ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МУЗЫКАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЭтот вид деятельности предполагает объединение двух или более видов художественной деятельности в одно целое. При этом одним из них непременно является какая-либо разновидность музыкальной деятельности. В основе такой полихудожественной по своей природе деятельности может лежать союз музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы, музыки и искусства движения, музыки и театра и т.п. В зависимости от педагогической цели характер взаимосвязи между видами искусства может быть различным. Рассмотрим это на примере музыкально-пластической деятельности. Выявляя аспекты взаимосвязи музыки и искусства движения, следует отметить, что в соответствии с характером взаимосвязи в ней музыкального и пластического компонентов — их иерархической соподчиненности— могут быть выделены два типа музыкально-пластической деятельности: • вспомогательно-дидактическая, направленная на решение преимущественно технических учебных задач и не предполагающая непосредственного выхода учащихся на художественно-образное постижение музыки; • художественно-образная, когда на первый план в ней выдвигается собственно художественное начало. Главное предназначение вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности — создать наиболее благоприятные условия для развития у учащихся музыкально-слуховых представлений о пространственно-временных соотношениях в музыке посредством «перевода» этих соотношений в зрительно-наглядные, двигательные формы. К основным разновидностям такого типа деятельности могут быть отнесены:
При всем различии этих разновидностей общим для них является то, что для воплощения в движении пространственно-временных характеристик музыки используется достаточно четко обозначенная учителем система условных жестов. Ее конкретное содержание зависит от той педагогической задачи, на решение которой она направлена, например, на развитие у учащихся звуко-высотного слуха, чувства ритма и т. п. Необходимо выделить два уровня осуществления вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности: конструктивный и интонационный. При общей для них целевой направленности они заметно отличаются друг от друга по кругу решаемых ими педагогических задач. Так, например, если учащимся предлагается показать с помощью движений звуковысотные соотношения между звуками мелодии на конструктивномуровне, то главным для них станет показ высоты следующих друг за другом звуков. В центре их внимания окажутся, таким образом, сами звуки, их высотное положение по отношению к предыдущему и последующему звукам. Мелодия в их представлении предстанет как определенным образом выстроенная звуковысотная последовательность составляющих ее звуков, т. е. на конструктивном (дискретном) уровне. Если же музыкально-пластическая деятельность сориентирована на показ звуковысотных соотношений между звуками мелодии в контексте ее интонационного развития, т.е. на выявление пластическими средствами различной степени сопряженности между звуками, определяющейся устремленностью интонационного процесса, то внимание учащихся сосредоточивается преимущественно на том, как осуществляется переход от одного звука к другому. Таким образом, главным становится передача процессуальности (непрерывности) интонационного развития. В этом случае звуковысотные соотношения в музыкально-пластической деятельности, осуществляемой учащимися, раскрываются уже на интонационном (континуальном) уровне. Особо важное значение такая деятельность имеет в работе с детьми с недостаточно развитым музыкальным слухом или отсутствием координации между слухом и голосом. В отличие от вспомогательно-дидактической художественно-образная музыкально-пластическая деятельность предназначена помочь учащимся выявить возможные связи между музыкой и искусством движения сквозь призму таких категорий, как содержание художественного произведения, форма художественного произведения, художественный образ, средства художественной выразительности и т.п. К ее основным разновидностям, включаемым в содержание школьных уроков музыки, могут быть отнесены:
Каждая из обозначенных разновидностей художественно-образной музыкально-пластической деятельности может быть сориентирована как на импровизационное, так и на композиционно продуманное решение поставленной перед учащимися художественной задачи. Соответственно и в содержание музыкальных занятий целесообразно включать два рода заданий: музыкально-пластические эскизы, выполнение которых предполагает импровизационный пластический отклик учащихся на прослушиваемое или разучиваемое ими музыкальное произведение, например, «свободный танец», «свободное дирижирование» и т.п.; сочинение музыкально-пластических композиций, предусматривающее продумывание учащимися под руководством педагога возможных вариантов создания музыкально-пластического образа на основе конкретного, предложенного им музыкального материала и выбора одного из них, как наиболее полно реализующего взаимосвязь музыкального искусства и искусства движения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|