Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вокально-хоровая деятельность




Вокально-хоровая деятельность направлена на развитие вокаль­но-хоровой культуры как важной части общей музыкальной куль­туры личности школьника.

На уроке музыки вокально-хоровая деятельность осуществля­ется в основном как хоровая, коллективная деятельность, спо­собная вызвать в ребенке чувство единения с другими детьми и учителем в самых разных эмоционально-образных проявлениях.

Д.Л.Локшин подчеркивал, что искусство хорового пения, даже в пределах школьной программы, требует овладения всеми эле­ментами, образующими красоту хорового звучания. Это область вокальной культуры, вокальных исполнительских навыков и об­ласть хоровой культуры, хоровых исполнительских навыков. Рабо­та над каждым элементом вокальной и хоровой звучности являет­ся не только технической работой, дающей накопление умений и рост исполнительской техники, но и работой над раскрытием художественно-образного содержания данного хорового произведения (диалектическая связь технического и художественного, вечный вопрос, что же является первичным? Существует две противоположные точки зрения. Но нельзя достигнуть высоко художественного результата минуя техническую сторону. Художественная сторона – цель, техническая – путь к поставленной цели)). Чем выше, совер­шеннее вокальная хоровая техника коллектива, тем более полно и ярко может быть выражен замысел произведения. В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных пред­ставлений учащихся и соответственно арсенал их технических умений и навыков. (Локшин Д.Л. Хоровое пение // Методика преподавания пения в школе. - М., 1952. - С. 8, 10).

Следует заметить, что в вокально-хоровой деятельности круг интонаций, доступных учащимся для исполнения, относительно ограничен. Это обусловлено возможностями их певческих голосов: сравнительно небольшим диапазоном, возрастными и индивиду­альными особенностями развития, трудностями интонирования в связи с изменениями голоса в процессе мутации и т.д. Однако неизбежное сужение осваиваемого детьми круга интонаций в про­цессе вокально-хоровой деятельности по сравнению со слушатель­ской деятельностью компенсируется глубиной эмоционально-ду­ховного проникновения ребенка в интонационную сферу.

Занятия детей в хоре (концепция Стуловой Г.П.) направлены одновременно на решение общих образовательных задач:

- вокально-хорового обучения и воспитания,

- на формирова­ние разнообразных музыкальных способностей, умений и навы­ков,

- на развитие музыкального вкуса, потребностей,

- на решение общих задач воспитания и развития личности.

Специальными задачами вокально-хорового воспитания и обу­чения детей являются:

- развитие вокального слуха и певческого голоса детей,

- эстетического отношения к звучанию отдельного голоса и всего хора,

- передача эмоционально-образного содержания произведения в процессе вокально-хорового интони­рования.

Среди приоритетных принципов вокально-хорового обучения выделяются

· принципы перспективности,

· систематичности,

· учета индивидуальных особенностей учащихся при коллективном ха­рактере обучения,

· посильной трудности заданий,

· положительно­го фона обучения,

· единства художественного развития учащихся и технического совершенствования их голоса,

· предшествования слухового восприятия музыкального явления его теоретическому осознанию,

· целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.

Содержание вокально-хоровой работы

В содержание вокально-хорового обучения и воспитания вхо­дят:

- система основных специфических знаний о певческом голосе и его охране, о правилах пения в хоре;

- соответствующие вокаль­но-хоровые умения и навыки;

- опыт музыкально-творческой учеб­ной деятельности учащихся, проявляющийся в процессе занятий хоровым пением;

- опыт эмоционально-эстетического отношения к музыке и к окружающему миру, являющийся условием форми­рования у детей системы ценностей.

Для формирования вокально-хоровой культуры учащихся ог­ромную роль играет правильный подбор репертуара хорового коллектива, включающий в себя народную, классическую и со­временную музыку, способный благодаря своей идейной, худо­жественной направленности, разнообразию стилей, жанров и форм воспитывать эстетический вкус учащихся, их нравственные убеж­дения, творческое, эмоционально-положительное отношение к жизни и ощущение возможности ее преобразования.

В репертуар детского хора включаются художественные, педа­гогически целесообразные, доступные и привлекательные для уча­щихся образцы хоровой музыки. Возможность их введения в ре­пертуар определяется уровнем певческого и общего развития де­тей конкретного класса. Задача хорового обучения состоит также и в том, чтобы выученный на уроках музыки репертуар смог стать формой бытования (исполнения не только в рамках общеобразовательного учреждения) и творческого самовыражения ребенка.

В содержание вокально-хоровой работы входит и система во­кально-хоровых упражнений и распеваний, направленная на развитие певческого голоса, певческого слуха, освоение во­кально-хоровой техники. Вокально-хоровые упражнения можно условно разделить на две категории.

- К первой относятся упражнения, которые используются вне связи с каким-либо конкретным музыкальным произведением, они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности. Достижению более высокого уровня художественного исполнения.

- Ко второй, упражнения направленные на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Они служат более узким задачам и не могут быть систематизированы с большой четкостью и последовательностью.

Необходимо использовать принцип последовательного усложнения упражнений, это сказывается на сохранении интереса и внимания ребят к занятиям. В качестве упражнений может быть использованы несложные попевки, прибаутки, мелодии из произведений предназначенных для слушания, музыкальный материал из разучиваемого репертуара.

Различают две формы вокально-хорового исполнительства, каждая из которых обладает своими преимуществами и трудностя­ми.

· пение без сопровождения;

· пение с сопровождением.

Пение без сопровождения способно в значительной мере разви­вать музыкальность ребенка, так как создает оптимальные усло­вия для постижения им интонационной природы хорового пения и его особенностей. В то же время оно представляет для детей зна­чительно большую трудность, чем пение с инструментальной под­держкой, поскольку требует более сложных вокально-хоровых навыков и умений.

Пение с сопровождением, с одной стороны, облегчает процесс правильного интонирования, достижения чистоты певческого зву­чания, так как в процессе исполнения у ребенка есть интонаци­онная поддержка. С другой стороны, возникает определенная труд­ность, заключающаяся в необходимости сочетания вокального и инструментального тембров звучания, их согласованности и взаимодополняемости.

В традициях русской вокально-хоровой школы ведущее значе­ние отводится пению без сопровождения. В последние годы ощу­щается стремление возродить эти традиции, которые за прошед­шие десятилетия были в значительной мере утрачены.

Одним из важных направлений в деятельности учителя музыки является обучение детей многоголосному пению. Важная задача певческого развития школьников – это достижение унисона. Однако при этом у ребят активно развивается лишь мелодический слух. Формированию гармонического слуха способствует многоголосное пение. В качестве первоначальных упражнений по развитию многоголосия можно использовать следующте:

- пение вслух и про себя;

- пение по цепочке;

- сильная доля – вслух, слабая – про себя;

- исполнение песни с сопровождением, не дублирующим мелодию (внимание к работе над строем и ансамблем);

- противоположное движение голосов и общий звук (класс делится на две группы, каждая по указанию учителя поочередно сольфеджирует свою мелодию (ми-фа-соль (поет вверх первая группа), ми-ре-до (поет вторая группа), затем поет весь класс (общий звук – первый – ми). На примере этого задания школьники узнают, что учитель левой рукой руководит верхним голосом, а правой – нижним, если дирижируют обе руки, то поют обе группы.

- разбить мелодию на такты и петь поочередно разными голосами (порядок вступления голосов должен меняться, для этого необходимо подготовить внимание ребят);

- тщательно выстраивается первый интервал звучания двухголосия;

- исполнение мелодии первого голоса – закрытым ртом, второго – со словами; первого голоса – тише, второго – ярче;

1 < Предыдущая2

1 2 < Предыдущая3

Третий этап — включение нового осваиваемого учащимися музыкального понятия в общую систему приобретаемых ими му­зыкально-теоретических знаний.

Подобное включение происходит постоянно по мере все более полного и многогранного вхождения школьников в мир музыки и практически осуществляется непрерывно на протяжении всех лет музыкального образования.

Музыкально-теоретическая деятельность учащихся направлена при этом на систематизацию знаний и представляет собой срав­нительный музыкально-теоретический анализ сопоставляемых му­зыкальных феноменов как на структурно-аналитическом, так и на интонационном уровнях.

Если вновь обратиться к понятию «марш», то содержательное напол­нение данного понятия у первоклассников, например, обогащается и конкретизируется при сравнении марша с такими жанрами, как танец, песня. Затем понятие «марш» сопоставляется с понятием «маршевость» и т. п. В последующие годы школьники постепенно расширяют свои му­зыкально-слуховые представления о марше при знакомстве с профес­сиональной музыкой различных исторических эпох, стилей, направле­ний, а также с народной музыкой и другими пластами музыкального искусства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных