ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
35 страница. 18. См. например, сводку писем, присланных в «Правду», отправленную 19 июня 1953 года Н15. ГА РФ. 9414/ls/1392/78. 16. Там же. 9492/5/204/81-83. 17. РГАНИ. 5/21/539/126-128. 18. См. например, сводку писем, присланных в «Правду», отправленную 19 июня 1953 года Н. С. Хрущеву: В последнее время письма свидетельствуют о резком росте преступности, росте квартирных краж и убийств во многих городах и поселках страны... Авторы некоторых писем связывают разгул преступности с освобождением по амнистии лиц, которые, не желая трудиться, вновь встают на преступный путь // Werth N, Moullec G. Rapports secrets soviétoques. La société russe dans les documents confidentiels, 1921-1991. Paris: Gallimard, 1995. P. 50-52. 19. Сводка писем, присланных в «Правду», от 10 июня 1953 года // РГАНИ. 5/21/539. 20. Одна из петиций, от «трудовых коллективов» города Молотов (ныне Пермь) обсуждалась на Президиуме ЦК в начале 1954 года. Правительство воспользовалось такими просьбами как предлогом для восстановления 30 апреля 1954 года смертной казни за предумышленное убийство. 21. РГАСПИ. 5/47/88/87-90; Werth N., Moullec G. Op. cit. P. 52-54. 22. См. например, докладную записку Генеральной прокуратуры СССР от 3 ноября 1953 года, критикующую «пассивность» милиции (Вологда: 199 незарегистрированных заявлений о нанесении телесных повреждений в апреле-сентябре 1953 года; в Киеве 60 % дел об убийстве закрыто, оставшись нераскрытыми; в целом по стране закрыто 18 % дел об убийствах, 19 % — о разбойных нападениях; 35 % — о кражах личного имущества) // ГА РФ. 8131/32/2386/39-47. 23. Докладная записка министра внутренних дел С. Круглова ЦК КПСС от 26 мая 1954 года / Реабилитация. Как это было. Документы Президиума ЦК КПСС, 1953-1956. М.: Международный фонд «Демократия», 2000. С. 144-152. 24. Пыжиков А. Хрущевская оттепель. М.: «Олма-пресс», 2002. С. 218. В некоторых городах доля амнистированных, вновь нашедших работу, не превышала 20-30 % (Тамбов, Ташкент, Чкалов, Курск, Тбилиси, Ульяновск) // Козлов В. Массовые беспорядки при Хрущеве и Брежневе. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1999. С. 189. 25. См. в особенности Craveri M. Resistenza nel Gulag/ Rubbettino Editore, 2003. 26. Соответственно председатель Совета министров и председатель Верховного Совета СССР. 27. Реабилитация... Цит. соч. Р. 61-62. 28. А именно 78 982, полученных Генеральной прокуратурой СССР с 1-ого августа 1953 по 1-е марта 1954 года, согласно документу, подписанному генеральным прокурором, министром внутренних дел и министром юстиции, и направленному в Президиум ЦК 19-го марта 1954 года // Реабилитация... Цит. соч. С. 104. 29. Хрущев Н. С. Воспоминания. М., 1997. С. 314 30. См.: Постановление Президиума ЦК о реабилитации генералов и адмиралов Советской Армии от 13 июля 1953 года // Реабилитация... Цит. соч. С. 58-59. 31. Многие реабилитированные генералы (Телегин, Крюков, Варенников) были близкими соратниками Жукова. 32. См. записку министра внутренних дел С. Круглова Н. Хрущеву о реабилитации членов семей лиц, осужденных по «Ленинградскому делу» от 10 декабря 1953 года, в: Реабилитация... Цит. соч. С. 74-75. Это «дело» завершилось тайной казнью руководства второй по важности организации КПСС, обвиненного в организации «антипартийной группы, связанной с британской «Интеллидженс сервис». Среди руководителей, казненных по итогам процесса, состоявшегося за закрытыми дверями (сентябрь 1950 года), фигурировали в первую очередь председатель Госплана Вознесенский и три руководителя ленинградской парторганизации — Кузнецов, Родионов, Попков. 33. Постановление Президиума Верховного Совета от 30 апреля 1954 года. 34. См. докладную записку Р. Руденко, К. Горшенина, С. Круглова в Президиум ЦК от 5 января 1954 года в: Реабилитация... Цит. соч. С. 83-85. Комиссия по пересмотру дел «особо опасных государственных преступников», созданная после бунтов в особлагах летом 1953 года, посчитала «желательным» перевести 109 981 осужденного за преступления, не представляющие серьезной общественной опасности, в основном, за «пособничество» украинским националистам, в лагеря общего режима. Число «особо опасных государственных преступников» оценивалось в 94 668 человек, среди которых: 35 999 «активных участников банд украинских националистов» (ОУН, УПА), 20 095 лиц, сотрудничавших с немецко-фашистским оккупантом и «принимавших личное участие в уничтожении советских граждан» или «осужденных за измену Родине», 28 095 «шпионов», 1337 «диверсантов», 4962 «террориста», 1854 «троцкистов, правых, меньшевиков и эсеров», 2326 активных участников других «антисоветских формирований». 35. ГА РФ. 9414/ls/1456/10. 36. Об этих дебатах см.: Werth N. Histoire de l'Union soviétique. Paris: PUF, 5e édition, 2001. P. 419-242. 37. Неправленная стенограмма выступления H. С. Хрущева на собрании актива ленинградской парторганизации от 7 мая 1954 года // Реабилитация... Цит. соч. С. 129-142. 38. Текст постановления Президиума ЦК от 4 мая 1954 года // Реабилитация... Цит. соч. С. 116-117. 39. Письмо Р. Руденко, С. Круглова, К. Горшенина Н. Хрущеву от 1 февраля 1954 года / Гулаг, 1917-1960. М.: Международный фонд «Демократия», 2000. С. 147-151. 40. Доклад Р. Руденко ЦК КПСС о результатах на 1-е апреля 1955 года работы Центральной комиссии по пересмотру дел лиц, осужденных за «контрреволюционные преступления» и отбывающих наказание в лагерях и ссылке от 29 апреля 1955 года / Реабилитация... Цит. соч. С. 213. 41. Докладная записка заместителя прокурора СССР Д. Е. Салина, начальника Отдела по надзору за следствием в органах госбезопасности Прокуратуры СССР, в ЦК о работе отдела во второй половине 1954 — начале 1955 года // Реабилитация... Цит. соч. С. 196-203. 42. Население России в XX веке. Исторические очерки, T. П. 1940-1959. М.: РОССПЭН, 2001. С. 192-193. 43. Тем не менее, процент «политических», освобожденных вследствие кассации приговора, оставался по-прежнему незначительным (3-4 %), а подавляющее большинство освобождаемых пользовалось сокращением срока, переквалификацией преступления или амнистией. 44. См.: Население России в XX веке... Цит. соч. С. 192-193. 45. ГА РФ. 8/31/32/3286/264-265. 46. Директивы председателя КГБ о порядке рассмотрения запросов граждан о судьбах репрессированных, приговоренных к высшей мере наказания, от 24 августа 1955 // Реабилитация... Цит. соч. С. 254-255. 47. Амнистия несовершеннолетним заключенным (24 апреля 1954 года), 28 996 амнистированных; амнистия больным, престарелым, инвалидам, беременным женщинам и матерям с малолетними детьми (3 сентября 1955 года), 77 333 амнистированных / Население... Цит. соч. С. 193. 48. Доклад Комиссии законодательных предположений при Верховном Совете СССР от 28 апреля 1953 года / Реабилитация... Цит. соч. С. 27-35. 49. Шесть месяцев исправительных работ с удержанием 25 % из зарплаты или лишение свободы на срок не более трех месяцев. Действие указов от 4 июня 1947 года прекратилось только с принятием нового Уголовного кодекса в 1960 году. Впрочем, уже с 1955 года инструкции Генеральной прокуратуры рекомендовали судьям прибегать, чтобы обойти эти суровые указы, к статьям 51 и 53 Уголовного кодекса, позволявшим осуждать на сроки ниже низшего предела или прибегать к условному наказанию.
50. Население... Цит. соч. С. 153. 51. ГА РФ. 9492/5/240/1-6. 52. По многочисленным проблемам профессиональной и социальной 53. Для получения подробного анализа этих депортаций и характеристики 21 категории, отсылаю читателя к моему исследованию «Депортации "подозрительного населения" на российском и советском пространстве (1914 — конец 40-х годов): военное насилие, социальная инженерия, этно-историческое "изъятие"» в данном сборнике. 54. Постановление Президиума ЦК КПСС «О мерах по усилению массово-политической работы среди спецпоселенцев» от 29 июня 1955 года // Реабилитация... Цит. соч. С. 224-226. 55. Постановление Президиума Верховного Совета от 13 декабря 1955 года. На некоторые другие малочисленные категории «спецпоселенцев» 56. Докладная записка А. Б. Аристова ЦК об итогах работы комиссий 1956 года / Реабилиитация... Цит. соч. T. П. С. 192-194. 57. См. список постановлений Президиума ВС СССР, принятых в 1955- 58. Козлов В. А., Козлова M. Е. Патерналистская утопия и этническая реальность. Чеченцы и ингуши в сталинской ссылке, 1944-1953 // Вестник архивиста. 2003. №.3-4. С. 259-261. 59. Там же. С. 280. 60. Земское В. Н. Спецпоселенцы. М.: «Наука», 2003. С. 254. 61. В 80 % наиболее серьезных инцидентов, о которых министр внутренних дел сообщал Хрущеву в 1954-1958 гг. участвовали чеченцы и ингуши // Козлов В. А. Цит. соч., прим. 21. С. 100-104. 62. 15 % территории бывшей автономной республики стали предметом раздела соседних республик Дагестан, Северная Осетия и Грузия. Наиболее серьезные территориальные конфликты, в которых друг другу противостояли чеченцы и осетины, возникали по поводу Пригородного района, до 1944 года принадлежавшего Чечено-Ингушской автономной республике, но в 1957 году уступленного Северной Осетии. Стычки осетин и ингушей здесь продолжались на протяжении 60-70-х годов. 63. Среди дагестанцев кандидатов на выезд (60 000) было в 3 раза больше, чем предполагали власти в Чечне // Козлов В. А. Цит. соч. С. 130. 64. Цит. по: Козлов В. А. Цит. соч. С. 120-121. 65. В течение первого квартала 1957 года, то есть в первые три месяца после выхода постановления Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1957 года, 34 600 депортированных чеченских и ингушских семей (около 152 тысяч человек) отправились в обратный путь. Центральные власти рассчитывали на «организованное возвращение» в течение 1957 года 17 тысяч семей. 66. Козлов В. А. Цит. соч. С, 107-110. 67. Среди наиболее серьезных инцидентов отметим те, что имели место в Грозном в июле 1958 года / Козлов В. А. Цит. соч. С. 240-260. 68. О возвращении украинских и прибалтийских националистов см.: Weiner A. The Empires Pay a Visit. Reform, Revolt and Rebirth in the Soviet Western Frontier. 1956-1957. Сообщение, сделанное 14 октября 2003 года. 69. Согласно докладу министра внутренних дел Украинской СССР от 10 октября 1956 года, подавляющее большинство из 45 тысяч украинских «националистов» вернулось в родные деревни, не пытаясь устроиться в городах, что означало бы, что они хотят порвать со своей средой и корнями. 70. См.: Weiner А. Цит. сообщ. ГЛАВА 19 История «проекта секретного доклада». О чем кричала и о чем молчала Комиссия Поспелова, январь-февраль 1956 года[2] 31 декабря 1955 года, за шесть недель до открытия XX съезда КПСС, Президиум Центрального Комитета постановил создать «Комиссию по установлению причин массовых репрессий против членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б), избранных на XVII съезде партии». Эта Комиссия, состоявшая из четырех представителей партийного руководства (секретари ЦК КПСС П. Н. Поспелов и А. Б. Аристов, председатель ВЦСПС H. М. Шверник, заместитель председателя Комитета партийного контроля при ЦК КПСС П. Т. Комаров)1, должна была подготовить свой доклад к 9 февраля 1956 года. Этот текст объемом в 70 машинописных страниц послужил Никите Хрущеву «основой» для его знаменитого «секретного доклада», по крайней мере для центральной его части, посвященной годам «Большого террора»2. Недавно опубликованное сообщение Комиссии3 интересно во многих отношениях. Оно вскрывает, прежде всего, внутреннее противоречие, заложенное в самой цели этой Комиссии: установить причины массовых репрессий против нескольких десятков партийных руководителей!
Проект «секретного доклада» XX съезда Из 70 страниц текста около двух третей посвящены репрессиям против членов Центрального Комитета, избранных на XVII съезде партии в 1934 году (98 из 139 были арестованы и расстреляны), а также некоторых «старых большевиков»4 и высокопоставленных членов сталинского руководства, таких как Павел Постышев, Роберт Эйхе, Ян Рудзутак, Влас Чубарь, Моисей Рухимович5. Все эти «честные, преданные делу коммунизма деятели партии» были вынуждены, объясняла Комиссия, под пытками признаваться в мифических преступлениях. Эти «грубейшие нарушения социалистической законности» были делом рук сотрудников «выродившегося» и «преступного» НКВД, возглавлявшегося Николаем Ежовым (до ноября 1938 года), затем другим «врагом народа» Лаврентием Берия. Естественно, такого рода «позорные дела» могли иметь место не только с санкции, но и «по прямым указаниям» Сталина. Всю эту аргументацию — не говоря уж о целых параграфах из текста Комиссии — Никита Хрущев широко воспроизводил в своем «секретном докладе»6. Впрочем, на двадцати страницах материалов, подготовленных Комиссией, были приведены и другие крайне важные факты, которые Хрущев опустил. На этот раз речь шла не только о репрессиях, направленных против коммунистического руководства, но и о массовых репрессиях, которые в 1937-1938 годах привели к аресту 1 548 366 человек, из которых 681 692 были расстреляны. Данные Комиссии основаны в первую очередь на докладной записке, направленной 5 января 1954 года министром внутренних дел С. Н. Кругловым Георгию Маленкову и Никите Хрущеву. В этом совершенно секретном донесении, составленном начальником первого спецотдела Министерства внутренних дел, полковником Павловым, содержалась информация по количеству арестованных, приговоренных и казненных различными внесудебными инстанциями, находившимися в ведении органов госбезопасности в 1921-1953 годах: более 4 миллионов репрессированных, из которых 800 тысяч казнены. Примечательно, что комиссия Поспелова ограничилась лишь данными за 1935-1940 годы, соответствовавшим единственному периоду массовых репрессий, о котором можно было говорить («естественно», не упоминались самые ужасные и самые преступные периоды насильственной коллективизации, раскулачивания и великого голода 1932-1933 годов). Таблица, приводившаяся Комиссией для иллюстрации эпизода 1937-1938 годов, должна была служить основой главного тезиса доклада первого секретаря: об «исключительности» лет «Большого террора». Тем не менее, Хрущев не решился привести эти данные в своем «секретном докладе». Затем комиссия Поспелова посвятила с десяток страниц различным «репрессивным операциям» 1937-1938 годов. Она детально описала разработку и осуществление самой важной из этих операций, операции № 00447, так называемой «кулацкой операции», проведенной против целого ряда считавшихся «социально-опасными» элементов («бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков», духовенство, бывшие члены небольшевистских партий, бывшие царские чиновники, а также «уголовники-рецидивисты» и «бандиты» и члены их семей, «способные на ведение антисоветской деятельности»). В материалах Комиссии был упомянут и принцип «лимитов» на арест и расстрел, выделявшихся Ежовым каждому региону (35 тысяч, например, Московской области, из которых 5 тысяч по «первой категории» — смертная казнь; 29 тысяч — Украине, из которых 8 тысяч по «первой категории»; 17 тысяч — Западной Сибири, из которых 5 тысяч — по «первой категории» и т. д.). Кроме того, было приведено множество ярких примеров того, как лимиты, установленные в начале операции, 30 июля 1937 года (258 950 лиц, «подлежащих репрессии», из которых 72 500 — казни), были значительно превышены вследствие общего соревнования, целью которого было превзойти первоначальный план: «те, кто первыми "выполняли лимит", считались "самыми бдительными"». Комиссия подчеркивала, что эти «дополнительные лимиты» должны были получать одобрение Николая Ежова — по согласованию со Сталиным. Среди других многочисленных документов того же рода, в материалы Комиссии было включено письмо наркома внутренних дел Сталину от И августа 1937 года, спустя 10 дней после начала «операции 00447»: «Ввиду большой засоренности колхозов, совхозов и промышленных предприятий Западной области беглым кулачеством и другими контрреволюционными элементами, проявляющими большую антисоветскую активность, считаю необходимым увеличить число подлежащих репрессированию по Западной области бывших кулаков, уголовников и антисоветских элементов по 1 категории до 3000 человек, по 2 категории до 6000 человек. Для Западной области было утверждено 1-я категория — 1000 человек и 2-я категория — 5000 человек. Проект постановления представляю»7. В сообщении Комиссии Поспелова приводились также детали других основных репрессивных операций 1937-1938 годов: № 00439, или «немецкая операция», № 00485, или «польская операция», № 00593, или «харбинская операция», а также «латышская операция», «финская операция», «румынская операция», «греческая операция»8. В таблице подводился баланс этих «национальных операций» на 10 сентября 1938 года9. Таблица 2 Итоги «национальных операций» на 10 сентября 1938 года
Эти национальные операции были направлены не только против советских граждан польской, немецкой, латышской, финской, греческой и других национальностей, но также против всех советских граждан, кто имел какие бы то ни было связи, будь то профессиональные, семейные или просто географические (в этом отношении были особенно уязвимы жители пограничных областей), со странами, считавшимися враждебными: с Польшей, Германией, прибалтийскими странами, Румынией, Японией. Так, в докладе Комиссии Поспелова приводились категории населения, на которые была направлена «польская операция». Аресту подлежали: - все бывшие польские военнопленные, оставшиеся в СССР; - все оставшиеся в СССР польские беженцы; - все польские политэмигранты; - все бывшие члены бывшей Польской социалистической партии и в целом любой другой польской партии; - все «наиболее активные» «националистические» элементы областей и районов СССР с преобладанием польского населения; - все лица, входившие в контакт с работниками польского консульства или диппредставительства. Помимо «массовых нарушений социалистической законности» в ходе операций, проводимых НКВД, Комиссия на нескольких страницах осуждала «произвол Военной Коллегии Верховного суда СССР», выносившей приговоры по самым важным делам (именно в этом суде проходили знаменитые «Московские процессы»). Были приведены точные данные по количеству осужденных в 1937-1938 годах Военной Коллегией: 44 465 человек, в основном работников партаппарата, экономического сектора, военных и сотрудников органов. Все эти приговоры (по 85 % из них — смертная казнь), уточняла Комиссия, были санкционированы лично Сталиным, который поставил свою подпись на 383 списках осужденных. Впрочем, Комиссия предпочла не уточнять личность тех, кто еще подписывал эти списки и в 1956 году оставался наряду с Никитой Хрущевым у кормила власти: Вячеслав Молотов (подпись которого стояла на 373 списках), Клемент Ворошилов (его подпись была на 195 списках), Лазарь Каганович (подписал 191 список) и Анастас Микоян (подписал 62 списка). В своем «секретном докладе» Никита Хрущев не упомянул о количестве осужденных Военной коллегией Верховного суда, ограничившись упоминанием «тысяч... несправедливо репрессированных партийных и советских работников»10. В этом отношении, как и во многих других, первый секретарь явно смягчил выводы Комиссии Поспелова (впрочем, и без того, следуя основному большевистскому принципу конспирации, озвучил факты лишь перед теми, кто «имел право знать»). Он, например, опустил в своем докладе ключевую фразу из выводов Комиссии о «массовом терроре против многих честных советских людей»11. Итоговый документ комиссии Поспелова интересен как точными данными о «Большом терроре», так и тем, о чем он умолчал, а также тем, какое влияние он оказал на текст «секретного доклада», Действительно, хотя сам Хрущев сортировал информацию, которую ему предоставила Комиссия, последняя также заботливо отбирала для своего сообщения минимум информации, полученной из Верховного суда, Министерства юстиции, Президиума Верховного Совета, Министерства внутренних дел и КГБ. Все эти учреждения настоятельно попросили помочь, и в течение января 1956 года руководство судебной системы и органов безопасности занималось составлением сводок, направлявшихся Комиссии. Некоторые из этих сводок, хранившиеся в фондах Министерства юстиции и Президиума Верховного Совета, ныне стали доступными. Они позволяют нам воссоздать точную и полную картину репрессивной и пенитенциарной политики сталинского режима. Система внесудебного разбирательства: органы госбезопасности и военные трибуналы Первый комплекс информации касается приговоров, вынесенных в 1921-1953 годах внесудебными органами, подведомственными органам госбезопасности. В этом смысле данные, переданные в январе 1956 года Комиссии, совпадали с теми, что были представлены в уже упомянутой выше справке, подготовленной в декабре 1953 года полковником Павловым12. Эти данные отображали статистику, которую вели органы внесудебной расправы. Последние были весьма многочисленны и прошли через множество административных реорганизаций, ограничений или расширений своей компетенции. Если взять только пример троек (комиссий из трех человек), органов внесудебной расправы, находившихся в ведении ОГПУ-НКВД, только в 30-х годах друг друга сменили четыре типа троек. Первые тройки были созданы 3 февраля 1930 года при местных полномочных представительствах ОГПУ во время раскулачивания. Состоявшие из представителя органов безопасности, прокурора и представителя местного руководства компартии, эти тройки, осудившие за два года (1930-1931) более 330 ООО человек, из которых 30 000 были приговорены к смертной казни, с самого начала взяли на себя функции основного репрессивного инструмента режима в ходе насильственной коллективизации и раскулачивания. С реорганизацией органов безопасности в июле 1934 года и — крайне непродолжительной — «оттепели» после XVII съезда партии (январь 1934 года), тройки были упразднены. Второй тип троек появился чуть позже, в мае 1935 года. Компетенция этих троек, называвшихся «милицейские тройки», была гораздо более ограниченной. Они были уполномочены «выдворять из городов, высылать и осуждать к лишению свободы на срок до 5 лет [...] любой социально-опасный, криминальный или деклассированный элемент, а также всех злостных нарушителей паспортного режима». За три года существования «милицейские тройки» выслали или приговорили к лагерям около 300 тысяч человек. Третий тип троек был введен в конце июля 1937 года для проведения репрессивной операции № 00447. Эти тройки, состоявшие из главы УНКВД, первого секретаря обкома партии и областного прокурора, выносили приговоры (смертная казнь или 10 лет лагерей), подлежавшие немедленному приведению в исполнение, за закрытыми дверями, без права на адвоката и апелляцию. В ходе одного заседания «рассматривалось» несколько сотен дел. За 15 месяцев существования (начало августа 1937 года — 16 ноября 1938 года) эти тройки осудили более 767 ООО человек, из которых 386 800 приговорили к смертной казни. 15 сентября 1938 года Политбюро создало еще один вариант троек, названных, чтобы их отличать от созданных ранее подобных органов, «особые тройки». Они должны были ускорить рассмотрение дел в рамках национальных операций, «до сих пор находившихся в ведении Особого Совещания при НКВД и Прокуратуре». За два месяца существования «особые тройки» осудили более 93 тысяч человек, из которых 64 тысячи приговорили к высшей мере наказания. Таким образом, только в годы «Большого террора» существовал целый ряд внесудебных органов: к различным тройкам прибавились двойки (состоявшие из руководителя местного управления НКВД и областного прокурора), занимавшиеся исключительно «национальными операциями». Двойки находились в ведении комиссии при НКВД и генпрокуроре СССР (возглавлявшейся лично Николаем Ежовым и Андреем Вышинским)13. Действовали также Особое совещание, орган при НКВД, созданный в марте 1924 года (и упраздненный лишь в сентябре 1953 года),14 а также Военная коллегия Верховного Суда СССР15.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|