ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог (Быт. 3:1а).Лекция 8 Грехопадение
Священное Писание открывает важную истину, которая объясняет нам причину появления зла в этом мире. Его источником является не Бог, а воля свободного существа, которое встало на путь гордыни и самоутверждения. Повествование о грехопадении содержится в третьей главе книги Бытия. В виду особой важности этого повествования, рассмотрим его подробно. Условно рассказ о грехопадении можно разделить на несколько частей.
1) Искушение жены (Быт. 3:1-5) Когда произошло грехопадение? Об этом Писание ничего не говорит. Однако, например, прп. Ефрем Сирин считает, что оно произошло в тот же день, когда был сотворен человек: «земля, по Божию повелению, немедленно извела гадов, зверей полевых, зверей хищных и скотов, сколько нужно их было на служение тому, кто в тот же день преступил заповедь Господа своего!»[1] Повествование начинается словами об орудии искушения. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог (Быт. 3:1а). Из текста не вполне понятна природа змея. С одной стороны, это животное. Об это свидетельствует не только то, что само Писание называет его «зверем», но и определение, которое оно ему дает, – עָרוּם (ар у м), что на русский переведено как «хитрый». Это слово можно также перевести как «благоразумный» и даже «мудрый». Именно таким качеством наделяет Христос змею как животное в Евангелии (см. Мф. 10:16). С другой стороны, змей обладает даром слова, умеет лгать и в итоге вводит людей в грех. Это дает основание утверждать, что под образом змия действовал сам дьявол. Об этом говорит более широкий контекст Священного Писания. Так, например, дьявол называется «человекоубийцей от начала» (Ин. 8:44), первовиновником зла (см.: 1Ин. 3:8; Прем. 2:24) или «древним змием» (Откр. 12:9, 10). Об этом же свидетельствуют святые отцы. Так, свт. Иоанн Златоуст пишет: «им воспользовавшись, как орудием, диавол чрез него вступает в беседу с женою, и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд»[2]. По этой причине в контексте Священного Писания образ змея часто выступает символом богоборческих сил (см.: Ис. 27:1; Лк. 10:19). Блж. Феодорит поясняет, почему дьявол искушает человека именно таким образом: «Поскольку прародители от Бога всяческих приняли владычество над всеми бессловесными, то через одного из подчиненных Еве диавол расставлял сеть, делая через это обман более обольстительным»[3]. Возможно, змей теснее других животных общался с людьми, а потому и был избран орудием зла. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|