Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методология проведения SWOT- анализа




Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон (внутренняя среда), а также угроз и возможностей (внешняя среда), а потом установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования целей организации в области каче­ства. С учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, оставляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

- какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? (благоприятные возможности без способов их реализации – иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).

- какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

В таблице 7 представлены примеры основных факторов, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.

 

Таблица 7 – Примерный перечень факторов, учитываемых в SWOT-анализе

Потенциальные внутренние сильные стороны (S): Потенциальные внутренние слабости (W):
Четко проявляемая компетентность Потеря некоторых аспектов компетентности
Адекватные финансовые источники Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии
Высокое искусство конкурентной борьбы Рыночное искусство ниже среднего
Хорошее понимание потребителей Отсутствие анализа информации о потребителях
Признанный рыночный лидер Слабый участник рынка
Четко сформулированная стратегия Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации
Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами
Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности Устарелые технология и оборудование
Проверенное надежное управление Потеря глубины и гибкости управления
Надежная сеть распределения Слабая сеть распределения
Высокое искусство НИОКР Слабые позиции в НИОКР
Наиболее эффективная в отрасли реклама Слабая политика продвижения
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): Потенциальные внешние угрозы (Т):
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей Ослабление роста рынка, неблаго­приятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов
Расширение диапазона возможных товаров Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей
Благодушие конкурентов Ожесточение конкуренции
Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости
Благоприятный сдвиг в курсах валют Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
Большая доступность ресурсов Усиление требований поставщиков
Ослабление ограничивающего законодательства Законодательное регулирование цены
Ослабление нестабильности бизнеса Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

 

После этого наступает этап установления связей между ними, для чего составляется матрица SWOT (рисунок 4).

 

  Возможности (O) • Угрозы (T) •
Сильные стороны (S) • Поле «SO» Поле «ST»
Слабые стороны (W) • Поле «WO» Поле «WT»

 

Рисунок 4 – Матрица SWOT

 

Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуется четыре поля: «SO» (сила и возможпости); «ST» (сила и угрозы); «WO» (слабость и возмож­ности); «WT» (слабость и угрозы). На каждом из них исследова­тель должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые следует учесть при разработке стратегии поведения организации.

Для успешного применения методологии SWOT -анализа окруже­ния организации важно не только выявить угрозы и возможности, но и попытаться оцепить их с точки зрения того, насколько важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из угроз и возможностей. Для оценки последних применяется метод позицио­нирования каждой конкретной возможности па матрице возможно­стей (рисунок 5).

 

  Рекомендации по выполнению SWOT- анализа
Сильное влияние Умеренное влияние Малое влияние
Вероятность использования возможностей Высокая вероятность Поле «ВС» Поле «ВУ» Поле «ВМ»
Средняя вероятность Поле «СС» Поле «СУ» Поле «СМ»
Низкая вероятность Поле «НС» Поле «НУ» Поле «НМ»

Рисунок 5 – Матрица показателей

 

Возможности, попадающие па поля «ВС» (высокая вероятность и сильное влияние), «ВУ» (высокая вероятность и умеренное влияние) и «СС» (средняя вероятность и сильное влияние), имеют боль­шое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ» (средняя вероятность и малое влияние), «НУ» (низкая вероятность и умеренное влияние) и «НМ» (низкая вероятность и малое влияние), практически не заслу­живают внимания организации. В отношении возможностей, попав­ших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Похожая матрица составляется для оценки угроз (рисунок 6).

 

  Влияние угроз на организацию
Разруше­ние Критиче­ское со­стояние Тяжелое состояние «Легкие ушибы»
Вероятность реализации угроз Высокая вероятность Поле «ВР» Поле «ВК» Поле «ВТ» Поле «ВЛ»
Средняя вероятность Поле «СР» Поле «СК» Поле «СТ» Поле «СЛ»
Низкая вероятность Поле «НР» Поле «НК» Поле «НТ» Поле «НЛ»

 

Рисунок 6 – Матрица угроз

 

Те из них, которые попадают па поля «ВР» (высокая вероятность и раз­рушение), «ВК» (высокая вероятность и критическое состояние) и «СР» (средняя вероятность и разрушение), представляют очень боль­шую опасность для организации и требуют немедленного и обязатель­ного устранения. Угрозы, попавшие па поля «ВТ» (высокая вероят­ность и тяжелое состояние), «СК» (средняя вероятность и критиче­ское состояние) и «НР» (низкая вероятность и разрушение), также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устра­нены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК» (низкая вероятность и критическое состояние), «СТ» (средняя вероятность и тяжелое состояние) и «ВЛ» (высокая вероят­ность и «легкие ушибы»), то требуется внимательно и ответственно подходить к их устранению. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны быть оставлены руководством организации без вни­мания. В этом случае должно осуществляться внимательное отслежи­вание их развития, хотя задача первостепенного устранения не ста­вится.

Результаты анализа внешней и внутренней среды обычно пред­ставляют в форме SWOT-матрицы. Пример SWOT-матрицы представлен на рисунке 7.

 

 

    Возможности Угрозы
  1. Повышение спроса на наукоемкую продукцию 2. Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную дея­тельность 1. Повышение таможенных тарифов 2. Усиление требований к качеству продукции со стороны потребителей
Сила 1. Позиция технологи-че­ского лидера в отрасли Возможна разработка новых наукоемких продуктов и высоких технологий Вероятность использования ситуации высока Усиливать позиции на внутреннем рынке. Создавать совмест­ное предприятие с зарубежным партнером Разработка новых наукоемких продуктов повышенного качества
2. Высокий научно-техни­ческий инновацион-ный потенциал Освоение новых методов НИОКР, сокращение их длительности и затрат Вероятность использования ситуации велика Вероятности использова­ния ситуации снижается Вероятность использования ситуации велика
Слабость 1. Ограни­ченные мощ­ности серийного произ­водства Рассмотреть стратегию ценообразова-ния «снятие сливок» Необходимо развивать соб­ственную базу или создавать совместные предприятия Усиливать позиции на внутреннем рынке. Создавать совмест­ные предпри­ятия с зару­бежным парт­нером Необходимо развивать собственную базу или создавать совместные предприятия
2. Сбытовая сеть фирмы совершенно не развита Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или обра­зовать совмест­ное предприя­тие Приобрести фирму с хоро­шей сбытовой сетью пли обра­зовать совмест­ное предприя­тие Создавать совместные предприятия с зарубежным партнером Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или обра­зовать совмест­ное предприя­тие

 

Рисунок 7 – SWOT-матрица

 

Рекомендации по выполнению SWOT- анализа

SWOT-анализ целесообразно проводить в отношении к привлекательным сегментам или рынкам. Для избежания ошибок следует придерживаться определенных правил:

1) Необходимо тщательно определить сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным, так как компанию интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа на конкретном сегменте обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

2) Следует четко понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны – это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

3) Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только относящиеся к делу преимущества и слабости, которые должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И, наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого, преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

4) Соблюдение объективности и использование разносторонней входной информации. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ – это не просто перечисление свойств. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

5) Следует избегать пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ. Некоторые из полученных составляющих будут иметь отношение к покупателям, некоторые нет. Суть в том, что включать нужно только те из них, что воспринимаются рынком и покупателями как важные.

 

Контрольные вопросы

1 Цель и смысл методологии SWOT.

2 Факторы, учитываемые в SWOT-анализе.

3 Цель применения матрица возможностей и матрица угроз.

4 Порядок проведения SWOT-анализа.

5 Правила проведения SWOT-анализа.

Лекция 6 Функционально-стоимостной анализ

 

Сущность функционально-стоимостного анализа. Основные подходы методологии функционально-стоимостного анализа.

 

Сущность функционально-стоимостного анализа

Функционально-стоимостной анализ (далее – ФСА) является перспективным инструментом, с помощью которого эффективно применяются экономические методы в организации. ФСА представляет собой инструмент системного контроля качества функций объекта продукции, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (и повышении) его качества и полезности. Под ФСА понимается метод определения стоимости и других характери­стик продукции, услуг и потребителей, в основе которого лежит исполь­зование функций и ресурсов, задействованных в производстве, марке­тинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, об­служивании клиентов, а также в обеспечении качества.

В зарубежной практике используются исследующие аналоги ФСА: анализ стоимости (при анализе существующих изделий), "инженерно-стоимостной анализ (при проектировании новых изделий)", "руководство ценностью" и "управление ценностью".

Метод ФСА был разработан и впервые применен в США в 1947 году в компании «Дженерал Электрик». В центр внимания ставился вопрос о том, насколько оправданы затраты с учетом полученных свойств товара, удовлетворяющих те или иные запросы и потребности. Для получения соответствующих свойств товара необходимы определенные затраты, поэтому важны пропорции между полезностью отдельных свойств и понесенными затратами. Исключение излишних функций позволяет снизить затраты на производство продукции при одновременном сохранении или даже повышении качества. Объектами ФСА могут быть потребительские свойства изделия как в целом, так и отдельных его частей (узлов, групп деталей, отдельных деталей и т.п.). Коллективное и всестороннее рассмотрение проблемы повышения качества при одновременном снижении себестоимости может гарантировать успех. Руководитель организации должен поставить ясную цель перед всей группой и четкие задачи перед каждым ее членом, а также указать сроки начала и окончания работ.

