ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность понятия «программное бюджетирование», основные цели и принципы его формированияРеформа бюджетной политики, воплощаемая в соответствии с осуществлением «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», продолжает приносить свои плоды на разных уровнях управления государственными и муниципальными финансами [1]. В настоящее время российская бюджетная финансовая система имеет ряд конфигураций, причинами возникновения которых, стали активное внедрение программных принципов бюджетирования в различных сферах экономики. Основной задачей, выполняемой в рамках преобразований в бюджетной политике, остается переход от модели управления затратами к модели управления результатами, иными словами внедрение программного бюджетирования. Особенно актуальным это стало в свете обязательного перехода субъектов РФ на программный бюджет с 2015 года [2]. Акцентируя внимание на опыт зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Швеция) можно заметить, что использование программного бюджетирования содействует как повышению эффективности использования государственных средств, так и усилению ответственности при их расходовании [3].Тенденция развития процесса программного бюджетирования за рубежом указывает на актуальность применения подобных подходов и в нашей стране. Повышенный интерес к применению программно-целевых методов в бюджетном процессе сопровождается усилением внимания к вопросам участия государства в регулировании экономического развития страны [4, c.76]. Под программным бюджетом подразумевают инструмент программно-целевого управления бюджетными расходами, предусматривающий распределение бюджетных средств исходя из приоритетных целей и задач социально-экономического развития [5, с. 14]. Ключевыми критериями, повлиявшими на переход и использование программной структуры расходов бюджета, являются: − создание условий, обеспечивающих прозрачность бюджетного процесса; − согласование бюджетного и стратегического планирования; − распределение бюджетных ассигнований исходя из комплекса взаимоувязанных задач социально-экономического развития; − анализ результативности бюджетных расходов с точки зрения достижения стратегических и тактических задач развития сфер, отраслей, регионов[6,c.1]. В целом, новый формат бюджета, призван сменить действующую до недавнего времени модель сметного бюджетирования, при которой основной акцент делался на исполнение расходов и целевое использование средств вне их связи с результатами [5, с.15]. Введение термина эффективности бюджетных расходов стало развиваться с возникновением модификации «бюджетирования, нацеленного на результаты» в рамках среднесрочного финансового планирования. Авторы подразумевают под данным процессом составление планов, с учетом исполнения бюджетов всех уровней и контроль результатов, полученных от применения целевых бюджетных средств, на основе составления целевых программ [7]. Основное назначение бюджетного планирования заключается в увязке проводимой бюджетной политики (в первую очередь в сфере расходной части) с целями и задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения [8, с. 250]. Основными составляющими системы обеспечения эффективной реализации программ выступают: совокупность характеристик производительности расходования бюджета, механизмы оценки и аудита программ, система стимулов для распорядителей бюджета(РБС). Для проведения оценки и установления эффективности исполнения бюджетных средств, используют методы учета эффективности реализуемых программ в бюджетном цикле таблица 1. Таблица 1 − Методы бюджетирования и формы контроля за исполнением бюджета
Как показывает мировой опыт, не существует единой модели программного бюджетирования, однако наличие совокупности определенных ее элементов характерно для каждой из стран с программно- ориентированным бюджетом. Основные элементы базовой модели программного бюджетирования показаны ниже (рисунок 1).
Рисунок 1 − Элементы базовой модели программного бюджетирования
Модель программного бюджетирования строится на обязательном соблюдении следующих пяти принципов. Принцип своевременности и информационной обеспеченности, заключающийся в систематическом сборе и учете информации о результатах реализации программ в процессе подготовки бюджета. Принцип информационной достаточности, заключается в признании ограниченности финансовых и человеческих ресурсов для построения информационной системы, обеспечивающей проведение комплексной оценки программ. Принцип интеграции рекомендует применение дополнительной информации из внешних источников в бюджетном процессе, поскольку ее наличие считается важным и необходимым условием возведения эффективной модели бюджетирования. Данные прогноза возможных программ обязаны быть включены в бюджетный процесс с целью пересмотра ориентиров бюджетной политики, ее трансформации, а так же исключение из нее низкоприоритетных, неэффективных программ. Принцип синергии и кооперации заключается в обмене информацией между инициаторами решений и ответственными за их принятие, а еще комплексности в раскладе к бюджетированию на федеральном уровне. Принцип управленческой гибкости, практическое осуществление которого дает гарантию на своевременное приспособление структурных подразделений, ответственных за реализацию программ к изменяющимся условиям. На сегодняшний день практически все развитые, а также некоторые переходные и развивающиеся страны уже используют или на пути внедрения такой системы. Основным побудительным мотивом для перехода на программный формат бюджета в большинстве стран стало ухудшение экономической ситуации и желание улучшить качество государственных услуг [11, c. 68]. Результаты довольно неоднозначны в связи с влиянием таких факторов, как различная экономическая конъюнктура, политическая система, система управления государственными финансами и т.д. Несмотря на это, программный бюджет считается приоритетным направлением модернизации общественных финансов во многих странах и опыт таких стран, как Франция, Великобритания, США, Германия, Новая Зеландия и др. подтверждает успешность и необходимость проведения программных реформ для достижения повышения эффективности государственных расходов [12, с. 558]. В конце апреля 2013 года Государственная дума приняла поправки в Бюджетный кодекс РФ (№104-ФЗ от 7.05.13), необходимые для перехода на полноценный программный бюджет. Эти законодательные изменения послужили стимулом к тому, что до 2016 г. федеральный бюджет России будет полностью сформирован исключительно в программном формате, что следует рассматривать как важную инициативу, поскольку в течение нескольких последних лет полный переход бюджета на программный формат регулярно откладывался [6, c. 146].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|