ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
25 страница. 18. Наиболее известные примеры этой практики — обвинение в «перегибах» и «извращениях» коллективизации и «раскулачивания» местного партийного руководства16. Сталин И. В. Сочинения. T. XI. M., 1949. С. 47. 17. РГАСПИ. 558/11/94/32-39. Цит. в: P. Chinsky. Op. cit. 121-122. 18. Наиболее известные примеры этой практики — обвинение в «перегибах» и «извращениях» коллективизации и «раскулачивания» местного партийного руководства, у которого «закружилась голова» от успехов (см. знаменитую статью Сталина от 2 марта 1930 г. «Головокружение от успехов»); или же критика «перегибов в массовых арестах колхозников» в секретном циркуляре, направленном Сталиным в областные парторганизации 8 мая 1933 года. 19. Внесудебный орган из трех человек, состоявший из первого секретаря местной парторганизации, главы областного или краевого НКВД и прокурора. 20. Протокол заседания Политбюро, 2 июля 1937 года // РГАСПИ. 17/162/21/89. О происхождении и проведении секретной операции по репрессии «бывших кулаков, преступников и других антисоветских элементов» см. статью «Переосмысление "Большого террора"» в данном сборнике. 21. Соответственно, глава областного НКВД, его заместитель, второй секретарь обкома партии, прокурор области. 22. РГАСПИ. 17/42/251/93. 23. Государственная организация по заготовке зерновых. 24. РГАСПИ. 558/11/57/78. На телеграмме стоят визы «Согласен» и подписи Сталина, Молотова, Кагновича, Ежова. 25. См. в первую очередь постановления Политбюро, принятые в ответ на телеграммы из областных парторганизаций. Так, 21 октября 1937 года Свердловский обком партии предложил провести пять процессов «согласно указаниям ЦК от 2 октября». Тремя днями позже Политбюро постановило: «Одобрить постановление Свердловского обкома о проведении 5 процессов в городах Свердловск, Березники, Невьянск, Красноуфимск, Тагил». См. также служебную записку руководителя Управления НКВД по Оренбургской области Ежову; или постановление Политбюро от 10 октября 1937 года, разрешающее Житомирскому обкому (Украина) организовать три новых процесса в: Трагедия советской деревни, 1927-1939. В. П. Данилов и др. (ред.). T. V/l. М., 2004. С. 490-498, 487-489. 26. АПРФ. 3/58/389/89/93. Цит. по Данилов В. П. и др. Цит. соч. С. 512-517. 27. Речь идет об «операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», начатой 30 июля 1937 года после принятия Оперативного приказа НКВД № 00447». На языке этих совершенно секретных директив, о существовании которых знали только представители верхушки партруководства и органов госбезопасности «первая категория» означала высшую меру наказания, а «вторая категория» — десятилетний срок заключения в лагерях. 28. Сводка № 29 НКВД СССР о ходе проведения операции № 00447 на 1 января 1938 года в: Данилов В. П. и др.... Цит. соч. С. 387. 29. См.: Fitzpatrick S. Art. cit. 30. В 1938 году они, похоже, были значительно менее многочисленными. Впрочем, в некоторых источниках упоминается о проведении процессов и в этот год (см. письмо А. Андреева Сталину от 11 октября 1938 года, в котором предлагалось провести показательные процессы над «сельскохозяйственными кадрами» в Челябинске в сборнике: Советское руководство. Переписка, 1928-1941. М.: РОССПЭН, 1999. С. 396-397. 31. По этим процессам см. источники, опубликованные в: Данилов В. П. и др. Цит. соч., С. 396-399, 454-471, 489-490; см. также: Павлова И. В. Показательные процессы в российской глубинке в 1937 году // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 2. С. 98-103. 32. Компрометирующие материалы. 33. В 1936 году 20 % колхозов района существовали только на бумаге. Как отмечалось в сообщении, сделанном в октябре 1936 года, большинство трудоспособных мужчин выехало в Кузбасс в надежде найти работу и избежать голода....колхозники получали на трудодень всего 600 г ржи, что совершенно недостаточно для того, чтобы прокормить семью. Старики, женщины и дети, оставшиеся в колхозе, уже не выходят работать в поле, 40 % урожая ржи потеряно.
34. Постановление Политбюро от 11 сентября 1937 года. РГАСПИ. 17/162/22/2. 35. Апелляции обвиняемых по процессу, состоявшемуся в Андреевском районе, были опубликованы в: Данилов В. П. и др. Цит. соч. С. 417-437. 36. Письмо Р. Эйхе Сталину «О проведении открытых показательных процессов над врагами народа — вредителями в области сельского хозяйства» от 2 октября 1937 года: Данилов В. П. и др. Цит. соч. С. 483-485. 37. Цит. по: Павлова И. В. Цит. соч. С. 99. 38. Цит. по: Там же. С. 101. 39. См. письма Р. Эйхе Сталину от 2 октября 1937, от 20 октября 1937 года (Данилов В. П. и др. Цит. соч. С. 483-485,489-490); Попков С. А. Сталинский террор в Сибири, 1928-1941. Новосибирск, 1997 С. 216-217. 40. Этот образ широко использовался Сталиным во многих выступлениях 1937 года, особенно на пленуме ЦК (25 февраля — 5 марта 1937 года), где Сталин приводил аргументацию, которая в течение следующих 20 месяцев должна была послужить основанием беспрецедентного роста масштабов террора. Заявив, что в стране осуществляются бесчисленные вредительские, шпионские и диверсионные акции, Сталин яростно обрушился на «беспечных, благодушных и наивных руководящих товарищей, пребывающих в чрезвычайном самодовольстве», которые своим бездушным отношением «искусственно порождают большое число недовольных и раздраженных, создавая тем самым резервную армию для троцкистов». 41. См.: Fitzpatrick S. Art. cit. P. 306. 42. Данилов В.П. и др. Цит. соч. С. 416-417. 43. Критику «карнавальной» интерпретации Ш. Фитцпатрик см. у Майкла Эллмана: Ellman M. The Soviet 1937 Provincial Show Trials: Carnival or Terror? Europe-Asia Studies. Vol. 53. № 6. P. 1221-1234. 44. О «Кадыйском деле» писал в том числе Александр Солженицын, посвятивший ему много страниц своей книги «Архипелаг Гулаг». В качестве источников Солженицын пользовался устными свидетельствами отбывавших вместе с ним наказание в ИТЛ. К сожалению, в Ивановском областном архиве не имеется в наличии ни одного архивного документа об этом эпизоде. 45. Крестьянская правда. 3 сентября 1937. С. 2. Цит. по: Fitzpatrick S. Art. cit. 46. См.: Werth N., Moullec G. Rapports secrets soviétiques. La société russe dans les documents coonfidentiels, 1921-1991. Paris: Gallimard, 1995. P. 90-91; Davies S. Popular Opinion in Stalin's Russia. Terror, Propaganda and Dissent, 1934-1941. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 124-133. 47. Ellman M. The Soviet 1937-1938 Provincial Show Trials Revisited. Europe-Asia Studies. Vol. 55. № 8. P. 1306. 48. Об Алешкинском процессе см.: Данилов В. П. и др. Цит. соч. С. 439-434. 49. Solomon P. Soviet Criminal Justice under Stalin. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. P. 246-247. 50. Сычевский процесс стал предметом исследования Роберты Маннинг «Политический террор как политический театр». См.: Данилов В. П. и др. Цит. соч. С. 51-70. 51. В качестве оправдания своих действий председатель райисполкома приводил тот факт, что новая Конституция, принятая в 1936 году, устраняла все виды дискриминации и давала всем советским гражданам равные права, в том числе право голоса (которого до тех пор были лишены многие категории населения, включая «кулаков»). 52. Дабы сохранить видимость «внутренней демократии» в партийных рядах, вышестоящие инстанции предпочитали, чтобы организации среднего звена (на районном уровне) или низовые партячейки сами исключали руководителей, представших перед судом. В случае с тремя представителями руководства Сычевского района — секретарем парткома Красильниковым, председателем райисполкома Богдановым, районным прокурором Кудрявцевым — коммунисты района, собиравшиеся 27 июня и 23 августа 1937 года, отказались исключать своих руководителей из партии. Лишь по итогам третьего внеочередного заседания, состоявшегося 26 августа в присутствии областного руководства, специально прибывшего из Смоленска, коммунисты района согласились на освобождение своих руководителей от обязанностей, в то же время не доходя до исключения их из партии. Те были исключены — факт совершенно непривычный — обкомом (5 сентября 1937 года), см.: Маннинг Р. Цит. соч. С. 62. 53. В своем исследовании, упомянутом в прим. 50. 54. С декабря 1932 года с введением «внутренних паспортов» для горожан, проживавших в некоторых так называемых «закрытых» городах (Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Одесса, Минск и т. д.), всем элементам, сочтенным «нежелательными» (от уголовников до социальных групп, принадлежавших к категории «бывших» — духовенства, элиты старого режима, включая бывших членов политических партий, находившихся в оппозиции к большевикам, такие как эсеры или меньшевики, не говоря уже о бывших коммунистах, исключенных из партии), отказали в выдаче паспорта и запретили проживать в закрытых городах. Они могли устроиться в «открытых городах» (там получить паспорт было значительно легче) или в сельской местности, где не было никаких ограничений режиму проживания. 55. Сообщение начальника УНКВД Западной области Каруцкого Н. Ежову от 1 августа 1937 года в: Данилов В. П. и др. Цит. соч. С. 338-339. 56. Маннинг Р. Цит. соч. С. 58. 57. Маннинг Р. Цит. соч. С. 56. 58. То есть избежавшие коллективизации. В 1937 году оставалось около 6% крестьян, еще не вступивших в колхоз. 59. Адамушка У. Палхтычныя рэпрэсп 20-50-ых гадоу на Белорусг Мшск, 1994. С. 59; Ellman M. Op. cit. Прим. 47. С. 1306. 60. Маннинг Р. Цит. соч. С. 67-68. 61. РГАСПИ. 17/3/1003/85-87. ГЛАВА 14 Признание в больших сталинских процессах* «Один из самых волнующих вопросов для человеческого разума» — так Борис Суварин характеризовал публичные признания большевистских руководителей из старой гвардии — Каменева, Зиновьева, Евдокимова, Пятакова, Радека, Серебрякова, Сокольникова, Бухарина, Рыкова, Крестинского и др — в ходе трех политических процессов, состоявшихся в Москве в августе 1936, январе 1937 и марте 1938 годов.
Установлено, что признания были ритуалом, не имеющим отношения к виновности, но что за ними скрывалось, что они должны были выразить? Со времен московских процессов выдвигались многочисленные гипотезы, на основе которых появилось множество работ по практике признания в коммунистических системах. Этот сюжет широко обсуждался и по-разному интерпретировался писателями, очеркистами, философами, политологами, историками, политиками. Среди них — такие разные как Борис Суварин, Лев Троцкий, Артур Кестлер, Морис Мерло-Понти, Александр Вайсберг, Артур Лондон, Роберт Конквест, Анни Кригель — и это только основные авторы, рассуждавшие о механизмах признания1. В глобальном смысле, если рассматривать даты появления наиболее примечательных работ, посвященных анализу этой проблемы, очевидно, что она вызывала наибольший интерес в два периода: непосредственно во время московских процессов или сразу после (конец 30-х годов), в конце 60 — начале 70-х годов (с 1968 года, года «Пражской весны» и выхода «Признания» Артура Лондона, по 1974, когда вышел «Архипелаг Гулаг», поколебавший сложившийся образ СССР). Примечательно, что когда в начале 1950-х годов в странах народной демократии, шла вторая волна больших открытых процессов над коммунистической верхушкой вопрос признаний почти не вызвал комментариев. «Эффект Сталинграда», без сомнения, объясняет, как отмечала Анни Кригель в 1972 году, «значительный спад дискуссий и полемики... с точки зрения способности приблизиться к истине, появившейся сегодня». С 1972 года, когда Анни Кригель написала «Большие процессы в коммунистических системах», глубокое эссе, которое не устарело до сих пор, проблема признания не стала предметом новых исследований. Открытие архивных фондов бывшего СССР, особенно личных фондов руководителей страны и стенограмм пленумов ЦК, позволило получить доступ к некоторым важным документам, в первую очередь к выступлениям с самокритикой при закрытых дверях в «первом круге» руководства, а также к переписке Сталина, Бухарина, Молотова, Ворошилова, Кагановича и др. Эти документы проливают свет на жизненный путь части большевистских руководителей, который завершился публичным признанием их мифических преступлений, что стало завершающим, последним этапом долгого политического ритуала, ключевыми моментами которого были анкеты с автобиографией, опросы партийных комиссий во время «чисток» и «проверок», критика и самокритика. Впрочем, в настоящее время не имея полного доступа к делам обвиняемых в больших московских процессах невозможно, опираясь на документы, восстановить все этапы этого бесконечного падения в преисподнюю. Остается еще много белых пятен. Шесть писем, написанных с конца августа 1936 годадо 10 декабря 1937 года Николаем Бухариным2, главным обвиняемым третьего московского процесса, обогащают многотомное дело того, о ком Ленин писал в своем «Завещании»: «Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии». Эти письма позволяют передать нюансы аргументов историков — исследователей проблемы признания в коммунистической политической практике; в более широком смысле они подчеркивают проницательность авторов лучших работ на эту тему, написанных задолго до открытия советских архивов. Один из первых, Фридрих Адлер, с 1936 года задавал множество вопросов о природе признаний. Он подчеркивал, в первую очередь, что у этого ведовского процесса имелись известные прецеденты: «в средние века суды инквизиции получали тысячи признаний обвиняемых в том, что они были в связи с дьяволом, заключали с ним договор и на основании этого договора получали колдовскую силу»3. Замечание здравое, но можно ли сравнивать то, что несопоставимо? Признания людей Средневековья после пытки, являвшиеся для них знаком свыше, и признания марксистов, материалистов, атеистов в 30-е годы в Советском Союзе? Для Троцкого, посвятившего множество статей вопросу признаний, представлялось важным «не забывать ни на минуту, что эти самые подсудимые уже многократно каялись и делали чистосердечные признания в течение предшествующих лет». Десять лет капитуляции привели к тому, что большая часть обвиняемых не видела другого выхода, кроме «полной и безусловной покорности, кроме окончательной прострации перед мучителями, кроме истерической готовности произносить все слова и проделывать все жесты, какие им диктует палач»4. Согласно Троцкому, Радек был наиболее законченным воплощением «деморализованного большевика, опустошенного истерика, который не остановится ни перед какой гнусностью». Во время процесса (он был одним из двух обвиняемых, спасших себе жизнь) он дошел до того, что, заключив сделку со Сталиным, вел следствие против самого себя5! На этот троцкистский тезис можно возразить, что далеко не все обвиняемые в московских процессах были «ренегатами». Так, Муралов, близкий друг Троцкого, никогда до своего ареста публично не осуждал троцкизм. Другие троцкисты, Смирнов и Серебряков, также «капитулировали» сдержанно, не отрицая свои прошлые обязательства. Борис Суварин считал, что признания объясняются не только заявлениями об отречении от своих взглядов, которые навязывались «старым большевикам», но в еще большей степени общей практикой лживости политической жизни. Эта практика уничтожила у обвиняемых моральные принципы и силы, которые могли бы заставить отказаться от признания. «Единственное, что достоверно, — по мнению Суварина, — в этих процессах, полных фальсификаций, это то, что лгут все: и прокурор, и его жертвы. Ложь — их неотъемлемая черта, их привычка, их вторая натура»6. Причина этого, опять таки по мнению Суварина, заключалась в революционной аморальности, которую задолго до большевиков проповедовали Нечаев и Бакунин: «Большевики унаследовали это мировоззрение, — писал Суварин, — и приспособили его к своим нуждам и своему времени. Для них мир делится надвое: партия и все остальное. Быть исключенным из партии равносильно быть изгнанным с планеты. Чтобы в ней остаться, они готовы унижаться, публично бить себя в грудь, доносить друг на друга, выражать полную покорность... чтобы начать, как только возможно, снова хитрить»7. Спустя два года, после того как Суварин сделал эти справедливые замечания, Артур Кестлер в своем знаменитом романе «Ноль и бесконечность» популяризовал свое понимание проблемы, ставшее общепринятым вплоть до 1960-х годов. Согласно Кестлеру представитель старой ленинской гвардии (герой книги Рубашев, прототипом которого, несомненно, выступил Николай Бухарин), уязвленный отходом от революционного учения и несовершенством политической практики, полностью изолированный от внешнего мира, но по-прежнему не разочаровавшийся в целях революции, решился, наконец, на признания как на последнюю жертву, которую от него потребовали принести во имя высших партийных интересов. С этой точки зрения признания были лишь высшей формой преданности делу. В поддержку этого тезиса часто приводили знаменитую цитату из последнего выступления Бухарина на третьем московском процессе: «Я около 3 месяцев запирался. Потом я стал давать показания. Почему? Причина этому заключалась в том, что в тюрьме я переоценил все свое прошлое. Ибо, когда спрашиваешь себя: если ты умрешь, во имя чего ты умрешь? И тогда представляется вдруг с поразительной яркостью абсолютно черная пустота. Нет ничего, во имя чего нужно было бы умирать, если бы захотел умереть, не раскаявшись. И, наоборот, все то положительное, что в Советском Союзе сверкает, все это приобретает другие размеры в сознании человека. Это меня в конце концов разоружило окончательно, побудило склонить свои колени перед партией и страной»8. В «Гуманизме и терроре», вышедшем в 1947 году, Мерло-Понти взял на вооружение, дополнив их новыми нюансами, тезисы Кестле-ра. По его мнению, ключ к признанию необходимо было искать как раз в марксистском восприятии мира, в «исторической диалектике, по Бухарину», в трагическом разрыве между судьбой, выбором революционера и политической целесообразностью: «Трагедия достигает апогея для оппозиционера, убежденного, что революционное руководство ошибается. Таким образом, речь идет не просто о роке — внешней силе, которая ломает волю — но о настоящей трагедии — о человеке, борющемся с внешними силами, чьим тайным сообщником он является — потому что оппозиционер не может сделать ничего ни для, ни против власти. Вывод: речь идет уже не о конфликте человека с миром, а человека с самим собой. Вот и весь секрет московских признаний»9. Этот подход был подвергнутподвергся суровой критике с разных сторон. По мнению Пьера Бруэ, даже если «это объяснение выглядит солиднее объяснения Кестлера, ибо капитуляция эта одновременно и желание оказать партии последнюю услугу и настоящая сделка, поскольку ссылки обвиняемых на свою революционное прошлое рассеяны по всем страницам протокола»10, Мерло-Понти сам стал жертвой исторической диалектики. «Работая над своей книгой сразу же после Второй мировой, когда СССР купался в лучах славы победителя в Сталинградской битве, он объявил, что предпочитает "тот СССР, который лукавит с историей, сохраняет свое существование и останавливает немцев, тому СССР, который придерживается своей пролетарской линии и гибнет в войне, оставляя будущим поколениям исторический пример и как минимум 50 лет нацистского режима". Именно эту дилемму ставили полицейские перед старыми революционерами, чтобы добиться их признаний. Как тут не прийти к выводу о том, что Мерло-Понти сам попал в ловушку?» 11 Для Анни Кригель тема противоречивости истории «сама по себе противоречива. Применительно к такому конкретному случаю как данные процессы, она 20 лет спустя, -пишет Кригель в 1972 году, — является лишь блестящим стилистическим упражнением, основанным на достаточно правдоподобных рассуждениях, повторение которых могло унять беспокойство западных "попутчиков"»12. Именно Анни Кригель (мнение которой в этом вопросе разделяли такие разные историки как Роберт Конквест, Роберт Таккер или Стивен Коэн, биограф Бухарина13) мы обязаны самой радикальной критикой тезиса Кестлера о «стихийном революционном самопожертвовании». Слабость этого тезиса, пишет она, двояка: «он связывает признание с силой революционной веры; он приписывает инициативу признания самому обвиняемому» 14. Этот второй пункт, безусловно, самое слабое звено в логической цепочке Кестлера. Что касается первого — связи между признанием и силой веры в революцию, — утверждение Анни Кригель выглядит парадоксальным: на самом деле, одна из сильных сторон ее аргументации — роль вездесущей партии как объекта настоящей фетишизации — исследование структуры личностей, совершавших признание. Блестящий анализ Анни Кригель развивается в трех аспектах-направлениях. Во-первых, она показывает, что признания демонстрировали эффективность комбинации методов физического и психологического давления, «передававшихся и совершенствовавшихся в ходе долгого практического опыта». Здесь существенно важен фактор времени: в течение нескольких месяцев, а иногда лет, предшествующих аресту, намеченное лицо превращается в подозреваемого, его обсуждают в прессе (если это лицо высокопоставленное), переводят на более низкую должность; он видит, как его сотрудники понемногу начинают избегать его в повседневной жизни. Постепенно нарастает неуверенность в себе; «в ход пускаются все возможные знаки, доступные пониманию заинтересованного лица и его окружения»15. «Флюиды подозрения», как пишет Бухарин Мо-лотову, постепенно ослабляют социальные связи жертвы, которая «уже не понимает, на какой планете» она живет, которая чувствует, как постепенно «вязнет в паутине клеветы»16. Заключению предшествует очень долгий период ожидания и неуверенности, пока жертва, сходящая с ума от страха, находясь в состоянии «полубытия»17, не примет с облегчением свой арест в надежде получить, наконец, доступ к делу. Будучи в тюрьме, жертва в течение месяцев, а то и больше года подвергается искусно рассчитанному физическому и психологическому давлению. Лишение сна (пытка, на жаргоне органов — «цепочка» или «конвейер»), иногда физические пытки, бесконечные допросы, угрозы в отношении членов семьи, как правило, также арестованных, разрыв отношений с «товарищами», ставшими врагами (подсудимые яростно боролись друг с другом с помощью своих признаний) — масса факторов вносила разлад в душевную организацию обвиняемого. Раздавленные физически и психически люди: так они выглядели, когда, наконец, после бесконечного следствия появлялись в зале суда. Большая часть иностранных наблюдателей, приглашенных на спектакль, обращала внимание на «отсутствующий вид» подсудимых, которые, как писал корреспондент «Матен», носили «маску полного безразличия и почти нечеловеческой отрешенности», настолько, что некоторые не преминули выдвинуть гипотезу, согласно которой обвиняемые находились под воздействием наркотиков18. Последнее средство давления должно было обеспечить правильное течение процесса: взятие в заложники членов семьи обвиняемых, которым угрожала немедленная ликвидация в случае, если обвиняемый не сыграет свою роль до конца. Возможно, именно угроза, висевшая над молодой женой и новорожденным ребенком Бухарина, на семьях Зиновьева и Каменева, дочери Смирнова и дочери Крестинского, если приводить только самые известные примеры19, сыграла роль в их полной капитуляции. Наконец, как не прийти к мысли о том, что согласие на сделку «жизнь в обмен на признания» было тем риском, на который стоило пойти, хотя при этом не давалось никаких гарантий? Исследование причин, приведших к признанию, разумеется, не может ограничиваться только учетом этих технологий физического и психологического давления, общих для всех террористических сис тем. Необходимо, как это сделала Анни Кригель, перейти ко второму аспекту: изучению специфического коммунистического контекста. Следователи должны были затронуть три наиболее чувствительные для большевистских руководителей струны: чувство вины, рвение, жажда мести20, играя на особенностях их душевного склада, характеризовавшегося фетишизацией партии и восхищением Сталиным, воплощавшем в себе партию, творившую историю, против которой выступать никто не мог. Даже будучи убежденным в своей невиновности, обвиняемый подчинялся «всемирно-историческим задачам», стоящим перед партией21. Судебная ошибка, которая бьет по «жалкой персоне» обвиняемого, всего лишь, как писал Бухарин Ворошилову, «sub speciae historiae... литературный сюжет»22. В письме Бухарина, процитированном в приложении, очевидно стремление обвиняемого признать свою мнимую виновность, которая выходит далеко за пределы конкретных деяний, в которых его обвиняют. Это широко распространенное стремление побудило Анни Кригель воспользоваться методами психоанализа, упомянуть «мощное сверх-я» лиц, «у которых неосознанно растет глубокое чувство вины, как только они вступают в конфликт с партией»23. Цитируя Родольфа Левенштейна («"эти люди, не виновные в поступках, которые им инкриминировали, но, несмотря на это, испытывавшие чувство вины", в действительности считали себя ответственными, "если не в других преступлениях, то, по крайней мере, в предосудительном намерении совершить те деяния, в которых их незаконно обвиняли", причем настолько, что это препятствовало их сопротивлению обвинению»24), Анни Кригель указала на ограниченность средств историка, изучающего выступления обвиняемых на открытых сталинских процессах. Письма Бухарина, в особенности последнее, безусловно, также заслуживают аналитического подхода. Источник чувства вины, достигшего апогея, — возведение партии в ранг единственной меры всех ценностей. Вина, грех (именно к таким терминам прибегает Бухарин в своих письмах) это отклонение от генеральной линии, потеря бдительности перед лицом «двурушников», проникших в партию, «предательство» по отношению в Сталину. С красноречивыми цитатами из Пятакова и Троцкого по поводу этих хорошо известных реалий25, перекликается объяснение, о причине беспрекословного авторитета Сталина в большевистском руководстве которое Н. Бухарин дал лидеру меньшевиков Ф. Дану во время своего последнего путешествия за границу весной 1936 года. Своему собеседнику, который спросил его, почему он доверяет тому, о ком говорит со страхом и отвращением, тому, которого сам только что назвал «маленьким злобным человеком» и «дьяволом», Бухарин ответил: «Не ему доверено, а человеку, которому доверяет партия; вот уж так случалось, что он вроде как символ партии, низы, рабочие, народ верят ему, может, это и наша вина, но так это произошло, вот почему мы все и лезем к нему в хайло... зная наверняка, что он пожрет нас. И он это знает и только выбирает более удобный момент»26. «Дух соперничества» и «жажда мести» — другие мотивы обвиняемых во время их долгого пути от отрицания вины к признанию — ярко проявляются в письме Бухарина, процитированном в приложении. «Исключение из партии — конец жизни»: чтобы вернуться в один из кругов власти, пусть даже самый скромный, отвоевать привилегированный статус партийного бойца, обвиняемый готов на ответственные задания, готов «бить морду Троцкому и К°»27. Перечисление своих заслуг, желание разоблачать «двурушников», стремление предвосхитить возможные вопросы следователей, роясь в собственном прошлом, в своем кругу знакомств в поисках того, что может или могло не соответствовать, — все это выражает смятение людей, находящихся в абсолютном одиночестве после разрыва всех связей с товарищами: как с теми, кто продолжал придерживаться генеральной линии, так и с теми, кто признал свои злодеяния. В более глубоком смысле это отношение коренится в политической культуре.Это третий аспект анализа Анни Кригель; этой проблеме была посвящена серия работ о коммунистических ритуалах. Среди последних в первом ряду стоят анкеты с автобиографией, опросы «комиссий по чистке и проверке», самокритика. Эти ритуалы «готовят почву» для признания, поскольку предрасполагают обвиняемого к тому, чтобы он перестроил отношение к самому себе с точки зрения своей виновности, привел свою внутреннюю правду в соответствие с официальной истиной, одним словом, как сказал Бухарин в своем последнем слове, «пересмотрел все свое прошлое»28. Стенографические отчеты о пленумах ЦК — январского 193329, декабрьского 193630ифевральско-мартовского 1937 годов31 (по итогам которого было передано на рассмотрение НКВД дело Бухарина и Рыкова, бывших лидеров так называемой «правой» оппозиции) содержат поучительные пассажи, касающиеся ритуала самокритики в правящей верхушке. В отличие от большинства руководителей, которые согласились выступить с самокритикой, Бухарин, так же, как до него Енукидзе, отказался подчиниться ритуалу как в ходе де кабрьского пленума 1936 года, так и во время февральско-мартов-ского пленума 1937 года. Переписка Бухарина с другими членами Политбюро выявляет серьезные различия между юридической и политической виновностью обвиняемого32. Бухарина, отвергавшего обвинения главы НКВД Николая Ежова в участии в троцкистско-зиновьевской террористической организации, коллеги упрекали прежде всего за то, что он не признавал свою виновность в этом деле, отказывался признавать, что на протяжении многих лет доказывал свое политическое лицемерие, что он отказывался от самокритики, не хотел «политически очиститься», как сказал Сталин, от «грязи, в которую упал». Молотов открыто обвинял Бухарина в том, что он ведет себя «как самоадвокат», когда тот пытался доказать, что не имел никаких связей с «троцкистами-зиновьевцами». Юридическая сторона вопроса не интересует верхушку, заседающую при закрытых дверях; этот аспект вторичен; когда Бухарин объясняет, обращаясь к фактам, что не встречался с троцкистами, когда он указывает на противоречивость позиции своих обвинителей, когда он — опять таки при помощи фактов — опровергает предъявленные ему обвинения, коллеги по Политбюро отвечают ему, что «факты ничего не доказывают», ибо Бухарин «политически смердит». «Ты политический лицемер, — говорит ему Молотов, — и мы сейчас юридически докажем это лицемерие» 33. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|