Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Состав государственных финансов и функции отдельных звеньев




Государственные финансы (англ. public finances) — это совокупность экономических отношений, связанных с фор­мированием, распределением, перераспределением и ис­пользованием фондов денежных средств государства, не­обходимых для выполнения его функций (экономической, социальной, управленческой, оборонной).

Государственные финансы имеют единую экономичес­кую природу с финансами предприятий (наличие товар­но-денежных отношений и функционирование государ­ства), но непосредственно не отражают кругооборот средств в процессе производства и реализации продукции. С дру­гой стороны, никакое мероприятие в государстве невоз­можно провести без перераспределения финансовых ре­сурсов, т. е. без финансовой деятельности государства в правовой форме.

Таким образом, государственные финансы — это денеж­ные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственно­го управления, обслуживания и погашения государствен­ного долга. Государственные финансы являются составной частью финансовой системы страны.

Государственные финансы возникли в период станов­ления товарно-денежных отношений и создания государ­ства как политические надстройки общества. Однако пер­воначально объем денежных операций по обеспечению го­сударственных потребностей был невелик. Только в период позднего феодализма развитие городов, ремесел, торгов­ли постепенно приводило к расширению денежных отно­шений: получали распространение таможенные пошлины (особенно внутренние), развивались налоговые платежи. По мере роста государственных потребностей и: все боль­шего разнообразия их видов возникала необходимость в денежном их обеспечении, что объективно обусловливало развитие государственных финансов, постепенно становив­шихся материальной основой существования государства и выполнения им своих функций.

 

 

Содержание государственных финансов (виды финан­совых отношений государства):

■ с государственными предприятиями Щ налоги, плате­жи, отчисления, рента, арендная плата со стороны пред­приятия, бюджетное финансирование, прямые ассиг­нования, дотации, субвенции, льготы, ценные бумаги со стороны государства;

■ с негосударственными предприятиями — налоги, от­числения, арендная плата, плата за природные ресур­сы со стороны предприятия, оплата государственного заказа, льготы, бюджетные кредиты и субсидии;

■ с общественными организациями — наиболее незави­симый от государства вид предприятий, по отношению к ним устанавливается особая система финансирова­ния, льгот, налогов, платежей в бюджет;

■ с населением — налоги (в основном на доходы), плате­жи, сборы пошлины, проценты за кредит, вклады на­селения, трансферты (пенсии, пособия, стипендии), до­ходы по государственным ценным бумагам, кредиты на строительство жилья со стороны государства. Функции государственных финансов:

■ распределительная (перераспределительная) — через систему государственных финансов, включающую бюд­жетную систему, государственные социальные внебюд­жетные фонды, финансы государственного страхова­ния и государственный кредит, осуществляется распре­деление и перераспределение финансовых ресурсов всех экономических субъектов, что является условием их интегрированного функционирования, сохранения це­лостности экономического пространства страны;

■ контрольная — через систему государственного финан­сового контроля обеспечивается соблюдение налогово­го, бюджетного, валютного законодательства, единство бухгалтерского учета.

Звенья государственных финансов: федеральные финан­сы; финансы субъектов РФ; финансы муниципальных об­разований.

По экономическому содержанию государственные фи­нансы неоднородны, они включают: государственный бюд­жет (в федеративных государствах федеральный бюд­жет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии — спе­циальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (уни­тарных) предприятий.

Муниципальные (местные) финансы— система эко­номических отношений, посредством которой распреде­ляется и перераспределяется- национальный доход, пред­назначенный на социальное и экономическое развитие му­ниципальных образований. Это также' совокупность денежных средств, формируемых и используемых для ре­шения вопросов местного значения.

Местные финансы являются составной частью финан­сов государственных и обеспечивают финансирование ме­роприятий, связанных с социально-культурным и жилищ­но-коммунальным обслуживанием населения. С помощью местных финансов государство осуществляет социальную

политику, финансирование народного образования» здра­воохранения, культуры, коммунального обслуживания на­селения, выравнивание уровней экономического и соци­ального развития территорий.

Местные финансы включают: средства муниципальных (местных) бюджетов (муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений); муниципаль­ные внебюджетные фонды; муниципальный кредит (му­ниципальные ценные бумаги; муниципальные заимство­вания). Распорядителями местных финансовых ресурсов являются органы местного самоуправления; управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

Местные (муниципальные) финансы — особое звено, так как органы местного самоуправления представляют него­сударственный уровень публичной власти. Следователь­но, при формировании местных бюджетов налоги и сборы как инструмент государственной финансовой политики должны использоваться для финансирования государствен­ных полномочий, переданных органам местного самоуп­равления. Собственные полномочия этих органов долж­ны обеспечиваться неналоговыми источниками, то есть за счет муниципальной собственности, разработки новых видов муниципального сервиса, использования рентных источников и т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных