ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Статистические методы изучения уровня и структуры ценПод уровнем цен понимают абсолютные, средние и относительные показатели, отражающие цены отдельных товарных единиц или их совокупности на определенную дату или промежуток времени. По данным регистрации цен в практике статистических работ чаще всего рассчитываются обобщающие показатели – средние уровни цен на конкретные товары и услуги. Средняя цена может исчисляться как для конкретного товара, так и для товарных групп; для цен одного товара по различным территориям и субрынкам по следующей формуле: = , где – средняя цена определенного товара (товарной группы); – стоимость реализованной продукции по i -му торговому предприятию (или в i -м регионе), i = 1, 2,..., n, где n – число торговых предприятий (регионов), в которых реализуется товар данного вида; – количество товаров натуральном выражении в i -м торговом предприятии (регионе). По совокупности отобранных для наблюдения территорий (городов, районных центров, областей и т. п.) средняя цена товара (услуги) определяется по формуле , где di – доля населения i -го района, i = 1, 2,..., n, где n – число районов (или доли отдельных районов в общих расходах населения на приобретение данного товара (услуги); pi – цена товара (тариф услуги) текущего периода в i -м районе. Если статистическая информация не содержит данных о количестве реализованной продукции, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной: . Уровень средних цен исчисляется не только по отдельным товарам – представителям и товарным группам, но и как обобщенный уровень по всем продовольственным товарам, товарам народного потребления, платным услугам, товарам и услугам вместе, отдельным сельскохозяйственным продуктам на городском рынке, 25 основным продуктам питания (в расчете на месяц) и т. п. Их исчисление производится как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях и имеют значительный информационно-аналитический потенциал. Так, на основе среднего уровня цен рассчитываются: – показатели динамики среднего уровня цен и тарифов по товарам (товарным группам); – показатели вариации и эластичности среднего уровня цен во времени и в пространстве (по регионам, субрынкам, формам собственности торговых предприятий и т. п.); – показатели соотношения среднего уровня цен по товарам (товарным группам) со средними ценами, складывающимися на мировых товарных рынках; – показатели межтерриториального сопоставления в России средних уровней цен на одноименные товары (товарные группы); – показатели сравнения отношения средней цены определенного товара к среднему уровню дохода населения в динамике и по территории. Для изучения и анализа процессов формирования цен на всех стадиях производства и реализации готовой продукции в рыночных условиях важное значение имеет статистическое изучение структуры цен на отдельные товары. Структура цены – это группировка составляющих цены по отдельным экономическим элементам. Наличие, соотношение и число структурных элементов конкретной цены зависит от конъюнктуры рынка, вида товара, числа торговых посредников и др. С помощью показателей структурных различий можно проводить территориальный сравнительный анализ структуры цен, а также анализировать динамику структуры розничных цен. С этой целью применяются следующие показатели структурных различий: – среднее линейное отклонение удельных весов структур; – квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов;
– квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов; – интегральный коэффициент структурных различий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|