ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изучение динамики ценОдним из важных методов анализа динамики цен является индексный метод. Индекс цен – относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени (индекс динамики) или в пространстве (территориальный индекс). Он выражается в коэффициентах или в процентах. В практике статистики применяется система индивидуальных индексов и система общих индексов. Индивидуальный индекс цен характеризует соотношение уровней цен одного и того же вида товара и определяется по формуле ip = Р 1 / Р 0, где Р 1, Р 0 – цена на товар в текущем и базисном периоде. На основе информации о ценах на какой-либо товар (однородную товарную группу) и об объемах его реализации по совокупности регионов или субрынков можно проанализировать изменение уровня средней цены данного товара. На изменение средних цен на какой - либо товар (однородную товарную группу) оказывает влияние изменение уровней самих цен и изменение в структуре изучаемой совокупности. Для количественного измерения меры влияния этих факторов исчисляется система индексов цен переменного, фиксированного состава и структурных сдвигов. Индекс цен переменного состава характеризует динамику средней цены и отражает влияние изменения цен и структуры товара: . Если в качестве веса используется относительный показатель (удельный вес продукции d = q / ), то формула примет вид . Индекс цен фиксированного состава характеризует относительное изменение среднего уровня цены в результате изменения индивидуальных значений цен данного товара по отдельным единицам совокупности (предприятиям, регионам, субрынкам и др.), и может быть исчислен по методу Пааше: . По методу Ласпейреса индексы цен фиксированного состава будут иметь вид . Индекс структурных сдвигов характеризует относительное изменение среднего уровня цены товара в результате изменения доли каждой единицы совокупности (региона, субрынка, предприятия и др.) в общем объеме реализации изучаемого товара, и рассчитывается по формуле Пааше: . По методу Ласпейреса индекс структурных сдвигов рассчитывается по формуле . Взаимосвязь рассмотренных индексов позволяет выполнить комплексный анализ динамики среднего уровня цены на определенный товар или однородную товарную группу: I переменного состава = I фиксированного. состава × I структурных сдвигов. В статистической практике Российской Федерации основным методом расчета сводного индекса цен по разнородным товарам или товарным группам является расчет средневзвешенной величины из индивидуальных индексов цен: . Пример. Проанализируйте динамику цены зерна по каждой товарной бирже и по двум биржам вместе по следующим условным данным:
Относительное изменение цены зерна в каждом из районов оценено на основе индивидуальных индексов цен, которые рассчитаны в последней графе таблицы. Изменение средней цены зерна по двум районам составит: = 1,379 = 137,9%. Средняя цена 1 т зерна возросла с 65,833 у. е. до 90,811 у. е., или на 37,9 %. Это изменение обусловлено двумя факторами: изменением цены за 1 т зерна на каждой бирже и изменением объема продаж. Определить влияние каждого из них можно с помощью индексов фиксированного состава и структурных сдвигов соответственно: . Таким образом, изменение цены зерна на каждой товарной бирже, рассматриваемое без учета структуры продажи, вызвало повышение средней цены 1 т зерна на 38,8 %. Влияние второго фактора, т. е. изменение доли продаж зерна на каждой бирже в общем объеме продаж, привело к повышению средней цены на 0,6%, что следует из расчета индекса структурных сдвигов: . Взаимосвязь полученных индексов 1,388 × 0,9935 = 1,379. Для изучения динамики ценпо совокупности разнородных товаров применяется общий индекс цен. Общий индекс цен – относительная величина, характеризующая изменение цен совокупности разнородных товаров. Общие индексы цен строят различными способами в зависимости от наличия исходных данных и от поставленной задачи. Наиболее часто применяются агрегатная, арифметическая, гармоническая и реже – геометрическая формы индексов цен. Наиболее дискуссионной в теории и практике исчисления индексов цен является проблема взвешивания индексируемого показателя. Основная форма индекса, используемая в практике статистики цен, – индекс цен, в котором в качестве веса берется объем проданных товаров (оказанных услуг) базисного периода – индекс Ласпейреса: . Индекс цен, построенный по весам текущего периода – индекс Пааше: . Один из первых ученых, который описал соотношение индекса Ласпейреса и Пааше, был американский ученый Гершенкрон. Отсюда возникло понятие – эффект Гершенкрона –систематическое опережение индексом Ласпейреса индекса Пааше (). Обе формулы могут быть использованы в соответствии с задачей исследования. Рассмотрим их исчисление на следующем примере. (табл. 27).
Таблица 27
Исчислим агрегатный индекс цен Г. Пааше:
По ассортименту товаров отчетного периода в целом цены повысились в среднем на 3,4%. Абсолютный прирост товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет роста цен составил: руб. Исчислим агрегатный индекс цен Э.Ласпейреса: По ассортименту базисного периода в целом цены повысились в среднем на 4,8%, что привело к изменению абсолютного прироста товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным на 12000 руб.:
Таким образом, по исчисленным индексам получили различные результаты. Индекс Пааше характеризует влияние изменения цен на стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде, а индекс Ласпейреса показывает влияние изменения цен на стоимость товаров, реализованных в базисном периоде. Наибольшее применение индекс Ласпейреса получил при расчете индекса потребительских цен. Если же необходимо определить размер переплаты (экономии) денег населением в связи с ростом (снижением) цен, правильнее пользоваться индексом Пааше. Сумма перерасхода (экономии) денег населения определяется как разность между числителем и знаменателем индекса Пааше, а именно: . В выше приведенном примере перерасход денег населением составил 8000 тыс. руб. Проблема выбора системы взвешивания при расчете агрегатного индекса цен в теоретической статистике до конца не решена. Одним из направлений решения этой проблемы является использование компромиссного варианта взвешивания, используя индексы Фишера и Эджворта – Маршалла. «Идеальный» индекс Фишера: . Индекс Эджворта – Маршалла: . Росстат (ФСГС) разработал методологию исчисления системы индексов цен. В производственном секторе исчисляются следующие индексы: – индекс цен предприятий – производителей на промышленную продукцию; – индекс цен приобретения материально-технических ресурсов для основного производства; – индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции; – индекс цен в капитальном строительстве; – индекс тарифов на грузовые перевозки. В потребительском секторе исчисляется индекс потребительских цен (ИПЦ) на основные товары и услуги. Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов: 1. Определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) и городу как частное от деления средних сопоставимых цен: ip = p 1 / p 0. 2. На основе индивидуальных индексов цен по городам и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации: , (1) где Ip ( i )– агрегатный индекс цен на i- й товар (товарную группу) по территории; – индивидуальный по j -й территории индекс цен на i -ый товар; –доля численности населения j -й территории в общей численности населения всей территории. 3. Исходя из агрегатных индексов цен по товарам и услугам в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы в целом по всем товарным группам и услугам и по группам (продовольственным, непродовольственным товарам и платным услугам). Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле Ласпейреса: , где q 0 – количество товара (услуг) в потребительском наборе базисного периода; p 1 (р 0) – цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе текущего (базисного) периода; ip – индивидуальный индекс цен товара (услуги). В качестве весов при расчете ИПЦ могут применяться удельные веса отдельных товаров или товарных групп (d ipq) в общих потребительских расходах населения за предыдущий год. В этом случае сводный ИПЦ имеет вид: . Расчет ИПЦ за квартал или другой период времени с начала года осуществляется «цепным» методом, т. е. путем перемножения квартальных или других периодов времени индексов потребительских цен. Пример. По данным четырех областей одного из Федеральных округов, содержащих цепные (в расчете к предыдущему месяцу текущего года) индексы цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также доли численности населения каждой области в общей численности населения округа определить базисный ИПЦ по округу (за март в процентах к декабрю базисного года) (табл. 28). При этом известно, что в декабре базисного года удельный вес продовольственных товаров потребительских расходах населения округа составлял 52,4%, а непродовольственных товаров – 47,6%.
Таблица 28
Как уже отмечалось, расчеты проводятся в несколько этапов. 1. Определяем средние по округу значения цепных индексов цен по каждой группе товаров. Результаты расчетов представлены в итоговой строке таблицы. Ход вычислений покажем на примере продовольственных товаров, используя формулу (1), за январь месяц: = 1,138. 2. Рассчитаем базисный ИПЦ за квартал по отдельным группам товаров: – по продовольственным товарам (март к декабрю базисного года) ИПЦ(прод) = 1,138 × 1,123 × 1,109 = 1,417; – по непродовольственным товарам аналогично: ИПЦ(непрод) = 1,156 × 1,148 × 1,147 = 1,522. 3. Рассчитаем сводный ИПЦ по округу (март к декабрю базисного года): . Итак, проведенные расчеты показали, что за Ι квартал текущего года цены на потребительские товары возросли в среднем на 46,7%. Индекс потребительских цен используется как общий показатель инфляции в потребительском секторе при исчислении показателей системы национальных счетов для индексации доходов населения. При исследовании территориальной вариации цен по совокупности товаров основным методом является метод территориальных индексов. Территориальный индекс цен – это показатель соотношения уровня цен в различных территориях (городах, районах, областях, регионах, республиках, по которым осуществляется регистрация цен). , или , или , где pN и pK – цены товаров в регионах N и K; q = qN + qK – сумма реализованных товаров по двум регионам.
Инфляция Инфляция проявляется прежде всего в повышении цен на товары и услуги сопоставимого качества. При изучении причин и последствий инфляции можно выделить два основных подхода: монетаристский и немонетаристский. При монетаристском подходе (денежная природа) рост инфляции кроется в более быстром увеличении денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта. Это хорошо иллюстрируется уравнением обмена, которое вывел американский экономист Фишер: MV = PQ, отсюда следует: P = MV / Q, (2) где M – денежная масса, находящаяся в обращении; V – скорость обращения денег; P – уровень цен; Q – количество реальных товаров и услуг. Из уравнения (2) выводится уравнение темпов роста (Тр) (индексов) рассматриваемых показателей TP = T M T V / T Q, (3) Темп роста (индекс) цен (ТР) характеризует темп инфляции., а из уравнения (3) следует, что при стабильных значениях скорости обращения денег и объемов реального продукта инфляция предопределяется темпами роста денежной массы. Однако в действительности такая взаимосвязь не наблюдается, так как в силу сложных экономических отношений хозяйствующих субъектов объем реального продукта и скорость обращения денег не являются стабильными. Выделяют открытую и подавленную инфляцию. Открытая инфляция проявляется в различных формах: инфляция спроса, инфляция издержек производства, структурная инфляция. Подавленная инфляция выражается в увеличении денежной наличности. Уровень инфляции характеризуется темпом прироста уровня цен по сравнению с предыдущим периодом и может быть рассчитан по формуле , где I инф– уровень инфляции в процентах; ИПЦ1 и ИПЦ0 – индексы потребительских цен в текущем и базисном периодах. Рассмотрим некоторые направления анализа влияния инфляционных процессов на важнейшие экономические показатели. Анализ показателей динамики макроэкономических показателей и прежде всего ВВП требует их исчисления в сопоставимых ценах. Одним из методов устранения влияния изменения цен на макроэкономические показатели, является дефлятирование стоимостного показателя из текущих цен в цены предыдущего периода с помощью индекса–дефлятора. Индекс-дефлятор ВВП –отношение ВВП в текущих ценах к объему ВВП в постоянных ценах предыдущего года: , где – ВВП текущего периода в текущих ценах; – ВВП текущего периода в базисных ценах. ВВП текущего года в ценах предыдущего года можно получить следующим образом: . Кроме рассмотренного метода – прямого дефлятирования существуют также метод двойного дефлятирования (на стадии производства ВВП), метод экстраполяции базисного уровня ВДС с помощью индекса физического объема продукции. Наиболее часто уровень инфляции определяют исходя из индекса потребительских цен (ИПЦ). Инфляция влияет непосредственно на ППС и опосредованно на валютный курс. Для сравнения динамики валютного курса с динамикой цен рассчитывают следующие статистические показатели: 1) Реальный валютный курс , где – курс валюты в масштабе цен прошлого периода (по сравнению с которым определялся ИПЦ). 1. Индекс опережения индексом валютного курса индекса цен: , где – номинальный валютный курс в отчетном и базисном периодах; – индекс инфляции в отчетном периоде по сравнению с базисным (или темп роста ИПЦ); – темп опережения валютного курса по сравнению с темпом роста цен.
Контрольные вопросы 1. Назовите виды цен, применяемые в государственной статистике на макроуровне: а) цены производителя; б) розничные; в) договорные; г) закупочные.
2. В чем состоит различие индексов Ласпейреса и Пааше? а) в структуре весов; б) в периодах времени, по которым проводится взвешивание индексируемой величины; в) в количестве товаров.
3.Что такое эффект Гершенкрона? а) I Ласпейреса < I Пааше; б) I Ласпейреса = I Пааше; в) I Ласпейреса > I Пааше.
4. Какие основные элементы структуры розничной цены? а) оптовая цена производителя, торговая наценка оптовой и розничной торговли; б) торговая наценка оптовой торговли; в) оптовая цена производителя; г) издержки и прибыль.
5. Выберите индекс цен Пааше из следующих индексов? а) ; б) ; в) ; г) . 6. Какая из взаимосвязей индексов цен верна? а) I перем.состава = I фиксир.состава / I структ.сдвигов; б) I перем.состава = I фиксир.состава × I структ.сдвигов; в) I фиксир.состава = I структ.сдвигов / I перем.состава.
7. Что представляет собой индекс потребительских цен? а) показатель, характеризующий уровень инфляции; б) потребительскую корзину; в) показатель, характеризующий изменение во времени уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления; г) прогноз ценовых процессов в экономике.
8. Что такое инфляция? а) показатель, характеризующий изменение доходов; б) показатель, характеризующий уровень жизни; в) показатель, проявляющийся в повышении цен на товары и услуги сопоставимого качества.
9. Где применяется широко индекс цен Фишера? а) для изучения динамики потребительских цен; б) для изучения цен на товары и услуги по территориям; в) в международных сопоставлениях ВВП.
10. Как изменилась покупательная способность рубля, если цены в текущем периоде по сравнению с базисным выросли на 3%? а) покупательная способность снизилась на 2,9%; б) покупательная способность увеличилась на 2,93%; в) покупательная способность снизилась на 97%; г) покупательная способность снизилась на 3%.
Задачи Задача 1. В трех районных центрах в сентябре текущего года продавался картофель по цене 4, 5, 6 руб. за кг. Численность населения составляла соответственно 100, 200, 150 тыс. чел. Определите среднюю цену за 1 кг картофеля в сентябре. Задача 2. Имеются следующие данные о реализации товара А по двум рынка:
Определите по двум рынкам среднюю цену товара А в текущем и базисном периоде. Задача 3. Используя полученные результаты задачи 1, определите индекс переменного состава цен. Задача 4. Продажа персональных компьютеров Pentium 3 в различных магазинах города характеризуется следующими данными:
Определите: а) среднюю цену товара по всем магазинам в базисном и отчетном периодах; б) индекс цен переменного состава; в) индекс фиксированного состава и структурных сдвигов; г) абсолютный приросты средней цены ПК Pentium 3 за счет двух факторов вместе и каждого в отдельности. Задача 5. Имеются данные (условные) о потреблении населением одного из районов города в первом полугодии 2008 г.:
Вычислите: а) общее изменение цен на товары и услуги в 1-м полугодии 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г.; б) индекс покупательной способности рубля; в) сумму переплаты денег населением в связи с ростом цен на товары и услуги. Задача 6. Имеются данные о продаже сотовых телефонов и картриджей в одном из магазинов города:
1. Исчислите индивидуальные и общие индексы цен, индекс физического объема товарооборота и стоимости реализованной продукции. 2. Определите величину экономии денег покупателей в связи с изменением цен. Задача 7. Имеются данные (условные) о динамике средних тарифов на услуги сотовой связи «МТС» и «Билайн»:
Определите среднемесячный тариф сотовой связи каждой фирмы. Задача 8. По статистическим данным о динамике тарифов на грузовые перевозки в России исчислите их среднегодовой темп роста (декабрь к декабрю предыдущего года, %):
Задача 9. Известно, что товарооборот в текущем периоде по сравнению с базисным увеличился на 10%, а физический объем проданных товаров увеличился на 2%. Как изменились цены на проданные товары? Задача 10. Имеются следующие данные о реализации товаров в магазине:
Определите: а) индивидуальные индексы цен; б) агрегатный индекс Пааше; в) агрегатный индекс Ласпейреса; г) абсолютный прирост товароборота за счет фактора изменения цены.
[1] Термин «номинальная ставка» иногда используется также для обозначения процентной ставки, «не очищенной» от инфляции, в отличие от реальной – «очищенной» ставки. В этом случае номинальная ставка описывает совершенно другие процессы, нежели начисление процентов. Обе трактовки номинальной ставки имеют право на существование. [2] Галанов В. А., Басов А. И., Рынок ценных бумаг. – М: Финансы и статистика, 2001. [3] См.: Лемер Ж. Системы бонус-малус в автомобильном страховании / Пер. с англ. – М.: Янус-К, 1998. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|