ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
30 страница. Хищение, индивидуальное или в составе организованной группы, часто совершавшееся в сговоре с руководством на местах — председателями колхозовХищение, индивидуальное или в составе организованной группы, часто совершавшееся в сговоре с руководством на местах — председателями колхозов, завмагами, председателями кооперативов, директорами элеваторов, бригадирами — рассматривалась режимом как самая коварная форма социального неподчинения, с которой необходимо безжалостно бороться с помощью сверхрепрессивного законодательства. Для Сталина «хищение общественной собственности» было наиболее ярким признаком сохранения «индивидуально-рваческих привычек, навыков, традиций, [...] расшатывающих основы нового общества»46. Сталин сам был инициатором закона от 7 августа 1932 года, который карал десятью годами ИТЛ (а в некоторых случаях расстрелом) «хищение колхозного и кооперативного имущества»47. Он принял личное активное участие в написании 15 лет спустя еще двух указов (4 июня 1947 года), по которым за 6 лет около полутора миллионов человек приговорили к срокам от 5 до 25 лет за хищение «государственного имущества»48. К моменту смерти Сталина половина заключенных Гулага (1 240 тысяч из чуть более 2 500 тысяч) отбывало наказание по этим указам49. Примечательно, что «злодейские законы» 1932 и 1947 годов принимались в моменты общественно-экономического кризиса. Летом 1932 года режим должен был противостоять сопротивлению на «фронте заготовок», поскольку крестьяне отказывались выполнять нереальные планы поставок сельскохозпродукции государству, обрекавшие их на голод. В 1947 году из-за катастрофического неурожая, которого страна никогда раньше не знала, режиму, отказывавшемуся сокращать «государственные продовольственные резервы» в условиях напряженной международной обстановки, ознаменованной началом «холодной войны», приходилось испытывать схожие трудности в выполнении «плана по заготовкам». В обоих случаях население заплатило очень высокую цену (6 миллионов умерших от голода в 1932-1933 годах и 1 миллион в 1946-1947 годах) за политику советского правительства. В обоих случаях реакция на общественно-экономический кризис принимала одну и ту же форму — форму криминализации моделей поведения населения, вынужденного воровать, чтобы выжить50. Эта исключительно репрессивная реакция не могла не привести к перегибам, жертвами которых в первую очередь стали самые уязвимые члены общества (в 1946-1947 годах это были многочисленные солдатские вдовы, вынужденные воровать, чтобы прокормить находившихся у них на попечении детей, молодые маргинальные элементы, беспризорные дети, инвалиды войны). В этой ситуации многие местные руководители, не терявшие контакт с реальностью и часто вышедшие из той же среды, что и их подчиненные, проявляли с ними солидарность. Колхозное руководство, несомненно, было самым слабым звеном сталинской бюрократии. Напомним, что в 1932-1933 годах более трети председателей колхозов были смещены (и часто осуждены) по большей части за «антигосударственную вредительскую деятельность в системе Заготзерно».31 Идентичный процесс, пусть и меньшего масштаба, но, тем не менее, все еще весьма массовый, шел в первые послевоенные годы, спустя 20 лет после начала коллективизации. В 1946-1948 годах более 21 тысячи председателей колхозов (или около 10 % их общего числа) предстали перед судом за хищение или «растаскивание колхозного имущества», хотя речь шла зачастую о распределении между крестьянами ссуд, причем очень скромных, до выполнения колхозных обязательств перед государством32. В то же время некоторые судьи, которых призывали применять указы от 4 июня 1947 года, пытались переквалифицировать мелкие кражи с помощью более мягкой статьи Уголовного кодекса53. Можно привести много примеров, иллюстрирующих отказы низовых функционеров от сотрудничества. Эти отказы трудно интерпретировать однозначно. Одно точно: репрессии, основанные на криминализации «обычных» моделей поведения, на очевидном несоответствии между проступком, совершенным в стрессовой ситуации, и тяжестью наказания, наталкивались на отказ сотрудничать со стороны именно тех, кому было поручено обуздывать непокорное общество. Степень самостоятельности общественного мнения, формы несогласия, нонконформизма или недовольства тем или иным аспектом политики режима историк сталинизма может сегодня оценить с помощью целого ряда источников34: сводки о «настроениях в народе», составлявшиеся информотделами районных и областных парторганизаций и органов безопасности, отчеты почтовой и военной цензуры, анонимные или подписанные письма, рассылавшиеся в большом количестве в различные бюрократические инстанции и руководству страны. Многие недавние исследования, посвященные послевоенному советскому обществу55, показали высокий протестный потенциал, выражавшийся в удивительной свободе высказываний, которую позволяли себе в первые послевоенные годы, в первую очередь, ветераны (около 20 миллионов человек). Военные годы (особенно на фронте) были отмечены новой манерой общаться и получать информацию, отступлением страха перед доносчиками, достигшего апогея к концу 30-х годов56. Да, среди фронтовиков Сталин пользовался огромным авторитетом. Война, а главное, победа, безусловно, были творцами консенсуса, и культ Сталина, отождествлявшегося с Родиной, захватил даже фронтовиков из деревень, в которых ненависть к колхозной системе и местным коммунистическим бюрократам оставалась неизбывной со времен насильственной коллективизации. В 1945 году режим пользовался гораздо более широкой народной поддержкой, чем до войны. И, тем не менее, было ли готово общество принять возвращение к status quo ante belluml «Прошлое не может повториться... народ пережил слишком много. Что-то должно произойти», — писал в день Победы Илья Эренбург в своем дневнике. Фронтовики, вышедшие из рабочей среды, надеялись, что «злодейские законы» 1940-1941 годов, криминализирующие трудовые отношения, будут отменены, фронтовики-представители интеллигенции — на то, что сохранится тот уровень свободомыслия, который был достигнут во время войны; что касается фронтовиков из крестьянства, они рассчитывали, что, наконец, распустят колхозы. Об этом свидетельствует волна слухов, распространившихся летом 1945 года во многих областях (Псковская, Пензенская, Воронежская, Курская, Ростовская), отстоящих друг от друга на сотни и даже более чем на тысячу километров, согласно которым колхозы будут ликвидированы: «На конференции в Сан-Франциско тов. Молотову предложили отказаться от большевиков и от колхозов. От колхозов тов. Молотов отказался, а от большевиков не захотел отказаться, поэтому Америка объявила России войну», — говорили в Воронежской области, в то время как в Курской демобилизованные крестьяне утверждали, что Жуков якобы обещал добиться от Сталина роспуска колхозов в качестве «награды» за взятие Берлина57. Эти слухи свидетельствовали о живучести травмы, нанесенной введением «второго крепостного права» (именно так многие крестьяне называли насильственную коллективизацию); они говорили и о том, насколько хаотичным было восприятие в самых отдаленных деревнях внешнего мира через рассказы демобилизованных и «услышанное» по радио. Власти были готовы отнести эти слухи на счет «иностранного влияния», которым была заражена часть из примерно 13 миллионов советских граждан (8 миллионов фронтовиков и 5 миллионов гражданских лиц, угнанных на работу в Германию), впервые в жизни покинувших СССР. Как единодушно писали все авторы воспоминаний о Великой Отечественной войне38, и как свидетельствуют перехваченные военной цензурой письма с фронта,,открытие солдатами Красной армии «европейской цивилизации», асфальтированных дорог и домов Восточной Пруссии стало для них настоящим потрясением и головной болью — для армейских политотделов. Бесчисленные проблемы, с которыми фронтовики сталкивались в возвращении к гражданской жизни, тем не менее, делали маловероятным явление «неодекабризма»39, которого, как кажется, опасалась часть политического руководства. В действительности чаяния, надежды и беспокойства ветеранов выражались по преимуществу в категориях «нравственной экономики признания»60 и чаще всего сводились к одному простому вопросу, присутствовавшему в бесчисленных письмах и прошениях, направлявшихся руководителям страны в первые послевоенные годы: «Разве мы не завоевали для нас и для наших детей право жить лучше?» Это чувство, которое два русских историка назвали «синдром украденной победы»61, чувство разочарования, испытывали в первые послевоенные годы многие советские люди, убежденные в том, что победа, их победа, принесет перемены, но были обмануты в своих ожиданиях; власти хотели распорядиться своей победой, вернуться к довоенной модели экономического развития, ставившей во главу угла военно-промышленный комплекс за счет потребительских нужд советских граждан, положить конец «либеральным уклонам» (или просто децентрализаторским тенденциям), которые режим был вынужден терпеть во время войны. «С конца войны мы отмечаем в письмах, прошениях и личных обращениях все более настойчивые требования. Жалующиеся считают, что теперь, когда война закончилась победой, бесчисленные нужды населения могут и должны быть немедленно удовлетворены». Так один из руководителей секретариата Президиума Верховного Совета СССР завершал в начале 1946 года свой годовой отчет62. В 1946 году только службы секретариата Президиума Верховного Совета зафиксировали 324 424 просьбы (письменных или устных ходатайств) — в 5 раз больше, чем в 1940 году!63 Без сомнения, моментом истины для властей, в полной мере осознавших масштаб протестного потенциала и непривычного свободомыслия «масс», стали выборы в Верховный Совет в феврале 1946 года. Эти выборы, естественно, не имели никакого самостоятельного политического значения. Они были частью ритуала подтверждения «нерушимого союза партии и народа». Кроме того, сама процедура выборов предоставляла властям возможность оценить — на сотнях тысяч предвыборных собраний — состояние общественного мнения, которое фиксировалось в тысячах сводок. Люди не говорили «всего», но были подняты многие темы, и в сводках систематически приводились задававшиеся вопросы. По сравнению с последним ритуалом такого рода (имевшим место в начале 1937 года) языки у населения явно развязались. Среди поднимавшихся вопросов процитируем: «Почему, хотя война закончилась, у нас до сих пор нет права менять работу?», «Когда нам разрешат вернуться домой?», «Советская конституция гарантирует право на образование. Почему в старших классах школы надо платить, если образование считается бесплатным?», «Что дает государство колхознику? Почему не увеличивают размер подсобного хозяйства?»64. Некоторые высказывания звучали еще более провокационно: «В избирательный бюллетень включают только одну кандидатуру, это нарушение демократии». «Государство напрасно тратит средства на выборы, все равно оно проведет тех, кого захочет!»65 Особенно острые критические стрелы были выпущены в адрес «начальников», «наедавших животы» во время войны. Избиратели уделяли повышенное внимание тому, чем занимались кандидаты, предложенные властями, в военные годы. Сражались ли они на фронте? В каких частях? Эвакуировались ли в тыл? Провели ли войну в «теплом кабинете»? Случалось даже, что участники тех предвыборных собраний, на которых фронтовики особенно активно стремились заставить принять боевой опыт в качестве нового источника политической и социальной легитимности, предлагали «альтернативные» кандидатуры66. Многие вопросы касались международного положения — угрозы новой войны, но также и политических и избирательных систем в странах-союзниках (по антигитлеровской коалиции). Об этом знали немного, но сам факт того, что люди интересовались подобными вопросами, сравнивали и говорили об этом открыто, показывает, насколько война — а главное, то, что многие фронтовики побывали за границей — повлияла на менталитет. Это удивительная свобода слова чаще всего не доходила до того, чтобы ставить под сомнение политическую систему в целом и тем более фигуры Сталина и Жукова, окруженные ореолом победы. Разочарование от «украденной победы» выражалось в острой критике местных бюрократов, «хозяйчиков» и «новых привилегированных сословий». «Все обжираются, наедают животы, никто ничего не делает, сидят и только Сталина обманывают», — это замечание уральского металлурга, приводящееся в документе «о настроении, рабочих в Челябинской области» (сентябрь 1947)67, красноречиво свидетельствует не только о степени поляризации между «ними» (местная номенклатура) и «нами» (простой трудовой народ), которая с 30-х годов определяла социальный расклад68, но и об очень специфическом — очень традиционном — отношении к власти. Среди других признаков того, что власти называли «послевоенное брожение умов», фигурировало возрождение религиозных чувств, которые можно отнести к четвертому из кругов общественного сопротивления, упомянутых выше, а именно к кругу непроницаемости культур, традиций, образа жизни, давно укоренившихся моделей общественного и демографического поведения, глубоко невосприимчивых к ценностям и идеологии режима. Яркий пример неподвластности религиозных верований атеистической пропаганде — очень высокий процент взрослого населения (57 %), ответившего положительно на вопрос: «Верующий ли вы?», заданный во время переписи в январе 1937 года69. Этот результат тем более показателен, что ему предшествовали слухи о том, чем рискует тот, кто устно или письменно признается, что верит в Бога, в момент, когда за несколько месяцев до начала массовых операций «Большого террора», органы безопасности усилили контроль над населением70. Ослабление антирелигиозного давления в ходе войны быстро привело к возвращению религиозных обрядов: церковных браков (количество которых в Куйбышеве, например, в 1941-1946 годах увеличилось в десять раз)'1, крещений новорожден ных и взрослых, прошений об открытии церквей. Среди наиболее активных просителей было, не без беспокойства отмечалось в докладах Совета по делам Русской Православной Церкви (правительственного органа, занимавшегося отношениями государства и церкви), большое число участников и инвалидов войны, вдов фронтовиков72. Некоторые были особенно настойчивыми — вплоть до того, что угрожали властям в случае неисполнения их просьбы «сообщить иностранным посольствам, как уважают свободу вероисповедания в СССР»73. Засуха лета 1946 года, ставшая провозвестницей катастрофического неурожая, послужила в деревнях поводом для многочисленных богослужений, проводившихся на открытом воздухе при большом стечении народа «о ниспослании дождя»74. Все попытки местных властей запретить отправление культа вне церкви наталкивались на протесты верующих. Иногда местные чиновники, чтобы не восстанавливать против себя подчиненных, предпочитали использовать влияние священника, которого просили в проповедях призывать колхозников к выполнению обязательств перед государством в обмен на большую веротерпимость!75 Призрак голода, как и всегда в таких случаях, вызвал к жизни апокалиптические слухи, появление юродивых, таких как «Иван Железный», не признававший одежду нищий, в веригах из колючей проволоки, который в селах Новгородской области выступал перед крестьянами, возвещая о будущем роспуске колхозов и о грядущей войне с бывшими союзниками76. В отчетах Совета по делам Русской православной церкви приводится также масса информации об участии в больших православных праздниках, Пасхе, Троице, Рождестве, Крещении. В Москве в 34 столичных церквях «вместимостью 120 тысяч человек» на пасхальной службе в ночь с 1 на 2 мая 1948 года присутствовали более 300 тысяч верующих77. То же в Ленинграде (110 тысяч верующих в 10 открытых церквях города), в Киеве (где посещение пасхальной службы в год апогея жданов-щины «выросло на 25-30 % по сравнению с 1947 годом») и во всех других крупных городах страны78. В еще одном отчете, от 4 февраля 1949 года, «О праздновании Рождества и Крещения» приводятся особенно интересные детали о массовых скоплениях верующих по случаю праздника Крещения, которое в тот год выпало на рабочий день — среду 19 января. В Воронеже 15 тысяч человек приняли участие в огромной процессии, которая пересекла весь город на пути к чудотворному источнику, находившемуся на берегу реки, где прошел древний обряд водосвятия. В Саратове более 15 тысяч человек из собора отправились крестным ходом на Волгу; несколько сотен верующих окунулись в ледяную воду: во льду, покрывшем реку, была по случаю праздника сделана иордань — огромная крестообразная купель. Как показало расследование, проведенное по указанию Москвы, саратовское областное руководство не только разрешило это проявление религиозных чувств, но и приняло все меры для его осуществления (помогли в проделывании проруби во льду, обеспечили процессию сопровождением из сотни милиционеров)79. В разгар ждановщины «саратовское дело» стало еще одним примером силы «традиций», которые сопротивлялись всем идеологическим кампаниям, периодически проводившихся режимом, свидетельством примирения местных руководителей с реальностью. Примирения, о котором много раз шла речь в этом очерке, примирения, позволившего обществу выдержать внешнее давление, а режиму — избежать постоянной конфронтации. Столкнувшийся с богатой палитрой различных моделей поведения — инерции, ухода, нонконформизма, социального неподчинения — сталинский режим научился, безжалостно устраняя самые радикальные формы сопротивления, толерантно относиться к некоторой степени автономии общества. Многие руководители прекрасно осознавали эту ситуацию. Тем не менее, пока Сталин был жив, глубокие преобразования были невозможны, хотя в проектах недостатка не было81. Как ни парадоксально, потребовался Лаврентий Берия, наиболее информированный — в качестве шефа органов госбезопасности — из всех советских руководителей о реальной ситуации в стране, чтобы провести реформы репрессивной системы, освободить в первые недели после смерти Сталина половину заключенных Гулага и признать «политической ошибкой» полицей-ско-репрессивные методы управления обществом, использовавшиеся на протяжении четверти века83.
Примечания 1. «Shadow culture» («теневая культура» — англ.), по выражению 2. Ограничимся тем, что назовем такие из последних работ: Fitzpatrick S. iques. La société russe dans les documents confidentiels, 1921-1991. Paris: Gallimard, 1995. 3. Для знакомства с понятиями «widerstand» и «resistenz» см.: Aycoberry P. 4. A. Ludtke (dir.), Histoire du quotidien. Paris: MSH, 1994. 5. Термин «Eigensinn» сложно перевести на французский. Я использую здесь перевод, предложенный в первой переведенной на французский язык статье Альфа Людтке (см.: A. Ludtke. Le domaine reserve: affirmation de l'autonomie ourvriere et politique chez les ouvriers d'usine en Allemagne a la fin du XIXe siècle // Le Mouvement social. 1984, janvier-mars. P. 29-52). 6. Scott J. Domination and the Arts of Resistance: Hidden Transcripts. New Haven: Yale University Press, 1990; Id. Weapons of the Weak: Everyday Forms of Peasant Resistance. New Haven: Yale University Press, 1985. 7. По выражению Александра Лившина, одного из первых российских историков, исследовавших этот тип источников. См. в особенности два сборника писем и прошений: А. Ливший, И. Орлов (ред.). Письма во власть, 1917-1927. М.: РОССПЭН, 1998; они же: Письма во власть, 1928-1939. М.: РОССПЭН, 2002. 8. См.: Lenoe M. Letter-writing and the State // Cahiers du monde russe. Vol. 40/1-2, janvier-juin 1999. P. 139-170. 9. О различных типах сводок, справок, сообщений и т. д. о «настроениях в обществе» см.: Werth N. Une source inédite: les svodki de la Tcheka-OGPU // Revue des etudes slaves. 1994. Vol. 66. № 1, P. 17-27. 10. Kershaw L Op. cit. P. 186 sq. 11. Во многих отношениях этот «социальный бандитизм» напоминает модель «примитивного бунта», проанализированного на основе других географических и временных реалий Эриком Хобсбаумом. О социальном бандитизме в СССР см. статью «"Примитивные бунты" в СССР» в данном сборнике. 12. Среди исследований по сопротивлению общества см. труды, перечисленные в примечании 2. 13. В англоязычной историографии применительно к послевоенному периоду пользуются выражением «High Stalinism» («высокий сталинизм» (англ.) — по аналогии с высоким Возрождением, то есть находящийся в кульминационной точке развития — прим. пер.) 14. См.: Snyder Т. То Resolve the Ukrainian Problem Once and for All: the Ethnic Cleansing of Ukrainians in Poland, 1943-1947 //Journal of Cold War Studies. 1999. 1/2. P. 86-120. 15. См.: Особые папки» Сталина, Молотова и Берии // ГА РФ. 9401/2. 16. О репрессиях на Западной Украине и в Литве см. в первую очередь принятые на основании докладных записок Берии Постановления президиума ЦК КПСС от 26 мая 1953 года «Вопросы Западных областей Украинской СССР» и «Вопросы Литовской СССР», недавно опубликованные в сборни ке «Лаврентий Берия, 1953. (Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы)», М.: Международный фонд «Демократия». 1999. О положении в Латвии и Эстонии см.: Strods Я. The Latvian Partisan War between 1944 and 1956 //A. Anusauskas (ed.). The Anti-Soviet Resistance in the Baltic States. Vilnius, 1999. P. 149-160; Laar M. The Armed Resistance Movement in Estonia from 1944 to 1956. Ibid. P. 209-241. 17. Во второй половине 40-х годов численный состав этих частей сохранялся на уровне 100 000 человек на Западной Украине (не считая 60 000 бойцов погранвойск, подчиняющихся другому отделу МВД) и 60 000 человек в Прибалтике. 18. Бугай Я. Ф. Л. Берия — И. Сталину: Согласно Вашему указанию... М.: «АИРО-ХХ», 1995. С. 208-210. 19. Статистика отдела по борьбе с бандитизмом МВД // ГА РФ. Ф. 9478. On. 1. Д. 710. Л. 10. 20. ГА РФ. 9478/1/710/3. 21. Согласно тексту постановления Президиума ЦК КПСС от 26 мая 1953 года в 1944-1952 годах 134 000 человек были арестованы, 153 000 убиты, более 203 000 — высланы. Текст см. в: Лаврентий Берия, 1953... М.: Международный фонд «Демократия», 1999. С. 46-49. 22. Там же. 23. Бугай Я. Ф. Цит, соч. С. 225. 24. Там же. С. 229. 25. Там же. С. 225. 26. Постановление Президиума ЦК КПСС от 26 мая 1953 года «Вопросы Литовской ССР» / Лаврентий Берия, 1953... Цит. соч. С. 49-52. 27. Shumuk D. Life Sentence. Memoirs of a Ukrainian Political Prisoner. Edmonton: CIUS, 1984. 28. ГА РФ. 9414/1/513.
29. Craven M. Resistenza nel Gulag. Soveria: Rubbettino Editore, 2003; Craven M., Formozov N La resistance au Goulag: grèves et révoltes dans les camps de travail soviétiques de 1920 a 1956 // Communisme. 1995. № 42-43-44. P. 197-210. 30. Craveri M. Op. cit. P. 310 sq. О Горлаге см.: Дубицкий Б. Я, Пожарский Л. А. Норильское восстание 1953 года // Звенья. 1991. № 1. С. 560-576. О Степлаге см.: ГА РФ. 9414/1/228; Werth N, Moullec G. Rapports secrets soviétiques. La société russe dans les documents confidentiels, 1921-1991. Paris: Gallimard, 1995. P. 417-424. 31. В 30-e годы основные формы социального неподчинения ничем не отличались. См.: Werth N Les formes d'autonomie de la société socialiste // H. Rousso (dir.). Stalinisme et nazisme. Histoire et mémoire comparées. Bruxelles: Complex-IHTP, 1999. P. 145-184. 32. Об этом свидетельствуют многочисленные сообщения на имя высшего партийного руководства касательно «хозяйственных преступлений». В сводках МВД, направлявшихся Сталину и Молотову в 1945-1946 годах, эти вопросы фигурируют на втором месте после вопросов, связанных с «Ди ким Западом», а в 1947-1948 годах — на первом. См.: Hessler J. A Postwar Perestro'ika? Toward a History of Private Enterprise in the USSR // Slavic Review. Vol. 57. № 3, autumn 1998. P. 530. 33. Донесение министра государственного контроля Льва Мехлиса Сталину (8 февраля 1948 года), РГАСПИ. 17/121/584/1-10. Цит. в: Hessler J. Art. cit. P. 534 sq. 34. Ibid. P. 539. 35. Filtzer D. Soviet Workers and Late Stalinism. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. P. 163. 36. Самые серьезные акции протеста имели место в августе-сентябре 1945 года на оборонных предприятиях Челябинска, Омска, Новосибирска, Нижнего Тагила, а также шахтах Кузбасса. См.: Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество... М.: РОССПЭН, 2001. С. 42-45. 37. «Раз война закончилась, мы все сможем вернуться домой, свободно менять работу, больше не прикрепляться к заводу», — такими были наиболее частые высказывания рабочих, отмечалось в июле 1945 года в сводке об «общественных, настроениях», составленной информационным отделом Омского обкома партии // РГАСПИ. 17/117/530/20-21. 38. С июля 1945 года по май 1948 года (дата отмены закона) более 230 тысяч человек были приговорены за «самовольный уход с предприятий» к длительным срокам заключения. 111 380 были освобождены до истечения их срока в сентябре-октябре 1948 года // ГА РФ. 9401/2/234/149. 39. Введенная указом от 2 октября 1940 года система государственных трудовых резервов предусматривала, что каждый колхоз должен был выделить двух подростков мужского пола на сто колхозников в возрасте от 14 до 60 лет. 40. Filtzer D. Op. cit. P. 168,175, 192. 41. Или 5,8 млн. путем оргнабора и 4,2 млн. путем обязательной мобилизации (см.: Filtzer D. Op. cit. P. 39). 42. Из 333 тысяч самовольно оставивших предприятие в 1947 году, около 54 тысяч (или каждый шестой) были схвачены и подверглись наказанию. 43. Многочисленные примеры см. в: Filtzer D. Op. cit. P. 178, sq. 44. Так было, например, в 1946 году на текстильных предприятиях Иваново. Во второй половине 1946 года в Иванове и Вичуге более 9 600 работников были арестованы за вынос с предприятия куска материи или катушки ниток. «Эти аресты», — уточнялось в спецсообщении, направленном 10 февраля 1947 года в Центральный Комитет, — «соответствуют лишь незначительной части совершенных преступлений [...]. Под суд отдается также незначительная доля задержанных. Большинство из них получает наказание значительно ниже предела, установленного законом. Они отделываются условным сроком или штрафом» // РГАСПИ. 17/122/289/8. 45. Многочисленные примеры, касающиеся нежелания судей и прокуроров применять некоторые репрессивные законы, в которых наказание было непропорционально суровым относительно совершенного правонарушения (законодательные акты от 7 августа 1932 года, 26 декабря 1941 года, 4 июня 1947 года, и т. д.), см. в: Solomon P. Soviet Criminal Justice under Stalin. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 46. Письмо Сталина Кагановичу от 20 июля 1932 года. Цит. в: Cohen Y. Des lettres comme action: Staline au debut des années 1930 depuis le fonds Kaganovic // Cahiers du monde russe. Vol. 38. № 3, juillet-septembre 1997. P. 322. 47. Количество осужденных по этому закону, прозванному в народе «закон о колосках», похоже, было значительно ниже (несколько сотен тысяч человек) принятых долгое время оценок (несколько миллионов). Действительно, с 1935-1936 годов он применялся только к «хищениям в крупном размере», а большая часть мелких краж подпадала под действие статьи 162 Уголовного кодекса, предусматривавшей наказание от трех месяцев тюремного заключения (кража без применения насилия, совершенная впервые) до 2 лет ИТЛ (хищение «государственного имущества», совершенное повторно, с заранее обдуманным намерением). 48. Первый указ, «Об уголовной ответственности за хищение государственного имущества» предусматривал 5-8 лет ИТЛ за кражу колхозного и кооперативного имущества (7-10 лет, если речь шла о государственном имуществе). В случае повторно совершаемого, «а равно совершенного организованной группой (шайкой) или в крупных размерах», наказание было еще более суровым — от 10 до 25 лет. Второй указ, «Об усилении охраны личной собственности граждан», предусматривал схожие наказания (5-20 лет, смотря по обстоятельствам). 49. Записка Л. П. Берии в Президиум ЦК КПСС, 26 марта 1953 года // Лаврентий Берия, 1953... Цит. соч. С. 19-21. 50. «Нужно теперь больше воровать, иначе не проживешь», — такие высказывания часто встречались в среде тех, кто был затронут повышением пайковых цен, отмечалось в октябре 1946 года в многочисленных сообщениях обкомов партии. См.: Советская жизнь, 1945-1953. Сост. Зубкова Е. Ю., Кошелева Л. П. и др. М.: РОССПЭН, 2003. С. 145-149. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|