ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
4 страница. павшие инициаторами нападений на «дворянские гнезда», а затем ставшие самыми активными участниками «черного передела»павшие инициаторами нападений на «дворянские гнезда», а затем ставшие самыми активными участниками «черного передела», играли первые роли. Как только новый режим попытался восстановить авторитет государства — армии, централизованного управления, полиции — и осуществить, как это безуспешно пыталось сделать свергнутое временное правительство, реквизицию сельскохозяйственных товаров, ибо рыночные механизмы не функционировали уже несколько лет, он, этот режим, столкнулся с тем же мощным движением, которое в 1917 году проявилось в форме «самодемобилизации» возвращавшихся в родные деревни солдат. В 1918, 1919, 1920 годах крестьяне-солдаты, которые до этого в течение трех лет воевали на фронтах мировой, больше не хотели идти ни в какую армию, будь то Красная или Белая. В 1917 году они значительно поспособствовали победе нового политического и общественного устройства; они добились, чего хотели: мира, земли, свободы. Вновь поглощенные крестьянской общиной эти ветераны отказывались идти на смерть во имя высших государственных, общественных или национальных интересов, участвовать в гражданской войне, которую они осуждали как «братоубийство»31. Дезертирство приняло еще больший масштаб, чем в 1917 году: из 5 миллионов солдат, мобилизованных в Красную армию с лета 1918 года по начало 1921, по оценкам комиссии по борьбе с дезертирством, дезертировало в тот или иной момент около 4 миллионов. В рядах Красной армии никогда не сражалось более 500 тысяч солдат32. Это, разумеется, больше, чем в Белой армии, командование которой, мечтавшее восстановить старый порядок, испытывало гораздо большие трудности в массовой мобилизации крестьян, чем красные, В тылах движущихся фронтов гражданской войны миллионы дезертиров из Красной и Белой армий формировали ядро «зеленых», крестьян-партизан, ведущих в родных местах партизанскую войну против обоих лагерей, каждый из которых стремился мобилизовать их в свою армию, отнять плоды их труда и даже (в случае с белыми) отнять землю, которую крестьяне только что разделили33. «Зеленые» часто играли решающую роль в победах или неудачах того или иного лагеря34. Организованные в маленькие партизанские отряды, действующие на знакомой территории, опираясь на помощь местного населения, «зеленые» перерезали пути сообщения регулярных армий, оказывали сопротивление продотрядам, громили общественные учреждения, нападали на представителей власти на местах, будь то красные или белые. После разгрома белых (конец 1919 года)35, когда была окончательно устранена угроза восстановления старого порядка, дезертиры из Красной армии, те самые, что несколько лет до этого дезертировали из царской армии, образовали ядро больших крестьянских повстанческих армий. В 1920-1921 годах на Тамбов-щине, на Украине, в Западной Сибири эти армии на протяжении нескольких месяцев удерживали территорию, с которой была полностью изгнана советская власть36. По примеру дезертиров 650-го пехотного полка VI армии, которые под руководством некоего Филиппова основали в июне 1917 года в Бессарабии «Свободную республику дезертиров» (где «граждане-дезертиры» предавались насилию, воплощая на практике лозунг «Грабь награбленное»)37, «зеленые» создавали эфемерные «крестьянские республики». Они защищали то, что считали, если взять программу восставших крестьян сибирской Тоболыцины, «настоящим» социализмом (то есть свободу торговли, прекращение реквизиций и уничтожение всех видов эксплуатации), «настоящими» советами (избранными самими крестьянами, без иерархической структуры и без коммунистов), «настоящую» свободу (без «давления Москвы»). Они были убеждены, что в Москве ответственные за реквизиции, навязывание колхозов и за гражданскую войну в целом «коммунисты», руководимые Троцким и евреями, отняли власть у большевиков, возглавляемых Лениным, который принес мир, землю и выступал за свободу торговли38. Столкновения между «зелеными» и красными носили неслыханно жестокий характер. Возглавляемые зачастую офицерами, обучавшимися в царских военных училищах и перешедшими на сторону большевиков39, карательные отряды Красной армии использовали для уничтожения «внутреннего врага» самую современную военную технику, опробованную на полях сражений Первой мировой: бронепоезда, расстреливавшие крестьян из пулеметов40, бомбардировки деревень силами артиллерии и авиации, отравляющие вещества для «очистки» лесов, в которых прятались дезертиры и повстанцы41. Это военное насилие осуществлялось наряду с массовыми депортациями гражданского населения и казнями заложников в районах, где действовали «зеленые»; оно сопровождалось также возвращением к прежним методам насилия, к которым на протяжении веков прибегали власти, дабы усмирить взбунтовавшихся крепостных, например, наказание палками. Столкнувшись с таким насилием, крестьянские повстанцы и дезертиры прибегали к методам, которые должны были устрашить противника: пытки (в военных отчетах их называли «азиатскими»), распятие и увечение трупов (вырезание глаз, языка, ушей, половых органов), потрошение трупов (при этом желудок казненного, особенно если речь шла о члене «продотряда», набивали зерном), особо жестокие виды казней42. В этих столкновениях, достигших кульминации в 1921 году, выковывалась антинародная практика нового режима, и одновременно во властных сферах росло чувство уязвимости перед крестьянским варварством, тем самым, которое большевики поощряли несколькими годами ранее, чтобы уничтожить старый порядок. С точки зрения насилия, Россия в 1914— 1921 годы, период, который можно охарактеризовать, как второе смутное время43, была настоящей экспериментальной площадкой, на которой опробовались разнообразные формы жестокости — от самых «современных» до самых «архаичных». Из-за военизации и общего ожесточения политических и социальных отношений, были стерты границы между гражданской и военной сферой, между войной и политикой, между «внешним» и «внутренним» врагом, между насилием военным, социальным и политическим. Изучение форм насилия, начиная с примера с дезертирами, показало сложность идущих процессов: возобновление и видоизменение социальных и культурных антагонизмов, изменение образа врага, слияние — или взаимоусиление — видов насилия, обусловленных разными причинами, политическая переквалификация той или иной практики, «революционной» или «контрреволюционной». Эти многообразные формы насилия, разумеется, заслуживают того, чтобы их не воспринимали исключительно исходя только из этапа политической истории, начавшегося 25 октября 1917 года.
Примечания 1. О русском обществе как об обществе дуалистичном см.: Shanin Т. The Awkward Class. Oxford: Oxford University Press, 1972. P. 25-40. 2. По этим проблемам см.: Pethybridge R. The Social Prelude to Stalinism. London, MacMillan, 1974, особенно очерк «The impact of War». P. 73-131; Acton E. Rethinking the Russian Revolution. London: Arnold, 1990. 3. Werth N. Un Etat contre son people. Violences, repressions, terreur en URSS. // Courtois S., Werth N. et al. Le livre noire du communisme. Paris: Laffont, 1997, особенно главы I-IV. 4. Mosse G. L. De la Grande Guerre au totalitarisme. La brutalization des sociétés européennes. Paris: Hachette, 1999. В предисловии к этому труду Стефан Одуэн-Рузо уточняет, что понятия «банализации» и «брутализации» «почти невозможно точно перевести» (Op. cit. P. XIV). 5. Ferro M. The Russian Soldier in 1917: Undisciplined, Patriotic and Revolutionary // Slavic Review. №30. 1971. P. 36-56;. Френкин M. Русская армия и революция, 1917-1918. Мюнхен: Логос, 1978. С. 69-125. 6. Wildman A. The End of the Russian Imperial Army. Princeton: Princeton University Press. Vol. 1, 1980. P. 363 sq. 7. В апреле 1917 года Временное правительство, будучи не в силах остановить массовое дезертирство, последовавшее за слухами о грядущем переделе земли, разрешило лицам старше 40-ка явиться домой на 6 недель для полевых работ. Большинство так и не вернулось в свои части. См.: Wildman А. The End of the Russian Imperial Army. Op. cit. P. 366-372. 8. В октябре 1916 года военная цензура XII армии уничтожила за две недели более 10 ООО писем. Лейтмотивом этих писем, отмечал глава цензурного ведомства, было следующее: «После войны нужно будет свести счеты с внутренними врагами, то есть с помещиками, которые отождествляются с высшим командным составом, пытающимся убить как можно больше простых солдат-крестьян» // См.: Революционное движение в армии и на флоте. Сборник документов. Август 1914 — февраль 1917 гг. Москва, 1967. С. 221-226, 291-296. 9. Из офицерских писем с фронта 1917 г. // Красный архив. №№ 50-51.1932. С. 200.
10. Mawdsley Е. The Russian Revolution and the Baltic Fleet: War and Politics, February 1917 - April 1918. London: MacMillan, 1978. P. 25 sq. 11. Wildman A. The End of the Russian Imperial Army. Op. cit. Vol. 1. P. 93. 12. Принятый 1 марта 1917 года этот фундаментальный документ, настоящая «хартия солдатских прав», упразднял наиболее одиозные военно-дисциплинарные правила старого режима и позволял гражданам солдатам организовываться в «солдатские комитеты». Последние сразу же начали превышать свои полномочия, обсуждать военную стратегию, в то время как офицеры всеми силами пытались ограничить влияние этих комитетов. См.: Ferro M. La Revolution de 1917. Paris, 1967. Vol. 1. P. 196-204. 13. Смертная казнь, отмененная в марте 1917 года, была восстановлена на фронте 12 июля 1917 года. Компетенция солдатских комитетов была значительно ограничена. Об этой «офицерской контрреволюции» см.: Ferro M. La Revolution de 1917. Op. cit. Vol. 2. P. 133-140; Wildman A. The End of the Russian Imperial Army. Op. cit. Vol. 3. P. 112-146. 14. Примеры см. в: ЦГВИА (Центральный Государственный Военно-Исторический Архив), 2054/1/23, 2100/1/276, 2421/1/20, 2031/1/155; General Brussilov A Soldier's Notebook. 1914-1918. London, 1930. P. 144 sq. 15. Вышел на русском языке в Берлине в 1923 году. Переведен на французский в 1924 г. под заголовком «La Terreur Rouge». Paris, 1924. 16. О влиянии большевистской пропаганды на солдат, осуществлявших акты крайнего насилия против офицеров после провала корниловского мятежа, авторы двух наиболее полных трудов по русской армии в 1917 году (Аллан Уайлдмэн и Михаил Френкин, цит. соч.) не сходятся во мнениях. В то время как Уайлдмэн настаивает на стихийном характере насилия, идущего снизу, Френкин придает большое значение большевистской пропаганде, клеймящей «офицера — врага солдата», так же, как помещика и буржуа. По этому поводу он напоминает, что Ленин рекомендовал (письма от 30 августа 1917 года ЦК): «поощрять солдатские массы к линчеванию генералов и офицеров, поддержавших Корнилова» (см.: Френкин М. Русская армия и революция. Цит. соч. С. 437). 17. Доля помещичьих домов, разрушенных в сентябре-октябре 1917 года, 18. Первый документально зафиксированный грабеж крупного помещичьего имения, 16 марта 1917 года в Курской губернии, был организован группой дезертиров. См.: Крестьянское движение в 1917 г. Москва-Ленинград, 1927. С. 3; Игрицкий И. В. 1917 год в деревне. Воспоминания крестьян. Москва — Ленинград, 1929. С. 134. 19. Примеры см. в: Крестьянское движение. Цит. соч. С. 212, 242, 300; Игрицкий И. В. 1917 год в деревне... Цит. соч. С. 102 и далее; а также сборник документов, опубликованных в 1957 году в Москве, «Революционное движение в России в 1917 году» в 6 томах, особенно том, посвященный сентябрю-октябрю 1917 г. 20. С 1 сентября по 20 октября 1917 года, по подсчетам П. Н. Першина (Аграрная революция в России. М., 1966. Том 1. С. 345 сл.), было зафиксировано 5140 «массовых беспорядков» в деревнях, цифра, по всей очевидности, далекая от реальности, которая от властей ускользала все больше, и противостоять которой сил оставалось все меньше. Действительно на эти 5140 «беспорядков» приходится лишь 200 вмешательств армии, пытавшейся восстановить порядок, и из этих 200 более сорока завершилось отказом выполнять приказ. 21. Крестьянское движение... Цит. соч. С. 212; Figes О. A People's Tragedy. The Russian Revolution, 1891-1924. London: Jonathan Cape, 1996. P. 462-463. 22. Л. Гапоненко (ред.). Революционное движение в русской армии в 1917 г. Москва, 1925. С. 418 сл.; Wildman A. The End of the Russian Imperial Army. Op. cit. P. 233 sq. 23. Об этой практике см.: Gatrell P. A Whole Empire Walking. Refugees in Russia during World Warl. Bloomington: Indiana University Press, 1999. P. 17-23,31-32,148-149. 24. См.: Доклад о беспорядках, устроенных бандами дезертиров в Тамбове 29 и 30 сентября 1917 года // ЦГВИА, 2003/4/26/65-66. 25. Термин «буржуи» использовался в различных вариантах, особенно «баржуи» (от «баржа», что могло означать «владелец баржи»), «биржуи» (от «биржи»). О распространении в простом народе понятия «буржуй» см. новаторскую статью: Kolonitskii B.Anti-bourgeois propaganda and Anti-burzhui Consciousness in 1917 // The Russian Review, Vol. 53. 1994. P. 183-196. 26. Об атмосфере городского насилия, в создание которой огромный вклад внесли дезертиры и демобилизованные, см. статьи Максима Горького в «Новой жизни», вошедшие в сборник «Несвоевременные мысли», опубликованный на французском языке под заглавием «Pensées intempestives, 1917-1918». Lausanne: L'Age d'Homme, 1975. 27. Мартов Ю. Мировой большевизм. Берлин, 1923. С. 24. 28. «Новая жизнь», № 9 (223). 13 января 1918. 29. Брусилов А. А. Солдатский дневник. Цит. соч. С. 67.
30. Земли распределялись согласно сложным правилам; принималось во внимание одновременно и количество едоков, и взрослых работников, способных обрабатывать семейный надел. Среди недавних работ по крестьянской революции 1917-1921 гг. см.: Figes О. Civil War, Peasant Russia. The Volga Countryside in Revolution. Oxford: University Press, 1989. 31. Figes О. The Red Army and Mass Mobilization during the Russian Civil War. Past and Present. № 129. 1990. P. 206 sq. 32. Figes О. The Red Army... Art.cit. P. 184 sq. 33.Osipova T. Peasant Rebellions // V. Brovkin (dir.) The Bolsheviks in Russian Society. New Haven: Yale University Press, 1997. P. 154-176; Brovkin V. Behind the Front Lines of the Civil War. Princeton University Press, 1994, особенно главы V и VI; Werth N. Un État contre son people. Violences, repressions, terreurs en Union soviétique. — в: Courtois S., Werth N. et al. Le Livre noir du communisme. Op.cit, особенно глава IV. 34. Так, летом 1919 года мощные крестьянские восстания против советской власти в Поволжье и на Украине позволили белым армиям адмирала Колчака и генерала Деникина прорвать оборонительные рубежи Красной Армии на сотни километров. Впрочем, несколько месяцев спустя бегство колчаковцев было ускорено восстанием сибирских крестьян-дезертиров, возмущенных восстановлением прав помещиков на землю. 35. Белая армия под командованием барона Врангеля продолжила сопротивление и была разгромлена лишь вследствие завоевания Красной армией Крыма, последнего бастиона белых в ноябре 1920 года. Впрочем, исход гражданской войны был ясен уже к концу 1919 года, после поражения белых армий генерала Деникина и адмирала Кочака. 36. Среди последних работ о крестьянском восстании на Тамбовщине см. собрание документов под редакцией В. П. Данилова и Т. Шанина «Крестьянское восстание в Тамбовской губернии, Антоновщина», Тамбов, 1994. Часть этих документов была переведена на французский язык Жан-Луи Ван Реге-мортером. См.: RegemortervanJ.-L. L'Insurrection paysanne de la région de Tambov. Luttes agraires et ordre bolchevik, 1919-1921. Paris: Éd. Ressouvenances, 2000. 37. Об этом эпизоде см.: Wildman A. The End of the Russian Imperial Army. Op. cit. Vol. 2. P. 77-79. 38. Отчет Народного Комиссариата по Военным Делам за 1921 год. М., 1922. С. 170 сл.; Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы. T. 1.1918-1922. М.: РОССПЭН, 1998. С. 363-379. 39. В их числе Михаил Тухачевский, который «отличился» в безжалостном разгроме восстания крестьян на Тамбовщине (лето 1921 года), до этого подавив Кронштадтский мятеж. Среди других видных красноармейских военачальников, обучавшихся в императорской военной академии, проявивших себя в борьбе с «кулацкими бандитами» в 1920-1922 годах, мож- но назвать Николая Какурина, Сергея Каменева, Бориса Шапошникова и многих других. 40. Яров С. В. Крестьянские волнения на северо-западе Советской России в 1918-1919 гг. // В. П. Данилов, Т. Шанин (ред.). «Крестьяноведение». М., 1996. С. 45 сл. 41. Там же. С. 226-227. 42. «Представителей советской власти», попавших в руки к «зеленым», чаще всего топили, зарывали живьем в землю по шею и оставляли так на съедение животным или распинали после долгих пыток. См.: Figes О. Peasant Armies // Е. Acton, V. Cherniaev et W. Rosenberg (dir.). Critical Companion to the Russian Revolution, 1914-1921. London: Arnold, 1997. P. 377. 43. Генерал Деникин в своих мемуарах («Очерки русской смуты», вышли в Париже в 1921-1926 годах) первым охарактеризовал 1917-1922 годы как второе «Смутное время», отсылая к первому «Смутному времени» в России начала XVII века. Позже американский историк Ларе Ли воспользовался этим определением, чтобы охарактеризовать 1914-1921 годы в своей работе «Хлеб и власть в России, 1914-1921» (Bread and Authority in Russia, 1914-1921. Berkeley: California U.P., 1990). Данный подход к рассматриваемому периоду направлен на то, чтобы принять во внимание элементы преемственности между Первой мировой войной и гражданскими войнами в России, используя такие понятия как «культура войны» или «брутализация». ГЛАВА 3 Большевики и реставрация «государственности» (1917-1922)*
Сегодня крестьянин, наконец, понял, что такое государственность и признал моральную законность разверстки. Мы можем с гордостью утверждать: за три года психология наших крестьян изменилась больше, чем за весь предыдущий век. М. Калинин. Речь, произнесенная в трехлетнюю годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1920 года'
I «Нам нужен хлеб, будь то добровольно или принудительно (...) Перед нами стояла дилемма: или пытаться получить хлеб добровольно, путем удвоения цен, или же непосредственно перейти к репрессивным мерам (...) Теперь же я прошу вас, граждане и товарищи, совершенно определенно сказать стране: да — этот переход к принуждению является, безусловно, сейчас необходимым»1. Эти сильные слова не принадлежат ни Ленину, ни какому-либо другому руководителю большевиков. Их произнес 16 октября 1917 года, за неделю до большевистского переворота, Сергей Про-копович, министр продовольствия последнего Временного правительства, известный либеральный экономист, один из руководителей массового кооперативного движения в России, горячий сторонник децентрализации и рыночной экономики.
Они свидетельствуют о резкой перемене в 1917 году взглядов либеральных и технократических элит, которые в марте 1917 года выражали глубокое неприятие государства, рассчитывая на минимизацию его роли, на реальную децентрализацию власти, на создание форм местного самоуправления по образцу земств после демонтажа того, что они считали «репрессивными институтами царского государства» и победы в войне2. Полгода спустя, перед лицом падения авторитета власти на всех уровнях экономические, технократические, военные элиты — от кадетов до меньшевиков, — шокированные растущей волной жакерии в тылу и дезертирством с фронта, не видели иного выхода, кроме возвращения к порядку, к «государственности». В условиях хаоса осени 1917 года это возвращение представлялось возможным в условиях военной диктатуры «сильного человека» — Корнилова или Керенского, одним словом, раз уж речь зашла об аналогиях между русской и Французской революциями, нового Бонапарта. В действительности, Бонапартом стал Ленин с большевиками, которым за несколько лет удалось, к всеобщему удивлению, не только удержаться у власти больше семидесяти двух дней Парижской коммуны (еще один образец для подражания для Ленина), но и создать в разгар хаоса, этого нового «смутного времени»3, каким стала для бывшей царской империи гражданская война, новый тип «сверхгосударства», одновременно примитивного и жестокого4. С 1918 года видные либералы, такие как В. Маклаков или П. Милюков, которых никак нельзя заподозрить в проболыпевистских симпатиях, не сомневались в способности новых властей «восстановить государство». «Новое правительство, — писал В. Маклаков, — начало восстанавливать государственный аппарат, возвращать порядок, бороться с хаосом. В этой области, большевики проявляют энергию, скажу больше: несомненный талант»5. 1918-1922 годы долгое время рассматривали только под углом противостояния революционных («красные») и контрреволюционных («белые») сил. В действительности, эти годы гражданской войны, отмеченные многообразием конфликтов («красные» против «белых», «зеленые» — крестьяне-дезертиры, уклоняющиеся от призыва и сопротивляющиеся продразверстке, — против «красных» и «белых», украинцы против русских, горожане против селян, молодые крестьяне, отвергшие узы патриархальной семьи, против «бородатых»6 и т. д.), были прежде всего временем растущего напряжения между общественными силами: крестьянством, центробежными национальными, желавшими продолжить начатую в 1917 году антигосударственную — или антицентрализаторскую и антирусскую — революцию с местническим содержанием7 и политическими («красные», но также и «белые»), которые стремились восстановить государство, ослабленное в ходе событий 1917 года, противопоставить государственность стихии (неконтролируемой силе бушующих социальных сил), вернуть временно утерянный контроль города над деревней, мобилизовать необходимые людские и материальные ресурсы на борьбу с врагом. В этом предприятии большевики преуспели лучше своих оппонентов, поскольку имели политический проект, основанный на культе государства, на терроре как на примитивном, но эффективном орудии государственного строительства, на централизации, государственном регулировании экономики, умелой политике инструментализации социальных конфликтов и поощрении тех, которые их устраивали, на радикальной идеологии, оправдывавшей использование силы и предлагавшей ряд логичных «решений». А у их монархических противников не было иного проекта, кроме иллюзорного возвращения к легендарному героическому прошлому8. Что же до социалистов-революционеров, идеи которых когда-то разделялись очень многими9, они оставались приверженцами децентрализации власти, что лишало их возможности разработки конкретных перспектив организации и строительства государства10. Анализ большевистской практики восстановления государства требует учитывать два аспекта: - с одной стороны, европейский контекст, контекст первой мировой войны, фундаментального события, которое повсюду сопровождалось усилением роли государства в регулировании экономики, ростом контроля над гражданами, мобилизацией ресурсов, брутали-зацией11 поведения людей и социальных слоев; - с другой стороны, контекст бывшей Российской империи. Специфика большевистской практики тем более очевидна, если сравнить ее с практикой их политических оппонентов. Новой была не столько практика реквизиций, применявшаяся всеми сторонами конфликта, новацией стала «классовая природа» реквизиций, проводимых большевиками, для которых в дефиците хлеба были виноваты «кулаки», утаивающие зерно и тем самым льющие воду на мельницу классовой борьбы. Поскольку этот аспект уже был тщательно проанализирован, я не буду распространяться по поводу ленинской теории государства12. Ограничусь тем, что напомню его формулу: «Государство — это мы»13 — краткая форма другого уравнения, выведенного Лениным в 1920 году: «Пролетариат = Российская коммунистическая партия = Советская власть»14. Это определение и представления о государстве в том виде, в котором они формулировались в речах болыневистско го руководства в первые месяцы нового режима, отличает расплывчатость. Единственный пункт, в котором сходятся все: государство будет диктаторским, или его не будет вообще. «Только государство, представленное центральной властью, может решить нашу гигантскую задачу государственного регулирования экономики» (Воззвание Совета народных комиссаров от 29 мая 1918 года)15; трудармии есть «строители нового государства, государства труда» (Ленин, 22 мая 1918 года)16; «сила государственного принуждения — основная мера нашей деятельности. Все должно подчиняться восстановлению государственности» (А. Цюрупа, народный комиссар продовольствия, 4 июня 1918 года)17. В фокусе моего внимания — прежде всего большевистская практика восстановления государства, которая заключалась в утверждении примитивной, жестокой формы власти и политического контроля над обществом и экономикой по военному образцу, имеющей две жизненно важные цели: мобилизовать людей на борьбу, обеспечить продовольствием и сырьем армию и города, бастион новой власти. Восстановление того, что большевики называли государственностью, как мне кажется, не следует исключительно из ленинской теории, это результат политического прагматизма, импровизации и оппортунизма, проявившегося, например, в заимствовании большевиками в октябре 1917 года аграрной программы социалистов-революционеров; в решении ввести в состав Красной армии офицеров бывшей царской армии; в умелой инструментализации национальных и социальных конфликтов: создание с 1918 года армянских отрядов, которым было поручено подавлять мусульманские восстания в Туркестане18; латышских отрядов и частей, сформированных из австро-венгерских военнопленных, для подавления в мае-июне 1918 года первых крупных крестьянских антибольшевистских выступлений19; отрядов продар-мии, состоявших из безработных и городского люмпен-пролетариата, для насильного изъятия хлеба, «захваченного кулаками»20. Восстанавливая государство, большевики продемонстрировали несомненный талант. Они действовали в трех направлениях: - подчинение, бюрократизация и огосударствление автономных учреждений, родившихся в ходе революционных событий 1917 года (советы, заводские комитеты, красногвардейцы, профсоюзы)21; -поглощение технократических учреждений, возникших в ходе войны (бывшие военно-промышленные комитеты были поглощены новым Высшим советом народного хозяйства, структурой, рожденной большевистским режимом, практически с той же организацией и тем же персоналом)22; - создание новых институтов, которым были приданы диктаторские и чрезвычайные полномочия: ЧК; продармии — государства в государстве, каковым являлся Народный комиссариат продовольствия; Красная армия — центр военно-экономического механизма мобилизации и управления всеми человеческими и сырьевыми ресурсами. Одна из самых сложных проблем исследования большевистской практики строительства государства — общественное измерение политики, ее действующих лиц и исполнителей. Моше Левин так характеризует процесс: «Отчаянное предприятие по строительству государства на основе широкой социальной базы, в которую входят и элиты, и плебейские элементы»23. В отличие от своих оппонентов, большевикам действительно удалось «прочесать редкой гребенкой». Они «соорудили» аппарат из чиновников и гражданских и военных кадров старого режима, перешедших на их сторону (но оставшихся на подозрении), и плебейских элементов, которые компенсировали слабость своего политического образования несомненной активностью, преданностью новому большевистскому порядку. Большевики обеспечили благожелательный нейтралитет и даже поддержку некоторых военных и гражданских специалистов (спецов), которые увидели в большевистском предприятии по восстановлению государственности (и нации, поставленной под угрозу иностранной интервенцией, поддержанной белыми) оплот против анархии, против «азиатчины» «темных крестьянских масс»24. Одновременно большевики вербовали сторонников из среды городских плебейских элементов, из крестьян-солдат, особенно самых молодых, для которых годы войны и революции означали также разрыв с традиционной патриархальной семьей, а также из того слоя, который один проницательный наблюдатель назвал «полуинтеллектуалы»25. Всех объединяло желание реванша или продвижения по социальной лестнице, стремление интегрироваться в новый режим. Многие из них «вошли в политику» до октября 1917 года в одном из бесчисленных учреждений, родившихся в ходе революционных событий26, и были готовы на все, чтобы не вернуться «к прежней рутине завода, казармы или сохи»27. Уже имеющиеся работы о комитетах крестьянской бедноты, партийных активистах в деревне и городе, продовольственных отрядах позволяют нам сегодня подойти к этому социальному измерению политики, которым долго пренебрегали, более четко определить природу явления «плебеизации» новой власти28, понять то, как новой власти удалось инструментализировать потенциал насилия в крайне поля-ризированном обществе. Разумеется, при анализе насилия, осущест Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|