Основной целью функционально-стоимостного анализа является предупреждение возникновения, излишних затрат на стадиях научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ, а также сокращение (исключение) неоправданных затрат и потерь на стадиях производства и эксплуатации, проведение работ и оказание услуг при одновременном повышении или сохранении качества выполняемой работы. Работа по ФСА будет считаться выполненной при условии, если будет найден вариант изделия или процесса с низкой себестоимостью и высоким качеством.

С помощью функционально-стоимостного анализа решаются следующие основные задачи:

- снижение материало-, трудо-, энерго- и фондоемкости объекта;

- уменьшение эксплуатационных и транспортных расходов;

- замена дефицитных, дорогостоящих и импортных материалов;

- повышение производительности труда;

- повышение рентабельности изделий.

Итогом проведения функционально-стоимостного анализа должно быть снижение затрат па единицу полезного эффекта. Это достигается путем:

- сокращения затрат при одновременном повышении потребительских свойств продукции;

- уменьшения затрат при сохранении уровня качества;

- повышение качества при сохранении уровня затрат;

- повышения качества при экономически оправданном некотором увеличении затрат;

- сокращения затрат при обоснованном снижении технических параметров продукции до их функционально необходимого уровня.

Сегодня практически каждая организация (предприятие) мира использует методоло­гию ФСА, как инструмент менедж­мента качества, наиболее полно удовлетворяющий принципам стан­дартов ИСО серии 9000. Система ФСА полностью соответствует прин­ципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандар­тов ИСО указанной серии (таблица 8).

 

Таблица 8 – Интеграция принципов ФСА и стандартов ИСО

Основные принципы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 Основные принципы ФСА
   
1 Ориентация на потребителей. Органи­зация зависит от своих потребителей, по­этому она должна знать и понимать их потребности, которые существуют в настоящий момент, а также могут возникнуть в будущем, выполнять их требования и стре­миться превзойти их ожидания 1 Ориентация на потребителей. Мето­дология ФСА занимается совершенство­ванием потребительской стоимости продукции – главным показателем степени ее соответствия запросам и ожиданиям потребителя
2 Роль руководства. Руководители добиваются единства целей и направлений 2 Роль руководства. Общее руковод­ство организацией и проведением ФСА

Продолжение таблицы 8

   
раз­вития организации. Они должны создавать внутреннюю среду организации, которая позволяет сотрудникам быть в полной мере вовлеченными в достижение целей органи­зации принадлежит высшему руководству организации
3 Вовлечение сотрудников. Сотрудники всех уровней составляют основу каждой организации, их полное вовлечение даст орга­низации возможность использовать их способности с максимальной выгодой 3 Вовлечение сотрудников. На предприятии организуется многоуровневое обучение персонала в области ФСА, осуществляется популяризация метода
4 Подход как к процессу. Желаемый результат достигается наиболее эффективным способом, когда соответствующими видами деятельности и необходимыми для нес ресурсами руководят и управляют как процессом 4 Подход как к процессу. Функционально-стоимостной анализ рассматривается как непрерывный процесс совершенствования продукции, производственных технологий, организацион­ных структур
5 Системный подход к менеджменту качества. Идентификация взаимовыгодных процессов, их понимание, руководство и управление ими как единой системой способствуют результативности и эффектив­ности деятельности организации при дости­жении своих целей 5 Системный подход к менеджменту качества. Функционально-стоимостной анализ представляет собой систему взаимоувязанных организационных мер и методических средств, направленных на непрерывное совершенствование как продукции, так и самого предприятия
6 Постоянное улучшение. Неизменной целью организации является непрерывное улучшение всей ее деятельности 6 Постоянное улучшение. Организа­ция и проведение работ по ФСА на предприятии являются постоянным ви­дом деятельности и строятся на основе внедренной на предприятии нормативно-технической документации
7 Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения базиру­ются па анализе данных и информации 7 Принятие решений, основанных на фактах. ФАС базируется на современных мето­дах и средствах анализа, поиска и принятия решений
8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики за­висят друг от друга. Если их отношения способствуют взаимной выгоде обеих сто­рон, то их способность создавать ценности повышается 8 Системный и комплексный подход к проведению исследований. ФАС применяет в своих исследованиях системный и комп­лексный подходы

 

Основные подходы методологии функционально-стоимостного анализа

Методология ФСА претерпела значительные изменения со времени своего первого упоминания в 1947 году, была значительно усовершенствована технология проведения работы, развиты основные методы, появились новые формы проведения анализа, расширились области его применения.

В литературе, посвященной характеристике метода ФСА и рассмотрению конкретных примеров его пользования, преобладают два подхода в определении последовательности действий при проведении работ. Один из подходов рассматривает процесс ФСА как относительно жестко заданную последовательность этапов, второй делает упор не на этапную, а на процедурную последовательность работ по ФСА и допускает значительную свободу в определении содержания конкретного исследования. Каждый из подходов имеет свои преимущества: поэтапное определение последовательности действий позволяет проводить исследования специалистам, имеющим сравнительно невысокий уровень подготовки в области ФСА; процедурное членение процесса ФСА оставляет возможность для самостоятельного сознательного формирования стратегии исследования в каждом конкретном случае.

При этапном подходе к описанию процесса ФСА, максимальное приводимое в отечественных литературных источниках число этапов равно семи. В этом случае выделяют подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный этапы и этап внедрения. В ряде источников рассматривается лишь пять или шесть этапов, при этом авторы, как правило, выносят за рамки процесса анализа процедуры внедрения мероприятий ФСА (этап внедрения) и оформления рекомендаций (рекомендательный этап) или творческий этап закладывают в аналитический (в связи с чем его не выделяют).

Конкретный вариант проведения ФСА может быть определен как заранее, до начала исследований, так и во время работы, что является более желательным, поскольку сокращает число исходных ограничений, налагаемых на процесс проведения анализа.

В обобщенной форме процесс ФСА можно представить состоящим из трех стадий:

1) Проведение исследований, направленных на постановку задач по созданию или совершенствованию объекта, по поиску способов выполнения функций.

2) Решение задач, сформулированных на предыдущей стадии.

3) Реализация полученных решений.

В каждом конкретном случае проведение ФСА может включать одну, две или три стадии, причем непременным условием является наличие первой стадии, поскольку лишь она содержит процедуры, присущие исключительно функционально-стоимостному анализу.

При проведении ФСА в одну стадию (т. е. при выполнении только первой из стадий) целью работы является поиск конкретных задач по созданию или изменению объекта, выявление технико-экономических и организационно-экономических требований к предполагаемым решениям. Вариантом такой работы при корректирующей форме ФСА мы вправе считать анализ изготовляемого на предприятии изделия, формирование конкретных задач по его совершенствованию, после чего выявленные задачи и поставленные экономические ориентиры могут быть включены в планы развития производства. Другой вариант подобной работы в рамках творческой формы ФСА может предусматривать проведение анализа силами заказчика какой-либо разработки на стадии формирования технического задания. Сформулированные задачи и экономические ориентиры их решения в этом случае ложатся в основу разрабатываемого технического задания. Таким образом, при проведении ФСА в одну стадию осуществление поиска конкретных решений и их практической реализации может быть оторвано от собственно аналитических работ по постановке задач, выполняться вне всякой связи с ними.

При двух стадийном проведении ФСА (т. е. при выполнении первой и второй из приведенных стадий) не только формулируются задачи, но и происходит поиск решений этих задач. Эта схема работы характерна для функционально-стоимостного проектирования (творческой формы ФСА), поскольку между нахождением конструктивных решений новой разработки и ее практической реализацией может быть значительный разрыв во времени. Двух стадийное проведение работ при корректирующей форме ФСА положено в основу отдельных вариантов методики «Экспресс-ФСА».

Проведение ФСА в наиболее полном варианте, включающем три стадии, регламентировано рядом документов различного уровня. В этом случае в работы по ФСА включается практическая реализация найденных решений. Характерным примером такой организации работ является проведение ФСА промышленных изделий, освоенных в производстве (корректирующая форма ФСА), при котором большинство работ выполняется силами сформированной из сотрудников предприятия исследовательской рабочей группы, осуществляющей, в частности, и авторский надзор за внедрением разработанных рекомендаций.

Возможны также варианты проведения ФСА, когда одна или две из названных стадий анализа повторяются. Например, при исследовании изделия, освоенного в производстве, могут быть сформулированы конкретные задачи по его совершенствованию, однако поиск решений этих задач не всегда оказывается результативным. В подобных случаях может быть повторно проведена первая стадия ФСА с тем, чтобы переформулировать поставленные задачи, после чего вновь проводится вторая стадия исследования. Другой вариант повторного проведения первой стадии ФСА возможен в случаях разработки новых объектов. При этом сначала ставятся наиболее общие задачи по созданию объекта, затем при каждом последующем повторении первой стадии исследования эти задачи все более детализируются.

Но наиболее широкое распространение получил хорошо отработанный в методологии ФСА подход, рассматривающий процесс проведения функционально-стоимостного анализа как относительно жестко заданную последовательность этапов – рабочий план проведения ФСА.

Рабочий план – это организованный план действия для выполнения исследований ФСА и обеспечения реализации рекомендуемых изменений. В подавляющем большинстве нормативных материалов, разработанных в разных отраслях промышленности, в литературных источниках по методике и практике применения ФСА в нашей стране, типовой рабочий план проведения ФСА изложен в форме семи последовательно выполняемых этапов:

1) Подготовительный этап. Его цель – предварительная проверка обоснованности поставленной задачи, ее уточнение, в случае необходимости, и организационное обеспечение работ по проведению ФСА. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой и массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем выпуск более дорогого изделия, производимого мелкосерийно.

Задачи подготовительного этапа включают: опрос потребителей – сбор мнений и пожеланий клиентов и определение их потребностей, комплектование полной информационной базы данных по проекту (объекту), определение оценочных критериев (показателей), определение области и объема конкретного исследования, построение соответствующих моделей и формирование состава исследовательской рабочей группы. Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

Мнения потребителей при проведении опроса собираются через внутреннюю группу опрашиваемых, а также могут быть получены в процессе внешних рыночных обследований. Цель состоит в том, чтобы определить первичную покупательную способность; определить и оценить важность свойств и особенностей продукции или проекта; определить и оценить серьезность воспринимаемых пользователем ошибок и недостатков продукции или проекта; сравнить продукцию или проект с тем, что сделано конкурентами, или с аналогичной продукцией или проектами.

Для первых разработок, таких как новая продукция или новое строительство, анализ может быть связан с задачами и целями разработки. Результаты такой работы будут использованы для установления несоответствий стоимости на информационном этапе.

При комплектовании полной информационной базы данных учитывают как первичные, так и вторичные источники информации.

Первичные источники – это информация, полученная непосредственно в процессе опроса (анкетирования) потребителей (маркетинговые исследования) или по запросам у соответствующих специалистов и подразделений предприятия, а также при работе с документами. Это информация службы главного конструктора, архитектора, расчетчиков, оценщиков, специалистов службы обслуживания или эксплуатации, разработчиков (изготовителей, конструкторов или проектировщиков систем), консультантов и других заинтересованных лиц. Документальные источники включают чертежи, проектные спецификации, заявочные документы и проектные планы.

Вторичные источники включают поставщиков подобной продукции, различные стандарты на разработку и проектирование продукции такие, как стандарт на разработку и постановку продукции на производство, технические условия, нормативные акты, инструкции, результаты испытаний, сообщения об отказах и каталоги. Важным источником являются такие же или подобные проекты. Желательно иметь количественные данные.

Другой вторичный источник – посещение участниками исследовательской рабочей группы (далее – ИРГ) места привязки проекта. Место привязки проекта включает фактическое расположение строительства, производственной линии или расположение конторы для новой или улучшенной системы. Если фактическое «место» не доступно, ценным источником полезной информации могут оказаться объекты с сопоставимыми функциями и действиями.

Важным шагом в работе ИРГ является установление оценочных показателей. ИРГ определяет критерии оценки идей и относительную важность каждого из критериев на заключительных этапах подготовки рекомендаций и решений для внесения изменения. Эти критерии и их важность обсуждаются с пользователем (клиентом) и администрацией, чтобы прийти к общему согласию.

ИРГ разрабатывает инструкцию, которая определяет области конкретного исследования. Эта инструкция на основании заданий по сбору данных определяет пределы исследования. Пределы – это начало и конец исследования. Важно также и то, что инструкция, ограничивающая область исследования, определяет также, что не включается в исследование. Инструкция должна быть согласована с заказчиком, финансирующим проводимые исследования.

Руководитель исследовательской рабочей группы утверждает рабочий график проведения ФСА, размещение группы и потребность в необходимом персонале поддержки. Рассматривается состав ИРГ, чтобы убедить во всем необходимом заказчика, представляется ее инженерная и управленческая часть. Руководитель группы в соответствии с заранее разработанной инструкцией по сбору данных и их систематизацией выдает задания на подготовку таких данных членам ИРГ, так чтобы все относящиеся к делу данные для проведения исследования были бы в распоряжении группы.

Укомплектованная и согласованная в соответствии с инструкцией по проведению конкретного исследования ИРГ может приступать к построению моделей для более глубокого понимания исследования. Они включают модели затрат, времени, энергии, схемы потоков и распределение, соответственно, для каждого исследования.

2) Информационный этап. Цель информационного этапа состоит в том, чтобы завершить изучение данных по исследуемому объекту, начатое на подготовительном этапе. Доукомплектовать информационную базу данных: собрать недостающую техническую и экономическую информацию об объекте, так как от полноты и достоверности этой информации, квалифицированной обработки и тщательного изучения полученных сведений во многом зависит работа на последующих этапах. При этом необходимо классифицировать данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его компонентах, деталях (функции, материалы, себестоимость). Эти данные поступают несколькими потоками, по принципу открытой информационной сети из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителей, к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей должны аккумулироваться в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные должны обрабатываться и преобразовываться в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступать к руководителю проекта.

Если не выполнены в полном объеме процедуры на подготовительном этапе, заказчик проекта, проектировщик или оба вместе проводят краткий инструктаж с ИРГ, предоставляя возможность членам группы задавать вопросы, возникшие в результате изучения данных. Если на подготовительном этапе не было возможности посетить место привязки проекта, это должно быть сделано на этом этапе. ИРГ согласовывает большинство соответствующих заданий по совершенствованию таких показателей, как стоимость, затраты, эффективность и план-график работ с администрацией, например, с руководителем проекта, заказчиком проведения работ по ФСА и разработчиком прежде, чем приступить к их выполнению. Рассматривается инструкция по определению области исследований для внесения возможных корректировок вследствие получения дополнительной информации, собранной на информационном этапе.

3) Аналитический этап. Основные цели этого этапа – построение функционально-идеальной модели объекта, выявление и постановка задач по реализации этой модели. Определение и анализ функций – основа методологии функционально-стоимостного анализа. Это главное, что выделяет методологию ФСА из всех других методов совершенствования продукции и повышения эффективности производства. Цель данного этапа состоит в том, чтобы выявить наиболее выгодные зоны объекта для продолжения исследования. ИРГ должна выполнить следующие шаги:

- установить и определить функции для продукции, разработки или процесса при исследовании;

- классифицировать функции;

- построить функциональную модель – функционально-иерархическую (логическую) или диаграмму функций по методике системного анализа функций (диаграмму fast).

- определить затраты на выполнение функций и другие критерии, имеющие размерность, относящиеся к функциям;

- установить ценность функций, учитывая предварительно установленные мнения пользователя (клиента) о функциях;

- сравнить затраты на функции с их ценностью, чтобы установить лучшие возможности для совершенствования;

- оценить функции для обсуждений их эффективности и рассмотрения план-графика реализации;

- выбрать функции для продолжения анализа;

- повышать качество исследования выбранной области.

При изучении функций продукции (их состава, степени полезности), его себестоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и другие функции изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра – принцип АВС, в соответствии с которым функции подразделяются на:

– главные, основные и полезные, которые определяют назначение продукции (А);

– второстепенные, вспомогательные и полезные, способствующие выполнению основных функций или дополняющие их (В);

– второстепенные, вспомогательные и бесполезные, которые изучают технические параметры или экономические показатели объекта (С).

При этом можно использовать табличную форму распределения функций, на основе которой отсекаются второстепенные и бесполезные функции и затраты (таблица 9).

В итоговые графы заносятся данные о количестве второстепенных, вспомогательных и бесполезных функций по составляющим компонентам (деталям), что позволяет сделать предварительный вывод об их необходимости.

 

Таблица 9 – Распределение функций продукции

Составляющие компоненты Функции Итого по компонентам Предварительный вывод
       
  А В В С В С А В В А В В С С С А 1С 2С 1С 1С   Усовершенствовать
Итого по функции -    
Предварительный вывод - - - Лик-види- ровать   -   -

 

Далее строится таблица стоимости составляющих компонентов по смете или наиболее важным ее статьям и оценивается весомость функций каждого компонента во взаимосвязи с затратами на их обеспечение. Это позволяет выявить возможные направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов полученными извне комплектующими, замены одного вида материала другим, более дешевым или экономичным в обработке, смены поставщика материалов, размеры их поставок и т.д.

Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить первоочередность направлений снижения стоимости изделия. Такие направления целесообразно детализировать, ранжируя их по степени значимости, определяемой экспертным путем, и, сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции. Для этого можно составить следующую таблицу (таблица 10). Сопоставив удельный вес затрат на функцию в общих затратах и значимость соответствующей ему функции, можно вычислить коэффициент затрат по функциям Кэф (столбец 4). Лучшим считается меньшее значение коэффициента, т.е. Кэф < 1 желательнее, чем Кэф > 1.

Таблица 10 – Сопоставление коэффициентов значимости функций и их стоимости

Ранг функции Значимость, % Удельный вес затрат на функцию в общих затратах, % Коэффициент затрат на функцию, Кэф
      1,00 1,67 0,35
Итого     -

 

При существенном превышении данным коэффициентом значения, равного единице, необходимо искать пути удешевления данной функции. В нашем примере такой является функция с 30 %-ным, т.е. вторым, уровнем значимости.

Результатом проведенного ФСА являются варианты решений, в которых необходимо сопоставить совокупные затраты на изделия, являющиеся суммой поэлементных затрат, с какой-либо базой. Этой базой могут служить минимально возможные затраты на изделие. Экономическую эффективность ФСА, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат по отношению к их минимально возможной величине, можно определить с помощью следующей формулы 1:

КФСА=(Зрм)/Зм, (1)

 

где КФСА - экономическая эффективность ФСА (коэффициент снижения текущих затрат);

Зр – реально сложившиеся совокупные затраты;

Зм – минимально возможные затраты, соответствующие спроектированному изделию.

4) Творческий этап. Цель творческого этапа состоит в том, чтобы выдвинуть, возможно, большее количество идей выполнения каждой функции, выбранной для исследования. Это – творческий процесс, абсолютно непринужденный, несвязанный с привычками, традициями, отрицательными отношениями, принятыми ограничениями и конкретными критериями. Никакое решение не принимается сразу и не происходит никакого обсуждения в течение процесса генерирования идей. Достоинство каждой выдвинутой на этом этапе идеи будет выяснено на следующем этапе.

Существует два основных подхода к успешному выдвижению идей: во-первых, цель этого этапа состоит не в том, чтобы представить пути проектирования продукта или услуги, а в том, чтобы предложить способы выполнения функций, выбранных для исследования. Во-вторых, творчество – это умственный процесс, в котором прошлый опыт объединяется вновь и вновь, и каждый раз это служит толчком к появлению новых идей. Цель состоит в том, чтобы создавать новые более оригинальные комбинации, которые выполнят желаемую функцию при меньших совокупных затратах и лучшей эффективности, чем это было ранее.

Имеются многочисленные широко признанные методы генерирования идей. Основной принцип всех методов и приемов состоит в том, что высказывание мнения, обсуждение и оценка выдвинутых идей откладывается на будущее. Требуется только свободное выдвижение предложений и идей без их критики в данный момент.

5) Исследовательский этап. Цели исследовательского этапа состоят в том, чтобы объединить идеи и концепции, выдвинутые на творческом этапе, оценить и выбрать наиболее эффективные варианты решения задачи, направленные на создание конкурентного преимущества, для дальнейшей доработки и представления в качестве рекомендаций ФСА.

Используя критерии оценки, установленные на подготовительном этапе, идеи классифицируются и оцениваются на соответствие требованиям этих критериев. Процесс включает несколько шагов:

- Исключить нелепые идеи.

- Сгруппировать оставшиеся идеи по категориям подобия с учетом длительности срока реализации. Примеры группировок: электрические, механические, структурные, материальные, специальные процессы и т.д.

- Необходимо, чтобы у каждой идеи нашелся хотя бы один сторонник в ИРГ, согласившийся отстаивать эту идею в процессе дальнейших обсуждений и подготовки ее объективной оценки. Если ни один участник ИРГ не станет добровольным сторонником, такая идея или концепция прекращает обсуждаться.

- Перечислить преимущества и недостатки каждой идеи.

- Ранжировать идеи в пределах каждой категории согласно расположенным по приоритетам критериям оценки, использующим такие методы, как индексация, численная оценка и групповое согласие. Оценить ранг и ресурс альтернативных идей.

- Если все еще существуют альтернативные варианты, используют матричный анализ, чтобы проранжировать взаимно исключающие идеи, удовлетворяющие ту же самую функцию.

- Выбрать идеи, направленные на совершенствование потребительной стоимости и повышение конкурентного преимущества объекта.

Если ни один из окончательных вариантов не соответствует критериям, ИРГ возвращается к творческому этапу.

6) Рекомендательный этап. Цель рекомендательного этапа состоит в том, чтобы провести анализ конкурентных преимуществ альтернативных вариантов, выбрать самый эффективный вариант решения задачи для обеспечения конкурентоспособности объекта и после соответствующей доработки представить в качестве предложений ФСА для внедрения. Пакет данных, подготовленный сторонником каждой из альтернатив, должен содержать в необходимом объеме техническую и экономическую информацию, план-график реализации предложений ФСА, а также информацию из практики внедрения мероприятий ФСА, чтобы разработчик и заказчик, смогли бы сделать предварительную оценку относительно возможности реализации представленных вариантов.

Для этой цели рекомендуется построить таблицу 11. С учетом значимости функций изделия, его составляющих компонентов и уровня затрат на эту функцию – посредством ориентировочного определения цены, основанного на знании спроса на продукцию – рассчитывается уровень ее рентабельности. Все это служит цели принятия решения о выборе к производству конкретного изделия или направлений и масштаба его усовершенствования. Как видно из данных, приведенных в таблицы 11, предпочтение при выборе вариантов производства необходимо отдать вариантам А, В и D изделия. Для этих вариантов соотношения показателей затрат и показателей значимости функций являются минимальными, т.е. в большей степени отвечают требованиям, предъявляемым рынком.

 

Таблица 11 – Решения по выбору варианта продукции для производства

Значимость Затраты Варианты управленческих решений
низкие средние высокие
Высокая А Рентабельность продукции: высокая В Рентабельность продукции: средняя С Рентабельность продукции: средняя   Предпочтительный
Средняя D Рентабельность продукции: высокая Е Рентабельность продукции: средняя FРентабельность продукции: низкая   Проблематический
Низкая GРентабельность продукции: средняя Н Рентабельность продукции: низкая I Рентабельность продукции: низкая   Нежелательный

 

Реализация рекомендательного этапа данного включает ряд следующих шагов, которые необходимо сделать:

- Начиная с самого эффективного альтернативного варианта, реализовывать преимущества ФСА и совершенствовать выполнение требований, включая начальную смету расходов, затраты жизненного цикла и затраты на реализацию рекомендаций ФСА с учетом риска и неопределенности.

- Претворять эффективность преимущества функционально-стоимостного анализа.

- Собирать и комплектовать технический пакет данных для каждой предложенной альтернативы:

· письменные описания первоначального проекта и предложенных альтернатив;

· эскизы первоначального проекта и предложенных альтернатив;

· данные по затратам и эффективности, ясно показывающие различия между первоначальным проектом и предложенной альтернативой;

· любые вспомогательные технические данные, такие как информационные источники, калькуляции и литературу;

· влияние план-графика.

- Подготовить план реализации, включая предложенный план-график выполнения всех действий, назначений в группе и требований управления.

- Завершать рекомендации включением любых уникальных условий в разработку при исследовании, как, например, новых технологий, политических интересов, воздействия на другие продолжающиеся проекты, планы маркетинга и т.д. Подготовить заключительные предложения.

- Провести презентацию. Цель презентации состоит в том, чтобы получить согласие и заключение по проекту от разработчика, заказчика и других представителей администрации и приступить к реализации рекомендаций. Презентация включает устное выступление, сопровождаемое представлением в законченном виде письменным отчетом.

В качестве последнего задания при проведении ФСА ИРГ представляет свои рекомендации органу, принимающему решения. По результатам представления и взаимных обсуждений группа получает или одобрение приступить к реализации или распоряжение для проведения дополнительного исследования необходимой информации.

Письменный отчет документально подтверждает предлагаемые альтернативы с их обоснованием и поддержкой данными и подкрепляет план реализации, принятый руководством. Точно установленная структура отчета - единственная в своем роде по каждому исследованию и организационным требованиям. В принятой методологии ФСА зарубежных стран презентация выделяется в виде самостоятельного этапа.

7) Этап внедрения. Цель работы на заключительном этапе состоит в том, чтобы гарантировать реализацию одобренных рекомендаций по совершенствованию объекта, полученных на основе проведения ФСА. Предложения о должностных назначениях, чтобы завершить поставленные в проекте задачи, связанные с одобренным планом реализации конкретных мероприятий, делаются или участникам ИРГ или администрация предлагает выполнить эту работу другим специалистам.

В то время как руководитель ИРГ может и должен следить за ходом выполнения работы, ответственным за реализацию проекта в целом во всех случаях является профессиональный разработчик. Каждый альтернативный вариант перед его воплощением в продукцию, проект, процесс или процедуру должен быть независимо разработан и утвержден, включая, если требуется, внесение изменений в договор. Далее рекомендуется, чтобы соответствующие финансовые подразделения (учета, контрольно-ревизионное и т.д.) провели окончательную ревизию, чтобы подтвердить администрации те преимущества, которые вытекают из результатов проведения функционально-стоимостного анализа.

Пока практики ФСА уделяют большое внимание соблюдению установленного методологией рабочего плана, следует все же отметить, что этот метод вовсе не уникален. Пять основных этапов рабочего плана идентичны общепринятым стадиям научного решения проблем. Они позволяют определить и понять суть проблемы, выдвинуть альтернативные идеи решения проблемы, оценить выполнимость выдвинутых идей, полностью проработать и проверить рассмотренные идеи, чтобы выбрать наиболее подходящие и остановиться на наилучшем решении.

По сравнению с общенаучным методом решения проблем, рабочий план ФСА выделяет творческий процесс среди других этапов, способствующий получению наиболее уникальных, экономически выгодных решений в рассматриваемом проекте. При этом само по себе сокращение затрат более 30 % и до 50 % не является чем-то необычным. Специалисты по ФСА в разных странах используют различные названия и различное количество этапов для описания процесса ФСА. Хотя названия различны, процедуры, выполняемые на этих этапах, в основном те же самые. Строгих правил, закрепляющих конкретные процедуры за каким-либо этапом, не существует, названия этапов и их количество отличается в различных рабочих планах. Одни рабочие планы предусматривают один набор процедур, другие – другой. Однако сами процедуры обязательно должны быть включены в рабочий план и их последовательность также должна быть строгой. Более четко это прослеживается при рассмотрении сетевого графика проведения работ, на котором мы остановимся в одной из последующих лекций.

Контрольные вопросы

1 Сущность функционально-стоимостного анализа.

2 Цель и задачи функционально-стоимостного анализа.

3 Принципы функционально-стоимостного анализа.

4 Стадии обобщенной формы процесса функционально-стоимостного анализа.

5 Этапы проведения функционально-стоимостного анализа.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных