ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ударные инструменты.
Все музыкальные инструменты имеют очень древнее происхождение. Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. Постепенно появились более совершенные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр. В течение многих веков складывалась группа ударных инструментов – самая неустойчивая по составу, но и самая разнообразная в современном симфоническом оркестре. Сейчас в нее входят литавры, большой и малый барабаны, тарелки. Кроме них встречаются бубен или тамбурин, тамтам, треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, вибрафон. Только некоторые среди этих очень разных инструментов обладают звуками определенной высоты. Как показывает название группы, звук получается, когда по инструменту ударяют - рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, бубен – просто встряхивать. В оркестр ударные инструменты пришли давно, однако только в XIX веке ударная группа получила широкое применение. Ударные инструменты подчеркивают ритм музыки, придают звучанию оркестра большую силу, а его краскам - большее разнообразие. Иногда они используются с целью звукоподражания, например, для изображения грома, ливня и т. д. Литавры. Это ударный инструмент древнего происхождения, с гулким раскатистым звуком. В переводе с греческого означает «много барабанов». Он похож на медный котелок, покрытый с одной стороны кожаной крышкой-мембраной. В нижней части корпуса этого инструмента находится отверстие. Звук извлекается при помощи ударов по мембране двумя палочками. Барабан очень древний и распространенный инструмент. Его предок - простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. У барабана с давних пор были разные функции – сопровождали ритуальные пляски, использовали в качестве «телефона», передавая условным языкам сведения, вели на казнь революционеров, проводили парады. Существует две разновидности барабана – большой барабан и малый барабан. Они давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» – одной линейке, на которой отмечен только ритм. Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют иногда в изобразительных целях. У малого барабана звук сухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Играют на барабанах с помощью двух палочек.
М. Равель «Болеро».
Челеста. В переводе с итальянского этот инструмент семейства ударных значит «небесный». Свое название он получил благодаря исключительно нежному серебристому певучему звуку, похожему на звук колокольчика. Челеста имеет форму небольшого фортепиано, у нее есть набор металлических пластинок или трубок. В оркестре используется для получения особых эффектов.
П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». Тарелки. Этот ударный оркестровый инструмент представляет собой два медных диска диаметром около 40 см. при ударе друг о друга, тарелки издают продолжительный звенящий звук. Чтобы держать их было удобнее, с внешней стороны к ним прикреплены кожаные ремешки, в которые музыкант продевает пальцы, удерживая тарелки в руках.
Найди музыкальные инструменты, которые спрятались в этой картинке/
Реши кроссворд: По-горизонтали: 2. Певучий и виртуозный деревянный духовой инструмент симфонического оркестра с диапазоном от ре малой октавы до ля (си бемоль) третьей октавы. 3. Инструмент, изготовлением которого прославились мастера Амати, Гварнери, Страдивари. 7. Самый низкий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра. 8. Ударный инструмент. 10. Деревянный духовой инструмент, хорошо передающий мечтательное, задумчивое настроение. 13. Музыкальный инструмент, охватывающий практически полный диапазон симфонического оркестра. 14. Самый высокий медный духовой инструмент симфонического оркестра. 15. Один из струнных смычковых музыкальных инструментов. По-вертикали: 1. Самый высокий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра. 4. Самый низкий струнный смычковый инструмент симфонического оркестра. 5. Струнный инструмент, обладающий густым и певучим тембром. Этому инструменту часто предназначены выразительные соло в оркестре. 6. Медный духовой инструмент, предком которого был охотничий рог. Часто исполняет в оркестре аккомпанирующую партию. 8. Медный духовой инструмент с выдвижной кулисой. 9. Ударный инструмент с настраиваемой высотой звучания, в форме нескольких котлов, обтянутых сверху кожей. 10.Древнейший музыкальный инструмент имеющий форму лука. 11. Самый крупный медный духовой инструмент. 12. Один из самых древних струнных инструментов. Вошел в состав симфонического оркестра в 19 веке.
Тема 4: Типы оркестров. Оркестр. В Древней Греции орхестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты. Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них – симфонический оркестр. Слышали вы, разумеется, и духовой и эстрадный оркестры, оркестры народных инструментов. В симфоническом оркестре определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнно-смычковые, деревянные духовые, и медные духовые и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган. Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Оркестр, который имеет от 15 до 30 исполнителей, называют камерным. Под словом камерный подразумевают не очень большой коллектив, который может располагаться в маленьком помещении, предназначенном для узкого круга слушателей. Отсюда и пришло понятие камерная музыка – «комнатная музыка». Струнный оркестр состоит только из струнных инструментов симфонического оркестра. Музыканты в этом оркестре исполняют произведения на скрипках, виолончелях, гитарах. Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе - на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая. Основные инструменты духового оркестра – медные: трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые – флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные - барабаны, литавры, тарелки. Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им и исполняются симфонические произведения, пере оркестрованные для духового состава. Оркестр народных инструментов. Из названия понятно, что этот оркестр состоит из народных музыкальных инструментов. Мы говорим народный, а значит это – национальный, потому, что каждая нация имеет свои народные инструменты, которые входят в состав таких оркестров. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых, клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов. Исполняет он эстрадную и джазовую музыку.
