Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коррекционно-развивающая программа




Токаревой Анастасии Александровны, 7 лет

Коррекционный план.

Цель коррекционной программы: развитие памяти, предотвращение утомляемости, снятие эмоционального напряжения.

Предмет коррекции: слухоречевая, зрительная память, утомляемость.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

1. системный подход.

2. принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности психолога.

3. иерархический принцип – «сверху вниз».

4. принцип системности развития психической деятельности.

5. «принцип замещающего онтогенеза».

6. принцип соотношения направленностей коррекционной деятельности.

7. принцип комплексности.

8. принцип профессиональной компетенции.

Задачи:

1. Проведение коррекционной программы, направленной на развитие процессов запоминания.

2. Проведение на основе индивидуальной коррекционной работы ряда коррекционных мероприятий, направленных на развитие памяти.

3. Поэтапное развитие психических функций.

 

Программа состоит из пяти занятий, каждое из которых рассчитано на 30 минут.

 

Содержание программы

Занятие №1

· Упражнение «Говори наоборот»

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

· Упражнение «Исключи лишнее»

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

 

· Упражнение «Для чего это можно использовать?»

Ребенку предлагают представить какой-либо предмет (например, жвачку) и спросить для чего ее можно использовать помимо того, что жвать. Далее предлагается представить этот предмет чуть больших размеров и попросить ребенка рассказать, для чего теперь можно было бы его использовать. С каждым разом объект увеличивается в размерах, а далее все идет в обратном порядке.

· Упражнение «Данетки»

Ребенку дается загадка, ответ на которую он должен найти задавая психологу вопросы, на которые он в свою очередь должен отвечать только да или нет.

Загадка 1: В корзинке было шесть яблок, а в комнате — шесть девочек. Каждая взяла по яблоку, но одно яблоко осталось в корзинке. Почему?

Ответ: Первые пять девочек взяли по яблоку из корзины, а шестая взяла корзину с оставшимся яблоком.

Загадка 2: Человек выпрыгнул из самолета без парашюта. Он приземлился на твердый грунт, но остался невредимым. Почему?

Ответ: Самолет стоял на взлетной полосе.

Занятие 2.

· Упражнение "Осознание визуального материала" ( прил 1.)

Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

· Упражнение пробуждение "чувства деталей" (прил 2.)

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры. Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

· Упражнение «Запоминай-ка»

Берутся 200-300 спичек. Вы диктуете детям слова, а их задача - выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 мин. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов.

Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне процесса запоминания - осознанному восприятию. Научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга.

Занятие 3.

· Упражнение «Все на месте» (Прил. 3)

"Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой".
Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

 

· Упражнение «Слушаем и рисуем»

 

Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

 

· Упражнение «Разрезанные картинки»

 

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

 

Занятие 4.

· Упражнение «Картинки» (прил 4.)

Ребенку на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышу необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

· Упражнение «Запомни пары»

Прочитайте ребенку слова вслух. Нужно постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а участник записывает второе.

Слова: Курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга – читать, бабочка - цветок, улыбка - зубы, турист – палатка, снежинка - зима, петух - утро, ручка – писать, оценка - тетрадь, корова - молоко, рельсы – поезд, яблоки – сок, звезды – ночь.

 

 

· Упражнение «Загадки-отгадки»

Отгадай загадки:

Чист и ясен, как алмаз, Дорог не бывает, Он от матери рожден, Сам ее рождает.(Лед)

Конь стальной, хвост льняной.(Игла)

Бел, как снег, в чести у всех.(Сахар)

В середине алый, сахарный, А кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз)

А после того как ребнок отгадает, психолог просит его перечислить все, чему были посвящены загадки.

 

Занятие 5.

 

· Упражнение "Запоминание стихов".
Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет -
И как будто пляшет!
Это чучело - оно
Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,
Чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело
Шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке -
Пусть боятся галки!

(И. Михайлова)

а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.
в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.
У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
г) "Теперь, - говорите вы детям, - попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".
д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.
е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов.
Обращайте внимание на ритм и рифмы.
Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.

 

· Упражнение «Разноцветная лесенка» (прил 5.)

Необходимо 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Психолог просит ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

 

· Упражнение «Где же шарик» (прил. 6)

Ребенку показывается картинка с изображением пронумерованных цветных шариков. Задача ребенка посмотреть, а потом вспомнить под каким номером был шарик.

 

· Упражнение «Найди фигурки» (прил. 7)

Ребенку дается 5 предметов, обозначенных определенным символом, ребенок в течении 40 секунд запоминает символ для каждого предмета, а затем ищет этот предмет на листочке и обозначает символом.

 

 

Приложение.

 

Прил. 1

 

 

Прил. 2

 

Прил 3.

 

 

Прил. 4

 

Прил. 5

 

Прил. 6

 

Прил. 7

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных