Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление государственным долгом. В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государ­ственным и муниципальным долгом осуществляется Пра­вительством Российской Федерации




В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государ­ственным и муниципальным долгом осуществляется Пра­вительством Российской Федерации. Управление государ­ственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется уполномоченным органом исполнительном власти субъекта Рос­сийской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного само- ^травления,

Управление государственным долгом (англ. national debt management):

1) совокупность мероприятий государства, направлен­ных на погашение долга;

2) механизм формирования и реализации одного из на­правлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансо­вых рынках в качестве заемщика или гаранта.

К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся: выплаты кредиторам; пога­шение внешних и внутренних займов; предоставление га­рантий; изменение условий выпущенных займов; опреде­ление условий выпуска и размещения новых государствен­ных долговых обязательств и др.

Выполнение мероприятий зависит от принятия обосно­ванных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показа­тели. Абсолютные показатели отражают объем государ­ственной внутренней и внешней задолженности в денеж­ном выражении, величину расходов, связанных с ее пога­шением и обслуживанием.

Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, вклю­чают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Управление государственным долгом представляет со­бой непрерывный процесс, включающий 3 этапа:

■ привлечение финансовых ресурсов путем размещения

ценных бумаг;

■ погашение;

■ обслуживание долговых обязательств.

На 1 этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюд­жетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внут­ренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

3-й этап заключается в поисках источников финансо­вых ресурсов для погашения и обслуживания государствен­ного долга, в снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные дол­говые обязательства погашаются за счет бюджетных до­ходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собствен­ности, а также новых заимствований.

Методы управления государственным долгом можно подразделить наг административные и финансовые. Адми­нистративные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государ­ственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов дей­ствий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максими­зацию эффекта от привлекаемых займов при минималь­ных издержках, связанных с их погашением и обслужива­нием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешни­ми экономическими и политическими факторами.

В условиях долгового кризиса, когда государство ис­пытывает трудности с выполнением ранее взятых обяза­тельств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструк­туризация, конверсия займов, консолидация займов, анну­лирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процен­та, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Рассмотрим подробнее основные методы управления го­сударственным долгом.

1. Рефинансирование (англ. refinancing) — погашение старой задолженности путем принятия новых обяза­тельств. По отношению к государственным займам иног­да используется термин рефундирование долга.

Применяют три основных способа рефинансирования государственных заимствований:

■ министерства финансов (казначейства) производят с со­гласия держателей обязательств замену обязательств с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эк­вивалентные погашаемым;

■ осуществляют досрочные операции по замене одних обя­зательств на другие с более длительными сроками по­гашения;

■ организуют размещение (продажу) новых облигаций и с помощью вырученных средств погашают облигации с истекающими сроками погашения.

2. Консолидация (англ. funding) — изменение условий займов, связанных с их сроками. Как правило, предпола­гает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит при­нудительный характер и осуществляется путем добавле­ния процентных купонов к облигациям старых займов, срок, действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа.

3. Конверсия (англ. conversion) — изменение условий государственных займов в интересах должника, состоя­щее в понижении процента, новом способе погашения дол­га, переносе срока погашения, изменении валюты займа; один из методов управления государственным долгом. Кон­версия может быть:

-принудительной (когда кредитор обязан согласиться с новыми условиями займа);

-добровольной (кредитор либо соглашается с предложен- НЬШИ государством условиями, либо может получить данную государству взаймы сумму денег);

- факультативной (когда кредитору предоставляется пра­во сохранить с государством-должником первоначаль­ные условия займа).

Цель конверсии — уменьшение объема государствен­ных расходов на погашение и обслуживание государствен­ного долга. В связи с этим проведение конверсии предпо­лагает использование различных механизмов, обеспечи­вающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для эко­номики должника.

Наиболее распространенными видами конверсии внеш­него долга являются:

■ обмен на долговые обязательства третьих стран;

■ погашение долга товарными поставками;

■ обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях;

■ обмен долга на собственность и т. п.

4. Реструктуризация (англ. debt restructuring) — один из методов управления государственным долгом, исполь­зуя который должник добивается пересмотра первоначаль­ного графика погашения и обслуживания государствен­ного долга.

В соответствии с новым графиком должнику предостав­ляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Реструктуризация может сопровождать­ся списанием части суммы основного долга, консолидаци­ей ранее выпущенных долговых обязательств.

Реструктуризация используется преимущественно как метод управления в ситуации долгового кризиса. При этом появляются дополнительные финансовые ресурсы для обес­печения экономического роста и погашения государственного долга в будущем, однако одновременно ограничива­ется доступ к источникам финансовых ресурсов, особенно к международным финансовым рынкам.

В соответствии со ст. 105 БК РФ под реструктуризаци­ей долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных дол­говых обязательств иными долговыми обязательствами, пр0дусматривающими другие условия обслуживания и по­гашения обязательств.

На международном уровне, наряду с заключением со­глашений о реструктуризации долга, пролонгирующих платежи, приходящиеся на короткий консолидируемый период, принявших в интернациональном масштабе мас­совый характер, а также —- в редких случаях — со списа­нием долгов в небольших суммах, в последние годы воз­ник ряд новых средств содействия в урегулировании про­блем стран-должников. К ним можно отнести:

■ выкуп должником своих обязательств за незначитель­ную часть номинала по курсу, сниженному по сравне­нию с рыночным;

■ обмен обязательств должников на различного рода рав­ные по номиналу или дисконтированные облигации с длительными сроками обращения и, частично, со льгот­ными процентами (Brady-Bonds);

■ обмен по льготному курсу долговых обязательств на акции и другие ценные бумаги правительства;

■ обмен долгов по сниженному курсу на внутреннюю ва­люту для образования различных специальных фон­дов и некоторые другие методы.

Все упомянутые средства активно использовались и ис­пользуются в настоящее время развитыми индустриаль­ными странами для урегулирования проблем внешней за­долженности развивающихся и трансформирующихся стран. Для этих целей был образован Парижский клуб кредиторов, призванный объединить развитые страны в их стремлении урегулировать долги развивающихся стран и разработать наиболее эффективные методы урегулиро­вания этой задолженности.

В 2006 г. Россия досрочно погасила долг Парижскому клубу кредиторов. В целом задолженность перед клубом составляла 48 млрд долларов с погашением, до 2025 г. В 2005 г. РФ удалось договориться о досрочных выплатах, что стало беспрецедентным событием в практике Парижс­кого клуба. В 2006 г. была погашена оставшаяся часть в 21,8 миллиарда долларов. Миллиард из этой суммы — ком­пенсация за то, что деньги возвращались досрочно основ­ным кредиторам Клуба — Германии, Италии и Франции. Теперь РФ ожидает повышения рейтинга, который позво­лит отечественным предприятиям дешевле закупать обо­рудование в странах — членах Парижского клуба, а также перейти в разряд стран-кредиторов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных