Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО­ФИНАНСОВЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 3 страница




2) операций между комиссионерами (агентами, пове­ренными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением догово­ров’ с нерезидентами о передаче товаров, выполнении ра­бот, об оказании услуг, о передаче информации и резуль­татов интеллектуальной деятельности, в том числе исклю­чительных прав на них;

3) операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспеди­тором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или вво­зимого в Российскую Федерацию груза, транзитной пере­возкой груза по территории Российской Федерации, а так­же по договорам страхования указанных грузов;

4) операций с внешними ценными бумагами, осуще­ствляемых через организаторов торговли на рынке цен­ных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в со­ответствии с законодательством Российской Федерации;

5) операций с внешними ценными бумагами при усло­вии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации, и осуществления расчетов в валюте Рос­сийской Федерации;операций, связанных с осуществлением обязатель­ных платежей (налогов, сборов и других платежей) в фе­деральный бюджет, бюджет субъекта Российской Феде­рации, местный бюджет в иностранной валюте в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

6) операций, связанных с выплатами по внешним цен­ным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;

7) операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командиров­кой за пределы территории Российской Федерации, а так­же операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;

8) операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Фе­дерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

9) операций, предусматривающих расчеты и перево­ды для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

10) переводов физическим лицом — резидентом из Рос­сийской Федерации в пользу иных физических лиц -резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларам США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента;

11) переводов физическим лицом — резидентом в Рос­сийскую Федерацию со счетов, открытых в банках, рас­положенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц—резидентов на их счета в уполномоченных банках; операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;

14) операций, предусмотренных настоящей частью и частью 3 настоящей статьи, совершаемых доверительными управляющими.

Валютные операции между нерезидентами

(ст. 10 закона)

1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках или со счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

2. Нерезиденты вправе осуществлять между собой ва­лютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады).

Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счёта (банковские вклады)в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту Российской Федерации со своих банковских счетов (с банковских вкладов) за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации.

На внутреннем валютном рынке РФ купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, производится только через уполномоченные банки.

Счета (вклады) нерезидентов, открываемые на территории Российской Федерации

Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РоссийскойФедерации со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ.

Счета резидентов в банках, расположенных за преде­лами территории РФ

Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Резиденты вправе переводить на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов в уполномоченных банках или других своих счетов, открытых в банках за пределами территории РФ.

Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

На счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.

Резиденты, за исключением физических лиц — резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Физические лица — резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории РФ по состоянию на начало каждого календарного года.

С 2007 г. отменен порядок предварительной регистрации в налоговом органе счетов, открываемых в банках на территории государств, не входящихв ФАТФ и ОЭСР.


 

 

Валютное регулирование и. валютный контроль

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются (ст. 3 закона):

1) приоритет экономических мер в реализации государ­ственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в Российской Фе­дерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации таких функций Центральный банк Рос­сийской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Не допускается установление органами валютного ре­гулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Центральный банк Российской Федерации устанавли­вает единые формы учета и отчетности по валютнымone-

I порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Валютный контроль в Российской Федерации осуще­ствляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются:

■ уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

■ не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные ФСФР;

■ таможенные органы;

■ налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кре­дитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций ре­зидентами и нерезидентами, не являющимися кредитны­ми организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля всех органов и агентов контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

Ввоз в РФ и вывоз валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной.валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и. нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации. При единовременном ввозе физическими лицами — ре­зидентами и физическими лицами — нерезид ентами на личной иностранной в алюты, валюты РФ, а также дорож ных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в доку ментарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная валюта, до рожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию тамо­женному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой валюты или чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Россию.

Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы.

При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

При единовременном вывозе физическими лицами — ре­зидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму.

Единовременный вывоз физическими лицами — рези­дентами и физическими лицами — нерезидентами наличной* иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.

При единовременном вывозе физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации резидентами и нерезидентами иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме необходимо подать письменную таможенную декларацию.

Обязательная продажа валютной выручки отменена с 7 мая 2006 г. указанием Банка России от 29.03.2006 №1676-У.

Особое значение имеет внесение изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральным законом от 26.07.2006 № 131-ФЗ. Документ направлен на обеспечение свободной конвертируемости рубля. Он отменил с 1 июля 2006 г. возможность установления требования о резервировании денежных средств на счетах Центрального банка РФ при проведении внешне­торговых операций, а также операций с внешними и внутренними ценными бумагами.

В связи с этим отменяются и требования обязательного использования специальных счетов резидентов и нерездентов. Через резервирование и специальные счета Банк Россиии Правительство РФ ограничивали валютные операции резидентов и нерезидентов.

Действительно, Россия практически готова декларировать конвертируемость рубля. Нет только одного — мирового рынка российской валюты. Но есть возможность радикального административного ускорения его формирования. У страны впечатляющее положительное торговое сальдо, и, значит, возможность ввести оплату российского экспорта только в рублях, а это вытянет значительную рублевую массу на многочисленные международные валютные площадки.

Тема 8.3. Платежный баланс России

Понятие общего платежного баланса страны
и его составные части

Платежный баланс представляет собой систематизи­рованную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных средств.

Основными операциями получения являются поступления от экспорта товаров, услуг, доходы от зарубежных инвестиций и приобретение зарубежными фирмами внутренних активов страны, а основными операциями платежей— оплата импорта товаров, услуг, выплаты доходов по зарубежным инвестициям в данную страну и-приобретение резидентами иностранных активов.

Платежный баланс составляется за конкретный период — год, квартал, месяц. Платежные балансы принято составлять в национальной валюте соответствующих стран, с пересчетом данных по рыночным валютным курсам, складывающимся на дату совершения операций. Если национальная валюта неустойчива, платежный баланс может составляться в твердой валюте какой-либо страны.

При составлении платежного баланса используется принятый в бухгалтерском учете принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счета, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита.

Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счет, они отражаются со знаком плюс. Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платежном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.

В балансе выделяются два раздела — счета: «счет текущих операций» и «счет операций с капиталом и финансовыми инструментами».

1. Под текущими операциями {баланс текущих опе­раций)понимаются операции с товарами, услугами и доходами. Текущий платежный баланс — часть платежного баланса страны, включающая:

а) торговый баланс;

б) баланс услуг и некоммерческих платежей.

Счет текущих операций — раздел платежного баланса страны, в котором фиксируются экспорт и импорт товаров и услуг, чистый доход от инвестиций и чистый объем трансфертных платежей.

2. Баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами характеризует операции, связанные с инвестиционной деятельностью.

Счет движения капиталов — раздел платежного баланса страны, субсчет ВНП, выражающий соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, полученных и предоставленных кредитов* Счет движения капиталов состоит из (чистого) оттока капиталов, (чистого) притока капиталов и итогов сделок по правительственным резервам.

В доходную часть баланса движения капиталов и кре­дитов включаются:

■ поступления от займов и кредитов из других стран;

■ доходы по капиталовложениям за границей;

■ дивиденды и проценты по займам и кредитам, предос­тавленным данной стране другими странами.

В расходной части баланса движения капиталов и кредитов отражаются:

■ предоставление займов и кредитов другими странам;

■ перевод доходов за границу;

■ прямые и портфельные инвестиции: приобретение, стро­ительство объектов за рубежом и приобретение ценных бумаг по инвестициям;

■ уплата дивидендов и процентов по полученным зай­мам и кредитам.

Счет движения капиталов завершает международный счет страны и дополняется статистическим расхождением и итоговой строкой, подводящей итог счету текущих операций и счету движения капиталов.

Сальдо по итогу текущих операций и сальдо по итогу операций с капиталом и финансовыми активами должны быть равны между собой по абсолютной величине и иметь противоположные знаки.

Дефицит платежного баланса по текущим операциям означает, что страна расходует на приобретение товаров, услуг и на другие текущие операции больше иностранной валюты, чем получает от их продажи. Он финансируется за счет продажи нерезидентам активов и за счет внешних займов. При ограниченных активах и трудностях в получении займов страны с устойчивым дефицитом текущего % платежного баланса вынуждены сокращать импорт и увеличивать экспорт. Положительное сальдо текущего баланса означает прирост чистых зарубежных активов.

Общий платежный баланс страны является поло­жительным в случае, если баланс текущих операций в сумме с балансом операций с капиталом и финансовыми инструментами образует положительное сальдо. Это ведет к притоку иностранной валюты в страну и увеличению валютных запасов.

В случае отрицательного сальдо имеет место дефицит платежного баланса и центральный банк страны вынужден сокращать резервы иностранной валюты. Страна не может в течение длительного времени тратить на приобретение иностранных товаров, услуг и активов больше средств, чем получено выручки от реализации собственных товаров, услуг и активов. Поэтому сальдо платежного баланса является его важнейшим аналитическим понятием.

Сальдо платежного баланса в общей форме представляет собой.сальдо по группе операций, которые являются первичными, автономными, независимыми или отражают долгосрочные устойчивые тенденции. Остальные операции трактуются как вторичные, подчиненные и связанные с регулирующими воздействиями центрального банка.

Таким образом, разграничиваются операции, определяющие сальдо платежного баланса, и операции по его финансированию. Определение сальдо платежного баланса существенным образом зависит от целей анализа, а также от роли страны и ее валюты в мировых экономических отношениях.

Наиболее распространено понимание сальдо платежного баланса как сальдо счета текущих операций, отражающее обмен реальными ресурсами — товарами, услугами, доходами и текущими трансфертами, за определенный период. Положительное сальдо означает, что резиденты предоставили больше указанных ценностей нерезидентам, чем получили от них.

Активный платежный баланс— платежный баланс, в котором поступления превышают платежи. Активное сальдо платежного баланса способствует укреплению валютного положения страны.

Пассивный платежный баланс — платежный баланс, в котором платежи превышают поступления. Обычно пассивное сальдо платежного баланса покрывается за счет использования своих валютных резервов, либо с помощью иностранных займов и кредитов, или ввоза капитала.

Другим известным понятием является базисный баланс. Он определяется как сумма счетов текущего платежного баланса и долгосрочных счетов баланса операций с капиталом и финансовыми инструментами и нацелен на отражение операций, связанных с относительно долгосрочными тенденциями международных операций. Краткосрочные операции, осуществляемые частным сектором, и правитель­ственные официальные расчеты в силу их изменчивости в базисный баланс не включаются. Кроме того, широко используется понятие баланса официальных расчетов. В балансе официальных расчетов отражаются расчеты правительств и центральных банков по обеспечению достаточных валютных ресурсов и сбалансированию разрывов в поступлениях и платежах между резидентами и нерезидентами.

Баланс официальных расчетов — это чистый итог правительственных операций. Он характеризует конечные расчеты по этим операциям, для выплат по которым используются официальные резервы. Официальные расчеты необходимы в случаях нарушения равновесия в платежных отношениях страны с другими государствами. В случае активного сальдо происходит аккумуляция офи­циальных резервов, в случае дефицита платежного баланса официальные резервы расходуются и уменьшаются.

Платежный баланс страны может считаться нормальным, если обеспечивается нулевое сальдо базисного баланса или баланса официальных расчетов (в зависимости от того, с каких позиций осуществляется анализ) и отсутствуют существенные ограничения для международных операций в виде тарифов, импортных квот, ограни­чений на операции финансовыми инструментами и др. Состояние платежного баланса страны зависит от темпов роста ВВП, уровня инфляции и валютного курса. Политика регулирования платежного баланса должна учитывать эти факторы.

Следует также выделить понятие расчетного баланса — в отличие от баланса официальных расчетов учитывает все требования и обязательства предприятий, организаций и других участников внешнеэкономической деятельности.

В отличие от платежного баланса, включающего в себя только сумму денежных платежей страны и ее денежных поступлений за определенный период времени, расчетным балансом за определенный период принято называть соотношение всех денежных требований и обязательств данной страны и возникших за данный период.

В то время как в платежный баланс входят лишь фактически произведенные и полученные платежи, в расчетный баланс входят все требования и обязательства страны по отношению к другим странам, хотя бы по ним в данный период платежи еще не были произведены. Например, в расчетный баланс входит весь экспорт и импорт товаров, тогда как в платежный баланс входят лишь фактическая выручка от экспорта товаров за данный период и фактические расходы на оплату импортных товаров.

Расчетным балансом на определенную дату называется соотношение между общей суммой задолженности данной страны другим странам и общей суммой их задолженности данной стране на указанную дату. В отличие от расчетного баланса за год, в который входят только денежные требованияИобязательства, возникшие в течение этого года, в расчетный баланс на определенную дату входят все имеющиеся к этому моменту требования и обязательства данной страны независимо от времени их возникновения.

Между текущим платежным и расчетным балансами и расчетным балансом на определенную дату могут быть большие расхождения. Например, в течение данного года страна может иметь пассивный платежный баланс вследствие ухудшения в этом году ее торгового баланса; тем не менее ее общая сумма накопившихся от прошлых лет долговых требований к другим странам может превы­шать ее долговые обязательства по отношению к ним, а следовательно, ее расчетный баланс на конец года будет активным.

Но среди долговых требований и обязательств, которые имеет каждая страна, необходимо различать долгосрочные и краткосрочные. Поскольку в расчетном балансе на определенную дату суммируются те и другие, по сальдо этого баланса еще нельзя сделать правильного вывода о том, занимает ли данная страна в мировом хозяйстве положение кредитора или должника.

Например, страна может иметь большие долгосрочные капиталовложения за границей, то есть быть страной-кредитором, и в то же время в ее банках могут помещаться значительные иностранные капиталы, так что ее краткосрочная задолженность загранице может в цифровом

выражении компенсировать или даже превышать долго­срочную задолженностей других стран.

Поэтому длясуждение о том, является ли данная страна страной-кредитором или страной-должником, необходимо выявить баланс международных долгосрочных капиталовложений, то есть:

сумма инвестиций данной страны в заграничные

предприятия и имущество + сумма долгосрочных
займов, предоставленных ею другим странам / сумма
иностранных инвестиций в предприятия и имущество
данной страны + сумма полученных ею долгосрочных
внешних займов.

Страны-кредиторы имеют активный, а страны-заемщики — пассивный баланс международных долгосрочных капиталовложений.

Методология составления
платежного баланса

Платежный баланс —- это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в. течение определенного периода времени.

Платежный баланс (ПБ) построен на основе следующего принципа бухгалтерского учета: каждая операция отражается дважды — по кредиту одной статьи и дебету другой. Это правило имеет очень простую экономическую интерпретацию: большинство экономических операций заключается в эквивалентном обмене экономическими ценностями (табл. 13).

В том случае, если происходит безвозмездное предос­тавление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), то для того, чтобы отразить эту опе­рацию в счетах дважды, в ПБ вводится особая статья, которая называется «Трансферты».

Из сказанного следует, что сумма всех кредитовых про- ~ водок должна совпадать с суммой дебетовых, а общее сальдо должно всегда равняться нулю. Однако на практике баланс никогда не достигается.

Правила отражения операций
в платежном балансе по дебету и кредиту

 

Таблица 13

Операция Кредит, плюс (+) Дебет, минус (-)
А. Товары и ус­луги* Экспорт товаров и экс­порт услуг (оказание услуг нерезидентам) Импорт товаров и им­порт услуг (оказание услуг нерезидентами)
Б. Доходы от инвестиций и оплата труда Полученные резидента­ми от нерезидентов Выплаченные резиден­тами нерезидентам
В. Трансферты (текущие и капи­тальные) Получение средств Передача средств
Г. Операции с финансовыми активами или обязательствами Увеличение обяза­тельств по отношению к нерезидентам (напри­мер, приобретение нере­зидентами наличной национальной валюты) или уменьшение требо­ваний к нерезидентам (например, снижение остатков по счетам ре­зидентов в банках- нерезидентах) Увеличение требований к нерезидентам (напри­мер, предоставление кредитов нерезидентам) или уменьшение обяза­тельств по отношению к нерезидентам (напри­мер, погашение рези­дентами ценных бумаг, приобретенных нерези­дентами)
 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных