ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
34 страница. В апреле-мае 1954 года начался новый этап процесса освобождения заключенных и возвращения «спецпоселенцев»В апреле-мае 1954 года начался новый этап процесса освобождения заключенных и возвращения «спецпоселенцев». Этот этап напрямую связан с борьбой за власть и все более частыми столкновениями между Хрущевым и Маленковым по многим вопросам, особенно по экономической реформе, участию общества в происходящих переме нах, а также по продолжению процесса десталинизации36. В этом отношении выступление Хрущева 7 мая 1954 года перед руководством Ленинградской парторганизации знаменовало собой поворот к новому этапу критики — за закрытыми дверями — Сталина. «В поведении товарища Сталина», — объяснял Хрущев, — «в последнее время, вследствие высокого кровяного давления, появлялось немало странностей, чрезмерная подозрительность и раздражительность. Этим пользовались авантюристы типа Берия и Абакумова [...]. Тут товарищи многие скажут, а как же товарищ Сталин? Видите ли, последние годы очень сильно сказались на Сталине. У него очень часто менялось настроение, поэтому были моменты, когда Сталину трудно было что-либо докладывать. Власть большая, а силы слабые. Человек он стал нервный, вспыльчивый. Не каждый хотел идти к нему и вызвать на себя гнев. Видите ли, если бы были равные условия, как, например, сейчас у нас в Президиуме ЦК КПСС. Пусть кто-либо из членов Президиума что-нибудь сморозит. Ему скажут: слушай, ты не прав. Сталину так сказать никто не мог, хотя не раз выслушивали такие вещи, на которые могли бы сказать: товарищ Сталин, ведь это неправильно. Вот такая была обстановка. Нельзя сейчас этого допускать. Я говорю это к тому, чтобы у нас в партии всегда была коллективность руководства, а не создавался культ личности».37 За три дня до этой речи, основные идеи которой были «обкатаны» перед партийным руководством города, где коммунистическая номенклатура подвергалась особенно плохому обращению со стороны Сталина, Президиум Центрального Комитета принял, наконец, проект о создании центральной комиссии под председательством Генерального прокурора СССР Руденко, которой поручался «пересмотр дел лиц, осужденных за контрреволюционные преступления и отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, тюрьмах или в ссылке». В помощь центральной комиссии в каждой республике, области и крае должны были быть созданы такие же комиссии под председательством республиканского или областного прокурора38. К этому решению коллегиальное руководство шло долго. 1 февраля 1954 года генеральный прокурор Руденко, министр юстиции Горше-нин и министр внутренних дел Круглов направили Хрущеву первоначальный проект создания центральной комиссии по пересмотру приговоров за «контрреволюционные преступления», вынесенных одним из многочисленных органов внесудебной расправы («Особое Совещание», «тройки» НКВД). Этот документ, как уточнялось, был ответом на запрос первого секретаря ЦК. В нем подводился первый итог приговоров, вынесенных с 1921 года внесудебными инстан циями: 3 777 380 приговоров, из них 742 980 смертных. Учитывая «многочисленные нарушения социалистической законности», допущенные внесудебными органами НКВД-МГБ при Ежове и Берия, предлагалось создать на многих уровнях комиссии по пересмотру, состоящие из представителей прокуратуры, министерства юстиции и министерства внутренних дел39. Предложенные в проекте меры были предметом острых дебатов заинтересованных сторон на протяжении трех месяцев (февраль-май 1954 года). Одним из главных камней преткновения являлся вопрос открытия и передачи следственных дел из министерства внутренних дел в прокуратуру. Не скомпрометируют ли эти дела еще более органы безопасности и их действующих сотрудников? Договорились о том, что сразу после рассмотрения дела трехсторонней комиссией все бумаги будут немедленно возвращены в архивы Министерства внутренних дел. Отчеты позволяют проследить за деятельностью комиссий с июня 1954 года. К 1 апреля 1955 года центральная комиссия и 15 республиканских комиссий (подразделявшихся на областные) изучили 237 432 дела, или около 45 % общего числа дел, касающихся 467 946 заключенных и 62 462 ссыльных (отбывших срок в лагере), осужденных за «контрреволюционные преступления» по одному из 14 пунктов статьи 58 Уголовного кодекса и живых до сих пор. Незначительное число (3,8 %) приговоров было кассировано. 10 % осужденных их «преступления» переквалифицировали таким образом, чтобы оно подпало под амнистию 27 марта 1953 года. Трети заключенных (большая часть которых в 1948-1949 годах получила «повторный» срок в дополнение к 10-летнему, который они уже отбыли) скостили срок, что позволило им, наконец, выйти из лагеря. Наконец, 53 % приговоров были оставлены в силе40. Эти решения, позволившие освободить большое число заключенных, в то же время, не ставили под сомнение методы действия внесудебных органов и таким образом демонстрировали границы возможностей комиссий, в которых сильные позиции сохраняли представители МВД, и в которых на судей и прокуроров давил груз прежних сделок с совестью. Наряду с процедурами, применявшимися комиссиями по пересмотру дел, была, как мы видели, и другая процедура, касавшаяся жертв репрессий, принадлежавших к политическим или военным элитам. Из записки в Генеральную прокуратуру СССР от 14 марта 1955 года мы знаем, что в июле 1954 — феврале 1955 года было рассмотрено 13 084 дела, более 10 000 дел еще ждали своей очереди. 30 000 жалоб лежали без движения. Генеральная прокуратура кассиро вала 7 727 приговоров, вынесенных внесудебными органами, и объявила о реабилитации осужденных. Потрясает контраст между крайне низким процентом (3-4 %) приговоров, кассированных комиссиями по пересмотру дел «простых граждан», и несравнимо более высокой пропорцией (60 %) кассированых приговоров, за которыми сразу же последовала реабилитация политических или военных элит41. Всего за 2 года (начало 1954 — начало 1956) количество «политических» в Гулаге уменьшилось на 75 % — с 467 тысяч до 114 тысяч42. В 1954 году было освобождено около 150 тысяч «политических». В 1955 году темпы освобождения ускорились: было освобождено около 200 ООО осужденных по статье 58 Уголовного кодекса в результате решений, принятых комиссиями по пересмотру дел43, а также по амнистиям, самая массовая из которых была объявлена 17 сентября 1955 года и касалась «советских граждан, сотрудничавших с оккупантом во время Великой Отечественной войны» (59 610 амнистированных, почти все по «58-ой»)44. Процесс массового освобождения «политических», естественно, сопровождался наплывом писем, посылавшихся в первую очередь в генеральную прокуратуру членами семей тех, кто не вернулся — и не без причины: их казнили, но близкие об этом не знали. Действительно, с 1938 года службы Министерств внутренних дел и госбезопасности больше не сообщали членам семей лиц, приговоренных к высшей мере наказания, о приговоре. Семье выдавали справку, согласно которой человек был «приговорен к 10 годам ИТЛ без права переписки». «Подобные ответы», — признавали министры внутренних дел и юстиции в письме председателю Верховного Совета СССР от 18 ноября 1954 года, — «заявителей не удовлетворяют, в связи с тем, что со времен осуждения указанных лиц прошло более 10 лет. Сообщать же заявителям о действительной мере наказания их родственников в данное время нецелесообразно, т. к. ранее им выдавались справки об осуждении последних к 10 годам лишения свободы»45. Какой же ответ давать сотням тысяч людей, пытавшимся узнать правду о судьбе близких? Этот вопрос несколько раз (26 февраля, 30 апреля, 18 августа 1955 года) обсуждался в Президиуме Центрального Комитета. Наконец, 24 августа 1955 года председатель КГБ И. Серов, в секретной директиве, адресованной всем краевым и областным управлениям Комитета госбезопасности, дал следующие инструкции: «1. На запросы граждан о судьбе осужденных за контрреволюционную деятельность к ВМН быв. Коллегией ОГПУ, тройками ПП ОГПУ и НКВД-УНКВД и Особым Совещанием при НКВД- МГБ СССР, органы КГБ сообщают устно, что осужденные были приговорены к 10 годам ИТЛ и умерли в местах заключения [...]. 2. При необходимости разрешения родственниками осужденных имущественно-правовых вопросов (оформление наследства, раздел имущества, оформление пенсии, регистрация брака) и в других случаях по требованиям родственников производится регистрация смерти осужденных к ВМН в ЗАГСах по месту их жительства до ареста, после чего родственникам выдается установленного образца свидетельство о смерти осужеднного [...]. 4. Указания ЗАГСам о регистрации смерти осужденных даются органами КГБ через управления милиции. В них сообщаются: фамилия, имя, отчество, год рождения, дата смерти осужденного (определяется в пределах десяти лет со дня ареста), причина смерти (приблизительная) и место жительства осужденного до ареста»46. Лишь в начале 90-х годов родственникам жертв репрессий, наконец, разрешили ознакомиться с делами и узнать правду: дату вынесения смертного приговора и приведения его в исполнение. Вернемся к годам «оттепели». «Разгрузка» Гулага продолжалась путем целого ряда частичных амнистий, в ходе которых освобождались больные, престарелые заключенные, женщины с детьми и несовершеннолетние47. Освобождение тех же категорий заключенных, что и подлежавших большой амнистии от 27 марта 1953 года, по сути, свидетельствовало об отсутствии коренной реформы системы, которая продолжала осуждать на совершенно непропорциональные сроки массу мелких правонарушителей, считавшихся отныне «лишними ртами». Действительно, ни одна из мер, предлагавшихся с апреля 1953 года Комиссией законодательных предположений при Верховном Совете СССР, среди которых фигурировали в том числе повышение возраста уголовной ответственности до 16 лет, отмена уголовного преследования за «нарушения паспортного законодательства» и «мелкую спекуляцию» (перепродажа дефицитных продуктов), а главное, снижение сроков за мелкие кражи, каравшиеся 5-7 годами лагерей по «злодейскому закону» от 4 июня 1947 года, не была принята48. Лишь в январе 1955 года Президиум Верховного Совета СССР принял новый Указ о «мелком хищении государственного и общественного имущества», которым значительно смягчалось наказание за этот тип преступлений49. К концу 1955 года впервые за 20 лет количество заключенных Гулага составило меньше миллиона. Накануне XX съезда КПСС (февраль 1956 года) насчитывалось лишь 925 тысяч заключенных (против 2 625 ООО тремя годами ранее), из которых около 110 ООО «политиче ских»50. Одним из последствий этой «разгрузки» лагерной системы стало резкое снижение числа сотрудников Гулага — с 263 ООО человек до 141 ООО (-47 %)51. Вопрос социальной адаптации этих сотрудников и еще более важная проблема социальной и профессиональной адаптации освобожденных заключенных практически не изучены и выходят за рамки этой статьи. Здесь они рассматриваться не будут52. Одновременно с массовым освобождениям из Гулага «спецпоселенцы», прикрепленные к определенному месту жительства, также получили право на освобождение, предоставлявшееся им по категориям. Отдел спецпоселений Гулага не делал различий между 21 категорией «спецпоселенцев», соответствовавшей всем волнам депортаций, на протяжении четверти века формировавшим этот уникальный мир, этот «тамбур», отделяющий «малую зону» (мир лагерей) от «большой зоны» («обычный» советский мир)53. Как мы видели, система начала распадаться со второй половины 1953 года. Главной заботой властей отныне стало не столько поддержание прежнего административного статуса «спецпоселенцев» (прикрепленных к месту жительства и подвергавшихся целому ряду дискриминационных мер, особенно в сфере культуры, когда речь шла об этнических меньшинствах, принадлежавших к одному из многочисленных «наказанных народов», таких как чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и другие, депортированные «навечно»), сколько удержание их, насколько возможно, в отдаленных районах страны, куда они были сосланы и где составляли существенную часть местной рабочей силы. В июне 1955 года постановление Президиума Центрального Комитета напомнило властям регионов, где концентрировались «спецпоселенцы» (Казахстан, Средняя Азия, Сибирь, Урал), что они должны «осудить и отрешиться от неправильного и вредного взгляда, что спецпоселенцы являются людьми "второго сорта"». В данной ситуации единственным следствием такого подхода был «большой уход» спецпоселенцев, необходимых для развития экономики в регионах, испытывающих постоянную нехватку рабочих рук. Высшее партийное руководство предлагало целый ряд мер, направленных на «разворачивание массово-политической и культурно-просветительской работы» с этой категорией населения: обеспечивать спецпоселенцам прием в члены профсоюза, в комсомольские и партийные организации, способствовать их выдвижению на руководящую хозяйственную работу, облегчить обучение детей депортированных в школах и т. д.54 В результате переговоров на самом высоком уровне между ФРГ и СССР, советские граждане немецкого происхождения, составлявшие более 40 % «спецпоселенцев», были в числе первых, кто восполь зовался снятием административных ограничений для ссыльных33. Эти меры, постепенно распространявшиеся в течение 1956 года на большую часть категорий «спецпоселенцев», тем не менее, не предусматривали ни возвращения конфискованного имущества, ни права возврата в места, откуда эти лица были депортированы. Подобные полумеры вызвали гнев «спецпоселенцев», часто отказывавшихся подписывать обязательство, которое требовала от них администрация, не настаивать на возврате имущества и не возвращаться на родину, что свидетельствовало о серьезном изменении политического климата и менталитета. Вопреки общепринятому мнению, XX съезд не являлся важной вехой в процессе освобождения заключенных Гулага и сворачивания системы «спецпоселений». Как мы видели, большинство «политических» освободили до февраля 1956 года. После XX съезда новым комиссиям, созданным под эгидой Президиума Верховного Совета СССР, было поручено пересматривать дела осужденных за «политические, хозяйственные преступления и злоупотребления служебными полномочиями», еще содержащихся в лагерях. В отличие от комиссий, созданных в мае 1954 года, новые комиссии — общим числом 97 — должны были отправляться на место, лично встречаться с заключенными и немедленно давать свое заключение. На 1 октября 1956 года эти комиссии рассмотрели 176 325 дел, 100 139 человек (56 %) были освобождены, 42 016 (24 %) сократили срок. Впрочем, дела «политических» не составляли большинство среди рассмотренных дел (81 027 из 176 325). 63 % «политических» были освобождены; 22 % сократили срок отбывания наказания. Только 4 % (или 3271 человек) были реабилитированы56. Всего в течение 1956 года Гулаг покинула сотня тысяч «политических». Таким образом, в лагерях на начало 1957 года оставалось лишь 15 тысяч человек, осужденных по 58-ой статье. Что касается сворачивания системы «спецпоселений», которое в 1955 году уже шло полным ходом, оно продолжилось в 1956 году с отменой всех административных ограничений для «спецпоселенцев». Это относилось как к тем, кто был отправлен в ссылку после отбытия срока в лагере, так и к тем, кого депортировали в рамках «чистки границ» (поляки и немцы, депортированные с Украины в 1936 году, греки, армяне, болгары, депортированные в 1944-1945 годах с черноморского побережья, турки-месхетинцы и курды, депортированные из кавказских приграничных регионов) или в рамках репрессивных операций, проводившихся в 40-х годах на Западной Украине и в Прибалтике, против «членов семей буржуазных националистов» и «членов семей бандитов». Наиболее многочисленные контингенты, на которых распространялись меры по освобождению, принятые в марте-июле 1956 года, относились к «наказанным народам», депортированным под предлогом «коллективного сотрудничества с немецко-фашистскими оккупантами», это были: калмыки, крымские татары, балкарцы, карачаевцы, чеченцы и ингуши57. Впрочем, отмена административных ограничений не подразумевала, как и для других категорий «спецпоселенцев», ни права на компенсацию, ни права на возвращение на родину. Именно за право на возвращение, если не на компенсацию, некоторые спецпоселенцы, наиболее активно сопротивлявшиеся ассимиляции в местах, откуда они были депортированы, повели во второй половине 1956 года борьбу, которая, в конечном итоге, окупилась. Среди наиболее решительно настроенных на возвращение были крымские татары и депортированные с Кавказа, особенно чеченцы и ингуши, пример которых мы рассмотрим отдельно. В ежегодном донесении о положении «спецпоселенцев», составленном за несколько месяцев до смерти Сталина, 9-й отдел МГБ (отвечавший за «спецпоселения») подчеркивал, что чеченцы и ингуши представляют собой «наиболее озлобленный контингент». «Вместо трудовой деятельности они устраивают массовые беспорядки, драки с местным населением, занимаются бандитизмом и хищением коллективного имущества [...]. В борьбе с уголовными проявлениями среди чеченцев и ингушей встречаются серьезные трудности, обуславливаемые пережитками родового и тейпового характера и религиозным панисламистским фанатизмом, что создало между ними сильную круговую поруку, подкуп и провокацию...» По всем этим причинам руководство органов госбезопасности государства посчитало «нецелесообразным» предложение министра внутренних дел Казахстана в июне 1952 года о «вторичном переселении в пределах Казахстана, в более отдаленные местности» чеченцев и ингушей. «Вторичное переселение» не решит проблемы, — сочли в МГБ58. Ни органы госбезопасности, ни партийное и государственное руководство не имели рецепта «решения проблемы». Она не была решена и спустя четыре года. Что делать с чеченцами и ингушами? В июне 1956 года новый министр внутренних дел Дудоров направил Н. Хрущеву записку, в которой указывал: «Учитывая, что территория, где проживали до выселения чеченцы и ингуши, в настоящее время, в основном, заселена, возможность восстановления автономии для чеченцев и ингушей в пределах прежней территории является делом трудным и вряд ли осуществимым, так как возвращение чеченцев и ингушей в прежние места жительства неизбежно вызовет целый ряд крайне нежелательных последствий»59. Министр внутренних дел предлагал создать чечено-ингушскую автономнию в Казахстане или Киргизии, где была наивысшая концентрация депортированных. Предложение Дудорова было отвергнуто. Как и от всех «спецпоселенцев», с которых были сняты все административные ограничения, от чеченцев и ингушей потребовали подписать обязательство, согласно которому они не могли ни возвращаться на родину, ни требовать компенсации. Более трети чечено-ингушских «спецпоселенцев» отказалось подписывать соответствующие заявления60. Напряжение росло, особенно в Казахстане, где в 1954 году Хрущев запустил программу по «поднятию целины», которая должна была решить серьезные проблемы советского сельского хозяйства. «Освоение целины» (за 3 года экстенсивной обработке подверглись 37 милллионов гектаров) приводило к серьезным инцидентам на железных дорогах, стройках и совхозах между «отрядами» добровольцев, состоявшими в основном из безработных, маргиналов и мелких уголовников (а не комсомольцев и студентов, как утверждала официальная пропаганда) и чечено-ингушскими «спецпоселенцами»61. Именно при таких обстоятельствах Президиум Верховного Совета СССР постановил (указом от 7 января 1957 года) восстановить Чечено-Ингушскую автономную республику в границах 1944 года62. Бывшим «спецпоселенцам», наконец, разрешили вернуться домой. Впрочем, возвращение должно было осуществляться «постепенно» и «организованно» под эгидой специальной организации, созданной для того, чтобы у местных властей в Чечне было время организовать переброску домой десятков тысяч колонистов — выходцев из Дагестана, Осетии, а также из Украины и России, обосновавшихся в чеченских и ингушских селениях, обезлюдевших в 1944 году. Если большая часть дагестанцев и осетин, поселившаяся здесь против своей воли, желала вернуться домой63, русские и украинские колонисты в большинстве своем были полны решимости сопротивляться возвращению чеченцев. Об этом свидетельствует одна из многочисленных петиций, отправленных «от имени русского народа» Хрущеву, Булганину и Ворошилову колхозниками села Буковка в апреле 1957 года. Последние просили «помощи и вмешательства от» Москвы, дабы получить защиту от чеченцев и ингушей, вернувшихся из ссылки. «Они надругаются над нашими колхозами, над нашими достижениями [...]. Они говорят: надо вернуть частную собственность. Они говорят: "Мы вернулись, теперь мы сами сможем управлять своей республикой и теперь будем держать свой старый закон кавказский. Земля наша, русским делать нечего, русские нам мешают жить". Мы просим, русские, проживающие на данной территории, Советское правительство оказать нам государственную Вашу помощь, вмешательство в эти контрреволюционные настроения людей в этой республике и разрядить эту атомную бомбу (sic!), в которой смертоносный яд заряжен против русских и против государства нашего»64. Чтобы приостановить стихийное возвращение покидавших Казахстан десятков тысяч чеченцев и ингушей, то есть без санкции органов, занимавшихся репатриацией65, министр внутренних дел Дудоров приказал милиции задерживать на вокзалах, в поездах и на дорогах всех чеченцев и ингушей, возвращавшихся домой без разрешения. Десятки тысяч мигрантов по нескольку месяцев сидели на вокзалах или в маленьких городках по пути следования. Эта ситуация повлекла за собой многочисленные инциденты66. «Стихийный» исход ненадолго замедлился, но вновь возобновился, как только власти ослабили давление. К концу 1958 года абсолютному большинству бывших спецпоселенцев, мечтавших вернуться домой, удалось добиться своей цели. Их массовое возвращение вызвало множество столкновений, которые мы здесь рассматривать не будем, но которые, являются одним из до сих пор малоизученных аспектов наследия «оттепели» конца 50-х годов67. Остановимся вкратце на другом случае, когда возвращение ссыльных вызвало серьезные конфликты: речь идет о возвращении украинских «националистов» в свои западные «бастионы» у польской границы. Заключенные «националисты» были среди последних «политических», начавших покидать Гулаг с лета 1956 года. По данным Министерства внутренних дел Украинской ССР на октябрь 1956 года, в течение 1956 года домой вернулись около 45 тысяч «националистов», бывших членов ОУН (Организация украинских националистов) и УПА (Украинская повстанческая армия)68. Это возвращение повергло в шок местных представителей советской власти и посеяло среди них панику. Память об усмирительной войне, которой сопровождалась долгая и трудная советизация этих западных окраин, была еще свежа. Массовые депортации «членов семей бандитов» происходили в 1948-1949 годах. Последние бои датируются началом 50-х годов. Не начнут ли «националисты» по возвращении в родное село69 мстить советским работникам, милиционерам, осведомителям, соседям, помогавшим в их поимке за несколько лет до того? Переписка центральных, киевских и местных властей в 1956 году показывает, что проблема освобождения и возвращения людей, оппозиционно настроенных к советскому режиму, виделась по-разному. В то время как местные и областные власти не видели никакой возможности возвращения украинских националистов в «советское общество», партийное руководство в Москве исповедовало прямо противоположный подход, который можно резюмировать следующим образом: сила советской системы огромна; новое общество после десталинизации в состоянии вернуть в свое лоно оппозиционеров, создать своего рода «новый порядок», который заменит «порядок, основанный на страхе». Этот утопический проект, отражавший новый «хрущевский оптимизм» после XX съезда, разбился о события в Польше и Венгрии. Отныне разговоры об интеграции «националистов» прекратились. Москва отреагировала на панику областных и местных властей. Аресты «националистов», все более изолировавшихся от населения, стремящегося к гражданскому миру, возобновились с новой силой. Местные власти умело пользовались противоречиями между «националистами» и «коллаборационистами» вплоть до организации эксгумации жертв «националистов», направленной на то, чтобы разбередить еще незажившие раны. После этих чудовищных ритуалов колхозным собраниям предлагалось подписать коллективные петиции с требованием изгнания «националистов»70. Было важно показать, что инициатива отныне исходит от «масс». Анализ процесса освобождения заключенных Гулага и демонтажа системы «спецпоселений» демонстрирует все успехи, противоречия и всю ограниченность «оттепели». Более полутора миллионов заключенных были освобождены, два с половиной миллиона депортированных вновь стали полноправными гражданами. Тем не менее, лишь малая толика несправедливо обвиненных добилась реабилитации. Родные и близкие более миллиона казненных в 1937-1953 годах не получили никакой информации. Депортированные не получили никакой моральной и материальной компенсации, только их борьба за право на возвращение заставила советское правительство с опозданием пойти на удовлетворение этого фундаментального требования. Начатый в спешке, перед лицом кризиса сталинской лагерной системы процесс, который мы описали, следовал извилистым курсом, во многом обусловленным перипетиями политической борьбы за власть. На этом пути не было никакой коренной реформы уголовного законодательства (она началась лишь в конце 50-х годов). Перед властями стояла основная задача: не дестабилизировать политическую систему, не допустить выхода на поверхность социальных или этнических противоречий, похороненных в сталинскую эпоху. Борьба с этими противоречиями в 1956-1957 годах в Казахстане, на Кавказе, на Западной Украине и в Прибалтике, безусловно, является наиболее примечательным, но до сих пор плохо изученным продолжением процесса, начатого «большой амнистией» 27 марта 1953 года.
Примечания 1. См.: Werth N. L'ensemble concentrationnaire de Norilsk au début des années 1950 // Vingtième siècle. Revue d'histoire. № 56. 1994. P. 88-99. 2. Только в 1950-1952 годах зафиксировано 16 серьезных волнений и восстаний, в каждом из которых участвовали сотни заключенных. См.: Craven M., Formozov N. La résisrance au Goulag. Grèves, révoltes, évasions dans les camps de travail soviétiques de 1920 à 1956 // Comminusme. № 42/43/44. 1995. P. 197-209. 3. За исключением «политических», осужденных по 58-ой статье Уголовного кодекса. 4. Во исполнение Указов от 4 июня 1947 года, предусматривавших 7-10 лет ИТЛ за хищение «государственного имущества» (5-8 лет за хищение «колхозного или кооперативного имущества»). В случае рецидива, хищения в составе организованной группы или в крупных размерах наказание было еще более суровым: от 10 до 25 лет. Кражи личной собственности карались 5-6 годами лагерей; при повторной краже или краже, совершенной группой лиц, срок мог достигать 15 лет. В проекте реформы Гулага, представленном С. Ма-муловым, осужденные за кражи и хищения должны были составлять около 65 % «подлежащих освобождению», а оставшаяся треть распределялась между осужденными за «спекуляцию» (8 %), «хозяйственные преступления» (7 %), хулиганство (5 %), «нарушения паспортного законодательства» (3 %). О проекте С. Мамулова см.: Tikhonov Л. The End of Goulag // P. Gregory, V Lazarev (eds). The Economics of Forced Labor. Hoover Institution Press, 2003. P. 67-73. 5. Или, на начало 1953 года 1 242 000 человек из 2 526 000 заключенных Гулага. 6. Tikhonov Л. Art. cit. Р 70-71. 7. Среди них Берия перечислял пять «категорий»: «шпионы, террористы, троцкисты, эсеры и националисты». 8. В данном случае целью амнистии было освободить десятки тысяч военных и хозяйственных кадров, ставших жертвой развязанной осенью 1952 года одной из последних политических кампаний против «разбазаривания государственного имущества» и «вредительства в промышленности». 9. Записка Л. Берии в Президиум ЦК от 26 марта 1953 года в: Лаврентий Берия, 1953. Документы. М.: Международный фонд «Демократия», 1999. С. 19-21. 10. Knight A. Beria. Paris: Aubier, 1994. 11. Речь идет о так называемом «заговоре» кремлевских врачей (все — еврейского происхождения), организованном с целью устранить правящую верхушку СССР. О его «раскрытии» сообщала «Правда» 13 января 1953 года. Этот «заговор» означал одновременно и апогей «антикосмополитической» кампании, разязанной в начале 1949 года, и намек на начало новой генеральной чистки, предупредить которую позволила только смерть Сталина несколько недель спустя. 4 апреля 1953 года «Правда» сообщила, что «убийцы в белых халатах» стали жертвами провокации, а их признания вырваны органами госбезопасности «незаконными методами» ведения следствия. Этот поворот в свою очередь вызвал бесчисленные слухи. 12. Werth N. L'amnistie du 27 mars 1953. La première grande sortie du Goulag // Communisme. № 42-43-44. 1995. P. 211-223. 13. ГА РФ. 9414/1/1392/84-85. 14. Среди многочисленных сообщений Генеральной прокуратуры, Воен- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|