Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансовые классификации




Классификация финансовых посредников

Комплексный экономический анализ и прогнозирование потоков товаров и услуг, доходов и расходов, капитала и финансовых операций, а также изучение взаимосвязей экономических агентов ведется на основе группировки институциональных единиц по секторам в соответствии с типами экономического поведения.

Сектор «Финансовые учреждения» охватывает институциональные единицы, занятые финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения) независимо от формы собственности.

Виды финансовой деятельности разнообразны, поэтому внутри этого сектора выделяют в соответствии с международной классификацией несколько подсекторов:

1. Центральный Банк.

2. Прочие депозитные учреждения.

3. Прочие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов.

4. Финансовые вспомогательные учреждения (корпорации).

5. Страховые корпорации и пенсионные фонды.

Результатом деятельности финансовых учреждений являются в основном услуги финансового посредничества.

Финансовое посредничество в СНС определяется как производственная деятельность, в процессе которой институциональная единица принимает на себя обязательства с целью приобретения финансовых активов путем участия в финансовых операциях на рынке.

Под производственной деятельностью в данном секторе понимаются: оказание финансовых посреднических услуг, вспомогательная финансовая деятельность или вспомогательные финансовые услуги, страховая деятельность, т.е. обеспечение финансовой защиты институциональных единиц от определенных рисков или непредвиденных обстоятельств, а также организация пенсионных фондов с целью обеспечения определенных групп наемных работников доходами по их выходу на пенсию.

Посредническая деятельность финансовых учреждений состоит в том, чтобы привлекать и аккумулировать свободные финансовые ресурсы различных институциональных единиц, которые имеют сбережения, с тем, чтобы передать их во временное пользование на возвратной и возмездной основе тем институциональным единицам, которые намерены использовать эти ресурсы для финансирования инвестиций.

Финансовые предприятия берут деньги у одних единиц, принимая на себя определенные обязательства, а затем используют их на финансовом рынке с большей эффективностью, что позволяет им не только выполнять собственные обязательства, но и иметь прибыль. Они выступают посредниками между кредиторами и заемщиками, направляя средства от одних к другим, подвергая себя риску в этом процессе. Финансовые посредники мобилизуют основную часть своих средств, принимая депозиты или выпуская векселя, облигации и другие ценные бумаги. Кроме того, финансовые посредники оказывают различные финансовые или деловые услуги в качестве побочной деятельности, например, обмен валюты, ведение счетов клиентов, консультации по поводу инвестиций и т. д.

Таким образом, деятельность финансовых посредников аккумулируется в трех видах деятельности – кредитовании, страховании и пенсионных фондах. Этими видами деятельности заняты кредитные учреждения (корпорации), страховые учреждения (корпорации) и пенсионные фонды.

К основным производителям услуг финансового посредничества относятся кредитные учреждения (подсекторы 1–3). Кредитные учреждения включают коммерческие банки, а также бывшие государственные (например, Центральный Банк, Внешэкономбанк, Сбербанк), клиринговые, ипотечные, сберегательные банки и различные инвестиционные фонды. Их основные функции: выпуск, приобретение, хранение и распределение финансовых средств; выпуск ценных бумаг; хранение денежных средств и предоставление кредитов предприятиям и домашним хозяйствам. Ресурсы этих учреждений формируются в основном из фондов, образующихся в результате принятых обязательств (депозиты, сертификаты, облигации и т. п.) и полученных процентов.

Финансовые вспомогательные корпорации (4) включают все резидентные учреждения, занятые деятельностью тесно связанной с финансовым посредничеством, но не являющиеся финансовыми посредниками, так как могут не приобретать финансовых активов и не подвергать себя риску. К ним относятся фондовые биржи, брокерские организации, а также организации по проведению лотерей.

В то же время вспомогательные финансовые услуги в качестве вторичной деятельности могут оказывать финансовые учреждения. С развитием финансовых рынков граница между посреднической деятельностью и вспомогательными услугами становится менее четкой.

Страховые корпорации и пенсионные фонды выделены в особую категорию – подсектор 5.

Страховые учреждения включают инвестиционные единицы, оказывающие другим единицам финансовую защиту от различного рода рисков. Деятельность страховых корпораций представляет собой особый вид финансового посредничества – они занимаются страхованием жизни от несчастных случаев, а также страхованием имущества предприятий и домашних хозяйств. Их ресурсы образуются за счет поступлений и платежей по контрактам страхования.

Под пенсионными фондами понимаются негосударственные пенсионные фонды, аккумулирующие деньги у населения, инвестирующие их и возвращающие эти деньги в виде пенсий.

Классификация валют

Объектами классификации являются национальные валюты – денежные единицы стран мира и территорий.

Признаки классификации: принадлежность национальных валют к странам мира и территориям.

Кодовое обозначение включает два трехзначных идентификационных кода: цифровой и буквенный. Например, цифровой код российского рубля – 810, а буквенный – RUR; соответствующими кодами фунта стерлингов Соединенного Королевства (Великобритании) являются 826 GBR.

Классификация затрат на предприятии

Интеграция российской экономики в европейские экономические структуры потребовали разработки гармонизированной сопоставимости информации по предприятиям.

Информационной базой финансов предприятий являются бухгалтерская и статистическая отчетность.

Затраты предприятия включают в себя весь комплекс затрат на производство и реализацию продукции (товаров и услуг). В бухгалтерском учете они отражаются по дебету счетов затрат на производство и расходов на продажу и состоят из следующих элементов:

– материальные расходы (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию);

– расходы на оплату труда;

– суммы начисленной амортизации основных средств;

– прочие расходы (арендная плата, обязательные страховые платежи; проценты по кредитам; те налоги, которые включаются в себестоимость продукции; расходы на командировки и подъемные; оплата услуг связи, пассажирского транспорта, банков, рекламных агентств и других услуг).

Получение сводных итогов показателей бухгалтерской отчетности осуществляется с годовой периодичностью.

Оперативное статистическое наблюдение за финансами предприятий в настоящее время производится на основе форм федерального государственного статистического наблюдения в органах государственной статистики по следующим направлениям:

– финансовое состояние (сальдированный финансовый результат, различные виды кредиторской, дебиторской задолженности; задолженность по полученным кредитам и займам; выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей); себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг);

– финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, осуществленные предприятием и вложенные в предприятие, в том числе в паи и акции, облигации и другие долгосрочные и краткосрочные вложения);

– использование денежных средств (расходы на развитие и совершенствование производства на социальное развитие; выплаты социального характера работникам; на благотворительные цели; отчисления в отраслевые и внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

– движение денежных средств в иностранной валюте (движение средств в иностранной валюте на транзитных, текущих валютных счетах; средства предприятий на валютных счетах за рубежом; информация об обязательной продаже валюты);

– иностранные инвестиции в Россию из-за рубежа и инвестиции из России (прямые инвестиции, в том числе взносы в капитал; денежные средства, финансовый лизинг; кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий; портфельные инвестиции, в том числе акции и паи; долговые ценные бумаги; прочие портфельные инвестиции; прочие инвестиции, в том числе торговые кредиты; прочие кредиты; банковские вклады; использование средств, поступивших из-за рубежа в форме иностранных инвестиций);

– состояние расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги (объем отгруженной и оплаченной продукции, в том числе наличными и безналичными денежными средствами, векселями, ценными бумагами, переуступкой прав требований, взаимным зачетом требований, по прямому товарообмену (бартером), прочими видами расчетов).

Переход в системе государственной статистики с 1998 г. на унифицированные формы федерального государственного наблюдения с применением сквозной методологии обработки данных позволяет обеспечить сопоставимость информации и создавать базы данных первичной информации на федеральном и региональном уровнях.

Унифицированные формы включают: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация – это методологический документ, который отражает порядок составления и использования бюджетов, обеспечивает единство и сопоставимость финансовых показателей.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

На международном уровне разработкой методологических проблем бюджетных классификаций занимается Международный валютный фонд.

Систему бюджетных классификаций Международного валютного фонда (МВФ) составляют:

а) классификация доходов и полученных официальных трансфертов;

б) классификация расходов и кредитования за вычетом погашения;

в) классификация финансирования бюджетного дефицита;

г) классификация государственного долга.

Укрупненная схема классификации включает:

I. Общие доходы и полученные официальные трансферты
(II + VII).

II. Общие доходы (III + V).

III. Текущие доходы (IV + V).

IV. Налоговые поступления.

V. Неналоговые поступления.

VI. Доходы от операций с капиталом.

VII. Полученные официальные трансферты.

Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство.

Официальные трансферты классифицируются в соответствии с их источником – отечественным или зарубежным, а также по их назначению – для текущих расходов или капиталовложений.

Классификация проводится по двум основным признакам: назначению или функции, с выполнением которой связаны расходы, и по экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы. В ней выделяются четыре категории:

1) государственные услуги общего назначения;

2) общественные и социальные услуги;

3) государственные услуги, связанные с экономической деятельностью;

4) прочие функции.

Международным валютным фондом рекомендуются две классификации финансирования бюджетного дефицита: финансирование по типу кредитора и финансирование по типу долгового обязательства.

В классификации финансирования по типу кредитора указываются источники получения финансовых средств, необходимых для покрытия дефицита сектора государственного управления, а также использование средств, которые образовались в результате превышения доходов над расходами.

Классификация финансирования бюджетного дефицита по типу долгового обязательства характеризует способы, используемые государственными органами для финансирования своего дефицита или распределения финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения доходов над расходами. В этой классификации отражается различие между заимствованием в форме ссуд, не предназначенных для обращения, и заимствованием в форме ценных бумаг; проводится также разграничение между краткосрочным и долгосрочным заимствованием (до одного года и свыше одного года).

Классификация государственного долга охватывает сектор государственного управления, правительство, территориальные и местные органы управления. Государственный долг определяется как сумма прямых обязательств органов управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которые обслуживаются путем выплаты процентов и /или/ погашения основной суммы долга.

Внедрение современной отечественной бюджетной классификации началось с 1995 г., а общие принципы ее построения были закреплены в законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» (1996 г.) и Бюджетном кодексе РФ от 31 июля 1998 г.

№ 145-ФЗ

Бюджетная классификация Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней.

В соответствии с законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» в современную бюджетную классификацию входят:

– классификация доходов бюджетов;

– функциональная классификация расходов бюджетов;

– экономическая классификация расходов бюджетов;

– классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

– классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

– классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов федерации;

– классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

– ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

Структура российской бюджетной классификации:

1. Налоговые доходы:

1.1) налоги на прибыль (доход, прирост капитала);

1.2) налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы;

1.3) налоги на совокупный доход;

1.4) налоги на имущество;

1.5) платежи за пользование природными ресурсами;

1.6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

1.7) прочие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы:

2.1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, находящейся в государственной и муниципальной собственности;

2.2) доходы от продажи земли и нематериальных активов;

2.3) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

2.4) административные платежи и сборы;

2.5) штрафные санкции, возмещение ущерба;

2.6) доходы от внешнеэкономической деятельности;

2.7) прочие неналоговые доходы.

3. Безвозмездные перечисления:

3.1) от нерезидентов;

3.2) от бюджетов других уровней;

3.3) от государственных внебюджетных фондов;

3.4) от государственных организаций;

3.5) от наднациональных организаций;

3.6) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

4. Доходы целевых бюджетных фондов.

5. Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.

6. Всего доходов (1+ 2+ 3 +4 +5).

7. Расходы:

7.1) государственное управление и местное самоуправление;

7.2) судебная власть;

7.3) международная деятельность;

7.4) национальная оборона;

7.5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

7.6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7.7) промышленность, энергетика и строительство;

7.8) сельское хозяйство и рыболовство;

7.9) охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

7.10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

7.11) развитие рыночной инфраструктуры;

7.12) жилищно-коммунальное хозяйство;

7.13) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

7.14) образование;

7.15) культура, искусство и кинематография;

7.16) средства массовой информации;

7.17) здравоохранение и физическая культура;

7.18) социальная политика;

7.19) обслуживание государственного долга;

7.20) пополнение государственных запасов и резервов;

7.21) финансовая помощь бюджетам других уровней;

7.22) утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

7.23) мобилизационная подготовка экономики;

7.24) исследование и использование космического пространства;

7.25) прочие расходы;

7.26) целевые бюджетные фонды.

8. Превышение доходов над расходами (или расходов над доходами – дефицит) (6–7).

Современная отечественная бюджетная классификация разработана с учетом международных стандартов. Ее отличают широкое число показателей, используемых в процессе построения и исполнения бюджета, изменение общей структуры, введение группировки доходной части на налоговые и неналоговые доходы, введение новых разделов по источникам внутреннего и внешнего финансирования бюджета, внутреннего и внешнего государственного долга. Изменения связаны с необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных средств, изменением золотовалютных резервов, совокупных долговых обязательств государства, появлением новых расходов.

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов, определяющую источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Доходы подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы:

– налоговые доходы;

– неналоговые доходы;

– безвозмездные перечисления;

– доходы целевых бюджетных фондов;

– доходы от предпринимательской деятельности.

В группу налоговых доходов включаются подгруппы 1.1–1.7. В группу неналоговых доходов входят подгруппы 2.1–2.7. Группу безвозмездных перечислений составляют подгруппы 3.1–3.6.

Принципиальным отличием обновленной классификации доходов от существовавшей ранее является то, что займы государства, осуществляемые с целью финансирования экономики, теперь не рассматриваются как часть доходов государственного бюджета, а отражаются в расходной части.

Классификация расходов государственного бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

В соответствии с международными рекомендациями в новой отечественной классификации используются группировки расходов бюджета по трем признакам: функциональному назначению; экономическому назначению; ведомственному назначению.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства – государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международную деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие.

Направления бюджетных средств на выполнение основных функций государства перечисляются в разделах 7.1, 7.2; и т. д. Следующим уровнем являются подразделы, детализирующие направления бюджетных средств в пределах разделов. Так, например к расходам на государственное управление относятся расходы на функционирование законодательных и исполнительных органов государственной власти, деятельность финансовых и налоговых органов, функционирование органов местного самоуправления. Расходы на международную деятельность включают расходы на развитие международного сотрудничества, участие в миротворческой деятельности, реализацию межгосударственных договоров, развитие международных культурных, научных и информационных связей. Подразделы в свою очередь состоят из целевых статей, отражающих финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджета.

Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджета.

Экономическая классификация является группировкой расходов по их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции. В ней выделены три категории расходов: текущие, капитальные, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы включают: закупку товаров и оплату услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты.

В группу закупки товаров и оплату услуг включаются предметные статьи: оплата труда государственных служащих, приобретение предметов снабжения и материалов, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услуг, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг.

Выплаты процентов включают выплаты процентов по государственному внутреннему и внешнему долгам.

В группу субсидий и текущих процентов входят следующие предметные статьи: субсидии; текущие проценты; трансферты населению.

В свою очередь предметные статьи подразделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение расходов бюджета.

Категория капитальных расходов включает следующие группы и предметные статьи: капитальные вложения в основные фонды (приобретение оборудования и предметов длительного пользования; капитальное строительство; капитальный ремонт); создание государственных запасов и резервов (приобретение товарно-материальных ценностей для государственных запасов и резервов); приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты (капитальные трансферты внутри страны и за границей).

Ведомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов по прямым получателям средств из бюджета. Она содержит перечень федеральных министерств и ведомств и целевых статей расходов по конкретным направлениям.

В отечественной бюджетной классификации имеются отклонения от рекомендаций МВФ.

Так, в соответствии с Международной бюджетной классификацией доходы должны делиться на текущие и полученные официальные трансферты, в свою очередь общие доходы – на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. В российской бюджетной классификации полученные официальные трансферты не выделены отдельной строкой, а в неналоговые доходы входят как текущие неналоговые доходы, так и доходы от операций с капиталом.

Не соответствует международным стандартам отнесение платежей за пользование природными ресурсами к группе налоговых доходов.

