ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вокально-хоровая деятельностьВокально-хоровая деятельность направлена на развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры личности школьника. На уроке музыки вокально-хоровая деятельность осуществляется в основном как хоровая, коллективная деятельность, способная вызвать в ребенке чувство единения с другими детьми и учителем в самых разных эмоционально-образных проявлениях. Д.Л.Локшин подчеркивал, что искусство хорового пения, даже в пределах школьной программы, требует овладения всеми элементами, образующими красоту хорового звучания. Это область вокальной культуры, вокальных исполнительских навыков и область хоровой культуры, хоровых исполнительских навыков. Работа над каждым элементом вокальной и хоровой звучности является не только технической работой, дающей накопление умений и рост исполнительской техники, но и работой над раскрытием художественно-образного содержания данного хорового произведения (диалектическая связь технического и художественного, вечный вопрос, что же является первичным? Существует две противоположные точки зрения. Но нельзя достигнуть высоко художественного результата минуя техническую сторону. Художественная сторона – цель, техническая – путь к поставленной цели)). Чем выше, совершеннее вокальная хоровая техника коллектива, тем более полно и ярко может быть выражен замысел произведения. В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных представлений учащихся и соответственно арсенал их технических умений и навыков. (Локшин Д.Л. Хоровое пение // Методика преподавания пения в школе. - М., 1952. - С. 8, 10). Следует заметить, что в вокально-хоровой деятельности круг интонаций, доступных учащимся для исполнения, относительно ограничен. Это обусловлено возможностями их певческих голосов: сравнительно небольшим диапазоном, возрастными и индивидуальными особенностями развития, трудностями интонирования в связи с изменениями голоса в процессе мутации и т.д. Однако неизбежное сужение осваиваемого детьми круга интонаций в процессе вокально-хоровой деятельности по сравнению со слушательской деятельностью компенсируется глубиной эмоционально-духовного проникновения ребенка в интонационную сферу. Занятия детей в хоре (концепция Стуловой Г.П.) направлены одновременно на решение общих образовательных задач: - вокально-хорового обучения и воспитания, - на формирование разнообразных музыкальных способностей, умений и навыков, - на развитие музыкального вкуса, потребностей, - на решение общих задач воспитания и развития личности. Специальными задачами вокально-хорового воспитания и обучения детей являются: - развитие вокального слуха и певческого голоса детей, - эстетического отношения к звучанию отдельного голоса и всего хора, - передача эмоционально-образного содержания произведения в процессе вокально-хорового интонирования. Среди приоритетных принципов вокально-хорового обучения выделяются · принципы перспективности, · систематичности, · учета индивидуальных особенностей учащихся при коллективном характере обучения, · посильной трудности заданий, · положительного фона обучения, · единства художественного развития учащихся и технического совершенствования их голоса, · предшествования слухового восприятия музыкального явления его теоретическому осознанию, · целенаправленного управления регистровым звучанием голоса. Содержание вокально-хоровой работы В содержание вокально-хорового обучения и воспитания входят: - система основных специфических знаний о певческом голосе и его охране, о правилах пения в хоре; - соответствующие вокально-хоровые умения и навыки; - опыт музыкально-творческой учебной деятельности учащихся, проявляющийся в процессе занятий хоровым пением; - опыт эмоционально-эстетического отношения к музыке и к окружающему миру, являющийся условием формирования у детей системы ценностей. Для формирования вокально-хоровой культуры учащихся огромную роль играет правильный подбор репертуара хорового коллектива, включающий в себя народную, классическую и современную музыку, способный благодаря своей идейной, художественной направленности, разнообразию стилей, жанров и форм воспитывать эстетический вкус учащихся, их нравственные убеждения, творческое, эмоционально-положительное отношение к жизни и ощущение возможности ее преобразования. В репертуар детского хора включаются художественные, педагогически целесообразные, доступные и привлекательные для учащихся образцы хоровой музыки. Возможность их введения в репертуар определяется уровнем певческого и общего развития детей конкретного класса. Задача хорового обучения состоит также и в том, чтобы выученный на уроках музыки репертуар смог стать формой бытования (исполнения не только в рамках общеобразовательного учреждения) и творческого самовыражения ребенка. В содержание вокально-хоровой работы входит и система вокально-хоровых упражнений и распеваний, направленная на развитие певческого голоса, певческого слуха, освоение вокально-хоровой техники. Вокально-хоровые упражнения можно условно разделить на две категории. - К первой относятся упражнения, которые используются вне связи с каким-либо конкретным музыкальным произведением, они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности. Достижению более высокого уровня художественного исполнения. - Ко второй, упражнения направленные на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Они служат более узким задачам и не могут быть систематизированы с большой четкостью и последовательностью. Необходимо использовать принцип последовательного усложнения упражнений, это сказывается на сохранении интереса и внимания ребят к занятиям. В качестве упражнений может быть использованы несложные попевки, прибаутки, мелодии из произведений предназначенных для слушания, музыкальный материал из разучиваемого репертуара. Различают две формы вокально-хорового исполнительства, каждая из которых обладает своими преимуществами и трудностями. · пение без сопровождения; · пение с сопровождением. Пение без сопровождения способно в значительной мере развивать музыкальность ребенка, так как создает оптимальные условия для постижения им интонационной природы хорового пения и его особенностей. В то же время оно представляет для детей значительно большую трудность, чем пение с инструментальной поддержкой, поскольку требует более сложных вокально-хоровых навыков и умений. Пение с сопровождением, с одной стороны, облегчает процесс правильного интонирования, достижения чистоты певческого звучания, так как в процессе исполнения у ребенка есть интонационная поддержка. С другой стороны, возникает определенная трудность, заключающаяся в необходимости сочетания вокального и инструментального тембров звучания, их согласованности и взаимодополняемости. В традициях русской вокально-хоровой школы ведущее значение отводится пению без сопровождения. В последние годы ощущается стремление возродить эти традиции, которые за прошедшие десятилетия были в значительной мере утрачены. Одним из важных направлений в деятельности учителя музыки является обучение детей многоголосному пению. Важная задача певческого развития школьников – это достижение унисона. Однако при этом у ребят активно развивается лишь мелодический слух. Формированию гармонического слуха способствует многоголосное пение. В качестве первоначальных упражнений по развитию многоголосия можно использовать следующте: - пение вслух и про себя; - пение по цепочке; - сильная доля – вслух, слабая – про себя; - исполнение песни с сопровождением, не дублирующим мелодию (внимание к работе над строем и ансамблем); - противоположное движение голосов и общий звук (класс делится на две группы, каждая по указанию учителя поочередно сольфеджирует свою мелодию (ми-фа-соль (поет вверх первая группа), ми-ре-до (поет вторая группа), затем поет весь класс (общий звук – первый – ми). На примере этого задания школьники узнают, что учитель левой рукой руководит верхним голосом, а правой – нижним, если дирижируют обе руки, то поют обе группы. - разбить мелодию на такты и петь поочередно разными голосами (порядок вступления голосов должен меняться, для этого необходимо подготовить внимание ребят); - тщательно выстраивается первый интервал звучания двухголосия; - исполнение мелодии первого голоса – закрытым ртом, второго – со словами; первого голоса – тише, второго – ярче; 1 < Предыдущая2 1 2 < Предыдущая3 Третий этап — включение нового осваиваемого учащимися музыкального понятия в общую систему приобретаемых ими музыкально-теоретических знаний. Подобное включение происходит постоянно по мере все более полного и многогранного вхождения школьников в мир музыки и практически осуществляется непрерывно на протяжении всех лет музыкального образования. Музыкально-теоретическая деятельность учащихся направлена при этом на систематизацию знаний и представляет собой сравнительный музыкально-теоретический анализ сопоставляемых музыкальных феноменов как на структурно-аналитическом, так и на интонационном уровнях. Если вновь обратиться к понятию «марш», то содержательное наполнение данного понятия у первоклассников, например, обогащается и конкретизируется при сравнении марша с такими жанрами, как танец, песня. Затем понятие «марш» сопоставляется с понятием «маршевость» и т. п. В последующие годы школьники постепенно расширяют свои музыкально-слуховые представления о марше при знакомстве с профессиональной музыкой различных исторических эпох, стилей, направлений, а также с народной музыкой и другими пластами музыкального искусства. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|