ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
8 страница. Не подумайте, что вам пишет кулак или нэпманНе подумайте, что вам пишет кулак или нэпман. Нет, я простой русский труженик и говорю вам то, что все думают и говорят. Я не люблю ни льстить, ни лгать, ни обманывать людей резолюциями, которые хороши только на бумаге. Бедный крестьянин»12.
«Теперь пусть ответит нам Сталин на наше письмо — кто прав, оппортунист Рыков или он сам — правоуклонник, потому что издавал декреты и своей дурной головой не обдумал. Россию растрепал за пять месяцев, а наладить не может. Теперь крестьян не обдуришь. Они не доедали, не допивали, ходили голые и босые, а старались, чтобы развести скотинку и больше посеять. Теперь как вы ни уговаривайте, больше не обманете. А на тракторах вам один пуд будет стоить 8 рублей. Это выгодно будет купить только пролетариям, которые сидят во власти и получают по 300 рублей в месяц [...] А какие середняки — вы бы посмотрели? Имеет 1 лошадь, 1 корову, дом, бурей поваленный, 5 детей да их двое. Вот такой середняк [...] А который сидит у власти, бывшего кулака сын — получает 200 рублей в месяц. И это пролетариат? Сидите здесь в ЦИКе до черта, а порядка нет. Если не верите, приезжайте в Балашевский округ, в Самойлов-ский район, вы увидите. Давай только войну — первая пуля Вам всем, чертям. Просим, чтобы прочли все, весь Центральный Комитет»13.
Примечания 1. ГА РФ. 393/2/1875/ 59,176. 2. По этим аспектам см. замечательные работы Мерля Файнзода: Fain- 3. См. статью «Сопротивление крестьян насильственной коллективизации в СССР» в данном сборнике. 4. РГАСПИ. 78/1/377/60-61. 5. ГА РФ. 393/2/1875/67. 6. Там же. 393/2/1875/182-183. 7. Там же. 393/2/1875/203-204. 8. Там же. 393/2/1875/193-194. 9. Там же. 393/2/1875/185-186.
10. Там же. 393/2/1875/178-179. 11. Там же. 393/2/1875/184-185. 12. Там же. 393/2/1875/179-182. 13. Там же. 393/2/1875/199-200. ГЛАВА 6 Пораженческие слухи и настроения в СССР в 1920-1930 годы* Ложная информация всегда рождается из коллективных представлений, существовавших до ее появления. Она случайна только внешне, или, точнее, все, что в ней случайного, — это первоначальный повод, неважно какой, заставляющий работать воображение; но этот процесс имеет место только потому, что воображение уже подготовлено. Ложная информация — это зеркало, в котором «коллективное сознание» видит собственные черты. Марк Блок1
Важная рубрика, озаглавленная «Пораженческие слухи и настроения», неизменно фигурирует в обзорах «положения в стране», которые информационный отдел ОГПУ в 1920-1930-е годы направляет высшему руководству СССР под грифом «совершенно секретно». В этой рубрике информаторы ГПУ и НКВД сообщали обо все, что они считали «пораженческими настроениями», проявлявшимися в частных разговорах, анекдотах, частушках, листовках и даже в надписях на стенах.
Наряду с другими источниками, также ставшими сегодня доступными (сводки информационных отделов местных партийных организаций, отчеты инструкторов ЦК и ЦИК, сводка писем, перехваченных почтовой и военной цензурой), эти документы повествуют историку о продолжительности, масштабах, значении пораженческих настроений в СССР в 1920-1930-е годы — как выражения недовольства, протеста, идейного разброда и даже, как предлагает Шейла Фитцпатрик, «стратегии сопротивления»2 режиму, который устранил все политические альтернативы, уничтожил свободу слова и сделал конспирацию3 настоящим способом правления. Мы не будем здесь поднимать многочисленные проблемы интерпретации, которые возникают при работе с документами советских органов безопасности, посвященными «настроениям в народе». Сводки ОГПУ/НКВД о положении в городе и деревне представляют собой бесценный, но очень деликатный источник. Без критического анализа эти документы не могут рассматриваться даже в качестве примитивного «барометра общественного мнения»4. При нынешнем уровне знакомства с этим огромным корпусом документов, лишь малая часть которого подверглась изучению, трудно даже приблизительно количественно оценить пораженческий и апокалиптический дискурс (а апокалиптический дискурс для меня является радикальным «вариантом» пораженческого дискурса, наиболее ярко выраженным в деревне в моменты максимального противостояния режима и общества). Для начала необходимо выделить три момента. В 1920-1930-е годы по различным причинам большая часть советского общества жила с мыслью о том, что война может разразиться в любой момент. В первое десятилетие еще были живы воспоминания о сменявших друг друга «империалистической» войне, революции и Гражданской войне, породившей режим; во второе — официальная пропаганда постоянно убеждала население страны в «опасности войны», «капиталистического окружения», эта тема педалировавалась Сталиным и его окружением как основное оправдание жестокости политики насильственной трансформации общества и экономики. Эта война должна была закончиться поражением, которое повлекло бы за собой падение режима. Поражением, рассматривавшимся частью населения, особенно в деревнях, — после опыта насильственной коллективизации — как освобождение, как единственный выход из настолько невыносимого положения, что оно сохраняться больше не могло. Пораженческие слухи, выражавшиеся самыми разнообразными способами, показывают необычайную живучесть того, что историк Томас Ригби назвал «теневая культура», а также высокую степень самостоятельности альтернативных источников информации (о которой в особенности свидетельствует сила слухов), с успехом сопротивлявшихся «государственной пропаганде»3. Углубленное изучение пораженческой и апокалиптической тематики должно равным образом позволить лучше понять сложные процессы, с помощью которых общество на свой лад интерпретировало ключевые элементы официального дискурса («уязвимость России» или «угроза капиталистического окружения»). Пораженческая риторика, какой она предстает в сообщениях о настроениях населения, отличается крайним разнообразием. Адекватная интерпретация этой риторики предполагает ее анализ в соответствующем временном, пространственном, политическом и социологическом контексте. Три примера проиллюстрируют нашу идею. Летом 1927 года, когда сталинское окружение нагнетало «военный психоз», чтобы избавиться от «объединенной оппозиции»6, организуя посредством пропаганды по всей стране «неделю обороны», донесения военной разведки сообщали о многочисленных проявлениях «пораженческих настроений», особенно в отдельных регионах, в частности, на Украине: «Не пойдем погибать за москальско-жи-довскую власть7! Скоро будет война, нам дадут оружие, и будем сражаться с ними за Украину для украинцев!» — типичный отрывок из письма призывника из Одесского округа, перехваченного военной цензурой8. А так выглядели «апокалиптические слухи», циркулировавшие в Смоленской области зимой 1929-1930 годов во время насильственной коллективизации: «Те, кто вступит в колхоз, будут отмечены печатью Антихриста. Белые всадники уже перешли границу. Там, где они побывали, вешают всех коммунистов. Большевистская власть рушится повсюду!»9 Третий пример — другая среда, другой «носитель информации», другая тематика: летом 1940 года информационный отдел Московского обкома ВКП(б) сообщает о наличии надписей на стенах заводских туалетов следующего содержания: «Да здравствует война, которая уничтожит жидов, начальство и коммунистов, отдающих под суд рабочего за двадцатиминутное опоздание!»10 Прежде чем кратко анализировать основные моменты пораженческой тематики, напомним некоторые очевидные факты. Эти темы поднимались в обществе, глубоко травмированном годами Первой мировой, революции и Гражданской войны, на исходе которых возникло новое большевистское государство, государство, которое большая часть населения достаточно долго воспринимала как временную и уязвимую конструкцию. 1920-е годы — это период неуверенности, нестабильности, беспокойства. Опыт 1914-1922 годов закрепил в коллективной памяти историческую константу: в России война и особенно поражение — единственный катализатор социально-политических изменений. Поражение в Крымской войне в 1855 году повлекло за собой упразднение крепостничества (1861), за поражением в войне с Японией (1904) последовали революционные потрясения 1905-1907 годов; Первая мировая война привела к революциям 1917 года; поэтому только проигранная война может повлечь за собой социальные потрясения, которые сметут коммунистический режим. С конца 1920-х годов тема «военной угрозы», «капиталистического окружения», становится одним из лейтмотивов сталинской политической пропаганды. Поднятие боевого духа, милитаризация повседневной жизни и экономики — неизбежность войны чувствуется во всем. В попытках мобилизовать общество на «строительство социализма в отдельно взятой стране» Сталин, не колеблясь, использует карту «синдрома битой России». В своей знаменитой речи от 4 февраля 1931 года он заявляет: «Нет, нельзя, товарищи! Нельзя снижать темпы!.. Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют... История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все — за отсталость... Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»11. Часть общества интерпретировала этот «синдром битой России» в смысле, несколько ином, который хотел придать ему Сталин. Можно ли выделить «пики» пораженческих настроений для 1920-1930 годов? Существовали ли социальные группы или регионы, подверженные им в наибольшей степени? Представляется возможным обозначить три таких момента: 1927 год и «военный психоз», организованный Сталиным; далее 1929-1932 годы, в ходе которых деревня подверглась коллективизации, раскулачиванию, что привело в самых богатых регионах, — а значит, и наиболее пострадавших от насильственного изъятия урожая, — к ужасному голоду; в это же годы шло насильственное искоренение христианства. Гибель старого мира привела к активному распространению апокалиптических слухов. Наконец, в 1936-1941 годы, отмеченные ростом международной напряженности и сознательным его использованием в политических целях («Большой террор», поиски «пятой колонны», шпиономания, преследование «саботажников»). Одновременный рост напряженности на внешнем и внутреннем фронтах (неурожай 1936 года, всеобщая перепись населения в январе 1937 года, принятие беспрецедентно суровых антирабочих законов в конце 1938 года и летом 1940 года) вызвал «подъем пораженческих настроений», о котором сообщали цитировавшиеся выше источники силовых структур. При нынешнем уровне знаний можно лишь приблизительно набросать «географию» — пространственную и социальную — пораженческих настроений. Что касается 1920-х годов, отметим, что сводки сообщают о «пораженческих настроениях» преимущественно в тех регионах, которые активно сопротивлялись большевизации в ходе Гражданской войны и были «усмирены» лишь в 1921-1922 годах (и даже позднее, в 1923-1925 годах): западные окраины Украины и Белоруссии, Крым, казачьи области Дона и Кубани, где сопротивление красным и жестокие репрессии оставили глубокий след; Поволжье, которое в 1921-1922 годах поразил жестокий голод, провозвестник конца света12; Сибирь, огромные пространства которой оставались вне контроля Москвы во время Гражданской войны; советский Дальний Восток, на который сильное влияние оказали русско-японская война 1904-1905 годов, иностранная интервенция в годы Гражданской войны, близость русской эмигрантской колонии — Харбина. Во всех этих регионах, часто окраинных, приграничных или особенно пострадавших от Гражданской войны, слухи о войне, которая должна была закончиться разгромом большевиков коалицией, объединяющей «монархистов» и — в зависимости от места — поляков (на Украине и в Белоруссии), англичан или французов (Крым, казачьи области), американцев или японцев (Сибирь, Дальний Восток) — представляют собой отголоски Гражданской войны и иностранной интервенции. Эти слухи вспыхивали с новой силой по поводу того или иного события (болезнь, затем смерть Ленина13 в январе 1924 года, неурожай, убийство в Варшаве советского посла, разрыв дипломатических отношений между СССР и Великобританией в 1927 году и т. д.), свидетельствующего о росте международной напряженности или о потенциальном ослаблении советского режима. В 1930-е годы география «пораженческих настроений» становится более «размытой». Эти настроения распространяются все шире в ходе того катаклизма, которым стала для деревни насильственная коллективизация, события, масштабы которого, как это показано в работах Линн Виолы14, выходят за рамки простого изменения формы земельной собственности, события, которое перевернуло традиционный образ жизни и всю крестьянскую цивилизацию. В это контексте «пораженческие настроения» предыдущих лет часто трансформируются в апокалиптические предсказания, в которых война и поражение — лишь элементы общей картины. Апокалиптические и пораженческие настроения присутствуют в той или иной форме почти во всех регионах. Достигнув апогея в 1929-1930 годах, они сохраняются на протяжении всего десятилетия. «Самый частый слух в советских деревнях 30-х годов, — пишет Шейла Фитц-патрик, — слух о грядущей войне, за которой последует вторжение иностранных войск и отмена колхозной системы»15. С конца 1930-х годов ныне доступные нам сводки сообщали о «пораженческих настроениях» в городской среде, особенно среди рабочих, недовольных антирабочей политикой 1938-1940 годов, снижением уровня жизни, дефицитом продуктов питания и бытовыми трудностями, дезориентированных кампаниями по повышению бдительности, доносами, атмосферой подозрительности и страха эпохи «большого террора». Эти настроения, о которых доносили информанты, тем не менее, не всегда позволяют ясно отличить то, что является следствием «военного психоза», вызванного ощущением неизбежности «сползания в пропасть», от хаоса в умах населения перед лицом серьезных конфликтов, — зачастую противоречивых и непонятных — в собственной стране и на международной арене. Надо было дождаться лета 1941 года, поражений Красной Армии, чтобы лучше оценить масштаб пораженчества. Эти настроения в советском обществе в начале войны, несмотря на то, что они часто упоминаются в документах, которые нам удалось изучить, и в редких работах, посвященных состоянию общественного мнения в первые недели войны16, остаются, тем не менее, малоизученными, и их масштаб нам до сих пор не ясен. Вкратце остановимся на трех пиках «пораженческих настроений», которые я упоминал выше, и на их специфике. 7 июня 1927 года в Варшаве был убит советский посол П. Л. Войков. Это убийство произошло через несколько недель после разрыва советско-британских дипломатических отношений. Сталин, находившийся тогда в Сочи, решил воспользоваться возможностью, чтобы «укрепить тыл,...обуздать оппозицию». «Курс на террор, взятый агентами Лондона, — пишет он Молотову 17 июня, — меняет обстановку в корне»17. Пока по всей стране проходят масштабные операции по аресту «антисоветских элементов»18, сталинские сподвижники устраивают настоящий «военный психоз», организуя в национальном масштабе «неделю обороны», за которой последовала многомесячная политическая кампания, посвященная военной угрозе и неминуемому нападению «империалистических держав» на СССР. В ходе этой кампании информационному отделу ОГПУ поручили следить за «пораженческими настроениями» в «глубинке»19. Эти настроения, квалифицировавшиеся в основном как «кулацкие слухи», были широко распространены в самых разных социальных группах, особенно среди солдат, за которыми следила военная цензура. Многие, особенно на Украине, Северном Кавказе, Сибири, писали: «Не пойдем воевать за коммунистов! Нам нечего защищать. Пусть коммунисты идут на войну защищать свои привилегии!» В информсводках содержатся указания и на более враждебные высказывания: Как только начнется война, отомстим коммунистам! (Пермский округ, 25 июля 1927 года); Скоро война, а значит, смена власти. Будем отрезать уши коммунистам, как в 1922-м! (Восточная Сибирь, начало августа 1922 года); Ждем мобилизации, чтобы получить оружие, и тогда посчитаемся с коммунистами. Вырежем им ремни со спины! (Казахстан, 10 августа 1927 года). На казачьих территориях (Дон, Кубань, начало августа 1927 года) ходили упорные слухи о смене власти в Москве. С помощью англичан Великий князь Михаил Романов пришел к власти... Всех коммунистов повесили. В Новониколаевске (Сибирь) агентурная сеть ОГПУ сообщала о появлении на стенах надписей следующего содержания: Да здравствует война! Долой коммунистические советы! Да здравствует мировой капитализм! Будем готовы ответить на призыв Чемберлена раздавить коммунизм! Процитируем еще одно высказывание, о котором донесли в начале сентября 1927 года, ставшем отправной точкой распространения пораженческих слухов в одном из уездов Тамбовской губернии: «Скоро должна быть обязательно война, и она необходима. Вспомните слова Ленина, который говорил, что мы только тогда придем к социализму, когда соввласть будет во всех странах, и вот теперь наши вожди сделают так, что война будет. Какое им дело до крестьян, которые подохнут во время войны? Они сами на фронт не пойдут, а лишь только издали будут наблюдать, как рабоче-крестьянская кровь польется рекой. Не нужно идти на войну, или же надо организоваться всем солдатам и сдаться, не хуже будет под властью какого-нибудь польского или английского правительства»20. Использование «военного психоза» сталинской группой осуждали Бухарин, Рыков, Томский, которые подчеркивали опасность «игры с огнем» и «разжигания противоречий». Им удалось провести через Политбюро постановление, предлагавшее прессе «освещать факты без крикливости»21. Тем не менее, опыт лета 1927 года позволил Сталину и его окружению оценить масштаб неприятия режима частью общества. Этот урок не был забыт. По своему масштабу волна «пораженческих» настроений, захлестнувшая общество во время коллективизации, не имеет прецедента. Она соответствовала уровню политического, социального и культурного шока, которым для крестьянства стала эта «третья революция». В советских деревнях 20-х годов, часто отрезанных от путей сообщений, лишенных газет и других источников информации, оживились эсхатологические и милленаристские слухи22. Именно на этой почве с 1929 года начали усиливаться апокалиптические настроения, сопровождавшие насильственную коллективиза цию. Этот катаклизм позволил милленаристским и эсхатологическим ожиданиям, представленным в крестьянском обществе, трансформироваться в социальные мифы в ходе процесса, «который включал в себя не только выраженные материальные конфликты, но и события, разрушавшие категории, позволяющие понять и организовать реальное»23. В своей работе «Крестьянский кошмар» историк Линн Виола выделяет три основные тематики «апокалиптических и пораженческих» слухов в ходе коллективизации: тематика собственно эсхатологическая, тематика пораженческая и тематика, относящаяся к «мерзости новой колхозной жизни»24. Специфика этого апокалипсиса — в его негативном, оборонительном и реакционном характере без реального ожидания Второго пришествия. Часто цитируются высказывания о том, что «советская власть — власть Антихриста», «тракторы — дьявольские орудия, отравляющие почву», «колхозы — проклятые места, где каждый будет отмечен печатью Антихриста». В наиболее распространенных слухах упоминалось об освободительной войне (которую — по обстоятельствам — объявит Польша, Великобритания, Франция, Япония, Китай, Соединенные Штаты и даже Папа): только поражение — неизбежное — режима приведет к восстановлению доколхозного порядка, освобождению крестьянства от «второго крепостного права», которое навязали ему коммунисты. В этом видении освободительного поражения, которое отсылает «к альтернативной символической вселенной» (Джеймс Скотт), смешано место и время, стерты границы между духовным и материальным. В Белорусском пограничье, где проживало католическое меньшинство, в январе 1930 года распространился слух о том, что «Папа Ррим-ский уже организовал крестовый поход, поэтому скоро выходите из колхозов. Всем колхозникам будет скоро Варфоломеевская ночь»25. В Смоленском округе в феврале 1930 года рассказывали, что корабли английского флота заблокировали Ленинград, город вот-вот сдастся. На английском военном корабле тысячи кулаков, сосланных на Соловки26. Весной 1931 года власти сообщали о циркулировавшем в Ленинградской области слухе, согласно которому «колхозы создали, чтобы восстановить поместья дворян, которые вернутся из эмиграции и придут к власти»27. Достигшие в 1929-1930 годах апогея слухи о войне и поражении сохранялись в деревнях на протяжении 30-х годов, оживая каждый раз, когда население узнавало о трудностях, с которыми сталкивается режим. Голод 1932-1933 годов, весть о котором дошла до самых отдаленных регионов, а главное, тот факт, что власти о нем умалчивали, интерпретировался как предвестник падения режима, вплоть до того, что грядет вторжение великих дер жав28. Убийство Сергея Кирова, первого секретаря ленинградской партийной организации (1 декабря 1934 года), также вызвало — как в деревнях, так и в городах — волну «пораженческих слухов» и рассуждений о хрупкости системы, о чем свидетельствуют многочисленные частушки, предсказывающие неминуемый конец Сталину, «убитому врагом в будущей войне», частушки, которые так тщательно записывали агенты НКВД29. С 1936 года рост напряженности, как внутренней так и внешней, игра режима на «угрозе войны» для ужесточения репрессий против широких слоев общества, способствовали распространению «пораженческих настроений»: становившаяся все более вероятной война оставалась единственным катализатором ожидаемых перемен. Неурожай 1936 года привел к трудностям в снабжении городов и голоду в деревнях зимой 1936-1937 годов, что способствовало появлению «слухов о войне». В Саратовской области, особенно затронутой голодом, весной 1937 года циркулировал упорный слух, который в сводках НКВД упоминается под кодовым названием «Легенда о мешке с зерном, ведре с кровью и старце». Колхозники были убеждены в неизбежности войны, которая освободит их от колхозной системы: рассказывали, что крестьяне находили в разных местах мешок с зерном, такой тяжелый, что никто не мог его поднять. Рядом с этим мешком стояло ведро полное крови, а поодаль старец, который так «расшифровывал» загадку: скоро будет война, а после войны крестьяне снова станут свободными и смогут завладеть мешком с зерном, то есть плодами своего труда30. Всеобщая перепись населения, проведенная в январе 1937 года (в особенности вопрос о вероисповедании) повлекла за собой в некоторых регионах, особенно в приграничных областях, бурные дебаты о будущем поражении СССР: не лучше ли объявить себя верующими, говорили колхозники из Смоленщины, раз уж поляки и немцы, которые неизбежно овладеют областью, подвергнут репрессиям тех, кто объявит себя атеистом? Напротив, считали жители Владивостока, предвидя будущее японское вторжение, лучше объявить себя атеистом, ибо «японцы казнят всех, кто записался православным»31. Доклад от 3 февраля 1937 года, направленный всем ответственным за проведение переписи, сообщал о многочисленных «пораженческих и апокалиптических слухах», ходивших в Белоруссии в предыдущие месяцы: «Все должны записаться верующими, и тогда откроют церковь, потому что та перепись пойдет на рассмотрение Лиги наций, а Лига наций спросит у тов. Литвинова, почему закрыли церковь, когда У нас много верующих»32. Эту перепись проводят, чтобы сослать всех верующих, как это сделали с кулаками. Потом будет война, советскую власть сбросят, сосланные останутся в живых, а коммунистов повесят33. Несмотря на сгущающуюся атмосферу страха, на организуемых партийными инструкторами собраниях, посвященных «международному положению, угрозе войны и капиталистическому окружению», если верить донесениям органов безопасности, постоянно звучали «пораженческие идеи»: от убежденности в неизбежности поражения СССР в войне до «выражений симпатии к гитлеровскому режиму»34. После принятия производственных законов от 28 декабря 1938 года и от 26 июня 1940 года, информаторы отмечали рост «нездоровых пораженческих настроений», характеризовавшихся «неуместным сравнением положения рабочих в СССР и рабочих в Германии в пользу последних»35. Распространившиеся в простом народе представления, согласно которым «Гитлера не устраивают только коммунисты и евреи» — в первые недели нацистского вторжения летом 1941 года эта тема поднималась повсюду — сильно беспокоили органы агитации и пропаганды. Поражения Красной армии летом 1941 года представляли собой настоящий «момент истины», позволяющий попытаться оценить масштаб «пораженческих настроений» в советском обществе, о которых более двух десятилетий сообщали отчеты ОГПУ/НКВД. К сожалению, до сего дня на эту тему не было проведено ни одного серьезного исследования. Доклады о «военно-патриотическом духе» войск не изучались. Редкие работы о настроении общества в тылу — особенно сборник документов «Москва военная»36 — подтверждают существование пораженческих настроений, преимущественно в первые два-три месяца войны. Согласно Михаилу Горинову, москвичи тогда делились на три группы: «патриоты до гроба», «болото», восприимчивое ко всем слухам (большинство), и «пораженцы», для которых победа нацистов представляла собой возможность избавиться от позорного режима37. Но с октября 1941 года реальность нацистской угрозы, присутствие войск вермахта на подступах к Москве, осознание того, что нацистское варварство не направлено исключительно против «евреев и коммунистов», нанесли смертельный удар пораженчеству, сплотили нацию в борьбе за выживание и защиту универсальных ценностей. Хотя, конечно, оставались негативные чувства по отношению к привилегированным и осуждение трусости некоторых коммунистических номенклатурщиков, бежавших из Москвы во время «большой паники» 13-16 октября 1941 года38. Что произошло в первые месяцы войны в коллективизированных украинских деревнях, где крестьянство больше всех страдало и со противлялось насильственной коллективизации, ставшей причиной великого голода 1932-1933 годов? До сих пор не было проведено ни одного серьезного исследования, посвященного масштабам пораженчества и «коллаборационизма» в областях, оккупированных нацистами. Одно точно: освободительный апокалипсис, ожидавшийся некоторыми, не пришел с войсками вермахта. Немецкие танки, сжигавшие деревни, нисколько не походили на «белых рыцарей», о которых говорили старики. Апокалиптические слухи — форма символического протеста, когда не была возможна ни одна другая политическая агитация — казались отныне устаревшими. Однако едва закончилась война и была добыта столь дорогой ценой победа, с новой силой возобновились слухи о будущем роспуске колхозов, «благодаря вмешательству американцев и англичан», которые «надавят на Сталина и Молотова»39. Режим выиграл войну. Столь долго ожидавшиеся изменения уже не могли отныне быть следствием поражения и краха системы. Они должны были стать следствием победы.
Примечания 1. Block M. Reflections d'un historien sur les fausses nouvelles de la guerre // Mélanges historiques. T. I. Paris: EHESS, 1983. P. 54. 2. Fitzpatrick S. Stalin's Peasants. Resistance and Survival in the Russian Village After Collectivization. Oxford: University Press, 1994. P. 6. Об обсуждении концепции «сопротивления» общества применительно к сталинскому СССР см.: Werth N. Les formes d'autonomie de la «société socialiste» // Rousso H. (dir.) Stalinisme et nazisme. Histoire et mémoire compares. Bruxelles-Paris: Éd. Com-plexe-IHTP, 1999. P. 145-185. 3. Определяя во времена подполья «конспиративные методы», которыми должны были руководствоваться все революционеры, практика конспирации пропитывала собой все методы управления большевиков, пришедших к власти. Она подразумевала — на всех уровнях принятия решений и их приведения в исполнение — самое широкое использование секретности и конфиденциальности. 4. Для критического анализа этих источников см.: Werth N., Moullec G. Rapports secrets soviétiques. La société russe dans les documents confidentiels, 1921-1991. Paris: Gallimard, 1995. P. 11-19; Werth N. Les svodki de la Tcheka/ OGPU: une source inedited // Revue des études slaves. 1994. № 64/1. P. 17-29. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|