ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Малые вокальные жанры. Песня.
Само слово песня говорит само за себя. Песня – это значит, что поют. Поют для себя и для других, поют вместе и в одиночку; поют в шутку и всерьез, под гитару, под оркестр и без всякого сопровождения. Песня состоит из запева и припева. А все вместе называется куплет. Песня может состоять из двух и более куплетов. В создании песни участвуют композитор, который пишет музыку, и поэт, который пишет слова. Исполнитель поет уже написанную песню. Такие песни называются авторскими. Но есть песни, авторы которых неизвестны. Эти песни называются народными. Народные песни слагались в далекое от нас время, когда грамоте никто из простых людей не обучался. Эти песни, никем не записанные, передавались устно от отца к сыну, от матери к дочери, от семьи к семье, от селения к селению. Народные песни предавали быт и характер народа, его радость и горе, поэтому их назвали душой народа. Первые записи народных песен стали появляться в конце ХVIII века. В народной песне отражались мудрость народа, его характер, быт, его связь с природой, труд – все то, с чем был связан человек в своей жизни. Из народных песен потомки узнают о прошлом своего народа. Великие русские композиторы – Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков и другие – очень широко использовали народные песни в своих произведениях. Но бывает так, что композиторская песня по характеру очень похожа на народную. Про такие песни говорят, что они написаны в народном стиле. По своему характеру народные песни разнообразны. В них можно встретить и песенность, и танцевальность, и маршевость. Но преобладают в них певучесть, распевность, поэтому народные песни очень легко поются. Для многих народных песен характерна форма вариаций.
Русская народная песня «Вьюн над водой». Романс. Романс – это жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. «Романс» – это испанское слово, означающее «по-испански», то есть исполняется, как в Испании. Термин этот появился в средние века. Он означал, что вокальное произведение исполняется испанским певцом в испанском стиле. Вскоре весь мир стал называть светскую песню «романсом». Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Существует несколько разновидностей романса: баллада, элегия и романс в танцевальных ритмах. В XVIII веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. В 19 веке появились национальные школы романса. Каждый представитель данных школ писал произведения, придерживаясь одного стиля. Так появились Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру. Современными исполнителями романса являются Олег Погудин и Леонид Серебрянников. Прекрасным исполнителем романсов в эстрадной манере их подачи считается популярный певец Александр Малинин.
М. Глинка Романс «Жаворонок».
9. 1. Танцевальная музыка: народные танцы. Каждая народность, национальность имеет свою национальную музыку, свои национальные инструменты, своих композиторов и исполнителей. Музыка сопровождает и танцы. Танцы существовали в той или иной форме практически с первых шагов человечества. Первобытные люди в танцах изображали животных и силы природы, и религиозные танцы были частью истории человечества с самых первых ее страниц. Среди народных танцев разных стран некоторые стали очень известны именно благодаря музыке, например менуэт, гавот, полонез, вальс, полька, мазурка. Они имеют широкую известность у себя на родине и далеко за ее пределами. Древнейшие танцы, как уже отмечалось, были частью обрядов. В Древней Греции весенние праздники в честь бога виноградарства и виноделия Диониса были игровыми действами с плясками и пением. У древних славян обряды встречи весны отличались большим разнообразием. Один из таких обрядов был очень распространен – молоденькую девушку наряжали в яркие одежды, на голову одевали красивый венок, украшали лентами и водили вокруг нее хоровод, пели веснянки. Движение по кругу имело тайный магический смысл – символ Солнца. Таким образом люди призывали животворящее тепло. «Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный росс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец бешенный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный» (Н. В. Гоголь). Гоголь обратил внимание на национальное своеобразие народных танцев. В каждом из них свой неповторимый темп, ритм, характер движений. Национальный костюм, в котором танец исполняется, также дополняет его характер. В русском хороводе плавные неторопливые движения девушек, как бы сплетающееся кружево танца, сочетаются с плавными линиями длинных сарафанов, сдержанностью жеста. Девичьи хороводы лиричны по характеру.
В украинском гопаке другие черты. Это живой, задорный танец.Взгляните на украинский костюм. На девушках венки с лентами, недлинные юбки, нарядные красные черевички. На юношах вышитые рубахи, широкие шаровары, сапоги. В таких костюмах удобно отплясывать гопак с резкими движениями, прыжками и притопами. Движения, характерные жесты танца отражаются и в музыке – в остром разнообразном ритме, акцентах, быстром темпе. Гопак из оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
Русский трепак также имеет жизнерадостный характер. Это задорный, ритмически четкий танец с лихим притопыванием. В нем отражаются ловкость, сила, удаль танцоров. Трепак из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Полька без сомнения известна всем. Его танцуют и стар и млад и любят за легкий, беспечный характер. Многие по ошибке принимают веселую польку за польский танец, а между тем он чешского происхождения. Название его происходит от слова pulka – половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал, и, услыхав ее веселые звуки, никто не мог устоять на месте. Этот самый любимый из чешских народных танцев завоевал широкую популярность во всей Европе. Полька из оперы Б. Сметаны «Проданная невеста» Лезгинка. Большую известность среди наших народов приобрел грузинский танец лезгинка. Быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, плавности и изящества от девушки, она является их своеобразным соревнованием. Музыка лезгинки – с четким ритмом, двудольным размером и энергичными движениями – привлекла к себе внимание многих композиторов. Лезгинка из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
9. 2. Танцевальная музыка: танцы народов Европы. В XVIII веке Франция была законодательницей танцевальной моды. В 1661 году в Париже была создана единственная в Европе «Академия танца». В это время в Париже стали открываться первые танцевальные залы для балов. Сам глава государства – король Людовик XIV – был страстным любителем танцев, музыки. При нем появились многие французские балеты. В тридцати из них он исполнял сольные партии. При Людовике XIV был создан и первый ансамбль скрипачей – знаменитые 24 скрипки короля! Под руководством Ж.-Б. Люлли. Менуэт – старинный французский крестьянский танец. В XVII веке король Людовик XIV открыл моду на этот танец, продержавшийся в музыке несколько столетий! Вскоре менуэт оставил позади все другие придворные танцы XVII века. Существовали «менуэт короля», «менуэт королевы», «менуэт двора». Танцевальные движения были так замысловаты (поклоны, реверансы, мелкие шаги) что проходили не дни, а годы, прежде чем аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Постепенно в менуэте исчезли простонародные черты и он стал «школой изящных манер». Умение танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей. В XVIII веке мода на менуэт пришла и в Россию. Менуэты, звучащие в Петербурге на Петровских ассамблеях, исполнялись как танцевальные, а затем и как инструментальные пьесы. В. Моцарт опера «Дон Жуан»
Полонез – самый древний танец. В старину он назывался «великим», или «пешим» танцем. Нынешнее его название – французское, в переводе означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом – парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки – своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез – более спокойный и плавный. М. Глинка Полонез из оперы «Иван Сусанин».
Излюбленный польский танец – мазурка, точнее – мазур (от названия одной из областей Польши – Мазовии). Народная мазурка – с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере – это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев. П. Чайковский Мазурка из балета «Лебединое озеро».
Краковяк (краковцы – жители города Кракова) – отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали тоже только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой: она – плавно, изящно, он – с резкими притоптываниями. М. Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин».
Интересна судьба австрийского танца лендлера. Этот парный круговой трехдольный танец получил свое название от австрийской области Ландль. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый вальс. Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии, крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами (отсюда происхождение названия танца – немецкое walzen -- прокатывать). Постепенно движение становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался вальс. На рубеже XVIII и XIX века вальс быстро распространился по многим странам. Прежде всего новый танец завоевал Вену. Вальсы композиторов Лайнера и Иоганна Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду. Вальсы же Иоганна Штрауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух.
И. Штраус вальс «На прекрасном голубом Дунае».
Маршевая музыка.
Музыкальное произведение, которое сопровождает ходьбу, шествие, называется маршем. С маршами – бодрыми походными, веселыми, праздничными, а порой, увы, печальными, траурными – связаны многие, очень многие события в жизни каждого человека, в жизни огромных масс людей. Что же такое марш? Французское marche означает в переводе – ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, объединяет их одно: марш пишется всегда в четном размере – на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Правда, бывают редкие исключения из этого правила. Песня А. В. Александрова «Священная война», написанная на стихи В. И. Лебедева-Кумача в самом начале Великой Отечественной войны, – трехдольная. Но это – самый настоящий марш – мужественный, суровый и грозный. Под его звуки уходили на фронт солдаты. Ну, а «настоящих» маршей вы, конечно, знаете великое множество. И тех, что написаны для движения под них, и тех, что входят в крупные произведения – оперы, симфонии, оратории, сонаты. Очень известны марши из оперы Гуно «Фауст», из «Аиды» Верди, марш Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки. Марш звучит в третьей части Шестой симфонии Чайковского и в финале Пятой симфонии Бетховена. Траурными маршами являются медленные части Третьей симфонии Бетховена, его же фортепианной сонаты No 12 соч. 26, фортепианной сонаты си-бемоль минор Шопена. Много маршей встречается среди детских пьес для фортепиано. Например, в «Детском альбоме» Чайковского есть и траурный марш – «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков». А. Александров «Священная война». И. Штраус «Марш Радецкого». Вспомни метроритмические особенности танцев и сопоставь ноты с названиями произведений:
Простукай предложенные ритмические модели, вспомни, в каких танцах они чаще всего встречаются:
Используя известные тебе ритмические формулы, характерные для марша, на специальной строчке напиши партию для малого барабана:
________________________________________________
________________________________________________
_________________________________________________ Объедини стрелочками: Украинский Русский Грузинский Польский Чешский Австрийский Французский Менуэт Мазурка Трепак Лезгинка Полька Гопак лендлер Подготовься к контрольному уроку:
Отгадай загадки:
Кто на чём играет?
На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. На гармошке – гармонист. А на бубне?.. На кобзе – кобзарь. На дудке – дударь. На ложках – ложкарь. А на литаврах?.. На флейте - флейтист. На тубе – тубист. На кларнете – кларнетист. А на тамтаме?.. На органе – органист. На пианино – пианист. А на рояле?.. А кто играет на барабане? На балалайке? На скрипке? На контрабасе? На синтезаторе?
Кто невежливый такой: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|