Схема расположения музыкантов в симфоническом оркестре.
Несколько слов о том, кто управляет оркестром…
Дирижер – это руководитель музыкального коллектива (хора или оркестра). Музыканты очень внимательно и послушно исполняют все требования своего руководителя. Без дирижера музыка не звучала бы так гармонично и вдохновенно. Слово это произошло из французского языка и обозначает «управлять, руководить». Дирижер не просто следит, чтобы все играли согласованно, он заранее разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному музыканту, быстро или медленно, громко или тихо нужно играть. И все это он показывает при помощи своей «волшебной» дирижерской палочки. Каждый взмах этой палочки означает определенную команду, понятную только музыкантам. Дирижер – очень важная профессия. Он нужен в оркестре, в хоре и ансамбле – везде, где музыку исполняет большой коллектив.
Впиши названия музыкальных инструментов в каждую указанную группу:
1. Укажите: Самый низкий струнный смычковый инструмент ________________ Самый низкий деревянный духовой инструмент _________________ Самый низкий медный духовой инструмент _____________________
2. Назовите инструменты, у которых есть несколько клавиатур для рук и клавиатура для ног _________________________________ Около 40 струн и 7 педалей ___________________________________ Выдвижная кулиса __________________________________________
3. Укажите, какой инструмент изобрел бельгийский музыкант Сакс? _______________________________________________________. 3. В стихах нередко встречаются названия музыкальных инструментов. Впишите их в следующие строки:
а) Три струны у ________________ но широк ее размах большой. Взмах руки, и пролетают чайки С набежавшей песенной волной.
б) Не соловей – то пела ___________ Когда ж оборвалась струна Кругом рыдала и звенела, Как в вешней роще, тишина.
в) И сейчас же щетки, щетки, Затрещали, как ________________ И давай меня тереть, Приговаривать. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк» Для того, что бы познакомить детей с симфоническим оркестром, композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 году написал музыкальную сказку «Петя и Волк». В своей автобиографии он писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый всегда одному инструменту: утку изображал гобой, дедушку – фагот и т.д. перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы; за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембры инструментов - в этом педагогический смысл сказки». Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра. Сначала вступает струнная группа, которая представляет главного персонажа сказки – отважного мальчика Петю. Тема звучит в духе веселого марша благодаря мажорной мелодии, упругому ритму, красочной гармонии: Далее, по мере появления других персонажей сказки, представлены деревянные духовые инструменты. Мелодия Птички, Утки очень изобразительны. В воображении и впрямь представляются их движения, голоса. Легкая, ажурная тема флейты, украшенная форшлагами, мордентами и исполняемая штрихом staccato, изображает птичий щебет, а волнообразное движение шестнадцатых – порхание Птички. В тембре гобоя, звучащем несколько гнусаво так и слышится утиное «кря-кря». Неровный ритмический рисунок темы, «заминки», создаваемые синкопами и форшлагами, изображают неуклюжую Утку, переваливающуюся с боку на бок.
Спор Птички и Утки о том, кто из них настоящая птица, позволил композитору объединить их темы, а значит – и тембры. …Появляется кошка. Кларнет изображает ее крадущуюся, осторожную походку, исполняя тему штрихом staccato. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирает на месте. Эти остановки отражены ритмическим рисунком:
Обратите внимание, что кларнет в таком низком регистре звучит несколько приглушенно, даже зловеще. Далее композитор раскроет возможности этого инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево. …Появляется Дедушка. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь места опасные, может и волк из лесу прибежать. Фагот, исполняющий тему Дедушки, звучит ворчливо и хрипловато, предавая взволнованную речь. Угловатая мелодия с резкими скачками, назойливыми повторами одних и тех же звуков и мотивов, неровный ритмический рисунок выражает настроение, характер и особенности речи Дедушки.
Когда Петя бесстрашно заявил, что не боится волков, у струнных зазвучала его веселая лейттема. Она завершила первую часть сказки, в которой произошло знакомство со струнными и деревянными духовыми инструментами. ...Опасения Дедушки были не напрасны. Из лесу действительно прибежал Волк. Его тема резко отличается от тем других персонажей. Грозное завывание трех валторн в низком регистре, мрачные минорные краски изображают Волка злым хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана. Устрашающий характер придают теме нагромождение диссонансов в гармонии:
Прыжки пойманного Волка, его ярость изображаются жесткими тембрами солирующих тромбонов. …наконец появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников изображены громом литавр и барабанов. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Сказка заканчивается торжественным шествием ее участников. В последний раз звучат их лейттемы. Ведущей становится тема Пети, превращенная в победный марш.
С. Прокофьев «Петя и волк».
Тема 5: Вокальные тембры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|