Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы анализа показателей статистики государственного бюджета




Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета.

Особую актуальность представляет анализ федерального и консолидированного бюджетов.

Основными направлениями анализа данных статистики государственного бюджета являются: сопоставление фактических и плановых показателей, изучение структуры и динамики бюджетных статей, изучение закономерностей формирования доходной и расходной части бюджета, характеристика основных источников доходов, определение расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета, изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого из них в покрытии дефицита государственного бюджета и др.

В соответствии с бюджетной классификацией составление отчетов об использовании бюджетов различных уровней основывается на единой классификации доходов бюджета и единой функциональной классификации расходов бюджета.

Итог финансовой деятельности государства выражается не только соотношением доходной и расходной частей бюджета. Определяющим является рассмотрение величины дефицита государственного бюджета на фоне показателя объема ВВП. Когда бюджет сводится с дефицитом, то принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит бюджета – инфляционным или неинфляционным, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита. Источниками покрытия могут быть эмиссия и заимствования денежных средств.

В настоящее время анализируются следующие виды финансирования государственного бюджета:

– из внутренних источников – кредиты Банка России, государственные краткосрочные обязательства (ГКО и ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), изменение остатков средств на счетах в банках и прочих кредитных организациях (в рублях) и казначейские обязательства;

– из внешних источников – кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, изменение остатков бюджета на счетах в банках (в иностранной валюте).

Отношение суммы поступлений к расходам по системе государственного кредита (в процентах) измеряет эффективность государственных кредитных операций.

О масштабах перераспределительных процессов, происходящих при участии государства, свидетельствует показатель отношения доходной части государственного бюджета к ВВП. В статистических показателях должны найти отражение межотраслевой и межтерриториальный механизм перераспределения финансовых ресурсов, а также определенные взаимосвязи бюджетов разных уровней.

На основе анализа показателей статистики государственных финансов возможна характеристика экономической деятельности любого сектора экономики или сектора государственного управления. Такими показателями являются:

– доля расходов сектора государственного управления (отношение общего объема государственного бюджета к ВВП);

– удельный вес налоговых поступлений в ВВП;

– структурные соотношения функциональных долей в общей величине расходов.

С помощью относительных показателей структуры определяют долю каждой статьи или раздела в общем объеме доходов и расходов, что позволяет сделать выводы о самых значительных статьях доходной и расходной частей бюджета.

Степень исполнения государственного бюджета по доходам и расходам в целом и по каждой статье или их совокупности определяется как отношение фактического показателя к утвержденному (запланированному).

Анализ исполнения государственного бюджета осуществляется с помощью относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и направлений целевого использования. Статистические методы позволяют также измерять влияние факторов, обусловивших отклонения от плана.

Изучение структуры государственного бюджета позволяет контролировать размер поступлений в доходную часть от институциональных единиц, относящихся к разным секторам экономики и разным формам собственности.

Сопоставление удельных весов в динамике позволяет сделать вывод о структурных изменениях в составе доходов и расходов. Для анализа динамики доходов и расходов для периодов значительной протяженности строятся временные ряды, в которых необходимо обеспечить сопоставимость уровней, которая может быть нарушена, в частности, изменениями в методологии построения бюджетных классификаций, содержании показателей и категорий. Статистический анализ динамики предполагает также вычисление цепных и базисных абсолютных приростов и темпов роста, позволяющих сделать вывод о скорости и интенсивности изменения показателей во времени.

Важной задачей статистики является установление факторов, которые обусловили финансовый результат. В анализе взаимосвязей изучается, например, зависимость между темпами экономического роста и соотношением величины дефицита государственного к ВВП.

К факторам, влияющим на уровень доходов государственного бюджета, можно отнести важнейшие макроэкономические показатели: объем валового внутреннего продукта, объем использованного национального дохода, объем налоговых поступлений в государственный бюджет.

На изменение налоговых доходов государственного бюджета влияют два фактора – изменение налоговой ставки и изменение налоговой базы.`

Абсолютный прирост налоговых доходов за счет изменения налоговой ставки рассчитывается по формуле

 

Прирост Н(С) = (С1 – С0) Б1.

 

Абсолютный прирост налоговых доходов за счет изменения налоговой базы:

 

 

Прирост Н(Б) = (Б1 – Б2) С0,

 

где Н – объем налоговых доходов;

Б1 иБ0 – размер налоговой базы в отчетном и базисном периоде;

С1 и С0 – величина налоговой ставки в отчетном и базисном периодах.

Общий прирост налоговых доходов

(Н1 – Н0) = (С1 – С1)Б1 + (Б1 – Б0) С0.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных