ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Древовидная диаграммаДревовидная диаграмма (систематическая диаграмма, дерево решений, диаграмма в виде дерева) – инструмент, который позволяет систематически рассматривать предмет (проблему) в виде составляющих элементов (причин) и показывать логические (и являющиеся следствием или продолжением) связи между этими элементами (причинами). Она является инструментом стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем. Древовидная диаграмма обеспечивает промежуточное планирование и позволяет раскрывать в определенной логически упорядоченной иерархической последовательности систему стратегических решений проблем или средства достижения цели, уменьшая вероятность того, что сколько-нибудь существенные пункты будут опущены. Древовидная диаграмма применяется для выявления и показа связи между предметом (проблемой) рассмотрения и его компонентами (элементами, причинами), например, в таких, когда: - неясно сформулированные пожелания потребителя в отношении продукции преобразуются сначала в установленные и предполагаемые потребности, а затем в технические условия для этой продукции; - необходимо исследовать все возможные части (элементы, причины), касающиеся рассматриваемого предмета (проблемы); - краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, например, на этапах планирования продукции, проектирования продукции и т. п. Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, составные части которой – различные элементы (причины, средства, способы) решения проблемы. Принцип построения древовидной диаграммы проиллюстрирован на рисунке 19.
Рисунок 19 – Принцип построения древовидной диаграммы
Концепция, на которой базируются диаграммы этого типа, заключается в том, что каждый объект (проблема), который является целью исследования, имеет множество сторон, делающих его желательным, привлекательным для потребителя. Некоторые из этих сторон (элементы первого уровня) непосредственно связаны с конструкцией объекта, другие – имеют отношение к вкусам потребителей. Все элементы второго уровня располагаются на ответвлениях, исходящих из прямоугольников с формулировками основных задач, которые должны быть удовлетворены, так как они обеспечивают основное (базовое) качество. В числе вспомогательных задач второго уровня могут оказаться и задачи, которые являются ненужными, но установить это невозможно до тех пор, пока не будет выявлено отношение к ним потребителя. Ориентированная на потребителя и использующая функциональное описание диаграмма облегчает исключение из конструкции излишеств, появление которых связано с субъективной позицией специалистов, создавших объект. Примерный порядок построения древовидной диаграммы состоит в следующем: 1) Ясно и просто объявите изучаемую тему (проблему) членам команды. 2) Определите основные категории (причины) рассматриваемой темы (проблемы) – используйте «мозговую атаку» или карточки с заголовками и диаграммы сродства. 3) Постройте древовидную диаграмму, расположив наименование темы (проблемы) в рамках с левой стороны и изобразив ответвления для основных категорий (причин) в поперечном направлении слева направо. 4) Для каждой основной категории определите составляющие элементы и любые подэлементы. 5) Проанализируйте диаграмму, чтобы убедиться в отсутствии пробелов в логике или последовательности этапов. Пример древовидной диаграммы для телефонного автоответчика приведен на рисунке 20. На рисунке 21 представлена древовидная диаграмма для рассматриваемой проблемы – плохо закрывается и открывается дверь автомобиля. При этом, диаграмма строится в виде горизонтальной цепочки (слева направо), структурируя ответы на вопросы «как?» («каким образом?»), и предусматривает логическую проверку (в обратном направлении) с помощью вопроса «почему?».
Анализ коренной причины (5 почему?, 5 Why?) «Пять почему?» – эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении «Почему?», постепенно раскрывается вся цепь последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему. Как следует из самого названия метода, его цель заключается в нахождении коренной причины рассматриваемой проблемы для дальнейшего эффективного ее разрешения. Метод удобно использовать совместно с диаграммой причин и результатов. Для этого на диаграмме проводится анализ каждой идентифицированной причины. Нужно убедиться в том, что это действительно коренная причина возникновения рассматриваемой проблемы, а не симптом какой-нибудь другой проблемы, либо более глубокая причина проблемы более высокого уровня. Эту процедуру можно сравнить с процедурой очистки луковицы, где после снятия одного слоя кожуры обнаруживается еще один слой. И так до середины этой луковицы.
Рисунок 20 – Древовидной диаграммы для телефонного автоответчика
Рисунок 21 – Древовидной диаграммы для потребительских требований к двери легкового автомобиля (фрагмент)
Процедура проведения анализа коренной причины заключается в следующем: 1) Определите отправную точку, т.е. проблему или причину высокого уровня, предназначенную для последующего анализа. 2) Методом мозгового штурма определите причины, соответствующие уровню более низкому, чем уровень отправной точки. 3) Для каждой идентифицированной причины поставьте вопрос: «Почему именно она служит причиной возникновения исходной проблемы?». 4) После каждого нового ответа на поставленный вопрос задавайте его снова и снова до тех пор, пока никаких других ответов не останется. Возможно, это будет одна из коренных причин проблемы. Цифра «пять», взятая за основу методики, условна. В действительности можно обнаружить, что вопрос задать придется меньше или больше пяти раз, прежде чем установится первопричину проблемы. Поиск ответов на вопросы, входящие в логическую цепочку, позволяет структурировать исследовательскую ситуацию, то есть выработать методику эффективного анализа рассматриваемой проблемы. На рисунке 22 представлен пример диаграммы анализа коренной причины, из-за которых потребители получали поврежденную продукцию.
Рисунок 22 - Анализ коренной причины Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|