ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Музыкальные умения и навыкиВ настоящее время в педагогике музыкального образования все более утверждается позиция, согласно которой между умениями и навыками имеется принципиальное различие. Музыкальные умения Умения обусловлены временной природой музыкального искусства и направлены на процесс «наблюдения» (термин Б.В.Асафьева) за интонационным развитием в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации (сочинения) музыки, а также при установлении взаимосвязей музыки с другими видами искусства и окружающей жизнью. Такого рода умения не подлежат автоматизации, ибо связаны с творческим, никогда точно не повторяющимся процессом постижения музыкального искусства. Музыкальные умения опираются на знания о музыке и формируются в процессе ее живого восприятия. При этом в процессе музыкальных занятий формируются две группы умений. 1. К первой из них могут быть отнесены умения, присущие конкретному виду музыкальной деятельности и отвечающие ее природе: а) в слушательской деятельности это, прежде всего, умения: - воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; - охарактеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; - дать вербальную, то есть в словах или невербальную (в рисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения,его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, - выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автору сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и жизненными истоками; б) в исполнительской музыкальной деятельности все вышеперечисленные умения сохраняют свою значимость и вместе с тем появляется ряд принципиально новых умений, связанных с необходимостью воплощения данного произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). Они определяются спецификой того или иного вида исполнительства и направлены на воспроизведение и интерпретацию музыкального произведения. При этом в пении, в игре на музыкальных инструментах и в пластическом интонировании на первый план выступают умения в форме музыкально-слуховых представлений о том, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле. В этой связи необходимо выделить еще одну разновидность умений, связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений. К ним относятся умения: - интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке; - предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения; 1 < Предыдущая2 - сравнивать различные интерпретации и выбирать из них лучший вариант; - оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении. Различия в умениях, формируемых в разных видах исполнительской деятельности, заключаются главным образом в том, что каждый вид деятельности требует своих особых умений координировать музыкально-слуховые представления со специфическими способами их воспроизведения: в пении — это координация между слухом и голосом, в игре на музыкальных инструментах и в пластическом интонировании — координация между слухом и двигательным аппаратом. И в том и в другом случае такая координация регулируется тем идеальным представлением о звучании данного конкретного произведения, которое сложилось у учащегося. в) в музыкально-композиционном творчестве это умения импровизировать и сочинять музыку по заданным параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них. 2. Во вторую группу входят умения корректировать свое психологическое состояние под воздействием близкой, а иногда и противоположной душевному настрою музыки, исходя из полученных ранее специальных знаний, направленных на осуществление этой деятельности, и из собственного рефлексивного опыта. Данные умения необходимо рассмотреть более подробно в связи с тем, что они впервые вводятся в теорию музыкального образования и их формирование требует длительного времени. В арттерапии, в области коррекционной педагогики, как уже отмечалось, выявлены возможности воздействия музыки на психологическое состояние человека. При этом установлена возможность корреляции музыки и определенного психологического состояния конкретного человека. В зависимости от того или иного душевного состояния учащегося корреляция носит индивидуально-личностный характер. Получив соответствующие необходимые знания и опыт взаимодействия с музыкой, ученик способен определить, какая музыка ему нужна для установления душевного комфорта. На основе этого в дальнейшем он способен создать свою домашнюю фонотеку, которую сможет использовать для коррекции своего состояния. Музыкальные навыки В психологии навыки рассматриваются как действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. При этом выделяют (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. В. Петровский) три основных этапа их формирования: - овладение элементами действия; - образование целостной структуры действия; - закрепление и совершенствование целостной структуры. Музыкальные навыки, опирающиеся на музыкальные знания и умения, являются необходимой технической (технологической) базой, прежде всего, для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата. В исполнительской деятельности навыки в первую очередь связаны с овладением техникой. Так, в певческой деятельности к основным вокально-хоровым навыкам относят: - навыки певческой установки, - звукообразования, - певческого дыхания, - артикуляции, - хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); - координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), - навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют - навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания и общехорового звучания. В их основе находится мысленное соотнесение реального звучания с идеальным представлением о нем. В игре на музыкальных инструментах формируются навыки, близкие по содержанию к певческой деятельности: - навыки звукоизвлечения, - звуковедения, - артикуляции, - строя и ансамбля в процессе коллективной деятельности; - навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания. Специфичными для музыкально-пластической деятельности являются навыки - «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации. При этом посредством ритмопластической интонации передаются эмоционально-образный строй произведения, особенности метра, ритма, темпа, динамики, строения мелодической линии, сопряженности различных элементов фактуры и т.д. В слушательской деятельности также могут бытьвыделены навыки, связанные прежде всего - с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (регистров; тембров; звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), - а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия. В музыкально-композиционном творчестве происходит (по мнению Б. Р. Иофиса) развитие навыков - вариантного повторения заданного мотива, - импровизации заключительной каденции мелодии, - создания ритмического рисунка из предложенных модулей, - импровизации мелодии в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|