ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Основные понятия статистики государственных финансов Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Статистика государственных финансов включает статистику бюджетов различных уровней государственного управления (федерального, субъектов федерации, местных); государственных внебюджетных фондов; страховых компаний; сводный финансовый баланс. Информационной базой статистики государственных финансов являются данные форм государственного статистического наблюдения, отчетность Минфина России по исполнению консолидированного, федерального и территориального бюджетов, данные налоговой службы, отчеты государственных внебюджетных фондов. Статистика государственных финансов охватывает экономические единицы сектора государственного управления. Деятельность государственных единиц-резидентов (в области управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, поддержания правопорядка, обороны, обслуживания населения) состоит в оказании нерыночных услуг общественным объединениям и домашним хозяйствам, а также в перераспределении доходов и богатства путем трансфертов. Важнейшим разделом статистики государственных финансов является статистика государственного бюджета. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она основана на экономических отношениях, государственном устройстве Российской Федерации и регулируется нормами права. Свод бюджетов в целом по РФ или по соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических целей. Федеральный бюджет РФ разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой финансовый план образования и использования денежных ресурсов для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики. Через государственный бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Характеристикой основных параметров государственного бюджета является: – общая величина доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит); – структура доходов государственного бюджета; – структура расходов государственного бюджета; – источники финансирования бюджетного дефицита (профицита); – размеры внутреннего государственного долга. Бюджетный процесс представляет собой деятельность органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Система показателей государственного бюджета основывается на бюджетной классификации и отражает различные хозяйственные операции органов государственного управления, определяется функциями органов государственного управления. В бюджетном процессе участвуют два потока: один поток – поступления (направлен к участнику операции), а другой – платежи (от участника операции). Поступления увеличивают финансовые активы органов государственного управления, а платежи уменьшают их. В соответствии с международной практикой экономическими операциями бюджетного процесса являются: – поступления или платежи; – поступления (платежи) невозвратные или возвратные; – поступления (платежи) возмездные или невозмездные; – текущие или капитальные поступления (платежи); – приобретение финансовых активов или принятие обязательств; – приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики. Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлениям, которые могут выполняться на возвратной или невозвратной основе. К невозвратным операциям относятся текущие и капитальные, возмездные и безвозмездные поступления (платежи). К возвратным операциям относятся приобретение финансовых активов и принятие обязательств. Возвратные операции касаются только операций с государственными финансовыми активами. Поступление или платеж считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения (платежи в счет погашения кредитов в виде товаров и услуг; платежи в счет погашения кредитов; дарение или аннулирование по ссудам; рефинансирование кредитов; погашение кредитов в форме государственных долговых обязательств). В результате возвратной операции возникает финансовое требование или погашается обязательство. При невозвратных платежах (поступлениях) обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует. Невозвратные платежи (поступления) могут быть возмездными или безвозмездными. Возмездные невозвратные платежи (поступления) имеют место при наличии обратного потока товаров и услуг (бартер, товары и услуги в обмен на сборы; доходы от собственности; дарения в виде товаров и услуг; государственные товары и услуги, предоставленные обществу). Невозвратные платежи (поступления) считаются безвозмездными, если обратный поток товаров и услуг отсутствует (налоги, безвозмездные денежные трансферты и дарения; трансферты и дарения в виде товаров и услуг). Возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации. Безвозмездная операция независимо от того, добровольная она (дарения) или обязательная (налоги), не предусматривает получение взамен какого-либо эквивалента. Поступления (платежи) могут быть связаны как с текущей деятельностью, так и с осуществлением капитальных затрат. Операции с капиталом включают поступления (платежи), связанные с приобретением, созданием или продажей финансовых активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Земля и нематериальные активы включаются в капитальные активы. Возвратные финансовые операции бывают двух видов: операции, при которых возникают обязательства органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операции, связанные с возникновением обязательств других секторов экономики по отношению к органам государственного управления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|