Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности государственного регулирования программного бюджетирования




Внедрение программно-целевого бюджетирования в бюджетный процесс в различных организациях во многом зависит от качества государственного регулирования бюджетных отношений. Уровню нормативной правовой регламентации бюджетирования придается особое значение, так как только при условии системного подхода к государственному регулированию бюджетных отношений возможно эффективное функционирование и развитие государственных финансов.

За последние годы правовое обеспечение бюджетного процесса претерпело многочисленные изменения, которые происходили в три этапа:

I этап − методологическая и организационная модернизация системы исполнения бюджета, создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета, введение обязательного внешнего контроля за исполнением бюджета.

II этап − приведение расходных обязательств публично-правовых образований в соответствие с их финансовыми возможностями.

III этап − внедрение элементов среднесрочного результативного бюджетирования, составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начислений, внедрение процедур внутреннего контроля.

Первый этап реформы был ознаменован принятием Бюджетного кодекса в 1998г. В этот период времени стояли задачи: создания системы, обеспечивающей исполнение бюджета с соблюдением требований закона.

Для решения этих задач были созданы казначейство и контрольно-счетные органы. Посредством казначейского исполнения бюджета были отлажены процедуры санкционирования расходов, обеспечено создание единого счета бюджета, введен контроль над принимаемыми расходными обязательствами, введен отчет об исполнении бюджета.

В результате проведения второго этапа в Бюджетный кодекс введено понятие «публично-правовое образование», разграничены расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов.

В настоящее время можно говорить о третьем этапе - переходе к качественному управлению публичными финансами. Для осуществления перехода было принято постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», одобрившее Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.

На протяжении длительного времени велась работа по реформированию бюджетного процесса, однако до сих пор не произошел переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса (администраторов бюджетных средств) в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В последнее время переход к «управлению результатами» усилился. Этому способствовало развитие различных механизмов – регуляторов со стороны государства. Основными инструментами в механизме регулирования процесса перехода на программное бюджетирование стали нормативно-правовая база в законодательстве Российской Федерации и система контроля за исполнением бюджетных средств.

В 2010 - 2012 годах развитие бюджетной системы Российской Федерации осуществлялось в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).

По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.

1) Повышение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

В 2012 году принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета», который устанавливает правила определения предельного объема расходов федерального бюджета с целью снижения ненефтегазового дефицита и аккумулирования конъюнктурно обусловленных нефтегазовых доходов в суверенных фондах.

Начиная с федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, федеральный бюджет формировалсяся на основе бюджетных правил.

2) Совершенствование разграничения полномочий.

С 1 января 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Одновременно с этим, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была предусмотрена передача ряда федеральных полномочий и доходных источников субъектам Российской Федерации.

В рамках комплексной реформы здравоохранения с 2012 года полномочия по обеспечению оказания медицинской помощи осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом единый минимальный норматив зачисления доходов от налога на доходы физических лиц был снижен с 30 до 20 процентов при сохранении общего норматива на уровне 40 процентов.

Принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает перераспределение полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с сокращением расходных обязательств муниципальных образований.

Принят ряд федеральных законов, направленных на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов.

3) Государственные программы Российской Федерации как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов.

В 2010 году Правительством Российской Федерации утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, перечень государственных программ Российской Федерации. Минэкономразвития России совместно с Минфином России разработаны Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.

За период 2012 - начало 2013 года Правительством Российской Федерации было утверждено 37 государственных программ Российской Федерации.

4) Переход к программной структуре расходов бюджетов.

Принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» (далее - Федеральный закон 104-ФЗ), предусматривающий переход к формированию бюджетов в структуре государственных (муниципальных) программ.

Федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации.

При методической поддержке Минфина России продолжалось внедрение программной структуры бюджетов на региональном уровне. По состоянию на 2013 год в 45 субъектах Российской Федерации приняты правовые акты о порядке разработки и реализации государственных программ.

5) Оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения.

Приняты Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон 210-ФЗ) и Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части урегулирования правоотношений, связанных с устранением избыточных ограничений при предоставлении государственных и муниципальных услуг).

Разработана и реализуется Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1021-р.

6) Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг.

В 2010 - 2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы оказания государственных и муниципальных услуг.

Принят Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон 83-ФЗ).

Федеральный закон 83-ФЗ стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.

В целях его реализации был разработан и принят ряд актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, обеспечивших комплексное регулирование вопросов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений.

С 1 января 2012 года начал работу официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет) для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).

7) Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля.

Приняты Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 252-ФЗ) в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Развитие современных технологий позволило усовершенствовать контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства.

Начиная с 2011 года (в целях оплаты денежных обязательств), получатели бюджетных средств имеют возможность представлять в органы Федерального казначейства электронные контракты, заключенные на электронных торговых площадках.

Кроме того, с 2012 года органы Федерального казначейства при санкционировании оплаты обязательств по государственным контрактам осуществляют проверку наличия сведений о государственном контракте в реестре государственных контрактов.

8) Формирование комплексной контрактной системы в Российской Федерации.

Принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон 44-ФЗ).

Внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), устанавливающие основания для принятия долгосрочных обязательств, обусловленных концессионными соглашениями, по возмещению расходов концессионера на создание и (или) использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.

Введен в действие официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

9) Реформирование системы бюджетных платежей.

Реализована возможность внесения наличных денежных средств организациями субъекта Российской Федерации, расположенными за пределами административного центра субъекта Российской Федерации, на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для обеспечения наличными денежными средствами в кредитных организациях.

Созданы условия для применения корпоративных банковских карт в части возможности осуществления ими расчетов за приобретенные товары (оказанные услуги).

10) Развитие информационной системы управления государственными финансами.

Правительством Российской Федерации утверждена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - система «Электронный бюджет»).

В 2011 - 2013 годах в рамках создания системы «Электронный бюджет» Минфином России утверждены необходимые организационно-распорядительные документы по созданию и развитию системы, внедрена система мониторинга реализации процессов и процедур создания системы, разработана Общая архитектура (требования) к системе «Электронный бюджет».

В феврале 2013 года опубликована тестовая версия Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее - Единый портал).

11) Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов федеральными и региональными органами исполнительной власти.

В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов федеральными органами исполнительной власти были приняты и реализованы ведомственные планы повышения эффективности бюджетных расходов.

Правительством Российской Федерации были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Указанные субсидии предоставлялись субъектам Российской Федерации (не более 15 ежегодно) при соблюдении требований бюджетного законодательства и выполнении условий предоставления субсидий, а также достижении наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов в отчетном году и положительной динамики данных результатов.

В целом, задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов были в основном решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.

Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах»,

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 31 января 2013 года, решениями заседания Государственного совета Российской Федерации 4 октября 2013 г. по вопросу о повышении эффективности бюджетных расходов и определяет основные направления действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в указанной сфере.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ
(ред. от 31.12.2014) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (в целях настоящего Кодекса - непрограммные направления деятельности), и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов [Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации...].

Активному развитию программного бюджетирования содействовало принятие Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р
(ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

В соответствии с данным распоряжением в различных отраслях сформулированы:

− основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

− стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

− формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

− цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

− цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

− параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

В рамках действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года разработаны программы по вышеизложенным направлениям, финансирование которых осуществляются по целевому назначению, в соответствии с принципами программного бюджетирования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных