де ятельности: • Принцип ориентации на социально-ценностные отношения - п ед агогу следует обнаруживать за повседневными событиями, поступками, словами, предметами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; • Принцип субъектности - неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способное™ быть субъектом собственного поведения, деятельности и своей жизни; • Принцип принятия ребенка как данное™ - признание права ребенка на уважение его личноста, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор. Критерии и показатели эффективности воспитательною процесса: • внешний облик ребенка; • физическое и психическое развитее детей; • их поведение; качественность разнообразной жизни; • способное™ и самочувствие детей; • ценностные предпочтения;
46. Современные концепции воспитания: Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер). Вальдорфская педагогика решала задачи всестороннего развития личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности. Основные концептуальные положения: • природосообразность (развитие происходит по генетически детерминированной программе) и спонтанность свободного развития природных задатков; • свободное воспитание и обучение, обучение неотделимо от воспитания; • воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним; • экология здоровья, культ здоровья; • культ творчества, развитие индивидуальности средствами искусства; • опора на авторитет педагога, школа одного учителя на первые 8-9 лет обучения во избежание стресса; • школа для всех (совместное обучение девочек и мальчиков, отсутствие разделения по социально-материальному признаку); • единая жизнь педагогов, родителей и учеников (учительско-родительское самоуправление). Основные инновации: • специфическая возрастная ориентация учебного плана и методов обучения (содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию уче-ников); • принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с 1 по 8 год обучения, «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы (для ребенка младшей и средней школы учитель важнее предмета); • возрождение традиции устного рассказа учителя (материалом служат культурно-исторические предания человечества), рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока, интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс; • особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании (включение в учебный план живописи, пластицирования, музыки, эвритмии, рукоделия, ремесел - работа по дереву и металлу, садоводства); • в нравственном воспитании особое внимание - методам и формам пробуждения воображения и фантазии как противоядия от детской жестокости; • отмена цифровой оценки, отмена второгодничества (школа перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции), при оценке резуль татов обучения учитывались только индивидуальные достижения каждого ученика; • терапевтический аспект педагогики, введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня (недели, года), предметы преподаются «эпохами» (в течение 3-4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке); • связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы * (врач участвует в конференциях и преподает); • преподавание двух иностранных языков с I класса по особым методам; • еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека (этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов); • коллегиальное самоуправление школы учителями (отсутствие привычных административных атрибутов массовой школы); • совместная работа родителей и учителей, посвященная обшей задаче вое- j питания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|