ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3:10).Вместо того, чтобы покаяться, Адам начинает оправдываться и даже более того – обвинять Бога. Это видно из текста еврейского подлинника, в котором прямое дополнение, «голос Твой», стоит на первом месте. Именно таким образом бытописатель делает на нем акцент, стараясь показать, что именно подразумевает Адам. Прародитель говорит о том, что причина его страха не совершенный грех, но голос Бога. Весь дальнейший диалог между человеком и Богом – с одной стороны, попытки милосердного Творца привести человека в покаянное чувство (см. Быт. 3:11), с другой – самооправдание человека и попытки избежать наказания, переложив вину на другого. Так, Адам упрекает жену и Бога, Который ее сотворил и дал Адаму (см. Быт. 3:12), жена во всем винит змея (см. Быт. 3:13).
Выражение «открылись глаза у них» говорит о том, что люди: а) поняли, что натворили (+) б) получили новое более совершенное знание (-) в) стали подобны Богу (-)
3) Суд Божий над человеком и изгнание его из рая (Быт. 3:14-24) Поскольку человек не желает раскаиваться, Бог наказывает всех, кто участвовал в этом событии. В первую очередь Господь обращается к змею. Он обращается к нему двояко: с одной стороны, как к животному, с другой, как к лукавому, который действует через него. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3:14). Основываясь на этих словах, можно предположить, что или змей до этого случая передвигался каким-то иным образом, или же до этого тот факт, что он передвигался на брюхе, не имел какого-то особого значения. Теперь такой способ передвижения, а также слова о том, что он будет вкушать прах, становятся знаком проклятия и указывают на крайнюю степень его унижения (ср.: Пс. 71:9; Мих. 7:17). Если применить эти слова к лукавому, то можно видеть в них указание «на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обреченного пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений»[12]. Учитывая тот факт, что змей был безвольным орудием сатаны, может возникнуть вопрос: за что Господь его проклинает? Свт. Иоанн Златоуст говорит, что когда наказывается убийца человека, то ломают и меч, который был орудием убийства. Блж. Феодорит усматривает в таком приговоре педагогический прием Творца, «ибо видя змия, влекущегося и пресмыкающегося по земле, вспоминаем, древнюю клятву, и познаем, сколько зол причиняет грех, не только делающим его, но и споспешествующим греху»[13]. Другими словами, по мысли отцов, центром мироздания является человек. И вся тварь создана для него и ради него. А потому такие категории как справедливость/несправедливость могут быть применены лишь к человеческому существу, но не к животному и неживому миру. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|