Одно из отклонений от рекомендаций МВФ относится к классификации государственного долга на внутренний и внешний. В российской статистике такая классификация проводится в зависимости от того, в какой валюте выражено долговое обязательство (в отечественной или иностранной), а в международном стандарте – в зависимости от типа держателя долговых требований (внутренний долг – это совокупный долг резидентам; внешний долг – совокупный долг нерезидентам).

Имеются отличия и в отношении отражения некоторых экономических операций по сравнению с СНС. Существенные отличия имеютсяв моменте регистрации операций. В статистике финансов регистрация операций производится на основе фактических платежей, т.е. на кассовой основе, а в национальном счетоводстве – на основе начисленных сумм, когда учету должны подлежать все экономические (а не только кассовые) потоки.

В настоящее время МВФ пересматривает рекомендации по

статистике государственных финансов с целью гармонизации с СНС – 93, в том числе одним из изменений, предлагаемых к внедрению, – переход в учете операций на метод начислений (как в СНС).

 

Контрольные вопросы
(выберите правильный ответ)

1. Каково назначение Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации?

а) ЕСКК создает условия для упорядочения, хранения, поиска, унификации статистических данных в процессе сбора и обработки, обеспечивает систему ведения общероссийских классификаторов, а также достоверность и сопоставимость показателей на национальном и международном уровнях;

б) ЕСКК обеспечивает межотраслевой документооборот;

в) ЕСКК позволяет упорядочить и хранить информацию;

г) ЕСКК создает условия для эффективного поиска статистических данных.

 

2. Чем обеспечивается применение международных классификаторов в отечественной статистике?

а) путем полного или частичного включения в отечественные классификаторы содержания международных классификаторов, либо путем разработки переходных ключей;

б) путем полного включения содержания международных классификаторов;

в) путем частичного включения;

 

3.Какие подразделы в ОКВЭД имеет раздел «Финансовая деятельность»?

а) финансовое посредничество, страхование и вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования;

б) финансовое посредничество;

в) вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования.

 

4. Какие виды объектов учитываются в ЕГРПО?

а) коммерческие и некоммерческие организации всех видов организационно-правовых форм и форм собственности, их филиалы, представительства и др. обособленные подразделения, а также иные субъекты хозяйственной деятельности без права юридического лица, осуществляющие деятельность на территории РФ;

б) коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности;

в) финансово-промышленные группы, товарищества, паевые фонды, юридические консультации, суды.

 

5. Что является источником информации о затратах предприятий?

а) бухгалтерская и статистическая отчетность;

б) бухгалтерская отчетность;

в) статистическая отчетность.

 

6. По каким направлениям осуществляется оперативное статистическое наблюдение за финансами предприятий?

а) финансовое состояние, финансовые вложения, использование денежных средств, движение денежных средств в иностранной валюте, иностранные инвестиции в Россию из-за рубежа и инвестиции из России, состояние расчетов за отгруженную продукцию. выполненные работы и услуги;

б) материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация основных фондов, прочие расходы;

в) финансовые вложения, движение денежных средств, инвестиции.

 

7. Какие классификации расходов используются в бюджетной классификации?

а) функциональная, экономическая, ведомственная;

б) экономическая, ведомственная;

в) функциональная, экономическая.

 

8. Какие группы выделены в единой классификации доходов бюджетов?

а) налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской деятельности;

б) налоговые и неналоговые доходы;

в) налоговые доходы, неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов.

 

9. Какие группировки по текущим расходам выделяются в экономической классификации расходов бюджета?

а) расходы на товары и услуги; выплата процентов; субсидии и текущие трансферты;

б) расходы на товары и услуги; текущие трансферты; текущие проценты;

в) выплата процентов; оплата труда государственных служащих; оплата услуг.

 

10. Какие группировки включает категория капитальных расходов экономической классификации расходов?

а) капитальные вложения в основные фонды; расходы на создание запасов и резервов; приобретение земли; капитальные трансферты;

б) приобретение оборудования и предметов длительного пользования; капитальное строительство; капитальный ремонт;

в) приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты;

г) капитальные трансферты внутри страны и за границей.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных