ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ В ТРЕНИНГЕ ПРОДАЖГрупповые дискуссионные методы выработки и принятия решений с их многочисленными вариантами служат непременным эле- * Авторы выражают благодарность высококлассным специалистам и надежным партнерам В. Легостаевой и О. Аксеновой за их творческую помощь в создании данной главы. Глава 5. Методы тренинга продаж ментом всех форм активного обучения. Участвуя в различных формах коллективной выработки решений, члены тренинговой группы не только повышают свою компетентность в профессиональных вопросах, связанных с продажами (вследствие интенсивного обмена опытом между коллегами и эмоциональной атмосферы интеллектуального соперничества), но и формируют установки на адекватное поведение в «полевых условиях» за пределами учебной группы. Это происходит в результате глубокой эмоциональной вовлеченности в процесс, который позволяет каждому участнику осознать свои ценностные ориентации и сформировать новые мотивационные установки. Ситуация групповой дискуссии стимулирует глубинное ассоциативное мышление, заставляет участников высказывать то, что они не формулируют в других условиях, способствует расширению взгляда на происходящее. Ниже описаны такие методы выработки коллективных решений: □ мозговой штурм; □ метод «635»; □ дискуссия с разделением интеллектуальных функций; □ свободная дискуссия; □ балинтовская сессия; □ анализ конкретных ситуаций (метод анализа кейсов). Мозговой штурм Весьма распространенной и эффективной формой работы, направленной на создание поля альтернативных вариантов решения обсуждаемой проблемы, является метод мозгового штурма (МШ), или мозговая атака. МШ представляет собой один из эффективных приемов продуцирования новых идей через коллективное мышление. Сущность его заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения проблем. Применение этого метода наиболее целесообразно при решении проблем, которые заключаются в поиске способа решения и отвечают на вопросы типа «как это можно сделать?», «что с этим можно сделать?» Например: «Как повысить уровень продаж на 100%?», «Как повысить уровень сервиса в условиях ограниченных финансовых ресурсов?», «Как снизить уровень текучести кадров торговых представите- Тренинг продаж лей?» и т. п. Аналитические проблемы (например: «Почему не повысился объем продаж за последний квартал в сравнении с предыдущим?») или проблемы выбора лучше решать на основе других методов выработки коллективных решений. Область применения МШ достаточно широка — практически любая сфера деятельности компании, относительно которой возможны практические решения. Наилучшие результаты МШ достигаются при создании и совершенствовании технологии работы сотрудников, отделов, компании в целом. С точки зрения нейрофизиологии МШ основан на правополушарной деятельности головного мозга, на целостном, образном, синтетическом способе отражения внешнего мира человеком. Не случайно удачно проведенный МШ, помимо прямого результата, повышает уровень креативности группы в целом, что проявляется и на последующих этапах работы. Он способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели. Не секрет, что многим активным продавцам свойственны «здоровый эгоизм» и ориентация на личные достижения, желание быть первым и самым успешным (в некоторых торговых компаниях, с которыми мы сотрудничали, основная коммуникация между сотрудниками заключалась в задавании вопроса: «Сколько ты сегодня заработал/продал?). МШ как метод достижения результата в процессе групповой работы позволяет повысить потенциал участников как «командных игроков», дает возможность участникам прочувствовать на эмоциональном уровне ситуацию Я - ВЫИГРАЛ, ЗНАЧИТ, ТЫ - ВЫИГРАЛ. Особенности метода В МШ упор делается на количество высказываемых идей, а не на их качество. Во время МШ записывается любая идея, независимо от того, насколько нелепой она может показаться на первый взгляд. Во время изложения идеи не допускается никакой ее критики. Как правило, каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие. Такая работа продолжается до тех пор, пока участники не исчерпают все свои идеи по рассматриваемому вопросу. В ходе МШ члены группы работают как мощные генераторы идей, ибо они не обременены необходимостью обосновывать свои предложения. После того как МШ закончился, высказанные идеи подвергаются оценке специалистов по решаемой проблеме (экспертов). В рамках Глава 5. Методы тренинга продаж тренинговой группы сами участники на втором этапе могут выступить в качестве «экспертного совета». Конечно, большинство идей будет отвергнуто на основе здравого смысла и логики. Может оказаться так, что ни одна из высказанных идей не содержит приемлемого решения. Однако творческое мышление разработчиков систем, возможно, будет способно развить одну или несколько этих идей, чтобы получить приемлемое решение рассматриваемой проблемы. Свежий и непредвзятый взгляд человека, в голове которого рождаются свободные, ничем не ограниченные ассоциации, способен помочь решению проблемы в тех случаях, когда предлагаемое решение отлично от существующего, традиционного. Отметим также, что результаты МШ на актуальную для компании тему вызывают естественный интерес руководства и заинтересованных лиц и могут послужить отправной точкой для изменений в ее работе (см. пример 2). План проведения занятия по методу мозгового штурма Фаза I. Подготовительная, 10 мин. Подбор участников МШ. (Хорошо, если в группе есть и специалисты и начинающие специалисты по продажам. Последним, не знающим проблемы, значительно легче высказывать нестандартные идеи, предлагать оригинальные варианты.) Формулирование проблемы. Выдача участникам правил МШ (см. приложение 3) и ознакомление с ними. Подготовка технических средств. Фаза II. Разминка, 15—20 минут («интеллектуальный разогрев»). Проведение двух-трех тренировочных МШ. Примеры проблем для разминки: 1. В стране выпущено огромное количество резиновых мячиков для игры в теннис. Вы все — группа экспертов, которая предлагает способы их утилизации. Что можно делать из шариков? Участники по кругу делают свои предложения (делать поплавки для сетей, использовать как деньги и т. д.). 2. Какое применение можно найти для жестяной банки из-под масляной краски (женской шпильки, авторучки и т. п.)? Фаза III. Мозговой штурм, 25—30 минут. Тренинг продаж Разделение группы на 2—3 подгруппы по 4—5 человек. Выбор в каждой подгруппе секретаря для фиксации идей. Собственно мозговой штурм. Фаза IV. Экспертиза идей, 10—15 минут. Оценка и отбор лучших идей проводится в тех же подгруппах, но после взаимного обмена перечнями идей. Фаза V. Подведение итогов, 5—10 минут. Сообщение о результатах МШ. Определение лучших идей, их обоснование и защита. Отметим, что успех и результативность МШ в значительной степени зависят от навыков ведущего, от его способности предложить (переформулировать) проблему для ее решения именно данным методом и его умением вести работу в соответствии с духом метода. Ведущий мозгового штурма обязан: 1) обеспечить соблюдение участниками правил проведения МШ; 2) обеспечить непрерывность высказывания идей, заполнять паузы поощрительными репликами:
□ В свое время предлагалось то-то... □ Давайте три минуты будем высказывать только фантастические идеи. □ А что вы думаете по этому поводу, Володя? □ А каким будет решение задачи, если убрать такое-то ограничение? □ У нас уже 35 идей, давайте дотянем до 40!
3) стремиться расширить своими репликами сферу поиска; 4) следить за регламентом, говорить, сколько времени осталось до конца; 5) интенсифицировать работу последних минут. На этапе оценки идей участникам можно предложить для обсуждения следующие возможные критерии: □ соответствие предпосылкам и удовлетворение требованиям; □ возможность реализации идеи сразу, либо по истечении короткого или длительного периода времени; □ возможность реализации без дальнейших исследований; □ возможность применения идей в других областях. Ниже приведены три примера результатов проведения МШ в процессе тренинга продаж. Глава 5. Методы тренинга продаж ПРИМЕР 1 Тема МШ Как повысить значимость клиента? (Результаты мозгового штурма сборной группы риэлтеров.) 1. Вступить в личный контакт (непринужденный разговор). 2. Показать, что понимаешь интересы клиента. 3. Найти сферу реальной значимости (сейчас — Хорошая домохозяйка, до пенсии — классный специалист). 4. Внимательно выслушать. 5. Показать: «Ты нужен агентству». 6. Подчеркнуть внешнюю привлекательность. 7. Предложить дополнительные услуги (чашечку кофе, переезд за счет агентства, сбор документов, бутылку пива, цветок). 8. Взять в соучастники (мы с тобой решим эту проблему). 9. Показать Он — автор, решает ОН.
10. Найти и обсудить общие проблемы. 11. Подчеркнуть его сильные личностные или деловые качества. 12. Подтвердить правильность намерений клиента. 13. Совместно отметить сделку. 14. Вручить презент от фирмы. 15. Принять на работу в качестве агента. 16. Подчеркнуть компетентность в сфере сделок с недвижимостью: «Да, точно так же считают и специалисты...» 17. Поговорить о хобби. ПРИМЕР 2 Тема МШ Как повысить эффективность деятельности риэл- терского агентства? (Результаты мозгового штурма двух групп сотрудников агентства.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|