Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и типы корпоративных форм организации бизнеса




Тема 1 Корпоративные финансы и финансовая система РФ

1.1 Понятие и типы корпоративных форм организации бизнеса.

1.2 Сущность и функции финансов корпораций.

1.3. Содержание и роль финансовой политики в организации финансов корпораций.

 

Понятие и типы корпоративных форм организации бизнеса

Корпорация переводится как «объединение». Общепринятым считается, что к корпоративным структурам бизнеса относятся крупные открытые (публичные) общества – открытые акционерные общества и созданные на их основе корпоративные группы – холдинги.

Акционерные общества, являющиеся основной формой организации современных крупных предприятий и организаций во всем мире, представляют собой наиболее совершенный правовой механизм организации экономики на основе объединения имущества частных лиц, корпораций различного вида и иных органов. Основными чертами этого вида общества являются:

- разделение акционерного капитала на равномерные, свободно обращающиеся доли - акции;

- ограничение ответственности участников по обязательствам общества только взносами в капитал общества;

- уставная форма объединения, позволяющая легко менять число участников и размеры акционерного капитала;

- отделение общего руководства от управления самим предприятием, которое сосредотачивается в руках особого органа - правления (дирекции) общества.

Акционерные общества имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами собственности.

Во-первых, общество имеет возможность привлекать средства акционеров для пополнения уставного капитала и расширения своей деятельности, причем эти средства не подлежат возврату (за исключением полной ликвидации общества), так как акции обществом не выкупаются, а лишь перепродаются другим акционерам.

Во-вторых, общее руководство деятельностью общества отделено от конкретного управления, что позволяет нанимать и выбирать наиболее подходящих управляющих, директоров, заставляет акционеров серьезно относиться к подбору управляющего персонала, так как каждый акционер отвечает за эффективную работу общества вложенными средствами.

В-третьих, создается возможность реального превращения всего трудового коллектива предприятия в собственников путем приобретения каждым из них акций общества.

В-четвертых, имеется возможность привлечь в состав акционеров своих постоянных контрагентов, создавая при этом общую заинтересованность в результатах деятельности общества.

В-пятых, ограничение ответственности размером внесенного вклада вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса.

Типы корпоративных групп. Любое АО имеет право не только участвовать в капитале других обществ, но и открывать филиалы и представительства (в том числе за границей), а также иметь дочерние и зависимые общества. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и действуют от имени общества. Они составляют собственный баланс, входящий в состав баланса АО. Общество, создавшее филиал и представительство, несет ответственность за их деятельность.

Дочерним обществом считается такое общество, в уставном капитале которого преобладающее участие имеет основное общество либо если между ними заключается соответствующий договор. Дочернее общество не отвечает по обязательствам АО. Зависимым обществом считается такое, которое имеет более 20% голосующих акций АО. Наличие дочерних и зависимых обществ формирует корпоративную группу – холдинг.

Холдинг (от англ. Holding -«владение») — это совокупность материнской фирмы и контролируемых ею дочерних компаний. Холдинг – это организация, которая занимает ведущее положение, потому что в ее активах находятся контрольные пакеты акций дочерних организаций. Предприятия, входящие в холдинг, могут быть формально независимы. Холдинг, как головное предприятие, контролирует деятельность других предприятий или компаний. Различают чистый и смешанный холдинг. Чистый холдинг – это фирма, в функции которой входит только контроль. Смешанный холдинг – организация помимо контроля может заниматься различными видами внутрифирменной деятельности, например поставками.

Существуют простые и сложные холдинги. Простые холдинги представляют собой одно материнское общество и одно (либо несколько) контролируемых им дочерних обществ, о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями. Холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям представляют собой сложный холдинг. При этом материнская фирма, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой организацией.

Контроль материнской организации за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

Характерные черты холдинга

1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположены в различных регионах.

2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской фирмой глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

- выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

- реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

- осуществление межфирменных связей;

- финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

- предоставление консультационных и технических услуг.

Типы холдинга

1. В зависимости от способа установления контроля головной фирмы над дочерними фирмами выделяют:

- имущественный холдинг, в котором материнская организация владеет контрольным пакетом акций дочерней;

- договорной холдинг, в котором у головной организации нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

2.В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная фирма, различают:

- чистый холдинг, в котором головная организация владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;

- смешанный холдинг, в котором головная фирма ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

3.С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:

- интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой;

- конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».

4.В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:

- классический холдинг, в котором головная организация контролирует дочерние компании в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной организации, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя;

- перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им займы.

Холдинговые фирмы - это держательские компании, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые организации широко распространены в зарубежных странах. Однако термин «холдинговая фирма» применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В Германии для обозначения аналогичных производственно-хозяйственных комплексов используются термины «Концерн» и «консорциум», либо – «связанные предприятия».

В составе такой группировки предприятий основное предприятие имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий.

Активы холдинговой фирмы практически полностью представлены акциями другого юридического лица или лиц. Контроль осуществляется через механизмы корпоративных полномочий. Как правило, холдинговые организации представлены в руководстве своих дочерних компаний, чаще всего в составе совета директоров.

Холдинговую организацию следует отличать от инвестиционной фирмы, т.к. инвестиционная фирма вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения дохода, а холдинговая организация - с целью получения контроля над их деятельностью.

Основными преимуществами образования холдингов являются:

- распределение коммерческих рисков;

- возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние организации остаются самостоятельными юридическими лицами.

Холдинговая фирма – это юридическое лицо, основной деятельностью которого является владение акциями (обычно контрольным пакетом) другой фирмы или компаний и управление этими компаниями.

Современное законодательство связывает возможность влияния на деятельность компании не только с преобладающим участием в уставном капитале, но и с заключением договора и иными обстоятельствами.

Под иными обстоятельствами можно понимать указание в уставе дочернего общества на обязательность для него решений основного общества. Кроме того, можно выявить еще две формы влияния:

- акционеры договариваются между собой о позиции по голосованию;

- акционеры имеют большинство своих лиц в совете директоров общества.

Активы крупных холдингов, как правило, условно делятся на две части. Профильные активы почти всегда оформлены как организации одного лица либо имеют контрольный пакет голосов. Непрофильные активы оформлены компаниями с небольшим процентом участия головной компании. Подобная диверсификация бизнеса создает стабильность для холдинга, позволяет ему не зависеть от ситуации в определенном сегменте рынка.

1.2 Сущность и функции финансов корпораций.

Объектом
 изучения корпоративных финансов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов.

Признаки финансов корпораций:

1) денежный (стоимостной) характер;

2) распределительный (перераспределительный) характер;

3) фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию
«финансы»;

4) финансовые отношения всегда связаны с формированием доходов,
 принимающих форму финансовых ресурсов;

5) финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее, регулируются законодательно- нормативными документами государства на основе экономических, и реже административных методов. Как стоимостная категория: «финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования
 капитала, доходов и денежных фондов, обеспечивающих воспроизводство хозяйственной деятельности и исполнение финансовых обязательств. Денежные фонды в большей мере представляют собой обособившиеся средства по целевому предназначению в системе финансового учета и планирования, чем аккумулируемые денежные средства на банковских счетах. Могут выделяться фонд потребления, накопления, резервные. Капитал служит источником образования активов
. Доходы выступают в форме выручки (нетто) от продажи товаров (работ, услуг) и прочих поступлений.

Финансовые отношения корпораций более разнообразны, чем в других организационно- правовых формах хозяйствующих субъектов в результате того, что они являются эмитентами и держателями различных видов ценных бумаг, им свойственны агентские отношения в процессе управления капиталом, развитости внутренних отношений в холдингах и финансово- промышленных группах. Состав финансовых отношений:

1) с акционерами;

2) с контрагентами: поставщиками, подрядчиками, покупателями;

3) с бюджетной системой страны;

4) с негосударственными финансовыми посредниками на рынке капитала и денежном рынке;

5) внутри организации:

- с персоналом

- с дочерними компаниями или с участниками финансово-промышленных групп при распределении доходов, формировании и использовании корпоративных денежных фондов.

Экономическая сущность финансов проявляется в их функциях. В условиях рыночного хозяйства правомерно признать у корпоративных финансов наличие
 трех функций:

1) формирование капитала, доходов и денежных фондов;

2) использование капитала, доходов и денежных фондов;

3) контрольная функция.

С помощью первой функции финансов осуществляют следующие хозяйственные операции:

♦ образование уставного и резервного капитала акционерных обществ;

♦ привлечение источников финансирования с фондового рынка на
 цели развития;

♦ мобилизацию кредитов с рынка ссудного капитала;

♦ аккумуляцию средств денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции, работ, услуг;

♦ формирование нераспределенной прибыли.

В результате достигают сбалансированности:

а) между движением материальных и денежных ресурсов;

б) между текущей и инвестиционной сферой деятельности.

В конечном счете, создаются необходимые финансовые условия для обеспечения непрерывности производственного процесса на
предприятии и выполнения всех его обязательств перед партнерами и государством.

Вторая функция обусловливает следующие экономические процессы:

♦ оптимизацию вложения капитала (собственного и заемного) во внеоборотные и оборотные активы;

♦ обеспечение налоговых и других обязательных платежей в бюджетную систему государства;

♦ вложение денежных средств в наиболее ликвидные активы;

♦ использование доходов на цели потребления, развития и создания
резервов;

♦ в результате происходит максимизация стоимости капитала корпорации.

В третьей — контрольной — функции финансы используют для контроля за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при формировании и распределении доходов корпорации. Инструментом 
реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности. Эта информация
служит исходной базой для расчета аналитических финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, доходность, деловую и рыночную активность корпораций. Финансовые показатели позволяют оценить результаты хозяйственной 
деятельности и наметить меры, направленные на устранение выявленных
негативных моментов.

Финансовый контроль осуществляют:

♦ финансовая, бухгалтерская службы и совет директоров корпораций;

♦ банки — в процессе кредитования, соблюдения расчетно- платежной дисциплины;

♦ налоговые органы — при уплате налогов и др.

Контрольная функция обусловлена наличием у финансов других
функций, с которыми она тесно взаимосвязана. Практическая реализация
функций финансов определяет их роль в хозяйственном обороте. Она заключается в том, что с их помощью осуществляют

1. Обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смену
 форм стоимости капитала: с денежной на товарную; с товарной на производительную в период производства продукции, а при завершении производственного процесса- на товарную, с последующем переходом – при продаже продукции, выполнении объема работ, в денежную.

2. Распределение выручки (нетто) от реализации товаров (работ, услуг) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда и чистый доход,
выступающий в форме прибыли.

3. Перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет и
прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на его нужды.

4. Использование чистой прибыли на цели потребления, накопления,
образования резервов и на другие расходы, предусмотренные в финансовом плане.

5. Контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. за состоянием платежеспособности, ликвидности и финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.

 

Содержание и роль финансовой политики в организации финансов корпораций

Финансовая политика корпорации выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, 
определенных ее учредительными документами (уставом). Например, 
усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого 
объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, увеличение благосостояния собственников (акционеров).

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:

1) разработку оптимальной концепции управления финансовыми потоками корпорации, обеспечивающей сочетание высокой доходности бизнеса и защиты от коммерческих рисков;

2) выявление основных источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на текущий период;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой 
политики, стратегическими задачами которой являются:

♦ максимизация прибыли как источника экономического роста;

♦ оптимизация стоимости и структуры капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности корпорации;

♦ достижение финансовой открытости корпорации для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов;

♦ использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования;

♦ разработка эффективного механизма управления корпоративными
 финансами на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей
деятельности корпорации, адекватных рыночным условиям, и поиск путей их достижения.

Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач,
финансовую политику разделяют на финансовую стратегию и тактику.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики,
 рассчитанный на перспективу (3-5 лет) и предполагающий решение
 крупномасштабных задач развития корпорации. В процессе ее разработки
 прогнозируют основные тенденции развития производственного и финансового потенциала, намечают принципы финансовых отношений с государством и партнерами по бизнесу. Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития корпорации. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов
(менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей.

Направления разработки финансовой стратегии:

♦ анализ и оценку финансово-экономического состояния;

♦ разработку учетной и налоговой политики;

♦ выработку кредитной политики;

♦ управление основным капиталом и амортизационную политику;

♦ управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

♦ управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

♦ ценовую политику;

♦ выбор дивидендной и инвестиционной политики;

♦ оценку достижений корпорации и ее рыночной стоимости.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Финансовую политику в крупных акционерных обществах и корпоративных структурах должны осуществлять
 профессионалы — главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике компании.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных