Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность понятия «программное бюджетирование», основные цели и принципы его формирования




Реформа бюджетной политики, воплощаемая в соответствии с осуществлением «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», продолжает приносить свои плоды на разных уровнях управления государственными и муниципальными финансами [1].

В настоящее время российская бюджетная финансовая система имеет ряд конфигураций, причинами возникновения которых, стали активное внедрение программных принципов бюджетирования в различных сферах экономики.

Основной задачей, выполняемой в рамках преобразований в бюджетной политике, остается переход от модели управления затратами к модели управления результатами, иными словами внедрение программного бюджетирования. Особенно актуальным это стало в свете обязательного перехода субъектов РФ на программный бюджет с 2015 года [2].

Акцентируя внимание на опыт зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Швеция) можно заметить, что использование программного бюджетирования содействует как повышению эффективности использования государственных средств, так и усилению ответственности при их расходовании [3].Тенденция развития процесса программного бюджетирования за рубежом указывает на актуальность применения подобных подходов и в нашей стране. Повышенный интерес к применению программно-целевых методов в бюджетном процессе сопровождается усилением внимания к вопросам участия государства в регулировании экономического развития страны [4, c.76].

Под программным бюджетом подразумевают инструмент программно-целевого управления бюджетными расходами, предусматривающий распределение бюджетных средств исходя из приоритетных целей и задач социально-экономического развития [5, с. 14].

Ключевыми критериями, повлиявшими на переход и использование программной структуры расходов бюджета, являются:

− создание условий, обеспечивающих прозрачность бюджетного процесса;

− согласование бюджетного и стратегического планирования;

− распределение бюджетных ассигнований исходя из комплекса взаимоувязанных задач социально-экономического развития;

− анализ результативности бюджетных расходов с точки зрения достижения стратегических и тактических задач развития сфер, отраслей, регионов[6,c.1].

В целом, новый формат бюджета, призван сменить действующую до недавнего времени модель сметного бюджетирования, при которой основной акцент делался на исполнение расходов и целевое использование средств вне их связи с результатами [5, с.15].

Введение термина эффективности бюджетных расходов стало развиваться с возникновением модификации «бюджетирования, нацеленного на результаты» в рамках среднесрочного финансового планирования. Авторы подразумевают под данным процессом составление планов, с учетом исполнения бюджетов всех уровней и контроль результатов, полученных от применения целевых бюджетных средств, на основе составления целевых программ [7]. Основное назначение бюджетного планирования заключается в увязке проводимой бюджетной политики (в первую очередь в сфере расходной части) с целями и задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения [8, с. 250].

Основными составляющими системы обеспечения эффективной реализации программ выступают: совокупность характеристик производительности расходования бюджета, механизмы оценки и аудита программ, система стимулов для распорядителей бюджета(РБС).

Для проведения оценки и установления эффективности исполнения бюджетных средств, используют методы учета эффективности реализуемых программ в бюджетном цикле таблица 1.

Таблица 1 − Методы бюджетирования и формы контроля за исполнением бюджета

 

  Затратное/традиционное бюджетирование Программное бюджетирование
Движение по бюджетной «вертикали» «Снизу-вверх» «Сверху-вниз»
Механизм расходования бюджетных средств Финансирование расходных полномочий РБС по нормативам Финансирование программ на основе анализа «затраты- выгода»
Формы контроля Внешний Внутренний Непосредственными РБС
Контролирующие органы Министерство финансов и др. Отраслевые ведомства Департаменты отраслевых ведомств
Объекты контроля Затраты - статьи затрат Затраты - укрупненные виды расходов Результаты деятельности ведомств и общий объем текущих расходов

 

Как показывает мировой опыт, не существует единой модели программного бюджетирования, однако наличие совокупности определенных ее элементов характерно для каждой из стран с программно- ориентированным бюджетом. Основные элементы базовой модели программного бюджетирования показаны ниже (рисунок 1).

 

Рисунок 1 − Элементы базовой модели программного бюджетирования

 

Модель программного бюджетирования строится на обязательном соблюдении следующих пяти принципов.

Принцип своевременности и информационной обеспеченности, заключающийся в систематическом сборе и учете информации о результатах реализации программ в процессе подготовки бюджета.

Принцип информационной достаточности, заключается в признании ограниченности финансовых и человеческих ресурсов для построения информационной системы, обеспечивающей проведение комплексной оценки программ.

Принцип интеграции рекомендует применение дополнительной информации из внешних источников в бюджетном процессе, поскольку ее наличие считается важным и необходимым условием возведения эффективной модели бюджетирования.

Данные прогноза возможных программ обязаны быть включены в бюджетный процесс с целью пересмотра ориентиров бюджетной политики, ее трансформации, а так же исключение из нее низкоприоритетных, неэффективных программ.

Принцип синергии и кооперации заключается в обмене информацией между инициаторами решений и ответственными за их принятие, а еще комплексности в раскладе к бюджетированию на федеральном уровне.

Принцип управленческой гибкости, практическое осуществление которого дает гарантию на своевременное приспособление структурных подразделений, ответственных за реализацию программ к изменяющимся условиям.

На сегодняшний день практически все развитые, а также некоторые переходные и развивающиеся страны уже используют или на пути внедрения такой системы. Основным побудительным мотивом для перехода на программный формат бюджета в большинстве стран стало ухудшение экономической ситуации и желание улучшить качество государственных услуг [11, c. 68]. Результаты довольно неоднозначны в связи с влиянием таких факторов, как различная экономическая конъюнктура, политическая система, система управления государственными финансами и т.д. Несмотря на это, программный бюджет считается приоритетным направлением модернизации общественных финансов во многих странах и опыт таких стран, как Франция, Великобритания, США, Германия, Новая Зеландия и др. подтверждает успешность и необходимость проведения программных реформ для достижения повышения эффективности государственных расходов [12, с. 558].

В конце апреля 2013 года Государственная дума приняла поправки в Бюджетный кодекс РФ (№104-ФЗ от 7.05.13), необходимые для перехода на полноценный программный бюджет. Эти законодательные изменения послужили стимулом к тому, что до 2016 г. федеральный бюджет России будет полностью сформирован исключительно в программном формате, что следует рассматривать как важную инициативу, поскольку в течение нескольких последних лет полный переход бюджета на программный формат регулярно откладывался [6, c. 146].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных