ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
18 страница. До 1934 года в официальных документах депортированные именовались «спецпереселенцами», в 1934-1944 гг
До 1934 года в официальных документах депортированные именовались «спецпереселенцами», в 1934-1944 гг. - «трудпоселенцами», в марте 1944-1949 гг. вновь «спецпереселенцами», и с 1949 года - «спецпоселенцами». В данном сборнике, как правило, применительно к этой категории используется первый из перечисленных терминов (прим. пер.). чески заработанные суммы были ниже удерживаемых администрацией за проживание, государственные займы, различные взносы, в том числе в поддержку ОГПУ!) «спецпереселенцы» представляли собой настоящих крепостных, по отношению к которым чинились всякого рода злоупотребления47. В этом контексте статус «спецпереселенцев» — работа над ним был одной из важных задач комиссии Андреева — так и остался декларацией о намерениях, оставив неразрешенными многие вопросы. Экспроприированные, лишенные гражданских прав и депортированные сроком на 5 лет «спецпереселенцы» обязаны были регулярно отмечаться в комендатуре ОГПУ, жить и работать согласно дискриминационным правилам. Но какой будет дальнейшая судьба этой категории лишенцев? Будут ли отбывать наказание дети ссыльных, достигшие совершеннолетия? Смогут ли они продолжать учиться вне спецпоселков? Каким будет статус вольной, вышедшей замуж за депортированного? Предусмотрено ли право на возвращение по отбытии 5-летней ссылки? Позиция властей по всем этим вопросам оставалась на протяжении всех 30-х годов противоречивой и постоянно менялась48. Вследствие более широкого применения практики депортаций, жертвами которых становилось все возраставшее число «подозрительного» населения, стремительно увеличивалось количество инструкций и положений, касающихся миллионов депортированных. К концу 1931 года было депортировано около 1 800 ООО человек (380 тысяч семей), если считать с начала «раскулачивания» двумя годами ранее49. Тем не менее, на 1 января 1932 года, когда ОГПУ осуществило первый общий подсчет «спецпереселенцев», проживающих примерно в 2000 поселениях, насчитали лишь 1 317 000 человек, то есть потеряно было полмиллиона. Сколько бежало? Сколько погибло? Экстраполяция частичных данных, касающихся количества бежавших депортированных, позволяет предположить, что бежать в 1930-1931 годах удалось приблизительно 250 000 депортированных; следовательно, умерло примерно столько же50. По следующим годам статистика Отдела спецпоселений приводит такие потери: в 1932 году 207 000 беглецов (38 000 поймано, 90 000 умерших); в 1933 году 216 000 беглецов (54 000 поймано, 151 600 смертей — что дает в этот голодный год уровень смертности 14 %); в 1934 году — 87 600 побегов, 40 000 смертей51. Эти цифры дают представление о том, что представляла собой эта операция по социальной инженерии, призванная уничтожить целый класс, и помимо этого подвергнуть все крестьянство беспрецедентной экспроприации. Тотальные депортации крестьянских общин, «внесенных в черный список»: показательный случай кубанских казачьих станиц (конец 1932 — начало 1933 годов) Депортации крестьян продолжились в 1932-1933 годах, но в меньшем масштабе (в эти два года Отделом спецпоселений было зарегистрировано около 340 ООО «вновь поступивших»52) и в других условиях. В контексте напряженной «борьбы на фронте заготовок», начатой в первую очередь в зерновых житницах страны (Украина, Кубань, Нижняя и Средняя Волга), с осени 1932 года депортации отныне били не только по эксплуататорам, заклейменным как «кулаки», но и по целым крестьянским сообществам, обвиненным в «срыве плана по заготовкам». Села и районы, не выполнившие план, сначала «вносились в черный список»; затем в качестве наказания следовала частичная или тотальная депортация. Внесение в «черный список» влекло за собой следующие меры: изъятие всех товаров (промышленных и продовольственных) из магазинов, запрет на любую торговлю, немедленное возвращение всех ссуд, индивидуальных или коллективных, исключительно высокое налогообложение (а точнее полная конфискация крестьянского имущества и последних запасов продовольствия), арест всех «социально чуждых элементов». Таким образом, это была настоящая внутренняя экономическая блокада, сопровождавшаяся репрессивными мерами — от полной конфискации имущества до массовых арестов. Эти меры впервые были приняты в ноябре 1932 года на Кубани по приказу Лазаря Кагановича, полномочного представителя Политбюро, отправленного туда для ускорения заготовок. Одновременно схожие меры были приняты на Украине другой комиссией Политбюро, возглавленной В. Молотовым. Исключительный по важности источник, дневник, который вел Каганович в ходе поездки, освещает процесс эскалации репрессий53. Хотя кулачество ликвидировано как класс, объяснял Каганович на различных собраниях с партийным активом Северного Кавказа, проводившихся в ноябре 1932 года, еще оставались кулаки, избежавшие раскулачивания или незаконно вернувшиеся из ссылки. Но гораздо опаснее кулака была кулацкая идеология, то есть общая враждебность к социалистической собственности, антиколхозная психология, крестьянско-индивидуалистическая психология, распространенная среди многих колхозников... Именно эту психологию должен ломать настоящий сталинец. У нас не должно быть идеалистического отношения к колхозам. Можно вступить в колхоз, иметь партбилет и быть отмеченным кулацкой идеологией. С точки зрения менталитета ка заки отличаются особой отсталостью, почеркивал Каганович, цитируя протокол допроса одного старого казака, который утверждал, что казак без земли уже не казак». «Наша цель, — делал вывод Каганович, — помимо жгучего и неотложного вопроса заготовок сделать казаков советскими колхозниками, а тех, кто будет сопротивляться заготовкам, тех, кто не будет сеять, просто вышлют». И Каганович не преминул вспомнить опыт расказачивания 1919-1920 годов: «Вспомните те годы, когда мы высылали казачьи станицы, выступавшие против власти большевиков. Вы не хотите работать, вы не хотите выполнять обязательства перед государством. Мы вас высылаем. Кто-то возразит: это незаконно. Отнюдь. Совершенно законно. Вы против советской власти, вы не хотите сеять. Что ж, во имя государственных интересов не просто право, но и долг советской власти вас выслать»54. В конце 1932 — начале 1933 годов три казачьи станицы (Мед-ведовская, Уманская, Полтавская), которые, согласно Кагановичу, «объявили войну советской власти»55, обезлюдели: 45 600 человек были коллективно депортированы в Сибирь, на Урал и в Казахстан. Чуть позже правительство поселило там демобилизованных солдат Красной армии, положив тем самым начало движению по заселению регионов, затронутых репрессиями и великим голодом 1932-1933 годов56. Эти коллективные депортации, пусть носившие и ограниченный характер57, — в качестве прецедента которых можно упомянуть лишь депортацию терских казаков в 1920-1921 годах, — знаменовали собой поворотный пункт между операциями по раскулачиванию 1930-1932 годов (когда депортировали лишь часть сельского населения на «классовой основе») и этническими депортациями, начавшимися с 1935 года.
Высылки и депортации «антиобщественных и социально опасных элементов» из городов (с 1933 года) Глубокий кризис, вызванный насильственной коллективизацией и раскулачиванием, спровоцировал массовый исход в города миллионов крестьян, бежавших от «второго крепостного права». Чтобы ограничить и контролировать этот беспорядочный приток населения, ставивший под угрозу систему снабжения и распределения в крупных городах, разрабатывавшуюся с 1929 года, правительство решило «паспортизовать» городское население, то есть выдать горожанам — и только им — паспорт, который должен был заменить все остальные удостоверения личности, до тех пор выдававшиеся самыми разными инстанциями58. У «паспортизации» была и другая цель: очистить Мо скву, Ленинград и другие крупные города и промышленные центры СССР от бесполезных элементов, не занятых на производстве или в учреждениях, так же как от кулацких, уголовных и других антиобщественных элементов, скрывающихся в городах59. Спустя две недели после публикации Постановления о введении единой паспортной системы в городах СССР (27 декабря 1932 года), секретная инструкция органам милиции (14 января 1933 года) определила семь больших категорий лиц, которым отказывалось в получении паспорта и которые вследствие этого должны были быть немедленно высланы. Нежелательными были сочтены: - лица, не занятые трудом на производстве или в учреждениях и не участвующие ни в какой другой форме общественно-полезного труда (за исключением инвалидов и пенсионеров); - кулаки и раскулаченные, совершившие побег из мест ссылки; - лица, прибывшие из деревни или из другого города после 1 января 1930 года без формального приглашения предприятия или советского учреждения и в настоящее время находящиеся без работы или имеющие работу, но, очевидно, являющиеся тунеядцами; - лишенцы (лица, лишенные гражданских прав60); - лица, приговоренные к лишению свободы или ссылке61;
- беженцы из других стран, за исключением политических беженцев; - члены семей перечисленных выше лиц, проживающие вместе с ними62. Нарушители нового законодательства (определявшиеся на языке милицейских сводок как «нарушители паспортного режима») подвергались штрафу, за которым следовала высылка и, в случае рецидива, уголовная ответственность (перевод на проживание со статусом «спецпереселенца» в отдаленные районы и даже заключение в лагерь). Одним из оперативных методов задержания данных лиц была практика милицейских облав, проводившихся в основном на вокзалах, рынках и других местах, где, как считалось, скрывались «антиобщественные элементы». Задержанные таким образом рисковали подвергнуться депортации без всякого суда, о чем свидетельствует трагический эпизод с двумя эшелонами с «социально вредными элементами», высланными из Москвы и Ленинграда в сибирский Томск. По прибытии к месту назначения эти 6000 человек были отправлены еще дальше, без продовольствия и инструментов, на необитаемый остров у слияния Оби и Назины, где 4000 из них умерли от голода и болезней63. Комиссия, поспешившая расследовать это дело, выявила бесчисленные злоупотребления, совершенные с самого начала столич ной милицией, которая арестовала, а затем выслала как «социально вредных» значительное число «социально близких граждан» — рабочих и членов партии, посаженных в один эшелон с «преступниками-рецедивистами, проститутками и бывшими людьми»64. Чуть позже (конец июня — начало июля 1933 года) еще одна крупная милицейская облава закончилась арестом в Москве и Подмосковье 5470 «цыган без определенного места жительства», вывезенных пятью эшелонами в Томск, а затем в спецпоселения65. Несколькими неделями позже, в конце июля 1933 года, еще один эшелон с «социально вредными элементами», попавшими в облаву в Москве и Ленинграде, был отправлен в Западную Сибирь. В донесении, направленном ответственным за спецпоселения Г. Ягоде, четко ставился вопрос о дальнейшей судьбе этих людей, депортированных на окраины, откуда многим из них удалось бежать, обманув органы милиции, для которых, в конечном итоге, эти операции сводились к перевозке «социально вредных элементов» из одного конца страны в другой66. Вынужденное выполнять противоречивые указания — ограничивать «злоупотребления» одних, обеспечивать «более эффективную изоляцию контингентов ссыльных», на чем настаивали другие — руководство ОГПУ-НКВД в 1933-1935 годах издало целую серию инструкций, касающихся регламентации наказаний, назначенных различным категориям нежелательных элементов специальными комиссиями, состоявшими из двух представителей местного руководства внутренних органов и прокурора, в чьи задачи входило исключительно внесудебное преследование нарушений паспортного режима67. Деятельность этих комиссий ясно свидетельствует об ужесточении санкций, которые все чаще сводились к депортации в «спецпоселения» все большего числа лиц, сочтенных «социально вредными»: имеющие судимость; «не занятые общественно полезным трудом; без определенного места жительства; имеющие связи с преступной средой»; «профессиональные» нищие и бродяги; депортированные, ссыльные или высланные; незаконно покинувшие предназначенное им место проживания; «злостные нарушители паспортного режима» и т. д.68 Среди операций по «чистке» городов от нежелательных элементов та, что проводилась в феврале-марте 1935 года в Ленинграде, примечательна во многих отношениях. Прежде всего, своим политическим контекстом: 1 декабря 1934 года был убит Сергей Киров, член Политбюро и первый секретарь ленинградского обкома партии; с тех пор в этом городе, где были арестованы тысячи человек, атмосфера стала особенно напряженной. Во-вторых, категориями населения, на которые были направлены репрессии: «бывшие люди» (бывшие цар- ские чиновники и офицеры, дворяне и все остальные, принадлежавшие к политическим и социальным элитам старого режима, так же как и духовенство) общим числом, по оценкам НКВД, в 5000 семей69. В ходе операции, проводившейся с 27 февраля по 22 марта 1935 года, выслано было 4833 семьи, из которых 1434 — «бывших дворян», 1024 — «бывших офицеров», 490 — священников, в общей сложности — 11 200 человек. В отличие от других операций по высылке, державшихся в секрете, эта получила широкое освещение в прессе, которая даже привела статистические данные (правда, крайне скудные) о количестве высланных. Еще одна особенность, входившая в противоречие с контекстом атмосферы репрессий, последовавших за убийством Кирова, состояла в том, что высланным предписали селиться в основном в областных центрах Поволжья (в частности, в Куйбышеве), где условия жизни были относительно терпимыми. Действительно, для большинства депортированных эта ссылка была лишь первым этапом пути, который трагически закончится в 1937-1938 годах отправкой в лагерь или казнью как «социально чуждого» или «социально вредного элемента». Напомним, наконец, что Ленинград был приграничным городом (советско-финская граница проходила всего в 30 километрах от центра Ленинграда) и поэтому считался особо «уязвимым». В ответе на письмо академика Ивана Павлова, который протестовал против депортаций тысяч коренных ленинградцев, Молотов объяснял, что эти меры были продиктованы «особым пограничным положением Ленинграда и напряженностью международной обстановки»70. Эти два соображения отныне должны были служить оправданием новых волн депортаций, осуществлявшихся под предлогом «очищения» и обеспечения безопасности пограничных областей СССР.
Депортации в качестве «чистки» и «обеспечения безопасности» приграничных районов СССР (1935-1939 годы) Начиная с 1935 года возросло количество депортаций, направленных на «очистку» от «сомнительных элементов» приграничных территорий, которые все чаще воспринимались как настоящая линия фронта. С 1923 года 22-х километровые приграничные полосы находились под особым контролем погранвойск, подчинявшихся органам безопасности. С 1934 года этот режим еще более ужесточился, и отныне разрешение НКВД необходимо было не только для проживания, но и для проезда по этим зонам с особым статусом. В феврале-марте 212 1935 года было проведено множество операций по «очищению» границ, имевших особое стратегическое значение (Ленинградская область, советско-польская граница). В Ленинградской области первая операция закончилась депортацией примерно 3500 семей финского, латышского и эстонского происхождения, высланных в Казахстан, Сибирь и Таджикистан71. Одновременно 8300 семей (41 650 человек) были депортированы из пограничных районов Киевской и Винницкой областей на Восточную Украину. Граждане польского и немецкого происхождения составляли более половины депортированных, остальные рассматривались как «социально-опасные элементы»72. В этих первых операциях, пока еще ограниченных и избирательных, этнический критерий «разнообразился» классовыми соображениями, более привычными коммунистической политической культуре. Так, среди советских граждан финского происхождения, депортированных из Ленинградской области, фигурировали в первую очередь крестьяне-единоличники, не вступившие в колхозы, кустари-одиночки, лица, лишенные избирательных прав и другие представители подобных социальных групп. Операции по «чистке» приграничных полос продолжались и множились в 1936 году. Второй контингент из приблизительно 5000 семей финского происхождения был выслан из Ленинградской области; 15 000 семей польского и немецкого происхождения, проживавших на Западной Украине вдоль советско-польской границы, также были депортированы (в июне и сентябре 1936 года) в Казахстан73. Официально эти «административно-высланные» кон-тингенты — по бюрократической терминологии НКВД — не были в строгом смысле прикреплены к спецпоселениям, экспроприированы и лишены гражданских прав. Для обустройства на новом месте им предоставлялись определенные льготы: «административно-перемещенным» разрешали взять часть скота, сельскохозяйственные орудия и личное имущество; для строительства жилья выдавались кредиты. Впрочем, сам факт того, что они административно зависели от спецпоселений Гулага и прикреплялись к назначенному месту жительства на неопределенный срок, ставил их в положение, близкое к положению спецпереселенцев. «Чистка» границ для предотвращения внедрения «вражеских шпионов» в различные диаспоры (польскую, немецкую, прибалтийскую, румынскую, корейскую) активизировалась в 1937-1938 годах, в годы «Большого террора». Сотни тысяч советских граждан польского, немецкого, финского, прибалтийского, румынского происхождения, но также многие из тех, кто имел хоть какие-то связи, будь то профессиональные, семейные или просто географические (в этом отношении были особенно уязвимы жители пограничных областей), со странами, считавшимися враждебными, были арестованы и казнены74. В контексте беспрецедентных по масштабам репрессий (напомним, что в 1937-1938 годах НКВД было арестовано более 1,5 миллионов человек, из которых около половины казнена) коллективная депортация приблизительно 200 ООО человек, высланных из приграничных районов, выглядела почти безобидным мероприятием. Крупнейшая операция по депортации в сентябре-октябре 1937 года затронула корейскую общину, обосновавшуюся в пограничных районах советского Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Биробиджан). В секретном Постановлении Центрального комитета и СНК от 21 августа 1937 года эта массовая депортация оправдывалась тем, что корейцы представляли собой «гнездо шпионов и диверсантов», работавших на секретные службы японцев, «активизировавшиеся после занятия японскими войсками Маньчжурии». Впервые выслали все национальное меньшинство — не менее 172 тысяч человек. Для завершения этой операции в назначенные сроки — два месяца — НКВД задействовал значительные средства: для транспортировки корейцев в Узбекистан и Казахстан были привлечены 124 эшелона75. Сосланные оказались в «спецпоселениях» и в специально созданных для них колхозах. Парадоксальный факт, вскрывающий многочисленные противоречия советской национальной политики в эти годы: сам глава НКВД Николай Ежов разрешил «административно-перемещенной» корейской общине сохранить собственные школы, в которых обучение шло на корейском, издательства и газету на корейском языке, издававшуюся в Узбекистане. И это несмотря на то, что все корейцы были зачислены в разряд потенциальных шпионов и предателей.
Депортации населения с территорий, аннексированных по советско-германскому пакту (1940-1941 годы): исторический ракурс В письмах, направленных в сентябре 1939 года офицерам НКВД, занятым советизацией Западной Украины и Белоруссии, Всеволод Меркулов, возглавлявший госбезопасность, подчеркивал историческое значение операций, которые предстояло предпринять: в течение нескольких месяцев НКВД должен был осуществить в плане чистки врагов задачу, на выполнение которой «органам» в СССР потребовалось 20 лет. Предполагалось задействовать всю гамму репрессивных мер, опробованных с 1917 года. Оперативный и политический опыт, приобретенный за два десятилетия, позволял, тем не менее, с оптимизмом ждать результатов борьбы с врагом76. Эти инструкции очень поучительны в плане понимания исторического контекста депортаций с территорий, аннексированных СССР по советско-германскому пакту. Впервые на экспорт пошла репрессивная практика, испытанная на советском населении. Ее жестокость глубоко травмировала польское, латышское, литовское, эстонское общества, подвергшиеся советизации; но для оккупационных властей проводимая политика была лишь повторением репрессий, которые осуществлялись в отношении советских граждан, это касалось и уровня насилия. Задолго до открытия советских архивов Иэн Гросс превосходно проанализировал77 процессы советизации в восточной части Польши, вошедшей в состав СССР по условиям секретного протокола. Эта работа основывалась в первую очередь на десятках тысяч свидетельств (хранящихся в Институте Гувера) поляков, депортированных в 1940-1941 годах в Сибирь, а в 1942 году эвакуированных в Иран к армии генерала Андерса. На основе различных источников, исходящих не «снизу» (свидетельства жертв), а «сверху» (постановления Политбюро и советского правительства, секретные инструкции НКВД, донесения различных отделов НКВД, отвечающих за аресты и депортации, отчеты Переселенческого управления и отдела спецпоселений), группа историков общества «Мемориал»78 стремилась показать, как в Польше, оккупированной советскими властями, слились различные формы репрессий, опробованные в СССР в предыдущие годы. В продолжение массовых убийств, совершенных НКВД двумя годами ранее в рамках «тайных операций» «Большого террора» (за 16 месяцев в СССР были казнены 700-800 тысяч человек), около 25 000 польских граждан, принадлежавших к военной, гражданской и экономической элите страны, заключенных в трех «особых лагерях» Козельска, Осташкова и Старобельска, были казнены в апреле 1940 года как «злейшие враги советского строя»79. Помимо этого, с сентября 1939 по июнь 1941 года около 110 тысяч человек были арестованы и осуждены тройками НКВД. Детальный анализ этих приговоров позволяет сделать два принципиальных вывода. Социальная и политическая элита Польши была особенно затронута репрессиями в первые месяцы советизации, в ходе которых ключевую роль играл «революционный критерий» («сокрушить правящие классы буржуазного государства»). Но массовым репрессиям подверглись и евреи, попавшие под подозрение будучи «спекулянтами», «бундовцами» или «сионистами» (вопреки распространенному мнению, что еврейское меньшинство «выиграло» от советской оккупации), так же как и украинцы и белорусы, когда их записывали в «кулаки» или «националисты»80. Помимо этого, изучение приговоров, вынесенных в 1939-1941 годах тройками НКВД и военными трибуналами, показывает, что приговоры жителям оккупированных территорий не отличались большей жестокостью по сравнению с теми, которые выносились советским гражданам, арестованным в то же время81. Третья форма репрессий в оккупированной Польше — депортации около 320 тысяч поляков (и 80 тысяч прибалтов и молдаван с других территорий, аннексированных СССР с 1940 года) — также осуществлялись по схеме, уже обкатанной в предыдущие годы. С февраля 1940 по июнь 1941 года были организованы четыре крупные операции по депортации, каждая из которых была нацелена на отдельную категорию населения, ставшую подозрительной в глазах властей. Первая операция, решение о которой было принято Политбюро 4 декабря 1939 года, и осуществленная 10 февраля 1940 года, должна была затронуть в первую очередь «осадников и лесников», получивших от польского государства земельные наделы в пограничных районах в качестве награды за их службу в период советско-польской войны 1920 года. В действительности, 27 тысяч семей (около 140 тысяч человек), депортированных в феврале 1940 года, представляли собой гораздо более широкий контингент «социально чуждых элементов» (помещики, предприниматели, чиновники, полицейские). Источники, изученные А. Гурьяновым82, в частности, переписка между НКВД и различными предприятиями (лесоперерабатывающей и добывающей промышленности, где использовалась депортированная рабочая сила), НКВД и Отдела спецпоселений Гулага, позволяют проследить за подготовкой к этим депортациям, планированием распределения контингентов по сотням поселений в двадцати четырех областях — от Архангельска до Иркутска, за осуществлением логистических мероприятий (эшелоны, милицейское сопровождение, подготовка списков депортируемых), которые должны были помочь избежать повторения «депортации в никуда» и «более рационально использо-вать контингента». Эта «рационализация», которой так гордились авторы донесений (если их почитать, все операции проходили «без происшествий, согласно указаниям и в заданные сроки»), не должна заставить нас забыть о страданиях, испытанных депортированными, как в ходе самой депортации, так и по прибытии на место. Напомним, что с 1 марта 1940 года по 1 июля 1941 года Переселенческое управление зарегистрировало 10 864 смерти в рядах контингента, депортированного в феврале 1940 года, или 7,7 % от общего числа депортированных84. Вторая операция, решение о которой было принято Политбюро 2 марта 1940 года, предусматривала депортацию до 15 апреля трех различных категорий населения, очень разных, но объединенных клеймом, подразумевавшим их «изъятие»: классовым — для семей польских офицеров, попавших в места заключения, арестованных высших государственных чиновников, крупных помещиков и предпринимателей (тех самых, которых должны были казнить в тех трех лагерях, куда их свезли)85; клеймом «социального паразита» для проституток; клеймом мигранта для беженцев из Западной Польши, попавших в советскую зону оккупации, изъявивших желание вернуться в немецкую зону, но получивших отказ86. Операция была проведена 13 апреля; депортировали около 61 ООО человек. В отличие от первого контингента, распределенного по поселениям со статусом «спецпереселенцев», второй контингент, состоявший в основном из женщин, стариков и детей, был рассредоточен по сотням колхозов и рабочих поселков Казахстана, что еще больше усилило изоляцию этих семей, лишенных всего, даже возможности узнать об участи, постигшей их близких. Третья операция, проведенная 28-29 июня 1940 года, была направлена на польских беженцев, большей частью еврейского происхождения, которые, спасаясь от нацистов, нашли убежище в советской зоне. Для советских оккупационных властей эти беженцы были подозрительными по многим причинам: из-за их общественного положения, рода занятий (среди них насчитывалось множество коммерсантов и представителей свободных профессий), политического прошлого (в еврейской интеллигенции было достаточно много бундовцев и сионистов), из-за частого отказа от советского гражданства и соблюдения «советского паспортного законодательства» (запрещавшего им в первую очередь проживание в крупных городах). В рамках этой третьей крупной операции по депортации около 75 ООО беженцев (из них 84 % евреи) были депортированы на Крайний Север и в Сибирь и прикреплены к спецпоселениям87. Наконец, 22 мая — 20 июня 1941 года НКВД осуществил четвертую крупную операцию по депортации, самую амбициозную, поскольку она касалась не только территорий Украины и Белоруссии, входивших в состав Польши в 1920-1939 годах, но также и Молдавии (аннексированной в августе 1940 года после того как СССР направил Румынии ультиматум с требованием немедленного «возвращения» этого региона, входившего в царскую империю) и трех прибалтийских государств, включенных в состав СССР в 1940 году. План де- портации, утвержденный Политбюро 16 мая 1941 года, определял 10 категорий лиц, подлежащих аресту, отправке в лагерь или ссылке. Большая часть этих категорий соответствовала тем, которые подвергались репрессиям в ходе предыдущих депортаций; что касается мест проживания или интернирования, они зависели от категории88. Всего с 22 мая по 20 июня 1941 года было арестовано 105-110 тысяч человек, среди них примерно 45 тысяч поляков. Из этого числа около 20 тысяч были отправлены в лагерь, а 85-90 тысяч депортированы в Сибирь (Новосибирск, Алтай, Омск, Красноярск) и Казахстан89. Последние эшелоны депортируемых из Западной Белоруссии, ранее принадлежавшей Польше, прошли через Минск 22 июня 1941 года, когда уже началась операция «Барбаросса».
Тотальные этнические депортации «наказанных народов» в ходе Великой Отечественной войны: этно-историческое «изъятие» Во время Великой Отечественной войны более двух миллионов советских граждан, принадлежавших к этническим меньшинствам, обвиненным либо в том, что являлись потенциальными агентами нацистских оккупантов (советские граждане немецкого происхождения)90, либо в том, что «сотрудничали с оккупантами» (чеченцы, ингуши, калмыки, балкарцы, карачаевцы, крымские татары), были депортированы и прикреплены к новому месту жительства в отдаленных районах страны, уже «колонизированных» «спецпереселенцами» и другими категориями ссыльных. По сравнению с депортациями, о которых шла речь выше, депортации 1941-1944 годов отличал целый ряд особенностей, наиболее примечательной из которых являлось то, что они были направлены на этно-историческое «изъятие» целых национальностей, объявленых «врагами советской системы». Все представители «наказанного» этноса подвергались дискриминации — от назначения места проживания до депортации и принудительного труда; все административные структуры, автономные области или республики устранялись; одним словом, национальность, окончательно исключенная из «большой семьи советских народов», прекращала существование Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|