Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Музыкальные умения и навыки




В настоящее время в педагогике музыкального образования все более утверждается позиция, согласно которой между умениями и навыками имеется принципиальное различие.

Музыкальные умения

Умения обусловлены временной природой музыкального искус­ства и направлены на процесс «наблюдения» (термин Б.В.Асафь­ева) за интонационным развитием в слушательской, исполни­тельской деятельности, импровизации (сочинения) музыки, а также при установлении взаимосвязей музыки с другими видами искусства и окружающей жизнью. Такого рода умения не подле­жат автоматизации, ибо связаны с творческим, никогда точно не повторяющимся процессом постижения музыкального искусства. Музыкальные умения опираются на знания о музыке и форми­руются в процессе ее живого восприятия. При этом в процессе музыкальных занятий формируются две группы умений.

1. К первой из них могут быть отнесены умения, присущие конк­ретному виду музыкальной деятельности и отвечающие ее природе:

а) в слушательской деятельности это, прежде всего, умения:

- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально от­кликаться на содержание услышанного произведения;

- охарактеризовать свое внутреннее состояние после его про­слушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

- дать вербальную, то есть в словах или невербальную (в рисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения,его образно-эмоцио­нального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкаль­ной драматургии данного произведения, его интонационных,
жанровых и стилевых особенностей;

- выявлять общее и особенное между прослушанным произве­дением и другими музыкальными произведениями того же авто­ру сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

б) в исполнительской музыкальной деятельно­сти все вышеперечисленные умения сохраняют свою значимость и вместе с тем появляется ряд принципиально новых умений, связанных с необходимостью воплощения данного произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инстру­ментах, в пластическом интонировании). Они определяются спе­цификой того или иного вида исполнительства и направлены на воспроизведение и интерпретацию музыкального произведения.

При этом в пении, в игре на музыкальных инструментах и в пластическом интонировании на первый план выступают умения в форме музыкально-слуховых представлений о том, каким долж­но быть звучание данного конкретного произведения в опреде­ленном характере, жанре, стиле.

В этой связи необходимо выделить еще одну разновидность умений, связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений. К ним относятся умения:

- интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно ис­полнить произведение (при пении соло, в музыкально-пласти­ческой деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в сво­ей исполнительской трактовке;

- предложить свой вариант (варианты) исполнительской трак­товки одного и того же произведения;

1 < Предыдущая2

- сравнивать различные интерпретации и выбирать из них луч­ший вариант;

- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

Различия в умениях, формируемых в разных видах исполни­тельской деятельности, заключаются главным образом в том, что каждый вид деятельности требует своих особых умений координи­ровать музыкально-слуховые представления со специфическими спо­собами их воспроизведения: в пении — это координация между слу­хом и голосом, в игре на музыкальных инструментах и в пласти­ческом интонировании — координация между слухом и двига­тельным аппаратом. И в том и в другом случае такая координация регулируется тем идеальным представлением о звучании данного конкретного произведения, которое сложилось у учащегося.

в) в музыкально-композиционном творчестве это умения импровизировать и сочинять музыку по заданным па­раметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.

2. Во вторую группу входят умения корректировать свое психоло­гическое состояние под воздействием близкой, а иногда и проти­воположной душевному настрою музыки, исходя из полученных ранее специальных знаний, направленных на осуществление этой деятельности, и из собственного рефлексивного опыта.

Данные умения необходимо рассмотреть более подробно в свя­зи с тем, что они впервые вводятся в теорию музыкального обра­зования и их формирование требует длительного времени.

В арттерапии, в области коррекционной педагогики, как уже отмечалось, выявлены возможности воздействия музыки на пси­хологическое состояние человека. При этом установлена возмож­ность корреляции музыки и определенного психологического со­стояния конкретного человека. В зависимости от того или иного душевного состояния учащегося корреляция носит индивидуаль­но-личностный характер. Получив соответствующие необходимые знания и опыт взаимодействия с музыкой, ученик способен оп­ределить, какая музыка ему нужна для установления душевного комфорта. На основе этого в дальнейшем он способен создать свою домашнюю фонотеку, которую сможет использовать для коррек­ции своего состояния.

Музыкальные навыки

В психологии навыки рассматриваются как действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизиро­ванными. При этом выделяют (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. В. Петровский) три основных этапа их формирования:

- овладе­ние элементами действия;

- образование целостной структуры дей­ствия;

- закрепление и совершенствование целостной структуры.

Музыкальные навыки, опирающиеся на музыкальные знания и умения, являются необходимой технической (технологической) базой, прежде всего, для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиоло­гического аппарата.

В исполнительской деятельности навыки в первую очередь связаны с овладением техникой.

Так, в певческой деятельности к основным вокально-хоровым навыкам относят:

- навыки певческой установки,

- звукообразова­ния,

- певческого дыхания,

- артикуляции,

- хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением);

- ко­ординации деятельности голосового аппарата с основными свой­ствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.),

- на­выки следования дирижерским указаниям.

Особую группу состав­ляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значе­ние имеют

- навыки слухового контроля и самоконтроля за каче­ством своего вокального звучания и общехорового звучания. В их основе находится мысленное соотнесение реального звучания с идеальным представлением о нем.

В игре на музыкальных инструментах формируются навыки, близ­кие по содержанию к певческой деятельности:

- навыки звукоизвлечения,

- звуковедения,

- артикуляции,

- строя и ансамбля в процессе коллективной деятельности;

- навыки слухо­вого контроля и самоконтроля за качеством звучания.

Специфичными для музыкально-пластической деятельности являются навыки

- «перевода» пространственно-временных соот­ношений в музыке в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации. При этом посредством ритмопластической интонации передают­ся эмоционально-образный строй произведения, особенности метра, ритма, темпа, динамики, строения мелодической линии, сопряженности различных элементов фактуры и т.д.

В слушательской деятельности также могут бытьвы­делены навыки, связанные прежде всего

- с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (регист­ров; тембров; звуковысотных, метроритмических и ладовых осо­бенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.),

- а также навыки прослеживания процесса интонационно­го развития на уровне выявления в музыкальном материале сход­ства и различия.

В музыкально-композиционном творчестве про­исходит (по мнению Б. Р. Иофиса) развитие навыков

- вариантно­го повторения заданного мотива,

- импровизации заключительной каденции мелодии,

- создания ритмического рисунка из предло­женных модулей,

- импровизации мелодии в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных