Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методологические подходы к анализу и оценке бюджетных расходов образовательных учреждений с учетом внедрения программно-целевых принципов бюджетирования




 

 

Реформа бюджетной политики, воплощаемая в соответствии с осуществлением «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», продолжает приносить свои плоды на разных уровнях управления государственными и муниципальными финансами [24].

В настоящее время российская бюджетная финансовая система имеет ряд конфигураций, причинами возникновения которых, стали активное внедрение программных принципов бюджетирования в различных сферах экономики.

Основной задачей, выполняемой в рамках преобразований в бюджетной политике, остается переход от модели управления затратами к модели управления результатами, иными словами внедрение программного бюджетирования. Особенно актуальным это стало в свете обязательного перехода субъектов РФ на программный бюджет с 2015 года [25].

Акцентируя внимание на опыт зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Швеция) можно заметить, что использование программного бюджетирования содействует как повышению эффективности использования государственных средств, так и усилению ответственности при их расходовании [26].Тенденция развития процесса программного бюджетирования других стран указывает на актуальность применения подобных подходов и в нашей стране. Повышенное внимание к употреблению программно-целевых методов в бюджетном процессе сопровождается усилением внимания к вопросам участия государства в регулировании экономического развития страны [27, c.76].

Под программным бюджетом подразумевают инструмент программно-целевого управления бюджетными расходами, предусматривающий распределение бюджетных средств исходя из приоритетных целей и задач социально-экономического развития [28, с. 14].

Ключевыми критериями, повлиявшими на переход и использование программной структуры расходов бюджета, являются:

− создание условий, обеспечивающих прозрачность бюджетного процесса;

− согласование бюджетного и стратегического планирования;

− распределение бюджетных ассигнований исходя из комплекса взаимоувязанных задач социально-экономического развития;

− анализ эффективности бюджетных расходов с точки зрения достижения стратегических и тактических задач развития сфер, отраслей, регионов[29,c.1].

В целом, новый формат бюджета, призван сменить действующую до недавнего времени модель сметного бюджетирования, при которой основной акцент делался на исполнение расходов и целевое использование средств вне их связи с результатами [30, с.15].

Введение термина эффективности бюджетных расходов стало развиваться с возникновением модификации «бюджетирования, нацеленного на результаты» в рамках среднесрочного финансового планирования. Авторы подразумевают под данным процессом составление планов, с учетом исполнения бюджетов всех уровней и контроль результатов, полученных от применения целевых бюджетных средств, на основе составления целевых программ [31]. Основное назначение бюджетного планирования заключается в координировании осуществляемой бюджетной политики (в первую очередь в сфере расходной части) с целями и задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения [32, с. 250].

В России органы местного самоуправления имеют определенный опыт

программного планирования – часть расходов местного бюджета осуществляется в рамках целевых программ [33, c.124]. Анализируя региональные целевые программы, можно сделать вывод о том, что в стране еще не окончательно выработалась система стратегического планирования и управления, на лицо лишь их зачатки [35].

Важная роль при этом отводится методологическим подходам и методическому инструментарию процедур оценки эффективности исполнения бюджетных средств в рамках целевых бюджетных программ [36, с.123].

Методология программного бюджетирования, с нашей точки зрения, представляет из себя систему, подсистемой которой являются различные методические подходы, включающие элементы в виде совокупности теоретических и урегулированных нормами права принципов обоснования социальных отношений, которые возникают в процессе формирования и исполнения программного бюджета.

На сегодняшний день авторы выделяют значительное количество методов, методик финансового анализа бюджетного процесса, которые можно классифицировать по разным категориям:

− методики, основанные на коэффициентном анализе [37, 38,39]

− методики, основанные на анализе интегральных показателей;

− методы статистического анализа;

− элементарные экономико-математические модели и методы анализа системы неравенств.

Применение методики коэффициентного анализа в оценке финансового состояния бюджетного процесса как федерального, так и регионального уровней, описывают в своих трудах ряд авторов. К примеру, изучением данного вопроса занимались Поляк Г.В. и Родионова В.М. По их мнению для финансового состояния территориального бюджета, а так же оценки его общей сбалансированности необходимо использовать определенные бюджетные коэффициенты (таблица 10). Методы, предлагаемые авторами, рассчитаны, по-большей части, на анализ традиционного бюджетного процесса. Коэффициенты, рассчитываемые в ходе данных методик, раскрывают общую картину бюджетного процесса, не акцентируя внимание на использование в настоящем времени программных принципов.

Широкое применение методик, основанных на анализе интегральных показателей, представлено работами Ермаковой Е.А., Болякиной О.В., Колесова А.С. и Кузнецова Е.В. Авторы предлагают использовать методы оценки уровня финансовой состоятельности территориальных бюджетов, а так же их сбалансированности на основе влияния на бюджетный процесс различного вида интегральных показателей. Представленные методики в таблице 1 так же ориентированы на анализ бюджетного процесса с учетом применения традиционного подхода к исполнению бюджета.

Рассчитываемые интегральные показатели представленных методик не учитывают особенности программного бюджетирования.

 

 

Таблица 10 − Современный методики анализа бюджетного процесса

Автор Методика
Поляк Г.Б. предлагает оценивать уровень устойчивости территориальных бюджетов объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Для финансового состояния территориального бюджета используются бюджетные коэффициенты: − соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов; − автономии; − обеспеченности минимальных расходов собственными доходами; − бюджетного покрытия; − бюджетной задолженности; − бюджетной результативности региона; − бюджетной обеспеченности населения [34, с.123].
Ермакова Е.А., Болякина О.В. предлагают методический подход к оценке уровня финансовой самостоятельности местных бюджетов, базирующийся на авторском структурировании существующих доходов бюджетов муниципальных образований. Аргументируют понятие «собственные доходы бюджета», на базе которого устанавливают показатель финансовой независимости местных бюджетов и его предельное значение [38].
Колесов А.С. советует применять индекс интегральной оценки финансового положения элемента бюджетной системы на абстрактный период времени [14,с.123].
Кузнецова Е.В Сбалансированность бюджета как состояние равновесия между бюджетными расходами и источниками их финансирования может характеризоваться разным качеством самого баланса. Она выделяет собственную, базовую и общую сбалансированность бюджета [39, с.159].
Родионова В.М. уточняет указанные понятия и рекомендует давать оценки по уровню оптимальной, регулируемой и общей сбалансированности бюджета соответствующими коэффициентами [39, с.159].

 

На наш взгляд, существующие методики не позволяют анализировать в полной мере бюджетные расходы на реализацию ведомственных и долгосрочных целевых программ.

Решением данной проблемы небезрезультатно занималась Макарова С.Н., разработав методику финансового анализа и оценки программных расходов бюджета. По ее мнению финансовый анализ осуществляют для достижения одной из главных целей − с целью принятия управленческих решений, затрагивающих объемы и резервы повышения эффективности программных расходов, структуры целевых бюджетных программ, целесообразности программных мероприятий, осуществления задач стратегического развития территории. Предметом финансового анализа выступает процесс программного бюджетирования, его результаты и факторы.

Автор выделяет в своей методике анализ абсолютных и относительных показателей программных расходов бюджета. Система абсолютных показателей программных расходов бюджета состоит из подсистемы, элементами которой, являются количественные и стоимостные показатели.

Для анализа абсолютных показателей используется метод сравнения, благодаря которому, исследуются абсолютные и относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития.

Система относительных показателей состоит из общих и индивидуальных бюджетных коэффициентов. Общие бюджетные коэффициенты рассчитываются как для какой-то определенной отрасли экономики, так и для конкретного главного распорядителя бюджетных средств. Общие бюджетные коэффициенты:

- программного бюджетирования;

- внепрограммных мероприятий;

- инвестиционной активности;

- инновационной активности;

- стратегического развития и тд.

Индивидуальные бюджетные коэффициенты:

- централизации расходов главного распорядителя бюджетных средств;

- специализации расходов главного распорядителя бюджетных средств;

-диверсификации расходов главного распорядителя бюджетных средств.

Автор выделил данные бюджетные показатели, позволяя провести анализ программного бюджетирования в динамике, а так же оценивать коэффициенты бюджетирования определенной территории с подобными показателями бюджетов иных территорий. Данные показатели могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния программных расходов бюджета. Эти критерии способны формироваться на основе наиболее удачно составленных с применением программно-целевых принципов и эффективно исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

Основное внимание данной методики уделяется, конечно же, расчету и анализу коэффициенту программного бюджетирования [34,c. 124].

Автор предлагает использовать следующую формулу его исчисления:

(1)

где,

– коэффициент программного бюджетирования;

– расходы на реализацию ведомственных целевых программ;

– расходы на реализацию межведомственных целевых программ;

– расходы бюджета.

Коэффициент программного бюджетирования отражает часть программных расходов в общем объеме затрат бюджета, и это дает возможность установить степень использования программно-целевого принципа в своей финансовой деятельности того или иного объекта программного бюджетирования. Программный бюджет отличается от типового, традиционного тем, что значительная часть расходов включена в программы, которые непосредственно связаны с результатами социально-экономического развития территории. Поэтому, нормативное значение коэффициента программного бюджетирования рекомендуется определять уравнением: 1 < < 0,7 [34, c.125].

Методика Макаровой С.Н. может быть вполне апробирована для различных отраслей экономики, но с учетом ряда изменений.

К примеру, для анализа использования программно-целевого принципа в финансовой деятельности образовательных учреждений Нижегородской области данную формулу можно взять за основу, но при этом, учитывая специфику отрасли, применять и сложившиеся методики оценки эффективности использования бюджетных расходов.

Одной из наиболее известных современных методик анализа эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями стала методика, предлагаемая Марковым С.Н.

Автор, в результате синтеза существующих в мировой практике методов и моделей исследования эффективности использования бюджетных средств и оценки расходов на образование вывел наиболее предпочтительный вариант действий для образовательных учреждений рисунок 1 [40].

1 этап. Выбор и определение значения основного показателя результативности деятельности образовательных учреждений в году, предшествующем отчетному финансовому году
6 этап. Обобщение результатов проведенной оценки эффективности использования бюджетных средств образовательными учреждениями
5 этап. Расчет процента эффективных и неэффективных бюджетных расходов для каждого образовательного учреждения
4 этап. Ранжирование образовательных учреждений одного типа на группы эффективности

Рисунок 2− Методика оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями

Данная методика может иметь широкое применение на практике, но на современном этапе развития бюджетной политики, в сфере образования остается открытым вопрос учета программных принципов при оценке программных расходов бюджетных средств, выделенных в результате целевого направления из разных источников финансирования.

Так в соответствии с государственной программой «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденной согласно Постановлению РФ от 15 апреля 2014 года № 295 и Постановлением Правительства Нижегородской области об утверждении Государственной программы «Развитие образования Нижегородской области», принятой 30 апреля 2014 года № 301 было направленно из федерального и регионального бюджета, в рамках программно-целевого планирования средства в размере 208173514,97 тыс. рублей [41, 42].

Динамика объемов бюджетных ассигнований в образовательные учреждения Нижегородской области в рамках государственной и ведомственной программ и соответствующих подпрограмм представлена в таблице 11 [43].

Таблица 11 − Динамика объемов бюджетных ассигнований в образовательные учреждения Нижегородской области

Показатель Годы
                 
Объемы бюджетных ассигнований программ, тыс. руб.   Объемы бюджетных ассигнований подпрограмм, тыс. руб.   32645698,20   32621285,20   32633008,90 35126944,65 36733395,15 38371782,85 27857,75 11324,75 2217,52
Подпрограмма 1
  26961571,10   27014475,10 27014475,10 26501578,5 27978295,6 29484417,2 - - -
Итого 164954812,60
Подпрограмма 2
475660,10   451464,50   451464,50 685073,20 703591,40 722478,50 - - -
Итого 3489732,20
Подпрограмма 3
3653221,90 4106598,00 4106598,00 6173150,7 6254698,9 6337871,1 - - -
Итого 30632138,60
Подпрограмма 4
76515,2 88888,4 90267,70 84494,8 84942,5 85396,6 - - -
Итого 510505,20
Подпрограмма 5
635,90 635,90 635,90     905,8   957,4 1010,1 - - -
Итого 4781,00
Подпрограмма 6
232436,60 262534,90   262574,90   553081,60 567117,80 581434,20 - - -
Итого 2459180,00
Подпрограмма 7
27092,0 27046,0 26948,0 26807,0 26712,0 26568,0 24544,0 8033,0 -
Итого 193750,0
Подпрограмма 8
  599684,80     3368,80   3368,80   3357,75   3346,75 3335,75 3313,75 3291,75 2217,52
Итого 625285,67
Подпрограмма 9
536285,9 578496,9   583945,5   994861,2   1009360,0     1024144,9   - - -
Итого 4727094,40
Подпрограмма 10
82594,7 87776,7   92730,5     103634,1   104372,8 105126,5 - - -
Итого 576235,30

 

В результате, возникает необходимость в анализе и оценке затраченных ресурсов, согласно достигнутых результатов программы. Эффективность использования бюджетных расходов можно определить при помощи вышеуказанной методики Маркова С.Н. Одним из главных условий использования данной методики является применение в рамках существующих способов анализа, исследование коэффициента программного бюджетирования, разработанного Макаровой С.Н.

Предлагается усовершенствовать имеющеюся формулу расчета коэффициента программного бюджетирования и апробировать ее для расчета в образовательных учреждениях в методике Маркова С.Н.

На наш взгляд, формула не вполне полно позволяет провести анализ использования программно-целевого принципа в финансовой деятельности образовательного учреждения, так как необходимо учитывать расходы на внепрограммные мероприятия, которые так, или иначе входят в общий объем расходов бюджета. Реализация любой программы, помимо целевых средств несет в себе расходы, связанные с внепрограммными мероприятиями, без которых внедрение той, или иной социально-экономической задачи будет невозможно. Данные расходы оказывают значительное влияние на исчисление показателя, отражающего долю программных расходов в общем объеме расходов бюджета, что соответственно позволяет более точно определить степень использования программно-целевого принципа в финансовой деятельности объекта программного бюджетирования.

Предлагается использовать при коэффициентном анализе показатель эффективности использования программных средств образовательными учреждениями с учетом внепрограммных затрат.

Предполагаемая формула расчета:

(2)

где,

– коэффициент эффективности использования программных средств образовательными учреждениями;

– расходы на реализацию ведомственных целевых программ;

– расходы на реализацию межведомственных целевых программ;

– расходы на внепрограммные мероприятия

– расходы бюджета.

Нормативное значение показателя эффективности использования программных средств образовательными учреждениями базируется в рамках , чем выше данный коэффициент, тем эффективнее используются программно-целевые средства в общей доле бюджетных расходов.

Таким образом, анализ бюджетных коэффициентов, а в частности коэффициента эффективности использования программных средств необходим для оценки финансового состояния бюджетирования в образовательных учреждениях. Он оказывает значительное влияние на ряд бюджетных коэффициентов, которые могут использоваться для выявления динамики развития показателей и тенденций их изменения, для выявления количественных и качественных факторов влияния на процесс формирования и исполнения программных расходов бюджета.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных