Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статистические показатели государственного бюджета




Система статистических показателей государственного бюджета определяется бюджетной классификацией РФ, являющейся единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы.

К основным показателям государственного бюджета относятся: доходы, официальные трансферты, расходы, кредитование минус погашение (чистое кредитование), превышение доходов над расходами (или расходов над доходами).

Доходы государственного бюджета – это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет.

По международной классификации доходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.

Налоговые поступления – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоговые поступления включаются также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

Неналоговые поступления – это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).

Капитальные доходы включают доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, т. е. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, например, больниц, на покупку оборудования и т. д.).

Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единственными и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации. В международной статистике официальные трансферты выделяются в составе доходов отдельной позицией и разделяются по источнику получения на внутренние и внешние, а по назначению – на текущие и капитальные.

Согласно действующей классификации обобщающими показателями доходов государственного бюджета РФ являются показатели общего объема доходов, налоговых доходов, неналоговых доходов. В доходной части выделяются также безвозмездные перечисления, доходы целевых бюджетных фондов.

Показатель общего объема доходов государственного бюджета отражает объем бюджетного фонда, подлежащего распределению по территориальному, отраслевому и целевому назначению. К нему относятся налоговые и неналоговые доходы.

Показатель налоговых доходов представляет совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки, и включает все виды налогов: налоги на прибыль (доходы), прирост капитала, отчисления на социальное страхование, налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и прочие налоги.

В 2007 г. федеральный бюджет по доходам в целом составлял 7781,1 млрд. руб., фактически доходная часть бюджета превышала утвержденную на 4,5%.

Основным источником доходов государственного бюджета являются налоговые поступления.

По утвержденному на 2007 г. федеральному бюджету сумма налоговых платежей должна была составить 4503 млрд. руб. или 60,5% от доходной части. Фактически по налоговым доходам бюджет был перевыполнен на 2,2%.

Удельный вес налоговых поступлений в общей сумме доходов составил 60,5%. При этом значительное место занимал налог на добавленную стоимость, который вместе с налогами на прибыль и внешнюю торговлю составил более трех четвертей всех налоговых доходов.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и иные неналоговые доходы.

Показатель неналоговых доходов определяется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспечения государственных служащих, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов и др.

По неналоговым доходам исполнение доходной части федерального бюджета в 2007 г. составило 109,4%, в том числе превышение об внешнеэкономической деятельности – на 1,9%, от платежей при пользовании природными ресурсами – на 31,7%.

Неналоговые доходы в общей сумме доходов составили 32,3%, из них основную долю составили доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации базируется на основе государственных социальных стандартов и нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг.

В соответствии с функциональной классификацией статистика государственного бюджета исчисляет расширенную систему показателей расходов.

Основными статьями расходной части федерального бюджета являются расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, а также на государственное управление.

К расходам на государственное управление относятся расходы, связанные с функционированием системы законодательной и исполнительной государственной власти. Расходы федерального бюджета на государственное управление в 2007 г. превысили уровень 2006 г. в 1,5 раза.

Расходы государственного бюджета на национальную оборону (строительство и содержание Вооруженных сил; выплата пенсий военнослужащим; обеспечение коллективной безопасности в рамках СНГ; помощь иностранным государствам) увеличились в 2007 г. в
1,2 раза по сравнению с предыдущим годом.

Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства (функционирование органов внутренних дел, обеспечение внутренних войск, содержание уголовно-исполнительной системы, органов налоговой полиции, органов пограничной службы, таможенных органов, органов прокуратуры. органов юстиции) увеличились в 2001 г. в 1,4 раза по сравнению с
2000 г.

Важное значение приобретает показатель охраны окружающей природной среды, который включает расходы на водные и лесные ресурсы, охрану природной среды, животного и растительного мира, на гидрометеорологию, картографию и геодезию.

К новым показателям относятся также расходы на развитие рыночной инфраструктуры (государственная поддержка малого бизнеса и предпринимательства); расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; расходы на пополнение государственных запасов и резервов.

Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с развитием и совершенствованием системы образования; финансированием науки и культуры, потребностей населения в медицинском обслуживании; осуществлением социального обеспечения населения и проведением социальной политики.

Показатель прочих расходов включает расходы на резервные фонды, проведение выборов и референдумов, оказание финансовой помощи другим уровням власти, предоставление бюджетных ссуд.

Расходы на национальную экономику составили 693 млрд. руб. и превысили расходы по этой статье 2006 г. на 1,6%. Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия составили 42,9%, что по сравнению с 2006 г. больше на 0,3 пункта.

Федеральный бюджет в 2007 г. был сформирован с профицитом. План по профициту был перевыполнен на 96,8%.

В экономической классификации расходы бюджета в зависимости от экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Расходы могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-то (приобретение товаров и услуг) и безвозмездными.

Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются – текущих или капитальных. В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Текущие расходы (выплаты процентов; расходы на товары и услуги; субсидии, текущие трансферты, трансферты населению) не связаны с приобретением и созданием капитальных активов и представляют собой часть расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ.

Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность и включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения капитальных активов.

В соответствии с функциональной классификацией статистика государственного бюджета вычисляет обобщающий показатель общего объема расходов, который включает совокупность расходов по направлениям использования и и кредитование за минусом погашения.

Показатель «кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий бюджетный дефицит. Этот показатель включает операции органов государственного кредитования с финансовыми требованиями другим секторам экономики, осуществляемые в целях проведения государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции кредитования будут отражаться по – разному: сторона-кредитор показывает кредитование, а орган-заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить, что в статистике государственного бюджета кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, а заимствование не включается в доходную часть бюджета и рассматривается как источник финансирования дефицита.

Обобщающие характеристики доходов и расходов государственного бюджета выражаются в форме абсолютных показателей в денежных единицах измерения и являются базой для статистического анализа.

Результаты финансовой деятельности государства характеризуются соотношением доходов и расходов. Возможны три состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное; другими словами, бюджет может быть сведен с дефицитом или профицитом. Превышение доходной части бюджета над расходной называется профицитом. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит бюджета.

Блок показателей финансирования бюджета отражает привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета. Согласно международным стандартам статистики государственных финансов привлечение заемных средств рассматривается как источник для покрытия дефицита

Общий объем финансирования равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком: в случае превышения доходов бюджета над расходами (профицит бюджета) сумма финансирования отрицательная, при дефиците государственного бюджета сумма финансирования положительная. Финансирование дефицита государственного бюджета включает изменение объема обязательств органов государственного управления (заимствование минус погашение) и изменение остатков ликвидных финансовых средств органов государственного управления. Поэтому с точки зрения финансирования дефицит бюджета может быть определен так:

Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Дефицит можно определить также следующим образом: сумма доходов и полученных официальных трансфертов минус сумма расходов и чистого кредитования (кредитование минус погашение).

Общий объем финансирования складывается из суммы показателей внутреннего и внешнего финансирования.

Показатель внутреннего финансирования включает:

1) финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета:

а) кредит Центрального банка РФ на финансирование дефицита федерального бюджета;

б) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках (в рублях);

2) государственные ценные бумаги:

а) государственные краткосрочные обязательства (ГКО);

б) облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

в) облигации государственного сберегательного займа;

г) облигации внутреннего валютного займа;

д) облигации государственных нерыночных займов;

е) облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);

ж) прочие государственные ценные бумаги;

3) бюджетные ссуды:

а) полученные от государственных внебюджетных фондов;

б) полученные от бюджетов других уровней;

4) прочие источники внутреннего финансирования:

а) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

б) поступления от реализации государственных запасов, драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем рынке;

в) кредитные соглашения и договоры, заключаемые от имени Российской Федерации.

Одним из источников внутреннего финансирования бюджета различных уровней являются поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В целях более детального анализа поступления средств от приватизации проводится федеральное государственное статистическое наблюдение за процессами приватизации и ее результатами. В частности, на основании статистической информации, предоставляемой Российским фондом федерального имущества и его территориальными фондами, осуществляется разработка сводных данных по системе показателей, характеризующих масштабы приватизации в стране.

Учитывая, что доходы от приватизации являются одним из источников покрытия внутреннего долга, в рамках федерального государственного статистического наблюдения обеспечивается сбор и обработка данных по таким показателям, как фактически перечисленные денежные средства, поступившие от приватизации государственного и муниципального имущества (в том числе в Федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, муниципальные фонды).

Показатель внешнего финансирования складывается из следующего:

– кредиты международных финансовых организаций;

– кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

– кредиты коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

– изменение остатков средств бюджета на банковских счетах в иностранной валюте;

– прочее внешнее финансирование.

Совокупность дефицитов бюджетов за определенный период образует государственный долг. Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и «остальным миром», которая образовалась в результате их операций в прошлые периоды. Обязательства должны быть погашены посредством операций органов государственного управления в будущем или переоформлены в бессрочный долг.

Статистика изучает масштабы и структуру государственного долга, соотношение форм государственных долговых обязательств, определяет его размеры и масштабы (по отношению к ВВП), характеристики структуры и динамики государственного долга, разных форм государственных долговых обязательств, заимствований государством.

Обслуживание государственного долга происходит посредством выплаты процентов и/или погашения основной суммы долга.

Общая сумма государственного долга складывается из внутреннего долга (другим частям сектора государственного управления; органам денежно-кредитного регулирования; депозитным банкам; прочая внутренняя задолженность) и внешнего долга (международным организациям развития; зарубежным учреждениям управления; прочая внешняя задолженность).

Отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг определяет Коэффициент обслуживания внешнего государственного долга (в процентах).

Важное значение имеет деление государственного долга на капитальный (непогашенные долговые обязательства, включая проценты) и текущий (расходы по погашению долговых обязательств за рассматриваемый период (год).

По уровням управления выделяют государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг. По срокам долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).

В статистике государственного долга имеют место разные формы долговых обязательств:

– кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;

– государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

– договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

– переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

– соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Заимствования государством по аналогии с бюджетным дефицитом и государственным долгом подразделяются на внутренние и внешние. Известны следующие основные формы внутреннего заимствования государством: государственные облигационные займы, другие ценные бумаги; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударственного ссудного фонда; казначейские ссуды; гарантированные займы.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда для покрытия расходов правительства широко использовалось в дореформенный период. А такие разновидности государственного кредита, как казначейские ссуды (оказание финансовой помощи предприятиям и организациям со стороны органов государственной власти за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности) и гарантированные займы (когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти или хозяйственными органами, а также выплату процентов по нему), в РФ только начинают использоваться.

Международный кредит принимает форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Внешние заимствования (за вычетом возврата долга) с начисленными процентами включаются в государственный долг страны (на обслуживание государственного прежде всего внешнего долга уходит не менее четверти всех доходных поступлений российского бюджета).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных