ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методологические подходы к анализу и оценке бюджетных расходов образовательных учреждений с учетом внедрения программно-целевых принципов бюджетирования
Реформа бюджетной политики, воплощаемая в соответствии с осуществлением «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», продолжает приносить свои плоды на разных уровнях управления государственными и муниципальными финансами [24]. В настоящее время российская бюджетная финансовая система имеет ряд конфигураций, причинами возникновения которых, стали активное внедрение программных принципов бюджетирования в различных сферах экономики. Основной задачей, выполняемой в рамках преобразований в бюджетной политике, остается переход от модели управления затратами к модели управления результатами, иными словами внедрение программного бюджетирования. Особенно актуальным это стало в свете обязательного перехода субъектов РФ на программный бюджет с 2015 года [25]. Акцентируя внимание на опыт зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Швеция) можно заметить, что использование программного бюджетирования содействует как повышению эффективности использования государственных средств, так и усилению ответственности при их расходовании [26].Тенденция развития процесса программного бюджетирования других стран указывает на актуальность применения подобных подходов и в нашей стране. Повышенное внимание к употреблению программно-целевых методов в бюджетном процессе сопровождается усилением внимания к вопросам участия государства в регулировании экономического развития страны [27, c.76]. Под программным бюджетом подразумевают инструмент программно-целевого управления бюджетными расходами, предусматривающий распределение бюджетных средств исходя из приоритетных целей и задач социально-экономического развития [28, с. 14]. Ключевыми критериями, повлиявшими на переход и использование программной структуры расходов бюджета, являются: − создание условий, обеспечивающих прозрачность бюджетного процесса; − согласование бюджетного и стратегического планирования; − распределение бюджетных ассигнований исходя из комплекса взаимоувязанных задач социально-экономического развития; − анализ эффективности бюджетных расходов с точки зрения достижения стратегических и тактических задач развития сфер, отраслей, регионов[29,c.1]. В целом, новый формат бюджета, призван сменить действующую до недавнего времени модель сметного бюджетирования, при которой основной акцент делался на исполнение расходов и целевое использование средств вне их связи с результатами [30, с.15]. Введение термина эффективности бюджетных расходов стало развиваться с возникновением модификации «бюджетирования, нацеленного на результаты» в рамках среднесрочного финансового планирования. Авторы подразумевают под данным процессом составление планов, с учетом исполнения бюджетов всех уровней и контроль результатов, полученных от применения целевых бюджетных средств, на основе составления целевых программ [31]. Основное назначение бюджетного планирования заключается в координировании осуществляемой бюджетной политики (в первую очередь в сфере расходной части) с целями и задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения [32, с. 250]. В России органы местного самоуправления имеют определенный опыт программного планирования – часть расходов местного бюджета осуществляется в рамках целевых программ [33, c.124]. Анализируя региональные целевые программы, можно сделать вывод о том, что в стране еще не окончательно выработалась система стратегического планирования и управления, на лицо лишь их зачатки [35]. Важная роль при этом отводится методологическим подходам и методическому инструментарию процедур оценки эффективности исполнения бюджетных средств в рамках целевых бюджетных программ [36, с.123]. Методология программного бюджетирования, с нашей точки зрения, представляет из себя систему, подсистемой которой являются различные методические подходы, включающие элементы в виде совокупности теоретических и урегулированных нормами права принципов обоснования социальных отношений, которые возникают в процессе формирования и исполнения программного бюджета. На сегодняшний день авторы выделяют значительное количество методов, методик финансового анализа бюджетного процесса, которые можно классифицировать по разным категориям: − методики, основанные на коэффициентном анализе [37, 38,39] − методики, основанные на анализе интегральных показателей; − методы статистического анализа; − элементарные экономико-математические модели и методы анализа системы неравенств. Применение методики коэффициентного анализа в оценке финансового состояния бюджетного процесса как федерального, так и регионального уровней, описывают в своих трудах ряд авторов. К примеру, изучением данного вопроса занимались Поляк Г.В. и Родионова В.М. По их мнению для финансового состояния территориального бюджета, а так же оценки его общей сбалансированности необходимо использовать определенные бюджетные коэффициенты (таблица 10). Методы, предлагаемые авторами, рассчитаны, по-большей части, на анализ традиционного бюджетного процесса. Коэффициенты, рассчитываемые в ходе данных методик, раскрывают общую картину бюджетного процесса, не акцентируя внимание на использование в настоящем времени программных принципов. Широкое применение методик, основанных на анализе интегральных показателей, представлено работами Ермаковой Е.А., Болякиной О.В., Колесова А.С. и Кузнецова Е.В. Авторы предлагают использовать методы оценки уровня финансовой состоятельности территориальных бюджетов, а так же их сбалансированности на основе влияния на бюджетный процесс различного вида интегральных показателей. Представленные методики в таблице 1 так же ориентированы на анализ бюджетного процесса с учетом применения традиционного подхода к исполнению бюджета. Рассчитываемые интегральные показатели представленных методик не учитывают особенности программного бюджетирования.
Таблица 10 − Современный методики анализа бюджетного процесса
На наш взгляд, существующие методики не позволяют анализировать в полной мере бюджетные расходы на реализацию ведомственных и долгосрочных целевых программ. Решением данной проблемы небезрезультатно занималась Макарова С.Н., разработав методику финансового анализа и оценки программных расходов бюджета. По ее мнению финансовый анализ осуществляют для достижения одной из главных целей − с целью принятия управленческих решений, затрагивающих объемы и резервы повышения эффективности программных расходов, структуры целевых бюджетных программ, целесообразности программных мероприятий, осуществления задач стратегического развития территории. Предметом финансового анализа выступает процесс программного бюджетирования, его результаты и факторы. Автор выделяет в своей методике анализ абсолютных и относительных показателей программных расходов бюджета. Система абсолютных показателей программных расходов бюджета состоит из подсистемы, элементами которой, являются количественные и стоимостные показатели. Для анализа абсолютных показателей используется метод сравнения, благодаря которому, исследуются абсолютные и относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития. Система относительных показателей состоит из общих и индивидуальных бюджетных коэффициентов. Общие бюджетные коэффициенты рассчитываются как для какой-то определенной отрасли экономики, так и для конкретного главного распорядителя бюджетных средств. Общие бюджетные коэффициенты: - программного бюджетирования; - внепрограммных мероприятий; - инвестиционной активности; - инновационной активности; - стратегического развития и тд. Индивидуальные бюджетные коэффициенты: - централизации расходов главного распорядителя бюджетных средств; - специализации расходов главного распорядителя бюджетных средств; -диверсификации расходов главного распорядителя бюджетных средств. Автор выделил данные бюджетные показатели, позволяя провести анализ программного бюджетирования в динамике, а так же оценивать коэффициенты бюджетирования определенной территории с подобными показателями бюджетов иных территорий. Данные показатели могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния программных расходов бюджета. Эти критерии способны формироваться на основе наиболее удачно составленных с применением программно-целевых принципов и эффективно исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д. Основное внимание данной методики уделяется, конечно же, расчету и анализу коэффициенту программного бюджетирования [34,c. 124]. Автор предлагает использовать следующую формулу его исчисления: (1) где, – коэффициент программного бюджетирования; – расходы на реализацию ведомственных целевых программ; – расходы на реализацию межведомственных целевых программ; – расходы бюджета. Коэффициент программного бюджетирования отражает часть программных расходов в общем объеме затрат бюджета, и это дает возможность установить степень использования программно-целевого принципа в своей финансовой деятельности того или иного объекта программного бюджетирования. Программный бюджет отличается от типового, традиционного тем, что значительная часть расходов включена в программы, которые непосредственно связаны с результатами социально-экономического развития территории. Поэтому, нормативное значение коэффициента программного бюджетирования рекомендуется определять уравнением: 1 < < 0,7 [34, c.125]. Методика Макаровой С.Н. может быть вполне апробирована для различных отраслей экономики, но с учетом ряда изменений. К примеру, для анализа использования программно-целевого принципа в финансовой деятельности образовательных учреждений Нижегородской области данную формулу можно взять за основу, но при этом, учитывая специфику отрасли, применять и сложившиеся методики оценки эффективности использования бюджетных расходов. Одной из наиболее известных современных методик анализа эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями стала методика, предлагаемая Марковым С.Н. Автор, в результате синтеза существующих в мировой практике методов и моделей исследования эффективности использования бюджетных средств и оценки расходов на образование вывел наиболее предпочтительный вариант действий для образовательных учреждений рисунок 1 [40].
Рисунок 2− Методика оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями Данная методика может иметь широкое применение на практике, но на современном этапе развития бюджетной политики, в сфере образования остается открытым вопрос учета программных принципов при оценке программных расходов бюджетных средств, выделенных в результате целевого направления из разных источников финансирования. Так в соответствии с государственной программой «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденной согласно Постановлению РФ от 15 апреля 2014 года № 295 и Постановлением Правительства Нижегородской области об утверждении Государственной программы «Развитие образования Нижегородской области», принятой 30 апреля 2014 года № 301 было направленно из федерального и регионального бюджета, в рамках программно-целевого планирования средства в размере 208173514,97 тыс. рублей [41, 42]. Динамика объемов бюджетных ассигнований в образовательные учреждения Нижегородской области в рамках государственной и ведомственной программ и соответствующих подпрограмм представлена в таблице 11 [43]. Таблица 11 − Динамика объемов бюджетных ассигнований в образовательные учреждения Нижегородской области
В результате, возникает необходимость в анализе и оценке затраченных ресурсов, согласно достигнутых результатов программы. Эффективность использования бюджетных расходов можно определить при помощи вышеуказанной методики Маркова С.Н. Одним из главных условий использования данной методики является применение в рамках существующих способов анализа, исследование коэффициента программного бюджетирования, разработанного Макаровой С.Н. Предлагается усовершенствовать имеющеюся формулу расчета коэффициента программного бюджетирования и апробировать ее для расчета в образовательных учреждениях в методике Маркова С.Н. На наш взгляд, формула не вполне полно позволяет провести анализ использования программно-целевого принципа в финансовой деятельности образовательного учреждения, так как необходимо учитывать расходы на внепрограммные мероприятия, которые так, или иначе входят в общий объем расходов бюджета. Реализация любой программы, помимо целевых средств несет в себе расходы, связанные с внепрограммными мероприятиями, без которых внедрение той, или иной социально-экономической задачи будет невозможно. Данные расходы оказывают значительное влияние на исчисление показателя, отражающего долю программных расходов в общем объеме расходов бюджета, что соответственно позволяет более точно определить степень использования программно-целевого принципа в финансовой деятельности объекта программного бюджетирования. Предлагается использовать при коэффициентном анализе показатель эффективности использования программных средств образовательными учреждениями с учетом внепрограммных затрат. Предполагаемая формула расчета: (2) где, – коэффициент эффективности использования программных средств образовательными учреждениями; – расходы на реализацию ведомственных целевых программ; – расходы на реализацию межведомственных целевых программ; – расходы на внепрограммные мероприятия – расходы бюджета. Нормативное значение показателя эффективности использования программных средств образовательными учреждениями базируется в рамках , чем выше данный коэффициент, тем эффективнее используются программно-целевые средства в общей доле бюджетных расходов. Таким образом, анализ бюджетных коэффициентов, а в частности коэффициента эффективности использования программных средств необходим для оценки финансового состояния бюджетирования в образовательных учреждениях. Он оказывает значительное влияние на ряд бюджетных коэффициентов, которые могут использоваться для выявления динамики развития показателей и тенденций их изменения, для выявления количественных и качественных факторов влияния на процесс формирования и исполнения программных расходов бюджета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|