Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОБСТВЕННО МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ




Это: слушание, исполнение, импровизация, сочинение.

Слушание музыки

В формировании музыкальной культуры школьников слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность, в первую очередь, познавательная. Она способна обеспечить максимально широкий, в сравнении с другими видами музыкальной деятельности, объем получаемых учащимися знаний о музыке. При этом такие обобщенные зна­ния, как знания об интонационно-образной природе музыки, ее жанровом и стилевом многообразии, а также конкретные знания музыкальных произведений, знания о композиторах, исполните­лях и многие, многие другие в Слушание музыки обладает поистине неисчерпаемыми возмож­ностями в плане расширения и обогащения интонационно-слу­хового запаса школьников.

Главной задачей слушательской деятельности является форми­рование слушательской музыкальной культуры учащихся. Это, преж­де всего:

а) накопленный опыт общения с высокохудожествен­ными образцами народной, классической и современной отече­ственной и зарубежной музыки;

б) умение эмоционально и глу­боко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний о различных музыкальных стилях, жан­рах, формах и т.д.;

в) потребность в слушательской деятельности.

При целенаправленном педагогическом руководстве за годы обучения в школе (гимназии, лицее и др.) дети могут быть подготовлены к слушательскому общению как с вокальной, так и с инструментальной музыкой в ее жанрово-стилевом многообразии. По­этому, чем богаче слушательский опыт ребенка в сфере общения его с музыкальными образцами различных музыкальных стилей, творческих направлений, школ, с творчеством отдельных компо­зиторов, тем более школьник способен эмоционально отклик­нуться на звучащую, в том числе и новую для него, музыку, всту­пить с ней в диалог.

В процессе вхождения ребенка в мир новой для него в стилевом отношении музыки выделяются три стадии (Е.В.Николаева, Э. И. Плотица). Условно они могут быть определены как:

- накопление интонационно-слухового опыта, направленного на усвоение учащимися типичных для данного стиля интонаций;

- выявление на основе накопленного интонационно-слухово­го опыта типичных для данного стиля интонационно-стилевых комплексов и обнаруживание их в целостной композиционнойструктуре изучаемых произведений;

- постижение стиля через восприятие музыкального образа изучаемых произведений, в каждом из которых содержится ти­пичный для этого стиля сплав жанровых и стилевых признаков.

При организации процесса развития слушательской культу­ры школьников следует иметь в виду существование различных подходов к пониманию смысла и содержания музыкального ис­кусства.

· Первый из них основан на понимании музыки как отра­жения действительности в образной форме. Соглас­но этой позиции, понимание музыки возможно лишь в опоре на раскрытие связей музыки и жизни. Данная взаимосвязь, по мнению Д. Б. Ка­балевский, называется «биографией художественного произведения».

· Вторая позиция заключается в том, что смысл музыки должен быть найден в самой музыке. Так, по мне­нию Л. Бернстайна, «музыка никогда не бывает о чем-то. Музыка просто существует. Музыка — это масса красивых нот и звуков, так хорошо соединенных, что доставляют удовольствие, когда их слушаешь»2. И далее: «...если она говорит нам что-то, то отнюдь не об историях и картинах, а о чувствах; если она заставляет нас внутренне меняться, значит, мы понимаем ее. В этом и заключает­ся суть музыки, потому что чувства принадлежат музыке... Они не внешни для музыки, они именно то, что составляет саму ее суть... Она выражает эти чувства, но только нотами, а не словами. Все заключается в том, каким образом музыка движется. Мы никогда не должны забывать, что музыка — это движение, всегда куда-то идущее, непостоянное, меняющееся и струящееся от одной ноты к другой. Это движение может больше сказать нам о наших чув­ствах, чем миллион слов... смысл музыки должен быть найден в самой музыке, в ее мелодиях, гармонии, ритмах, оркестровом колорите, и в особенности в способах ее собственного развития».

В системе общего музыкального образования на современном этапе предпочтение отдается первой концепции. Однако, следует иметь в виду и тот музыкально-слушательский опыт ребенка, которым он обладает: на начальной стадии освоения музыкального искусства раскрытие его связей с окружающей жиз­нью может помочь ему понять и собственно музыкальные явле­ния, поскольку при такой организации процесс слушания музы­ки строится по принципу: от знакомого к незнакомому. На по­следующих этапах музыкальный опыт ребенка уже помогает ему ощутить закономерности развития внутри самой музыки.

Различные точки зрения по поводу организации слушания му­зыки на музыкальных занятиях отмечаются и по отношению к вопросу о возможности «перевода» смысла музыкального произведе­ния в форму вербальной речи.

· Согласно одной позиции, содержание музыкального произве­дения не может быть объяснено в словесной или иной форме (В. Ф. Одоевский).

· Приверженцы другой точки зрения считают, что для раскрытия содержания музыки необходимо привлечение сло­весных объяснений, сравнений, сопоставлений (Д.Б.Кабалевс­кий и др.). Хорошо известны музыкантам высказывания двух вели­ких музыкантов о возможности выражения музыкальной мысли с помощью слов:

· Ф.Мендельсон: «Мысль, выраженная музыкой... вовсе не слиш­ком неопределенна для словесного выражения, а напротив, слиш­ком точна».

· И. Ф. Стравинский: «Музыкальная система не аналогична сло­весной, она вообще не являет собой целостной системы, пригод­ной для сопоставления. В действительности музыка скорее вави­лонское смешение языков, чем универсальный язык».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных