Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статистические методы изучения уровня и структуры цен




Под уровнем цен понимают абсолютные, средние и относительные показатели, отражающие цены отдельных товарных единиц или их совокупности на определенную дату или промежуток времени.

По данным регистрации цен в практике статистических работ чаще всего рассчитываются обобщающие показатели – средние уровни цен на конкретные товары и услуги.

Средняя цена может исчисляться как для конкретного товара, так и для товарных групп; для цен одного товара по различным территориям и субрынкам по следующей формуле:

= ,

где – средняя цена определенного товара (товарной группы);

– стоимость реализованной продукции по i -му торговому предприятию (или в i -м регионе), i = 1, 2,..., n, где n – число торговых предприятий (регионов), в которых реализуется товар данного вида;

– количество товаров натуральном выражении в i -м торговом предприятии (регионе).

По совокупности отобранных для наблюдения территорий (городов, районных центров, областей и т. п.) средняя цена товара (услуги) определяется по формуле

,

где di – доля населения i -го района, i = 1, 2,..., n, где n – число районов (или доли отдельных районов в общих расходах населения на приобретение данного товара (услуги);

pi – цена товара (тариф услуги) текущего периода в i -м районе.

Если статистическая информация не содержит данных о количестве реализованной продукции, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной:

.

Уровень средних цен исчисляется не только по отдельным товарам – представителям и товарным группам, но и как обобщенный уровень по всем продовольственным товарам, товарам народного потребления, платным услугам, товарам и услугам вместе, отдельным сельскохозяйственным продуктам на городском рынке, 25 основным продуктам питания (в расчете на месяц) и т. п. Их исчисление производится как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях и имеют значительный информационно-аналитический потенциал. Так, на основе среднего уровня цен рассчитываются:

– показатели динамики среднего уровня цен и тарифов по товарам (товарным группам);

– показатели вариации и эластичности среднего уровня цен во времени и в пространстве (по регионам, субрынкам, формам собственности торговых предприятий и т. п.);

– показатели соотношения среднего уровня цен по товарам (товарным группам) со средними ценами, складывающимися на мировых товарных рынках;

– показатели межтерриториального сопоставления в России средних уровней цен на одноименные товары (товарные группы);

– показатели сравнения отношения средней цены определенного товара к среднему уровню дохода населения в динамике и по территории.

Для изучения и анализа процессов формирования цен на всех стадиях производства и реализации готовой продукции в рыночных условиях важное значение имеет статистическое изучение структуры цен на отдельные товары.

Структура цены – это группировка составляющих цены по отдельным экономическим элементам.

Наличие, соотношение и число структурных элементов конкретной цены зависит от конъюнктуры рынка, вида товара, числа торговых посредников и др.

С помощью показателей структурных различий можно проводить территориальный сравнительный анализ структуры цен, а также анализировать динамику структуры розничных цен. С этой целью применяются следующие показатели структурных различий:

– среднее линейное отклонение удельных весов структур;

– квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов;

 

– квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов;

– интегральный коэффициент структурных различий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных