ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Управление государственным долгом. В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным и муниципальным долгом осуществляется Правительством Российской ФедерацииВ соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным и муниципальным долгом осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется уполномоченным органом исполнительном власти субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного само- ^травления, Управление государственным долгом (англ. national debt management): 1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: ■ привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг; ■ погашение; ■ обслуживание долговых обязательств. На 1 этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, в снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить наг административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики. Рассмотрим подробнее основные методы управления государственным долгом. 1. Рефинансирование (англ. refinancing) — погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств. По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование долга. Применяют три основных способа рефинансирования государственных заимствований: ■ министерства финансов (казначейства) производят с согласия держателей обязательств замену обязательств с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; ■ осуществляют досрочные операции по замене одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; ■ организуют размещение (продажу) новых облигаций и с помощью вырученных средств погашают облигации с истекающими сроками погашения. 2. Консолидация (англ. funding) — изменение условий займов, связанных с их сроками. Как правило, предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок, действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. 3. Конверсия (англ. conversion) — изменение условий государственных займов в интересах должника, состоящее в понижении процента, новом способе погашения долга, переносе срока погашения, изменении валюты займа; один из методов управления государственным долгом. Конверсия может быть: -принудительной (когда кредитор обязан согласиться с новыми условиями займа); -добровольной (кредитор либо соглашается с предложен- НЬШИ государством условиями, либо может получить данную государству взаймы сумму денег); - факультативной (когда кредитору предоставляется право сохранить с государством-должником первоначальные условия займа). Цель конверсии — уменьшение объема государственных расходов на погашение и обслуживание государственного долга. В связи с этим проведение конверсии предполагает использование различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии внешнего долга являются: ■ обмен на долговые обязательства третьих стран; ■ погашение долга товарными поставками; ■ обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях; ■ обмен долга на собственность и т. п. 4. Реструктуризация (англ. debt restructuring) — один из методов управления государственным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Реструктуризация может сопровождаться списанием части суммы основного долга, консолидацией ранее выпущенных долговых обязательств. Реструктуризация используется преимущественно как метод управления в ситуации долгового кризиса. При этом появляются дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения экономического роста и погашения государственного долга в будущем, однако одновременно ограничивается доступ к источникам финансовых ресурсов, особенно к международным финансовым рынкам. В соответствии со ст. 105 БК РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, пр0дусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. На международном уровне, наряду с заключением соглашений о реструктуризации долга, пролонгирующих платежи, приходящиеся на короткий консолидируемый период, принявших в интернациональном масштабе массовый характер, а также —- в редких случаях — со списанием долгов в небольших суммах, в последние годы возник ряд новых средств содействия в урегулировании проблем стран-должников. К ним можно отнести: ■ выкуп должником своих обязательств за незначительную часть номинала по курсу, сниженному по сравнению с рыночным; ■ обмен обязательств должников на различного рода равные по номиналу или дисконтированные облигации с длительными сроками обращения и, частично, со льготными процентами (Brady-Bonds); ■ обмен по льготному курсу долговых обязательств на акции и другие ценные бумаги правительства; ■ обмен долгов по сниженному курсу на внутреннюю валюту для образования различных специальных фондов и некоторые другие методы. Все упомянутые средства активно использовались и используются в настоящее время развитыми индустриальными странами для урегулирования проблем внешней задолженности развивающихся и трансформирующихся стран. Для этих целей был образован Парижский клуб кредиторов, призванный объединить развитые страны в их стремлении урегулировать долги развивающихся стран и разработать наиболее эффективные методы урегулирования этой задолженности. В 2006 г. Россия досрочно погасила долг Парижскому клубу кредиторов. В целом задолженность перед клубом составляла 48 млрд долларов с погашением, до 2025 г. В 2005 г. РФ удалось договориться о досрочных выплатах, что стало беспрецедентным событием в практике Парижского клуба. В 2006 г. была погашена оставшаяся часть в 21,8 миллиарда долларов. Миллиард из этой суммы — компенсация за то, что деньги возвращались досрочно основным кредиторам Клуба — Германии, Италии и Франции. Теперь РФ ожидает повышения рейтинга, который позволит отечественным предприятиям дешевле закупать оборудование в странах — членах Парижского клуба, а также перейти в разряд стран-кредиторов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|