ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретические аспекты Программного бюджетирования как процесса повышения эффективности функционирования государственных и муниципальных финансовВ настоящее время Правительство РФ предпринимает существенные меры преобразования управления государственными и муниципальными финансами (ГМФ). Наиболее приоритетной для страны является реформа бюджетного процесса и совершенствование механизмов повышения качества управления ГМФ в условиях реализации принципа «бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР). Традиционный механизм затратного финансирования, который существует в Российской Федерации, согласно закону о федеральном бюджете, подразумевает под собой процесс, в котором главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) получают ресурсы, и затем, согласно бюджетным обязательствам, доводят их до исполнителей (бюджетных учреждений). Такой подход, конечно, включает в себя жесткий контроль над реализуемыми средствами и качество планирования, но при этом в нем абсолютно отсутствует гибкость и наблюдаются наличие противоречия между ведомствами и программами, финансируемыми из федерального бюджета. В результате эффективность использования бюджетных средств оценивается по исполнению сметы, при этом достигнутые результаты не учитываются. В наше время актуальными являются вопросы повышения эффективности процесса функционирования государственных и муниципальных финансов и делается акцент не только на управление бюджетными затратами, но и конечными результатами, т.е. бюджетные ресурсы распределяются в зависимости от достижения запланированных конечных результатов, которые затем, направляются на выполнение экономических и социальных задач [1, с. 1]. Как говорил В.В. Путин в своем докладе на заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития России «Каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат» [2]. Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, в современной экономической практике, является программно-целевое финансирование, предполагающее переход к формированию бюджетов в разрезе государственных программ. Это обуславливает введение в бюджетную практику понятий «программного бюджетирования» и программного бюджета [3, c. 43]. По сравнению с традиционным программный бюджет обладает целым рядом преимуществ, в том числе он позволяет: − сфокусировать бюджетные расходы на политически заданных и стратегически важных целях социально-экономического развития страны; − сформировать непосредственную связь краткосрочного и долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования; − обеспечить прочную взаимоувязку между стратегическими планами государства и бюджетом; − повысить ответственность в государственном секторе министерств и ведомств за целевое и эффективное использование выделенных ресурсов [4, с. 4]. На сегодняшний день практически все развитые, а также некоторые переходные и развивающиеся страны уже используют или на пути внедрения такой системы. Основным побудительным мотивом для перехода на программный формат бюджета в большинстве стран стало ухудшение экономической ситуации и желание улучшить качество государственных услуг [5, c. 68]. Результаты довольно неоднозначны в связи с влиянием таких факторов, как разная экономическая конъюнктура, политическая система, система управления государственными финансами и т.д. Несмотря на это, программный бюджет считается приоритетным направлением модернизации общественных финансов во многих странах и опыт таких стран, как Франция, Великобритания, США, Германия, Новая Зеландия и др. подтверждает успешность и необходимость проведения программных реформ для достижения повышения эффективности государственных расходов [6, с. 558]. В конце апреля 2013 года Государственная дума приняла поправки в Бюджетный кодекс РФ (№104-ФЗ от 7.05.13), необходимые для перехода на полноценный программный бюджет. Эти законодательные изменения послужили стимулом к тому, что до 2016 г. федеральный бюджет России будет полностью сформирован исключительно в программном формате, что следует рассматривать как важную инициативу, поскольку в течение нескольких последних лет полный переход бюджета на программный формат регулярно откладывался [7, c. 146]. Связано это в первую очередь с тем, что отсутствует четкое определение сущности программного бюджетирования, которое отражало бы в полной мере его назначение и роль. Ввиду расплывчатости сути данного понятия возникают противоречия в его понимании и внедрение его несет двоякое значение, что вызывает ряд вопросов как на государственном так и на муниципальном уровне управления финансами. Для раскрытия сущности понятия «программное бюджетирование» необходимо первоначально обратиться к основам его происхождения. Свое начало термин «программное бюджетирование» берет в определениях бюджет и бюджетный процесс. Согласно Бюджетному кодексу ст. 6 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 №63 – ФЗ(ред. 01.12.2007) бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [8]. Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [8]. Непосредственно, четкой формулировки «программного бюджетирования» в законодательстве РФ не выделено. Данное определение отождествляют с понятием «бюджетирование, ориентированного на результат». Бюджетирование ориентированное на результат – это часть модели результативного управления, которая предполагает выделение бюджетных ресурсов, направленных на достижение конкретных измеримых результатов [9]. Отечественные ученые-экономисты в понятие «программное бюджетирование» вкладывают ряд процессов, связанных с планированием и прогнозированием бюджета на очередной финансовый и плановые года, с исполнением бюджета, составлением отчета об исполнении бюджета, сравнением бюджетного плана с отчетом об исполнении бюджета. Расхождения на существующие точки зрения о программном бюджетировании сводятся к набору стадий исследуемого понятия. Таблица 9 – Подходы к определению сущности программного Бюджетирования
Приведенные выше подходы к определению анализируемого понятия ограничивают содержание программного бюджетирования до бюджетного планирования или инструмента повышения эффективности государственных расходов [10,c.2]. Рассмотренные трактовки не раскрывают всей сущности программного бюджетирования. Для более полной и точной формулировки понятия «программное бюджетирование» отечественные и зарубежные авторы пытались так же учесть его основные принципы и особенности, но в результате единого определения, отражающего его полную суть так и не вывели. Изучение опыта отечественных и зарубежных ученых относительно понятия сущности программного бюджетирования позволили выделить два основных подхода. Сторонники первого подхода определяют сущность программного бюджетирования как инструмент бюджетного планирования, а представители второй обозначают программное бюджетирование – как процесс расходования бюджетных средств, который напрямую связан с результатами. Общего понятия, объединяющего оба подхода нет. Многообразие теоретических представлений отечественных и зарубежных авторов о сущности программного бюджетирования стали основой для составления усовершенствованного понятия программного бюджетирования: Комплекс мер, направленный на повышение эффективности функционирования государственных и муниципальных финансов, в процессе их формирования и исполнения, состоящий из мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач государства. На наш взгляд, программное бюджетирование должно быть ориентировано на повышение эффективности функционирования всех сфер экономики, в том числе государственных и муниципальных финансов. Формирование и исполнение бюджета должно осуществляться по программе, направленной на развитие государственных и муниципальных образований. Все отрасли экономики государства должны иметь обособленную бюджетную программу, направленную на развитие отрасли в перспективе, результаты реализации которой определяются показателями эффективности использования бюджетных средств. Эффективная бюджетная политика должна быть направлена на достижение устойчивого развития государства, повышение результативности государственных расходов, улучшение качества и доступности услуг, предоставляемых государством [11, c.55]. Программное бюджетирование выступает, как процесс управления финансами, ориентированный на результат использования бюджетных программ. Мы считаем, что данное определение имеет упрощенную форму по сравнению с аналогами и более полно, точно раскрывает сущность понятия программное бюджетирование. Предлагаемая трактовка позволяет рассмотреть понятие программное бюджетирование с разных точек зрения, что так же определяет его удобство в использовании. Переход к программному бюджетированию является, несомненно, сложным процессом, о чем лучше всего свидетельствует тот факт, что во многих странах, инициировавших бюджетные реформы, они еще далеки от своего завершения. Согласно срокам переход на программное бюджетирование в полном объеме необходимо осуществить в период с 2015 по 2016 года [12]. В 2013 г. в Бюджетном кодексе РФ было закреплено понятие «государственные программы». Развитие программно-целевых методов управления является одной из основных задач бюджетной политики на 2014-2016 гг. Постановлением Правительства РФ № 588 от 02.08.2010 г. утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [13]. Финансовое обеспечение государственной программы должно быть в полной мере согласовано с бюджетом [14, с. 181]. Большей частью регионов также предприняты конкретные действия по переходу к формированию программного бюджета на основе государственных программ. В частности: 45 субъектов РФ приняли правовые акты о порядке разработки и реализации государственных программ, 16 субъектов РФ утвердили государственные программы, в 12 субъектах РФ в законах о бюджетах на 2013 год (на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов) утверждено (установлено) распределение бюджетных ассигнований по государственным программам [15]. Государственные программы − это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [16]. Составной частью государственных программ могут быть ведомственные целевые программы, особенностью которых является включение в них расходов на содержание органов власти. Исходя из масштабности и комплексности задач, решаемых в рамках конкретной государственной программы, она может быть разделена на отдельные подпрограммы, разработка и реализация которых осуществляется органом исполнительной власти [17, c. 33]. Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач. Разработка и реализация государственной программы осуществляются органом исполнительной власти, определенным в качестве ответственного исполнителя государственной программы с другими главными распорядителями средств краевого бюджета – соисполнителями государственной программы. По мнению экспертов Министерства экономического развития Российской Федерации государственными программами должны быть охвачены все сферы деятельности органов исполнительной власти края и соответственно большей части бюджетных ассигнований, материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, в том числе и сметное финансирование, и тд. Государственные программы подразумевают строгое соответствие и ориентирование на достижение целей, задач и показателей, установленных в Концепции долгосрочного социально − экономического развития Российской Федерации. Ключевыми параметрами государственных программ являются: − строгое соответствие и ориентирование на достижение целей, задач и показателей, установленных в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Краснодарского края; − установление конкретного органа исполнительной власти, ответственного за разработку и реализацию государственной программы, т. е. за достижение заявленных показателей; − установление жестких требований к системе результирующих показателей; − охват государственными программами большей части бюджетных ассигнований; − введение требования о регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ. Задачи, решаемые в рамках одной программы межотраслевые, поэтому важным элементом государственных программ является межведомственное взаимодействие. Государство сможет сосредоточить в рамках государственных программ все инструменты, которыми оно располагает для развития экономики. Это могут быть контрольно-надзорные меры, меры по совершенствованию законодательства по снижению административных барьеров и иное нормативное правовое регулирование, тем самым, мы устраним один из главных ограничителей повышения эффективности деятельности органов власти − оторванность структурных реформ и мер государственного регулирования от бюджетного процесса [18]. Переход к составлению и исполнению федерального бюджета с программной структурой расходов − новый этап бюджетной реформы в Российской Федерации. В конечном итоге такой переход позволит увязать стратегическое и оперативное управление, повысить эффективность бюджетных расходов, а также учитывать стратегические цели социально-экономического развития страны в ходе бюджетного процесса [19, c. 59]. Конечно же мы не можем утверждать, что использование программного формата бюджета приведет к мгновенному решению имеющихся проблем в сфере государственных и муниципальных финансов, таких как: проблемы эффективности расходования бюджетных средств, достижение поставленных целей и получение желаемых результатов, данные вопросы остаются актуальными, которые нуждаются в серьезном исследовании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|