ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусствуОпыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству проявляется в их предпочтениях, интересах, вкусах как в сфере самой музыки, так и в тех или иных видах музыкальной деятельности. Особое значение при этом приобретает личностный характер накопления данного опыта (отношение человека к миру музыки, к себе через слушание музыки, ее исполнение, сочинение). Этот процесс проходит тем успешнее, чем более развиты у ребенка музыкальность и эмпатийность. Необходимо отметить, что накопление опыта эмоционально-ценностного отношения играет ведущую роль в содержании музыкального образования. Характеристика эмоционально-ценностного отношения личности учащегося к музыке, согласно интонационной теории Б. В.Асафьева, во многом обусловлена имеющимся у него интонационным фондом,накопленным в процессе общения с музыкой (в том числе и в условиях домашнего, семейного общения с музыкальным искусством). Как известно, один и тот же человек по-разному относится к различным пластам музыкального искусства, музыкальным стилям, музыкальным жанрам и т.д. И характер его отношения к тому или иному музыкальному явлению зависит от того, насколько оно близко ему именно в интонационном плане. Чем больше ребенок находит в музыке знакомых, близких, узнаваемых интонаций, тем более близкой становится ему эта музыка, ибо она приобретает для него определенный смысл, связанный с какими-либо жизненно важными событиями, впечатлениями, эмоциональными состояниями. Важное значение в современной сегодняшней музыкально-педагогической среде приобретает вопрос становления и развития музыкального вкуса учащихся, во многом определяющего содержание эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке. В связи с явным доминированием поп-музыки в музыкальной жизни общества — в первую очередь среди молодежи — очевидной становится необходимость рассмотрения музыкального вкуса в более широком педагогическом аспекте. Речь идет о включении в содержание занятий знаний не только о народной и классической музыке, но и о различных стилях и жанрах поп-музыки в ее лучших образцах. При формировании эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке необходимо учитывать и уникальные возможности этого искусства оказывать сильное психологическое, в том числе арттерапевтическое, воздействие на личность. Такое воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы найти и применить всю совокупность музыкально-педагогических средств для преобразующего, созидательного воздействия музыки на личность и коллектив в целом. Вследствие этого воздействия возможны положительные перемены в психическом состоянии ученика в самых разных направлениях, что, в свою очередь, влияет на направленность и на качество его эмоционально-ценностного отношения к музыке. Опыт обращения к методам арттерапевтического воздействия (то есть воздействия средства художественного творчества, искусства) применяется по отношению к детям, в том числе «с запоздалым развитием», достаточно давно и успешно практикуется в США и в целом ряде европейских стран, в частности во Франции, где многие педагоги-музыканты следуют системе швейцарского ученого Э. Виллемса, предусматривающей применение звукотерапии, ритмотерапии, мелотерапии (мелодии). Музыкальные знания Знания, приобретаемые учащимися в процессе музыкального образования, могут быть подразделены на две группы: знания самой музыки, знания о музыке. Знание музыки Первостепенное значение для музыкального образования ребенка имеет знание им самой музыки. Чем шире багаж его музыкальных впечатлений, тем больше возможностей предоставляется ему для вхождения в мир музыки, для нахождения близких ему музыкальных впечатлений. Поэтому так важно, чтобы в интонационно-слуховой запас школьников входила музыка народная, академическая (как классическая, так и современная), духовная, а также современная популярная легкая музыка. Помимо примеров профессионального композиторского творчества и фольклора специальное внимание должно быть уделено образцам так называемого третьего пласта, занимающих место между «серьезными» и «легкими» жанрами. При этом следует иметь в виду, что в традициях русского отечественного музыкального образования (В.Ф.Одоевский, М.А.Балакирев, С.В.Смоленский и др.) приоритетное значение для его содержания все же имели шедевры русской и зарубежной музыкальной культуры. Впоследствии их стали называть золотым фондом музыкально-педагогического репертуара, служащим основой как для слушательской, так и для исполнительской деятельности учащихся. Однако в современной педагогике музыкального образования наблюдаются прямо противоположные точки зрения по отношению к целесообразности включения классической музыки в содержание музыкального образования. 1. Так, на основании проведенного исследования Л. В. Школяр приходит к выводу, что самый высокий показатель восприятия классической музыки был отмечен у четырехлетних детей, которых сравнивали с ребятами школьного возраста. Для прослушивания были предложены финал сонаты Л. ван Бетховена № 14, финал его же «Аппассионаты», «Экспромт-фантазия» Ф.Шопена и другие произведения композиторов-романтиков. Ребятам предлагалось определить, какие из этих произведений более созвучны, родственны друг другу. «В шестых классах, — отмечает исследователь, — только 20 % учеников справились с заданием. В третьих классах — показатель чуть выше — 30%, но уже в первых классах (шестилетние школьники) — с заданием справились более половины детей. А из 60 воспитанников детского сада — пяти- и четырехлетние дети — правильно выполнили задание 75. Причем самый высокий показатель был получен у четырехлеток»1. (Школяр Л.В. Дис.... докг.пед.наук. — М., 2002. — С. 250—251). При этом исследователь делает вывод, что «малыши интуитивно схватывают сходство и различие фрагментов по обобщенной интонации! ' В этом проявляется главнейшее свойство человеческой психики — способность целостно воспринимать явление в интегративном единстве эмоциональной и интеллектуальной оценок». 2. Принципиально иной позиции придерживается Т.Э.Тютюнникова: «Существующая в нашем сознании абсолютная презумпция педагогической ценности высокой музыки для детей всех возрастов трудно объяснима. Мы не имеем подтвержденных данных о том, что из детей, слушавших классическую музыку, вырастают идеальные или лучшие с точки зрения общества люди. Невозможность проверить результаты педагогических воздействий высокой музыки на детей младшего возраста, отсутствие валидной диагностики порождает множество разнообразных спекуляций, типа "классическую музыку — детям!". Проблема нам видится не в сомнении в высоких достоинствах самой музыки, а в ограниченных возможностях детей (и многих взрослых тоже!) ее воспринять.... Встретившись на звуковой тропинке с «Порывом» Шумана, восьмилетний ребенок в лучшем случае подумает, что "хотя было и громко, но зато недолго", а в худшем вообще будет думать о своем... Нам кажется весьма проблематичным поиск поля для диалога первоклассника и титана Бетховена, если это не обработанный им «Сурок» или «Немецкие танцы». Даже если допустить, что музыка, минуя разум, обращается сразу к эмоциям, то трудно себе представить, чтобы эмоционально-духовные тексты Бетховена были сопоставимы с аналогичными текстами младшего школьника». (Тютюнникова Т. Э. Высокая музыка и дети // Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. - М., 2003. - С. 24-25). Столь крайние позиции по этому важному вопросу приводят к выводу о необходимости дальнейших исследований, направленных на изучение данной проблемы. Неразработанной на сегодняшний день остается и проблема изучения учащимися различных направлений и стилей молодежной музыкальной субкультуры. Очевидно лишь то, что отсутствие целенаправленной педагогической работы в данном направлении в школе ведет к все более усиливающемуся разрыву между содержанием образования и теми представлениями учащихся о панораме современной музыкальной жизни, которые складываются у них в процессе повседневного общения с популярной в молодежной среде музыкой. Тем самым одна из главных установок музыкального образования на раскрытие многообразия музыки, ее связи с жизнью, взаимосвязей легких и серьезных жанров остается в значительной мере нереализованной. В этом смысле особое значение приобретает знание учащимися лучших образцов современной популярной музыки. Сегодня кажется очевидной необходимость преодоления разрыва между представлениями традиционной педагогики музыкального образования о содержании музыкальной культуры личности и музыкальными интересами, потребностями школьников. Одним из путей преодоления этого разрыва является показ на уроках музыки ярких примеров поп-музыки разных направлений и стилей. Традиционно в содержании занятий представлена музыка: - вокальная; - инструментальная; - вокально-инструментальная. Кроме того, в содержание музыкальных занятий должны быть включены в равных пропорциях произведения: - программные, способные раскрыть богатство возможностей сочетания музыки и слова, музыки и живописи (интегративные возможности музыкального искусства) - непрограммные, которые в центр внимания учащихся ставят закономерности именно самой музыки, специфику именно музыкального языка. В целом на музыкальных уроках приоритетное значение имеет слушание музыки как в оригинальных исполнительских трактовках выдающихся музыкантов, так и в исполнении самого учителя, включая переложения для фортепиано (баяна, аккордеона) оркестровых и хоровых произведений. При этом следует иметь в виду особую силу воздействия живой музыки в исполнении учителя. В этом случае между музыкой и детьми устанавливается непосредственный контакт, соответствующим образом влияющий и воздействующий на детей. Особенностью последнего времени является привлечение к процессу музыкальных занятий электроинструментов, в частности синтезаторов, и огромный интерес к этому со стороны учащихся. С помощью этих инструментов можно создать новый, современный звуковой облик произведений академической музыки, а также исполнять на них музыкальные сочинения, предназначенные именно для той или другой группы электроинструментов. Обратимся к критериями подбора музыкального материала для слушания, согласно концепции Д.Б.Кабалевского: · увлекательность (интерес, желание, соответствие возрастным особенностям школьников, доступность) · художественность (ярко, выразительно) поскольку урок музыки – это есть комплексный урок искусства, то все его компоненты должны быть высоко художественными (не только материал для слушания, но и музыкальный материал для исполнения, любое муз. упражнение, распевка, художественным должен быть и звук (мягкий, красивый, округлый, полетный, легкий) · педагогическая целесообразность (то есть иметь развивающую и образовательную педагогические функции, учить и полезному и нужному) · воспитательная значимость (способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетических вкусов учащихся). Данные критерии позволяют выделить следующие тесно связанные между собой показатели: - эстетический: указывает на необходимость отражения в содержании образования основных принципов музыкальной культуры общества произведения определенной, в том числе, современной идейно-эстетической значимости; типичные жанры, сложившиеся в музыкальной культуре. - психологический: характеризует отношения музыкального материала с психическими закономерностями и особенностями развития школьников произведения, содержание которых созвучно жизненному и музыкальному опыту учащихся; более сложные произведения, которые находятся в преемственной связи к предыдущему жизненному и музыкальному опыту школьников; произведения, которые выходят за пределы жизненного и музыкального опыта школьников и определяют перспективу их музыкального развития в дальнейшем; - музыкально-педагогический: обусловливает необходимость соответствия музыкального материала разнообразным задачам идейного, нравственного, музыкально-эстетического, творческого развития учащихся. произведения, которые отвечают тематическому построению программы; произведения, которые отражают жизнь во всех ее эмоциональных и действенных проявлениях (войны, революции, праздники, торжества); произведения, доступные для исполнения в условиях общеобразовательной школы. Знания о музыке Знания о музыке необходимы для вхождения ребенка в мир музыки и служат инструментом ее познания. В ряду знаний о музыке особое, приоритетное значение приобретают музыкально-теоретические знания об интонационной, жанровой, стилевой, художественно-выразительной основах музыкального искусства и др. Знание об интонационной природе музыкального искусства является основой всей системы знаний, приобретаемых учащимися в процессе музыкального образования. В основе представлений об интонации лежит понимание того, что интонация в музыке является носителем ее смысла, она способна выразить характер музыкального высказывания. Музыкальная интонация может быть: - выразительной, - изобразительной; - иметь общее и различное с интонацией речевой; - в ней находит отражение эмоционально-образный строй произведения. В ядре-интонации (по терминологии Б.В.Асафьева и Д.Б.Кабалевского) заложена основа музыкального развития. Знания об основных принципах интонационного развития (тождество и контраст в их многообразных сочетаниях) помогают прослеживать развитие музыкальной мысли. Знания о музыкальных жанрах способствуют формированию у учащихся представлений о социальном предназначении музыки и формах ее бытования в обществе. В сферу изучения включаются практически все основные жанры музыкального искусства: песня, танец и марш; опера, балет, симфония, концерт, соната; романс, прелюдия, ноктюрн, баллада, сюита и т.д. Эти знания входят в число основополагающих, поскольку жанр выступает едва ли не главным посредником между слушателем и композитором, между действительностью и ее отражением в художественном произведении. Жанровая типизация способствует закреплению в сознании и памяти учащихся понятийных, смысловых ячеек музыкального языка. Знание ребенком различных жанров актуализирует, оживляет память о связях музыкального искусства с его личным жизненным опытом. Важно также и то, что опора на жанр предоставляет учителю возможность, начиная с первых уроков, подводить учащихся к образно-содержательным обобщениям. Знания о музыкальных стилях как о системах средств выразительности, направленных на воплощение того или иного идейно-образного содержания, учащиеся получают в процессе усвоения об эпохальном (исторический стиль), национальном, авторском, исполнительском и других стилях. Необходимо заметить, что если в системе профессионального музыкального образования ознакомление со стилями в курсах музыкальной литературы или истории музыки опирается на хронологический подход (от зарождения музыки до наших дней), то в системе общего музыкального образования в нашей стране утвердился иной подход. Этот подход предусматривает при знакомстве учащихся с различными стилями постепенный переход от наиболее знакомых им в интонационном отношении стилей классической, академической музыки к установлению их связей как с музыкой предшествующих веков, так и с современной музыкой академической традиции. При этом ознакомление с каждым стилем предполагает следующие этапы: - первоначальное накопление необходимого интонационно-слухового опыта общения с ним; - приобретение навыков стилевого анализа, осуществляющегося на основе знаний об образной сфере и особенностях того или иного стиля; - рассмотрение данного стиля в историко-стилевом контексте. Вышеперечисленные музыкально-теоретические знания о музыке являются системообразующими для становления музыкальной культуры учащихся в целом. Постигая интонационную, жанровую, стилевую основу музыкальных произведений, школьники осваивают целый комплекс знаний об эмоционально-образной природе искусства, о музыкальной драматургии, о средствах музыкального языка и музыкальной речи, а также целый ряд более конкретных сведений о музыке. В круг знаний о музыке входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности и многие другие. Важным элементов знания является и знание нотной грамоты, которое может помочь учащимся в освоении различных видов музыкальной деятельности, а также станет одним из средств подготовки школьников к самостоятельному общению с искусством. Помимо теоретических сведений (рассмотренных выше) о музыке, - следует выделить группу музыкально-исторических знаний, объем и содержание которых определяются конкретной учебной программой по музыке и учителем в зависимости от направленности работы школы, уровнем подготовленности конкретного класса, музыкальными пристрастиями самого учителя. К числу музыкальных могут быть отнесены и знания об арттерапевтических возможностях музыки, о ее влиянии на учащихся, в том числе и на самого себя. В связи с этим особое значение имеет личный опыт учащегося, приобретаемый им на музыкальных занятиях и основанный на самонаблюдениях (рефлексии) о том, какая музыка и какое влияние оказывает на него в различных психологических состояниях и какие виды музыкальной деятельности способны усилить ее воздействие. Подобные знания могут стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня поражают не только учащихся все больше и больше, но уже и самих учителей. Растут нервно-психические нагрузки и перегрузки не только в образовательной сфере, но в современной жизни в целом. Поэтому учащиеся, а позднее и выпускники школ должны обладать не только высокими интеллектуальными знаниями и необходимыми умениями, но и обладать навыками и умениями жизни в современном обществе (западная ориентации на приспособленность к ритму и условиям современной жизни), знать как справляться с его требованиями и конечно же преодолевать субъективные трудности, которые неизбежно возникают на жизненном пути каждого человека. Музыкальная психотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащения доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает быть здоровым и счастливым, эмоционально уравновешенным. Задача – изжить негативные эмоции, отрицательные переживания, наполнить себя положительными эмоциями. (В.И.Петрушин. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., «Владос», 2000. 176 с.) Последовательность введения в содержание занятий знаний музыки и знаний о музыке определяется логикой приобщения ребенка к миру большого искусства, которая учитывает возрастные особенности учащихся, доступность усвоения этих знаний детьми, мерой накопленного музыкально-слухового опыта, наличием усвоенных ранее музыкальных знаний. Следует особо подчеркнуть, что знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося. При этом интерес к знаниям о музыке приходит не сразу. Как отмечает французский музыкант-исследователь П.А.Ласкари, он возникает у учащихся лишь тогда, когда они уже «почувствовали себя плененными властью звуков... Как только накапливается опыт, хотя бы элементарный, приходит жажда знаний». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|